Основные тенденции развития образования в современном мире




 

Новый тип экономического развития, утверждающийся в информационном обществе, вызывает необходимость для работников несколько раз в течение жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию. Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность становится важнейшей компонентой его экономического развития. Становление образования как важнейшего фактора преодоления отсталости в развитии большей части человечества. Переход от индустриального к информационному обществу, постепенно осуществляющийся в развитых странах, грозит обострить до предела одну из сложнейших глобальных проблем современности - проблему преодоления отсталости в развитии многих стран.

Для того чтобы создание современной информационной инфраструктуры в развивающихся странах способствовало не только повышению прибылей развитых стран, участвующих в финансировании этого процесса, но и главным образом - преодолению социально-экономической отсталости, необходимо использование новых технологий, как в международном бизнесе, так и в самых различных сферах жизни в развивающихся странах. А это требует и современных технических систем, и определенных знаний, навыков, умений, моделей поведения у граждан этих стран. Становление информационного общества требует качественного повышения человеческого, интеллектуального потенциала развивающихся стран и тем самым выдвигает сферу образования напервый план общественного развития. От решения проблем образования, которые всегда остро стояли в развивающихся странах зависят сейчас перспективы социально-экономического развития этих стран, решения глобальной проблемы преодоления отсталости в мире..

Функции образования выполняют самые различные социальные институты, а не только школы и ВУЗы. Важнейшие образовательные функции берут на себя предприятия. Так, крупные промышленные предприятия обязательно имеют в своем составе подразделения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров. Неформальное образование имеет целью компенсировать недостатки и противоречия традиционной школьной системы и часто удовлетворяет насущные образовательные потребности, которые не в состоянии удовлетворить формальное образование.

Переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. Суть этого перехода заключается не только в смене приоритетов: от государственного заказа на подготовку специалистов к удовлетворению потребностей личности.

Новая концепция предусматривает индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать возможности каждого конкретного человека и способствовать его самореализации и развитию.

Произошло радикальное изменение взглядов на образование взрослых и его роль в современном мире. Оно рассматривается сейчас как магистральный путь преодоления кризиса образовательной системы, формирования адекватной современному обществу системы образования.

Превращение знаний в основной общественный капитал, возрастание выгод, связанных с получением знаний, заключается в том, что выгоды от него получает человек, который потребляет этот товар, общество в целом и конкретные предприятия. Отсюда вытекают основания для смешанного финансирования образования, развитие рыночных отношений в этой сфере.

Основной тенденцией современного образования является постепенное смещение приоритетов от прямого обучения к индивидуальному контакту со студентами. Ключевые лекции и семинарские занятия остаются, конечно, незаменимыми, однако существенная часть учебного процесса может проходить во время индивидуальных консультаций с преподавателями по конкретным темам или проблемам.

Выпускнику современной школы нужны не сумма знаний и умений, а способности к их получению; не исполнительность, а инициатива и самостоятельность. Саморазвитию научить напрямую нельзя – эта способность не передается. Но педагог может создать условия для «выращивания» этой способности. Умение создать такие условия становится профессиональным требованием к педагогу.

 

 

\

 


ВОПРОС 16. КРАТКО. НАЗОВИТЕ БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ,ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Предпосылкой и результатом патриотического сплочения и единства является коллективистское самоопределение личности – солидарность личности с группой на основе сознательного согласия с общими целями, идеалами, коллективными нормами и ценностями.
Как особый тип самоопределения личности патриотизм противостоит негативизму, действиям и поступкам, намеренно противоположным требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп.
Патриотическое самосознание предполагает также высокий уровень развития коллективной идентичности – отождествления себя и своих отличительных черт с большими общностями людей и культурно-политическим единствами (народом, страной, государством). Любая идентичность важна потому, что определяет поведение человека. Патриотическая идентичность способна мотивировать солидарное поведение огромных масс людей, лишенное какого-либо корыстного интереса.
Патриотическое воспитание не может обойтись без так называемых коллективообразующих эффектов совместной деятельности – отношений дружбы и товарищества, трансляции при помощи этих отношений своей активности другому, идеальной представленности человека или группы людей в другом человеке или другой группе.Целенаправленное использование этих эффектов может обеспечить только устойчивая, целостная и способная к постоянной социально-психологической саморегуляции воспитательная система. Такую систему нельзя создать в административном порядке, по единой унифицированной модели образовательного учреждения; она не идентична и системе воспитательной работы – совокупности воспитательных мероприятий.
Для патриотического воспитания общественный характер воспитательной системы, соединение в ней не абстрактных ролей, а конкретных людей по интересам, увлечениям, на основе общего дела – не просто важное, но одно из главнейших условий достижения реальных результатов. Без этого условия невозможно естественное и необходимое для патриотического самосознания сочетание коллективизма с коллективистским самоопределением и мотивированной коллективистской идентификацией личности.
Как общественный процесс патриотическое воспитание зависит от принятых в обществе культурных образцов поведения, от того, насколько эти образцы соответствуют представлениям о долге, верности и служению Родине. Если такие представления укоренены в базовой культуре общества, ярко воплощены в ее смыслах, образах, символах и устойчиво принимаются разными поколениями, то возникает прочный механизм самовоспитания патриотических качеств личности; процессы патриотического воспитания и формирования личности переплетаются между собой.
Чем более высоким ценностным статусом наделяются образцы патриотического поведения, чем больше образцы такого поведения приобретают черты культа (культ самоограничения, служения, принятия бремени государственных обязательств и т. д.), тем более самодовлеющим и самодостаточным становятся мотивируемые образами чувства долга, ответственности и т. д. Если же патриотические умонастроения и установки уходят из базовой культуры общества или если их значения ослабляются контркультурными по значению ценностями и моделями поведения, то самовоспитание патриотизма перестает быть общественной ценностью, как бы ни культивировались его традиционные образы и исторические символы.
В теоретическом плане и весьма условно общественное (гражданское) основание патриотического воспитания может быть разделено на —социально-нравственное (гражданские идеалы и ценности), —социально-психологическое (коллективообразование, коллективообразующая роль воспитательных систем), —морально-психологическое состояние общества), —социокультурное и культурно-историческое (культурные образцы развития личности, самовоспитания человека, историческая память, культурно-исторические традиции патриотизма).

В целях более четкого понимания общественного значения патриотического воспитания надо различать его гражданское основание и собственно гражданско-патриотическое воспитание. И то, и другое понятия имеют отношение к определению основных путей развития системы патриотического воспитания граждан. Но первое – гражданское основание патриотического воспитания – раскрывает больше социальные и педагогические закономерности становления и развития данной системы.
Второе – гражданско-патриотическое воспитание, как одно из направлений воспитательной деятельности, относится больше к мировоззренческому содержанию и долгосрочным целям системы патриотического воспитания. Первое соотносит намечаемое содержание, формы и методы воспитания с общими регуляторами воспитательной практики.
Второе сопрягает задачи воспитания гражданина-патриота с ценностными ориентирами развития российского гражданского общества: его единством и самобытностью, уникальной ролью в сплочении разных народов и культурных групп, в судьбах страны и мира, значением и ценностью российского гражданства и российской идентичности.
В российском культурно-историческом контексте гражданский патриотизм имеет глубокий нравственно-этический смысл, берет начало в высших нравственных идеалах служения, долга, справедливости и солидарности. Человеческое при этом превалирует над этническим, всеобщее над частным – корпоративным.
Гражданские установки патриотического воспитания, следовательно, тяготеют к уровню нравственных смыслов, ценностей и мотиваций.
Важно не потерять из виду в воспитательном процессе эти традиции. Они поднимают его содержание и цели на общественно-нравственную высоту. На высокий уровень коллективообразования и коллективистского самоопределения личности, что так важно и необходимо в гражданско-патриотическом воспитании. Появляется возможность понять и зафиксировать прямую связь между тем, что мы хотим получить в результате такого воспитания (коллективизм, ориентация на общественные интересы, единство и консолидацию общества) и тем, что можем и должны предпринять для достижения этих результатов (создать необходимый нравственно-психологический климат для воспитания патриотизма). Эту связь выражают следующие принципы гражданско-патриотического воспитания:
1. Ориентация на нравственные отношения в коллективе, нравственный принцип воспитания: улучшить общество, улучшив самих себя&. Наиболее полно и последовательно этот принцип выражают ценности альтруизма, альтруистического отношения к окружающим.
2. Личностная ориентация нравственного воспитания, направленность его на формирование сознательной жизненной позиции воспитуемых. Этот принцип предполагает развитие мотивов альтруизма, реализацию потребности в самоуважении через готовность к альтруистическим поступкам.
3. Комплексный подход к нравственному воспитанию, охватывающий последовательно основные моменты как собственно воспитательного процесса (переживание – потребность и мотив деятельности – действие – практическая деятельность), так и процесса самовоспитания личности (осознание – самосознание – поступок).
4. Культурно-исторический контекст воспитания, формирующий понимание и знание российских традиций и ценностей, роли России в истории и мире. Коллективообразующий результат (эффект) нравственного и культурно-исторического воспитания – интеграция субъектов и участников воспитательного процесса в коллектив, общность, скрепленные морально-психологическим единством и оказывающие целенаправленное воздействие на окружающую социальную среду.
Е.Е. Вяземский - доктор педагогических наук, главный научный сотрудник ИСМО РАО, профессор кафедры теории и методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права

ВОПРОС 18.ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
1.Государственный герб России

Государственный герб современной России представляет собой золотого двуглавого орла в червленом (красном) фоне.

Орел увенчан тремя золотыми коронами — символами государственного суверенитета нашей великой страны, в лапах его — скипетр (древнейший символ власти) и держава (символ единения народа).

На груди орла — щит, в червленом поле которого едущий вправо для зрителя, стоящего лицом к щиту, серебряный всадник в лазоревом (синем, голубом) плаще, поражающий копьем чёрного опрокинутого и попранного конём дракона.

В своей основе современный Государственный герб нашей страны таков, каким он сформировался во второй половине XVII(17) века.

Изменение, и то самое незначительное, есть только одно. Если в XVII(17) веке всадник на груди орла понимался как изображение царя, то сегодня всадник на Государственном гербе — это не изображение царя, а просто символический образ, воплощающий идею торжества добра над злом.

Часто всадника Государственного герба, ошибочно, называют святым Георгием. У всадника нет обязательных для изображения святого атрибутов святости — нимба вокруг головы или крестообразного завершения копья. Кроме того, по старинной российской традиции на груди двуглавого орла всегда изображался как раз не святой, а символический светский всадник.

Иногда всадника Государственного герба путают с гербом города Москвы. Однако это неверно. Всадник Государственного герба и герба Москвы похожи, но имеют серьезные отличия, а именно:

в Государственном гербе всадник «едет», то есть конь стоит на трех ногах, а одна передняя поднята; в гербе Москвы — «скачет»: конь опирается на две задние ноги, обе передние подняты;
в Государственном гербе всадник не имеет головного убора — в гербе Москвы голова всадника покрыта шлемом;
в Государственном гербе дракон, пораженный всадником, опрокинут на спину и попран конём — в гербе Москвы дракон стоит на четырёх лапах и поворачивает голову к всаднику;
в Государственном гербе изображается светский всадник, в гербе Москвы — святой Георгий.
Использование Государственного герба России

Правила использования Государственного герба установлены законом «О Государственном гербе Российской Федерации». Согласно данному закону разрешено изображать Государственный герб цветным или одноцветным, он может изображаться полностью или в виде двуглавого орла со всеми атрибутами, но без геральдического щита. Это отвечает старинной традиции использования российского Государственного герба.

Правила соблюдения цветов при изображении герба без щита те же, что и при изображении со щитом.

Законом установлены жесткие рамки использования изображений Государственного герба: он должен помещаться на зданиях, в которых расположены органы государственной власти, в кабинетах их руководителей, на бланках законов и других законодательных актов, бланках государственных документов и печатях государственных организаций.

Не предусмотренные законом случаи официального использования Государственного герба допускаются только с разрешения Президента Российской Федерации.

На основе Государственного герба строятся эмблемы органов федеральной исполнительной власти — министерств и ведомств: они представляют собой двуглавого орла, у которого некоторые атрибуты (например, скипетр и держава в лапах, щит на груди) заменяются знаками, указывающими на профиль министерства. Таким образом, герб служит знаком, указывающим на государство и государственную власть.

2.Государственный гимн России

Государственный гимн РФ— с 2000 года

Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Государственный гимн — это музыкальное произведение, музыкальный опознавательный знак государства, его официальный символ.

Государственный гимн исполняет ту же функцию, что и государственный герб, государственный флаг и название страны, — он обозначает свою страну, отличает её от других стран.

Государственный гимн Российской Федерации представляет собой песню, музыку которой написал композитор А. В. Александров, а слова — поэт С. В. Михалков.

Гимн имеет три куплета, после которых трижды исполняется припев.

Гимн может звучать со словами или без слов — оба исполнения являются равноценными. При исполнении гимна без слов обыкновенно звучат только первый куплет и припев.

Использование Государственного гимна России

В официальных случаях он обычно исполняется духовым или симфоническим оркестром, а если при этом используются слова, то участвует смешанный хор. Но это не исключает иного состава музыкантов.

Гимн обязательно звучит в важнейшие для страны дни: при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам, при наступлении Нового года, а также в официальных ситуациях: при вступлении в должность Президента Российской Федерации, открытии сессий и заседаний палат Федерального Собрания, при встрече официальных иностранных делегаций и т. п.

Закон устанавливает случаи, когда гимн должен использоваться обязательно, но он не ограничивает свободу граждан России пользоваться своим гимном. Мы можем исполнять гимн всегда, когда чувствуем к тому потребность, когда хотим подчеркнуть, что мы граждане своей страны.
ПОДРОБНЕЕ О ГИМНЕ.Государственный гимн Российской Федерации (утвержден Федеральным конституционным законом Российской Федерации «О Государственном гимне Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года № З-ФКЗ).
В России вплоть до XVII века во время государственных церемоний вместо гимна исполнялись православные церковные песнопения. В эпоху Петра Великого во время всевозможных торжеств стали исполняться «виватные канты» - патриотические песнопения.
Позднее роль официального гимна исполнял старейший русский «Преображенский марш Петра Великого». С этим маршем русские войска одерживали свои прославленные победы. Он звучал при штурме Измаила (1790 г.), под Бородином (1812 г.). К концу XIX века марш элитного полка Российской империи стал главным в России.
С 1816 года первым официальным государственным гимном России стал английский гимн «Боже, храни короля». Его текст был переведен поэтом Василием Жуковским и дополнен несколькими строфами Александра Пушкина. Гимн получил название «Молитва русских». Как все гимнические песнопения, «Молитва» была краткой и легко запоминающейся.
Рождение второго официального гимна, с которым страна прожила почти век, связано с именем композитора Алексея Федоровича Львова. По указанию Николая I в 1833 году им была написана музыка российского государственного гимна на слова (уже другие) Василия Жуковского. Впервые «Боже, Царя храни» прозвучал 11 декабря 1833 года в Большом театре.
По указу Николая I от 31 декабря 1833 года гимн «Боже, Царя храни» был объявлен государственным и оставался единственным и официальным гимном.
Несложную хоральную мелодию Львова называли одной из красивейших в мире. Вся гениальность состояла в простоте формы и силе идеи. Русский гимн был самым кратким в мире - всего шесть строк текста.
После Февральской революции (1917 г.) непродолжительное время роль гимна выполняла французская «Марсельеза».
После Октябрьской революции и до 1 января 1944 года государственным гимном Советского Союза являлся «Интернационал».
Новый гимн, написанный Александром Александровым на основе песни «Гимн партии большевиков» (текст С. Михалкова и Г. Эль-Регистана), официально использовался с 15 марта 1944 года. «Интернационал» стал партийным гимном. Вторая редакция советского гимна была утверждена указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 мая 1977 года.
5 ноября 1990 года Правительство РСФСР приняло постановление о создании государственного герба, государственного флага и гимна РСФСР. В качестве музыки гимна комиссия одобрила «Патриотическую песню» Михаила Глинки в оркестровке Андрея Петрова, слова гимна не были официально утверждены.
После распада СССР в 1991 году мелодия М. Глинки стала гимном России. 11 декабря 1993 года указом Президента Б. Ельцина было утверждено Положение о Государственном гимне РФ, на основании которого гимном признавалась мелодия, созданная на основе «Патриотической песни».
В 2000 году началась работа по принятию нового Гимна Российской Федерации. Проект закона «О государственном гимне РФ» был в целом принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года. 20 декабря 2000 года новый гимн на старую мелодию А. Александрова вновь стал государственным гимном Российской Федерации.
30 декабря 2000 года президент В.В. Путин утвердил текст Государственного гимна России на стихи Сергея Михалкова (третья редакция).
Государственный гимн Российской Федерации исполняется:
- при вступлении в должность Президента Российской Федерации после принесения им присяги;
- при вступлении в должность руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководителей органов местного самоуправления;
- при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации и сессий Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации;
- во время официальной церемонии подъема Государственного флага Российской Федерации и других официальных церемоний;
- во время церемоний встреч и проводов посещающих Российскую Федерацию с официальными визитами глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, официальных представителей иностранных государств, а также глав межгосударственных и межправительственных организаций - в соответствии с дипломатическим протоколом;
- во время проведения воинских ритуалов - в соответствии с общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации.
Государственный гимн Российской Федерации может исполняться:
- при открытии памятников и памятных знаков;
- при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Российской Федерации;
- во время иных торжественных мероприятий, проводимых государственными органами, органами местного самоуправления, а также государственными и негосударственными организациями.
При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины - без головных уборов.
В случае если исполнение Государственного гимна Российской Федерации сопровождается поднятием Государственного флага Российской Федерации, присутствующие поворачиваются к нему лицом.
Исполнение и использование Государственного гимна Российской Федерации с нарушением Федерального конституционного закона «О Государственном гимне Российской Федерации», а также надругательство над Государственным гимном Российской Федерации влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.Государственный флаг России

Государственный флаг — это опознавательный знак государства, его официальный символ.

Государственный флаг исполняет ту же функцию, что и государственный герб, государственный гимн и название страны, — он обозначает свою страну, отличает её от других стран.

Однако существует и ещё один знак, который обозначает страну цветами и фигурами, — государственный герб.
Почему же тогда кроме герба необходим ещё и флаг? Потому что герб и флаг дополняют друг друга и каждый из них выполняет особую задачу.

Гербы помещаются на бланках, печатях, документах, изданиях, вывесках, различных предметах, указывая на то, какой стране они принадлежат.

Но когда необходимо указать, что государству принадлежит какой-то крупный объект — морское судно, территория, сооружение, когда указание на государственную принадлежность должно быть видно с большого расстояния, то герб не может справиться с этой функцией и выполнить её может только флаг.

Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище, ширина (вертикальный размер) и длина (горизонтальный размер) которого соотносятся как 2:3, состоящее из трех равных по ширине горизонтальных полос: верхней — белого цвета, средней — синего цвета и нижней — красного цвета.

Размеры флага установлены в относительных величинах, и это сделано не случайно: флаг может быть изготовлен самых разных размеров (от больших, многометровых полотнищ, поднимаемых над зданиями, до маленьких, настольных флажков длиной и шириной несколько сантиметров).

Не устанавливаются строго и оттенки цветов флага, важно, чтобы полосы распознавались как белая, синяя и красная, а какой оттенок цвета будет избран (темно-красный или ярко-алый, темно или светло-синий), не имеет существенного значения.

Что обозначают цвета нашего флага? Белый - обозначает мир, чистоту, надежду. Синий - цвет безоблачного мирного неба, верности и правды. Красный - цвет крови, жизни.

Вместе с тем принципиально важно, чтобы полосы флага всегда располагались строго в установленном порядке: белая — вверху, синяя — в середине, красная — внизу.

В мире существует около десятка государственных флагов, составленных из полос белого, синего и красного цветов, и только тот флаг, у которого полосы расположены в традиционном для России порядке, является настоящим флагом нашей страны.

Иногда случается, что по невнимательности российский флаг вывешивают перевернутым — так, что красная полоса оказывается вверху, а белая — внизу. Это грубейшая ошибка: такой флаг не является российским флагом, и использовать флаг с неверным расположением цветов значит проявлять к нему неуважение.

Использование Государственного флага России

Порядок использования государственного флага определяется Федеральным законом.

Законом описаны случаи, в которых флаг должен использоваться обязательно: он помещается на зданиях, в которых располагаются органы власти (Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, правительство, федеральные министерства и ведомства и их отделения, органы власти субъектов Российской Федерации — республик, краев, областей, автономных округов, органы местного самоуправления муниципальных образований — городов, районов и сельских поселений), в рабочих кабинетах руководителей органов власти, на зданиях представительств России за рубежом, на российских кораблях и судах.

Российский флаг каждый день поднимается в воинских частях нашей армии.

Флаг изображается на воздушных судах (самолетах и вертолетах), российских космических аппаратах.

В дни праздников и важных событий государственный флаг украшает улицы и площади.

Закон устанавливает случаи, когда и кем флаг должен использоваться обязательно.

Существуют три основных способа применения флагов: флаг может быть поднят, вывешен (установлен) или растянут.

Существует ещё немало тонкостей в правилах использования флагов, общий свод которых называется флажным протоколом.

Используя государственный флаг своей страны, важнее всего соблюдать одно-единственное правило: помнить, что флаг — это символ каждого из нас, а потому не нужно делать с флагом того, чего нам не хотелось бы, чтобы сделали с нами самими.

ВОПРОС 20. ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
————————В соответствии с данными Всероссийской переписи населения 2010 года, в Российской Федерации проживают представители более 190 народов. Этнический и религиозный факторы являются факторами национальной безопасности, и это отражено в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Межэтнический мир и согласие, со времен образования государства российского, выступают залогом целостности и благополучия страны.
В настоящее время требуется совершенно новые подходы к национальной политике и к регулированию межэтнических отношений. Экстремизм, отрицая этническое и религиозное многообразие, препятствует достижению гражданского согласия, подрывает устои демократического государства и представляет угрозу национальной безопасности абсолютно любого государства.
Настоящее и будущее России тесно связано с такими её чертами, как многонациональность, поликонфессиональность и многоукладность. Именно эти черты, наряду с громадными территориями, находящимися в разных климатических и географических условиях, определяют самобытность России.Большинство народов России сыграли историческую роль в формировании российской государства. Для Российской Федерации взвешенная государственная национальная политика всегда была одним из важнейших факторов стабильного политического развития, роста экономики и обеспечения безопасности страны.
Ни одна страна в мире не вынесла столь тяжелых испытаний на прочность, как Россия. И когда просвещенная Европа отказывается от идей мультикультурализма, Россия демонстрирует планомерную и системную работу в этом направлении. И государственные органы, и гражданское общество, и средства массовой информации объединяются сегодня перед лицом новых угроз и находят пути мирного сосуществования множества культур и религий в условиях процесса глобализации, открытости рынков и увеличения миграционных потоков.
Национальный вопрос не может занимать второстепенное место или быть предметом спекуляций в политической борьбе. Это гибкая, динамичная и деликатная сфера жизни, где требуется особое внимание не только со стороны государства, но и со стороны общественных и религиозных организаций, средств массовой информации, партий, армии, учебных заведений, которым следует в приоритетном порядке распространять и пропагандировать позитивный исторический опыт совместного проживания народов в нашей многонациональной стране.

Ценные знания и опыт многовекового мирного сосуществования различных культур, традиций и религий является в наше бурное время и основой, и важным преимуществом России в общемировом пространстве. Россия всегда была единой, сильной державой, поэтому многие народы стремились в ее состав. Народы Российской Федерации имеют свои культурные корни, особые и свойственные только им пути национального развития.

Сложившееся многовековое сотрудничество народов не раз помогали России пройти все испытания, сообща делили тяготы военных лет, плечом к плечу поднимали разрушенное хозяйство, осваивали огромные природные богатства и создавали промышленную мощь страны.

Благодаря единству российская нация выдержала многие испытания. И в наши дни единство многообразия является одним из источников мира и согласия в обществе, фундаментальной ценностью и важным фактором преодоления экстремистских настроений, национализма, ксенофобии и религиозной нетерпимости.

Ни для кого не секрет, что обеспечение межнационального мира и согласия, решение межнациональных конфликтов в России расцениваются как составной элемент национальной безопасности государства. Задача современной государственной национальной политики состоит в укреплении духовной консолидации многонационального народа России в единую гражданскую нацию при сохранении этнокультурного и языкового многообразия.
Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно в своих выступлениях ставил акцент на гражданское единство и этнокультурное многообразие российской нации, отмечая ее уникальность с исторической и культурной точки зрения.

В статье &Россия – национальный вопрос& президент отмечает, что &необходима кропотливая работа государства и общества, требующая очень тонких решений, взвешенной и мудрой политики, способной обеспечить &единство в многообразии&. Необходимо не только соблюдение взаимных обязательств, но и нахождение общих для всех ценностей. А уверенность, что мы можем обеспечить гармоничное развитие поликультурной общности, опирается на нашу общероссийскую культуру, общую историю и тип идентичности

Любовь к своей Родине, патриотизм не абстрактное понятие, оно основывается на вполне конкретных вещах. Это знание истории Отечества, место и роль своей страны в мире, знание и уважение традиций разных народов, готовность ставить интересы Родины выше собственных амбиций, осознание своего места в жизни и собственной значимости для родного государства. Человек, лишенный в полной мере патриотизма, любви к своей Родине, не способен понять и принять это чувство в представителе другого этноса и другого государства.
Государственная поддержка многообразия традиций и культур народов России является сегодня основным фактором устойчивого развития гражданского общества, реализации его духовного потенциала, сохранения и укрепления общероссийской гражданской идентичности. В основе формирования общегражданской идентичности лежат идеи создания равных возможностей и достойных жизненных условий для всех граждан страны, а единство многообразия должно стать не только нашим общим достоянием, но и главным достижением, основой социального, экономического, общественного, политического и этнокультурного развития многонациональной России.

21.Гражданское и патриотическое воспитание школьников. Воспитание Гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании». Воспитание гражданственности является одним из основных принципов государственной политики в области образования (статья 2).

Воспитание гражданина в современной школе реализуется, прежде всего, через систему форм и методов гражданского образования и воспитания.

Понятие «гражданственность» является ключевым для гражданского воспитания, однако возникают трудности в процессе его толкования как теоретического, так и практического характера.
Конечной целью гражданского воспитания является достижение такого уровня индивидуального сознания, который можно охарактеризовать примерно так: «От того, что и как я делаю, как веду себя и за что голосую, зависит судьба моего народа, моего государства, моя собственная, моих близких; за всё я отвечаю, всё я должен делать по закону и по совести».

Отсюда можно определить понятие гражданина как сознательной личности, сочетающей свободное критическое мышление и автономию с законопослушанием и принятием общественных институтов. Гражданин должен обладать знаниями (о правах человека, государстве, выборах и т.д.). Умениями (критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми и т.п.), ценностями (уважением к правам других, толерантность, компромиссность и др.), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни.

Из этого вытекают и задачи гражданского воспитания. Таковыми являются:

  • распространение среди учителей гуманистических ценностей открытого общества, приобщение к соответствующим (личностно-


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: