Подготовительные работы включают в себя подготовку средств эвакуации и объекта к вытаскиванию.
а) Подготовка средств эвакуации к вытаскиванию объекта включает правильную его установку относительно объекта, перевод оборудования из походного положения в рабочее, раскладку и закрепление такелажного оборудования по принятой схеме вытаскивания.
Так, например, при вытаскивании объектов из оврагов, рвов и карьеров средство эвакуации должно размещаться перпендикулярно склону, по которому будет осуществляться перемещение объекта. А при необходимости установки опрокинутых объектов средство эвакуации должно размещаться таким образом, чтобы создаваемое им тяговое усилие прикладывалось как можно ближе к центру тяжести объекта и перпендикулярно к его продольной оси.
б) Подготовка объекта к вытаскиванию включает:
- разминирование и расчистку путей подхода и эвакуации (срыв крутостей, расчистку завалов, разработку майн и т.п.);
- контроль заряженности объекта, при необходимости проведение его специальной обработки;
- изготовление и укладку полозьев, лыж, гатей, колейных дорожек, настилов и др.);
- отрывку мест для закрепления тросов;
- освобождение ходовой части от грунта (снега, льда).
Подготовительные работы выполняются водителями машин и личным составом эвакуационных подразделений. Для разминирования и проведения сложных и трудоемких работ распоряжением командира соединения (части) привлекается личный состав и техника инженерных и других подразделений.
При вытаскивании объектов полуподъемом и подъемом, как правило, достаточно вручную откопать места закрепления тросов.
Вытаскивание объектов в зависимости от сложности застревания, условий выполнения работ, наличия и возможностей средств эвакуации может осуществляться:
|
- самовытаскиванием с применением тяги движителя или лебедки объекта;
- тягачами с использованием тяги движителя;
- лебедками тягачей;
- с помощью подъемных устройств эвакуационных тягачей.
а) Самовытаскивание исправного объекта используется при легких застреваниях, когда тяговые возможности его движителя превышают величину сил сопротивления движению, но не могут быть реализованы из-за недостаточного сцепления колес (гусениц) с грунтом.
Водитель колесной машины может применить следующие приемы самовытаскивания:
- попеременное включение передач переднего и заднего хода для «раскачивания»;
- укладка бревен под двускатные задние колеса;
- подкладывание под ведущие колеса колейных дорожек и других приспособлений;
- установка съемных барабанов с тросами на ведущие колеса;
- использование лебедок.
Для ГМ наиболее распространенными приемами самовытаскивания являются:
- использование бревна, присоединяемого к обеим гусеницам;
- прикрепление длинного троса или нескольких буксирных тросов к гусеницам и к неподвижной опоре;
- использование лебедки.
б) Вытаскивание застрявшего объекта тягачом с использованием тяги движителя может осуществляться в тех случаях, когда его тяговые возможности достаточны для преодоления суммарных сил сопротивления перемещению тягача и объекта.
В качестве тягачей в этом случае могут использоваться любые машины (автомобили, ГМ, тракторы), масса которых должна быть равна или превышать массу вытаскиваемого объекта.
|
в) Вытаскивание застрявших объектов лебедками тягачей может осуществляться при легких и средних застреваниях. В качестве тягачей могут быть использованы любые машины, оснащенные лебедками, тяговое усилие которых достаточно для преодоления возможных сил сопротивления перемещению объекта.
г) Вытаскивание объектов с помощью подъемных устройств:
- кран-стрелы - двуноги специального автомобиля ЗИЛ-131 и эвакуационных тягачей производится при средним и тяжелом застревании объектов способом полуподъема;
- эвакуационных тягачей, при этом эвакуационный тягач должен быть установлен не далее 7 м от объекта. Если установка тягача невозможна рядом с вытаскиваемым объектом, то вытаскивание может производиться прямым перемещением объекта. В этом случае должны быть приняты меры для обеспечения продольной устойчивости эвакуационного тягача.
д) Вытаскивание объектов с использованием полиспастов применяется при среднем, тяжелом и особо тяжелом их застревании, когда возможности других средств и способов недостаточны или их применение невозможно по условиям доступности объектов.
Полиспасты можно собирать из элементов такелажного оборудования многоцелевых автомобилей и транспортеров – тягачей с лебедками, эвакуационных тягачей и табельных групповых такелажных комплектов, а также из подручных элементов.
Схема полиспаста выбирается исходя из возможностей величины сил сопротивления перемещению объектов и тяговых возможностей выделенного средства эвакуации.