Упражнение «Квадрат Мейера» как комплексный метод отработки общих и специальных принципов фехтования.
Письменная традиция фехтования средневековой и ренессансной Германии оставила нам множество письменных источников разной степени подробности описания – от картинок с весьма скудным письменным сопровождением до подробнейших разборов техник и последовательностей технических действий – Пьес или Уроков.
И, вместе с тем, несмотря на столь богатое количество источников – ни в одном из них нет точной доскональной методики подготовки фехтовальщика, как это принято и привычно в современном фехтовальном спорте. И тут приходится прибегать к построению логических цепочек, использованию экстраполяции описаний из одного трактата в другие… но – увы – всё это так и остаётся (и останется!) всего лишь версией интерпретации.
Как один из наиболее подробных примеров учебного упражнения можно рассмотреть «Gründtliche Beschreibung der Kunst des Fechtens» за авторствомJoachim Meyer (1537 – 1571), а именно - упражнение из 10 главы первого тома этого трактата.
Предлагаю рассмотреть предложенный текст упражнения с точки зрения парных методических отработок, общепринятых в фехтовании в настоящее время.
Итак.
Вкратце, упражнение представляет работу в паре, когда один партнер наносит 4 удара в определённой последовательности, второй – отбивает эти четыре удара и наносит один ответный. Затем роли меняются.
В упражнении выделяют «три слоя» - удары без обманных действий, удары с обманными действиями – и упражнение с выбором.
Итак.
Простая последовательность ударов».
«В Начале, когда ты подходишь на расстояние фатома (прим – 1f=182 см) от твоего противника, то подрезай вверх со своей правой стороны перед ним мимо его лица, один раз, дважды, трижды; и в третьем подрезе вверх перед ним выйди в позицию «Длинное Острие», но так, чтобы твоя левая нога осталась бы спереди. Отсюда дай слабой части своего клинка отлететь влево от себя, и, пока падает твой клинок, одновременно с этим тяни рукоять своего меча вверх; шагни и ударь сперва с правой своей стороны в его левое ухо. Как только удар достиг цели, одним движением стяни меч прочь и ударь во-вторых диагонально снизу в противоположном направлении в его правую руку; и во время этого удара держи крестовину своего меча наверху над твоей головой; и, вместе с этим Нижним Ударом, подшагни своей левой ногой вправо к нему и в сторону. И, когда этот удар также достиг цели, ты должен быстро стянуть свой меч обратно к своей правой стороне и ударить справа в его левое нижнее Открытие. Тотчас, как мечи соединятся или удар достигнет цели, стяни меч прочь вокруг своей головы и ударь, в – четвертых, диагонально вниз в его правое ухо. Отсюда, нанеси Пресекающий Удар по кругу и отступи. Эти первые четыре удара должны быть нанесены быстро и проворно из одного Открытия в другое, с соответствующими им шагами.»*
|
Итак, на примере данного отрывка можно наблюдать отработку следующих фехтовальных навыков.
1) Выбор дистанции. Исходное положение – около 2 метров между фехтовальщиками. Это та дистанция, при которой можно войти в дистанцию нанесения удара с шагом вперёд. При этом в тексте не оговаривается – с этой ли дистанции начинается упражнение, или дистанция может быть произвольной, а подрезы вверх начинают, когда выходят на «дистанцию упражнения». В любом случае, мы наблюдаем отработку выбора одного из ключевых понятий фехтования – дистанции.
|
2) Проверка правильности выбора дистанции. Это достигается серией из трёх подрезов снизу вверх. При этом контрольным моментом может служить возможность нанесения результативного подреза по телу партнёра (если «защищающийся» начинает упражнение с Позиций «Плуг» или, тем более, «Железная Дверь» в её рапирной трактовке).
3) Привычка не выводить кисти в зону поражения. При неадекватном расчёте дистанции кисти, слишком далеко выведенные вперёд, являются лёгкой мишенью для поражения подрезом снизу - вверх.
4) «Нападающий» приучается не застывать после первого нанесённого удара, а работать в серии из нескольких ударов. После нанесения ударов «Нападающий» отрабатывает навык к тому, что может последовать последующий удар – вне зависимости – попал он каким-то ударом из серии или нет.
5) «Защищающийся» приучается отбивать серию из четырёх ударов, не застывая после первого или второго. А после отражённой серии – не застывать в защите, а выходить в ответную атаку.
Кроме того, с учётом реалий работы без фехтовальных масок и с минимумом защиты, трёхкратность повтора подреза давала прекрасный условный сигнал того, когда последует атака со стороны «Нападающего».
Обусловленность ударов в серии даёт возможность, зная последовательность ударов, отрабатывать описанные навыки без суеты произвольного выбора, что позволяет научиться реагировать на атакующую серию без напряжения. А, как известно, отсутствие напряжения обусловливает точность и скорость действий.
|
«Кроме того, поскольку меч или клинок при нанесении ударов может поражать или соединяться, главным образом, тремя способами, из коих первый – с помощью длинного лезвия, затем – посредством короткого и, наконец – за счет плоскости, следовательно, также будет необходимым, чтобы ты мог быстро посылать короткое лезвие во все четыре Открытия, так же, как ты делал это при помощи длинного лезвия; а после этого, в конечном итоге, с помощью плоскости, так же, как я только что сказал для короткого лезвия, без помех летящего в удар из одного Открытия в другое, таким образом, чтобы бить посредством внутренней плоскости в правые Открытия, а наружной, коя задняя, плоскость – в его левые Открытия.»
Здесь отрабатывается вариативность способов поражения партнёра – длинным лезвием, коротким лезвием и плоскостями. Таким образом, к тренировке описанных выше навыков добавляется отработка навыка контроля оружия, а именно – сознательный выбор поражающей части меча. Кроме того, отрабатывается чёткость выполнения как поражающего удара (гранью, лезвием), так и «спортивного» - плоскостью (известно, что в турнирных правилах встречались упоминания об ограничении ударов – разрешении их нанесения только плоскостями). Могу сказать, что опыт сознательного ограничения поражающей поверхности в формате полусоревновательных спаррингов (по т. н. «франко – бельгийской системе правил») привёл к любопытному наблюдению: после сознательного ограничения ударов только плоскостями меча, у фехтовальщиков впоследствии улучшалась точность попадания гранью (лезвием) оружия.
Теперь же, поскольку ты лучше тренирован в этом вопросе, ты должен всегда изменять последовательность при помощи первого удара.
Так, сперва ты нанес первый удар в верхнее левое Открытие, а второй – в его нижнее правое Открытие и далее так, как я только что назвал (как указано крайними цифрами в расположенной рядом диаграмме**), затем ты будешь наносить удар сперва в его нижнее левое Открытие, во – вторых – в его верхнее правое, и далее, как указано на вторых цифрах (прим перев – на второй последовательности цифр) на той же диаграмме. После этого наноси удар сперва в его нижнее правое Открытие, второй – в верхнее левое и далее – как показано на третьей последовательности цифр. Наконец, нанеси свой первый удар ему вправо и далее как указано внутренними цифрами. И учись выполнять их все в работе сперва длинным лезвием (как я сказал), затем – коротким лезвием и, наконец, плоскостью.
Здесь мы наблюдаем наработку вариативности комбинаций ударов в серии. Что позволяет отработать разные последовательности атаки Открытий (секторов поражения), а не зацикливать всё на одной последовательности из четырёх ударов.
Через определённое время знание того, какая из последовательностей будет использована «Нападающим», перестаёт быть для «Защищающегося» актуальной. Немного отойдя от канонического выполнения упражнения, мы запустили «пятую сторону Квадрата Мейера» - произвольную вариацию из четырёх ударов, в том числе – повторяющихся в один и тот же сектор (Zucken). Практика показала, что серия из «обусловленных последовательностей» упражнения прекрасно готовит к тому, чтобы парировать или же отбивать удары, идущие и произвольно.
Теперь, когда ты знаешь, как делать это хорошо, то за этим идет следующий элемент, а именно, что ты должен знать, как защищать эти четыре Открытия от ударов, которые ты выучил, и как ты или останавливаешь их своим клинком, или, что лучше, отбиваешь их прочь от себя при помощи встречных ударов.
Это – два главных элемента в бою, из коих исходят все прочие элементы, и они – основа.
Собственно, это комментарий к уже сказанному выше. Стоит добавить лишь, что в техническое задание «Защищающегося» можно ввести два вида защиты – подстановкой и встречным ударом. Что даёт разные тактильные ощущения для обоих фехтовальщиков и создаёт различные предпосылки для действий после удара. Как пример – после защиты подстановкой проще выполнять Обкручивания, Стягивания и прочие элементы, завязанные на «Чувствование» (Fuhlen) - тактильное реагирование при возникновении соединения клинков. При активном отбиве встречным ударом проще реализовать действия, требующие амплитуды и импульса от именно активного отбива клинка, когда действие идёт эффективнее, если противник разгоняет наше оружие своим.