Идентификация опасностей




Введение

 

На практике специалистам в области техносферной безопасности необходимо уметь прогнозировать возможные последствия реализованных опасностей, определять прогнозируемые величины рисков последствий с исходами различной степени тяжести с целью заблаговременной разработки стратегии защиты.

Выполнение практической работы позволит получить практические навыки идентификации опасностей, разработки комплекса превентивных и оперативных мер, снижающих риск тяжёлых последствий при реализации опасностей. Для успешного выполнения работы необходимы теоретические знания – изучение курса лекций, учебных пособий по дисциплине безопасность жизнедеятельности, изучаемой студентами направления 280700.62 «Техносферная безопасность» на третьем курсе в шестом и седьмом семестрах, студентами направления 050100.62 «Педагогическое образование» на первом курсе и втором курсах во втором семестре, третьем и четвёртом семестрах. Продолжительность выполнения работы 4 часа.

Методические указания составлены в соответствии с ООП дисциплины безопасность жизнедеятельности и реализуют общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции бакалавров двух направлений очной формы обучения.

Компетенции, формируемые у бакалавров направления 280700.62 «Техносферная безопасность» профиля «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»: владение культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности (ОК-7); способность анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов (ПК-16); способность ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности (ПК-19).

Компетенции, формируемые у бакалавров направления 050100.62 «Педагогическое образование» профиля «Безопасность жизнедеятельности»: ОК-11 – готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; ПК-7 – готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности; ПК-8 – способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения.

 

Общие требования к выполнению практической работы

 

Целью выполнения работы является закрепление теоретических знаний и получение навыков идентификации опасностей с целью разработки комплекса превентивных и оперативных мер, снижающих риск тяжёлых последствий при реализации опасностей.

Тематика заданий входит в программу изучения дисциплины безопасность жизнедеятельности для студентов направления 280700.62 «Техносферная безопасность» профиля «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» направления 050100.62 «Педагогическое образование» профиля «Безопасность жизнедеятельности» очной формы обучения. Продолжительность выполнения работы 4 часа.

Обеспечивающие средства: учебные пособия по дисциплине безопасность жизнедеятельности, настоящие методические указания. Для сопровождения практических занятий используется мультимедийное оборудование, видеотехника, программные продукты, стенды, макеты, приборы контроля обстановки, средства индивидуальной и коллективной защиты, плакаты.

Задание: Изучить теоретическую и практическую часть, ознакомиться с порядком выполнения задания. Вариант индивидуального задания определяется преподавателем. Перечень вариантов заданий представлен в Приложениях А и Г. Выполнить последовательно задание. Дать рекомендации по разработке комплекса превентивных и оперативных мер, снижающих риск тяжёлых последствий при реализации опасностей с использованием знаний, полученных при изучении теоретического материала по дисциплине безопасность жизнедеятельности.

По завершении работы каждому студенту индивидуально необходимо оформить и защитить отчёт. Образец оформления отчёта представлен в Приложении Б. В Приложении В представлены контрольные вопросы для подготовке к защите работы.

 

Практическое занятие (4 часа)

Идентификация опасностей

 

Цель работы - ознакомление с качественной классификацией (таксономией) опасностей. Определение направлений разработки безопасных решений.

 

2.1Теоретическая часть

2.1.1 Качественная классификация (таксономия) опасностей

Качественную классификацию опасностей целесообразно вести по двухуровневой схеме, сведя в первую группу (I уро­вень) классификации признаки опасности: их происхожде­ние, параметры и зоны воздействия, а именно:

- происхождение источника опасностей;

- вид потока, образующего опасность;

- интенсивность (уровень) воздействия опасности;

- длительность воздействия опасности на объект защиты;

- вид зоны воздействия опасностей;

- размеры зон воздействия опасности;

- степень завершенности процесса воздействия опаснос­ти на объект защиты.

Во вторую группу (II уровень) классификации опаснос­тей целесообразно свести признаки, связанные со свойства­ми объекта защиты, а именно:

- способность объекта защиты различать опасности;

- вид влияния негативного воздействия опасности на
объект защиты;

- численность лиц, подверженных воздействию опасности.

По происхождению опасности среды обитания следовало бы разделить на естественные и антропогенные, полагая при этом, что естественные опасности обусловлены клима­тическими и иными природными явлениями и что возни­кают они при изменении погодных условий и естественной освещенности в биосфере, а также при стихийных явлени­ях, происходящих в биосфере (наводнения, землетрясения и т.д.).

Все остальные опасности следовало бы назвать антропо­генными, поскольку человек непрерывно воздействует на сре­ду обитания продуктами своей деятельности (техническими средствами, выбросами различных производств и т.п.), генерируя тем самым в среде обитания многочисленные опасности. При этом под антропогенными опасностями сле­дует понимать опасности, которые возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей.

В принципе все опасности, происходящие от машин и техно­логий, по своей сути антропогенны, поскольку их творцом считается человек, однако, учитывая их многообразие, значи­мость и, как правило, обезличенность по отношению к их со­здателю, эти опасности в современном представлении выделя­ют в отдельную группу — группу техногенных опасностей.

Техногенные опасности создают элементы техносферы — машины, сооружения и вещества. Перечень техногенных реально действующих опасностей значителен и насчитыва­ет более 100 видов. К распространенным и обладающим до­статочно высокими уровнями относятся производственные опасности: запыленность и загазованность воздуха, шум, виб­рации, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, повышенные или пониженные параметры атмосферного воз­духа в помещениях (температура, влажность, подвижность, давление), недостаточное и неправильно организованное искусственное освещение, монотонность деятельности, тя­желый физический труд, электрический ток, падающие предметы, высота, движущиеся машин и механизмов, части разрушающихся конструкций и др.

В быту и в городских условиях человека также сопровож­дает целая гамма техногенных негативных факторов. К ним относятся: воздух, загрязненный продуктами сгорания при­родного газа, выбросами ТЭС, промышленных предприятий, автотранспорта и мусоросжигающих заводов; вода с избыточ­ным содержанием вредных примесей; недоброкачественная пища; шум, инфразвук, вибрация; электромагнитные поля от бытовых приборов, телевизоров, дисплеев, ЛЭП, радио­релейных устройств; ионизирующие излучения при раз­личных медицинских обследованиях, фон от строительных материалов и др.

Таким образом, по происхождению все опасности принято делить на естественные, антропогенные и техногенные, при этом считают, что естественные опасности создаются приро­дой, а техногенные и антропогенные опасности - рукотворны.

Более внимательное изучение происхождения опасностей позволяет выделить еще две группы опасностей: естественно-техногенные и антропогенно-техногенные. К естественно-техногенным опасностям следует отнести те, которые ини­циируются естественными процессами (землетрясения, ве­тры, дожди и т.п.), приводят к разрушению технических объектов (зданий, плотин, дорог и т.п.) и сопровождаются потерей здоровья и жизни людей пли разрушениям элемен­тов окружающей среды.

К антропогенно-техногенным опасностям относят такие опасности, которые инициируются вследствие ошибок че­ловека (обычно оператора технической системы) и прояв­ляются через несанкционированное действие или разруше­ние техники или сооружений (аварии на транспорте по вине водителей, пожары и взрывы из-за неправильного об­ращения с огнем, с электрооборудованием и т.п.).

Таким образом, по происхождению все опасности следу­ет делить на пять групп:

1)естественные;

2)естественно-техногенные;

3)антропогенные;

4)антропогенно-техногенные;

5)техногенные.

Как уже было сказано выше, все жизненные потоки по их физической природе (вид потока) делятся на массовые, энер­гетические и информационные, следовательно, и возника­ющие при этом опасности следует воспринимать как массо­вые, энергетические и информационные.

Массовые опасности возникают при перемещении возду­ха (торнадо, ураганы и т.п.), воды и снега (ливни, лавины, штор­мы, цунами), грунта и других видов земной массы (земле­трясения, пыльные бури, оползни и камнепады, извержения вулканов и т.п.). Массовые опасности характеризуются коли­чеством и скоростью перемещения масс различных веществ.

Массовые опасности возникают также при поступлении в элементы биосферы (воздух, вода, земля) различных ин­гредиентов. В этом случае уровень опасности зависит от концентрации ингредиентов в единице объема или массы элемента биосферы. Концентрация ингредиентов измеряет­ся в мг/м3, мг/л, мг/кг.

Энергетические опасности связаны с наличием в жизненном пространстве различных полей (акустических, магнит­ных, электрических и т.п.) и излучений (лазерное, ионизи­рующее и др.), которые обычно характеризуются интенсив­ностью полей и мощностью излучений.

Информационные опасности возникают при поступлении к человеку (обычно к оператору технических систем), избы­точной или ошибочной информации, определяемой в бит/ с.

Все опасности по интенсивности воздействия разделяют на опасные и чрезвычайно опасные.

Опасные потоки обычно превышают предельно допусти­мые потоки не более чем в разы. Например, если говорят, что концентрация i- гогаза в атмосферном воздухе составля­ет < 10 ПДК, то подразумевают, что это опасная ситуация, угрожающая человеку потерей здоровья, поскольку нахо­дится в зоне его толерантности.

В тех случаях, когда уровни потоков воздействия выше границ толерантности, ситуацию считают чрезвычайно опасной. Обычно она характерна для аварийных ситуаций или зон стихийного бедствия. В этих случаях концентрация примесей или уровни излучений на несколько порядков превышают ПДК или ПДУ и угрожают человеку летальным исходом.

По длительности воздействия опасности классифициру­ют па постоянные, переменные (в том числе периодические) и импульсные. Постоянные (действуют в течение рабочего дня, суток) опасности, как правило, связаны с условиями пребывания человека в производственных или бытовых по­мещениях, с его нахождением в городской среде или в про­мышленной зоне. Переменные опасности характерны для условий реализации циклических процессов: шум в зоне аэ­ропорта или около транспортной магистрали; вибрация от средств транспорта и т.п. Импульсное или кратковременное воздействие опасности характерно для аварийных ситуа­ций, а также при залповых выбросах, например при запуске ракет. Многие стихийные явления, например гроза, сход ла­вины и т.п., также относятся к этой категории опасностей.

По виду зоны воздействия (по месту воздействия) опасно­сти делят на производственные, бытовые и городские, а так­же на зоны ЧС.

По размерам зоны воздействия опасности классифициру­ют на локальные, региональные, межрегиональные и глобальные.

Как правило, бытовые и производственные опасности являются локальными, ограниченными размерами помеще­ния, а такие воздействия, как потепление климата (парни­ковый эффект) или разрушение озонового слоя Земли, яв­ляются глобальными.

Опасности иногда воздействуют одновременно на терри­тории и население двух и более сопредельных государств. В этом случае опасные зоны и опасности становятся межнациональными, а поскольку источники опасности, как пра­вило, расположены только на территории одного из госу­дарств, то возникают ситуации, приводящие к трудностям ликвидации последствий этих воздействий.

По степени завершенности процесса воздействия на объ­екты защиты опасности разделяют на потенциальные, ре­альные и реализованные.

Потенциальная опасность представляет угрозу общего характера, не связанную с пространством и временем воз­действия. Например, в выражениях «шум вреден для чело­века», «углеводородные топлива — пожаровзрывоопасны» говорится только о потенциальной опасности для человека шума и горючих веществ.

Наличие потенциальных опасностей находит свое отра­жение в утверждении, что «жизнедеятельность человека по­тенциально опасна».

Реальная опасность всегда связана с конкретной угрозой негативного воздействия на объект защиты (человека, при­роду). Она всегда координирована в пространстве и во време­ни. Например, движущаяся по шоссе автоцистерна с надписью «огнеопасно» представляет собой реальную опасность для человека, находящегося около автодороги. Как только авто­цистерна ушла из зоны пребывания человека, она преврати­лась в источник потенциальной опасности по отношению к этому человеку.

Реализованная опасность — факт воздействия реальной опасности на человека и (или) среду обитания, приведший к потере здоровья или летальному исходу человека, к мате­риальным потерям, разрушению природы. Если взрыв авто­цистерны привел к ее разрушению, гибели людей и (или) возгоранию строений, то это реализованная опасность.

Ситуации, в которых опасности реализуются, принято разделять на происшествия и чрезвычайные происшествия, а последние — на аварии, катастрофы и стихийные бедствия,

Происшествие — событие, состоящее из негативного воз­действия с причинением ущерба людским, природным и (или) материальным ресурсам.

Чрезвычайное происшествие (ЧП) — событие, проис­ходящее обычно кратковременно и обладающее высоким уровнем негативного воздействия на людей, природные и материальные ресурсы. К ЧП относятся крупные аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

Авария — чрезвычайное происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно пли экономически нецелесообразно (в соответствии с действу­ющими нормативно-правовыми актами авария — это разру­шение сооружений и (или) технических устройств, неконт­ролируемые взрывы и (пли) выбросы опасных веществ).

Катастрофа - чрезвычайное происшествие в техниче­ской системе, сопровождающееся гибелью людей.

Стихийное бедствие - чрезвычайное происшествие, связанное со стихийными явлениями на Земле и приведшее к разрушению биосферы, техносферы, к гибели или потере здоровья людей.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) -это обстановка на оп­ределенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за со­бой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окру­жающей природной среде, значительные материальные по­тери и нарушение условии жизнедеятельности людей.

Объект защиты, как правило, обладает избирательной спо­собностью к идентификации опасностей органами чувств. Ряд опасных воздействий (вибрация, шум, нагрев, охлажде­ние и т.д.) человек идентифицирует с помощью органов чувств. Некоторые опасные воздействия, такие как инфра­звук, ультразвук, электромагнитные поля и излучения, радиация, не идентифицируются человеком. Все опасности по способности объекта защиты выявлять их органами чувств можно классифицировать на различаемые и неразличаемые.

По виду негативного воздействия опасностей на объект защиты их принято делить на вредные (угнетающие) и опасные (разрушающие) и чрезвычайно опасные (масштабные опасные) факторы.

Вредный фактор — негативное воздействие на человека, ко­торое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.

Опасный фактор — негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или ле­тальному исходу.

Чрезвычайно опасный фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к массовым потерям и большому ущербу.

Термины «угнетающие» и «разрушающие» применяют для оценки воздействия опасностей на природу. Для техно­сферы используют термин «разрушающие».

По численности лиц, подверженных воздействию опасности принято выделять индивидуальные, групповые (массовые).

Классификация опасностей по признакам, характеризу­ющим их свойства (I группа) и воздействие на объект защи­ты (II группа), приведена в таблице 1.

 

 

Таблица 1 - Классификация опасностей

Группа и признаки классификации Вид (класс)
I группа. Свойства опасностей
Но происхождению Естественные Естественно-техногенные Антропогенные Антропогенно-техногенные Техногенные
По физической природе потоков Массовые Энергетические Информационные
По интенсивности потоков Опасные Чрезвычайно опасные
Но длительности воздействия Постоянные Переменные, периодические Импульсные, кратковременные
По виду зоны воздействия Производственные Бытовые Городские(селитебные) Зоны ЧС
По характеру поражающего действия     Механические Барические Акустические Термические Токсические Электромагнитные Радиационные Биологические Психологические Комбинированные     Электромагнитные Радиационные Токсические Биологические Психологические Комбинированные
По степени завершенности про­цесса воздействия Потенциальные Реальные Реализованные
II группа. Свойства объекта защиты
По способности различать (идентифицировать) опасности Различаемые Не различаемые
По виду негативного влияния опасности Вредные Опасные
По численности лиц, подвержен­ных опасному воздействию Индивидуальные (личные) Групповые (коллективные) Массовые

 

2.1.2 Паспорт опасности

 

Классификация опасностей позволяет для каждого кон­кретного случая подробно описать негативное событие и со­ставить паспорт опасности, например:

• транспортный шум имеет техногенное происхождение в виде потока энергии с опасной интенсивностью в зонах города или на транспортных магистралях и представляет реальную опасность для людей. Шум — это различимая органами слуха опасность, имеющая главным образом вредное действие на человека и группы людей. На природные и техногенные объекты существенного влияния не оказывает;

• акустическое воздействие взрыва, орудийного выстрела или пуска ракеты имеет техногенное происхождение в виде потока энергии чрезвычайно высокой интенсивности и кратковременного (импульсного) воздействия, реализуемого в локальных зонах. Оценивая взрыв по влиянию на объект защиты, его следует отнести к различаемым и опасным воздействиям, способным оказывать воздействия от индивидуального до группового.

Паспорт опасности необходим для правильной оценки ее негативного влияния на людей и окружающую среду, а также для выбора защитных мер, необходимых для устра­нения или локализации воздействия опасности.

Работа по таксономии опасностей ведется давно. Так, в рамках произ­водственной среды существует классификатор националь­ного стандарта ГОСТ 12.0.003-74, в рамках окружающей среды - ГОСТ 14.03-2005.

Паспорт опасности можно представить и втабличной форме. Пример паспорта опасности грозового разряда в атмосфере представлен в таблице 2.

 

Таблица 2 - Паспорт опасности грозового разряда в атмосфере

Признак Вид опасности
Происхождение Естественное
Вид потока Энергетический
Интенсивность потока Чрезвычайно опасная
Длительность воздействия Кратковременная
Зона воздействия Городская и природная
Размеры зоны воздействия Локальная
Степень завершенности воздействия Реальная при грозе и реали­зованная попаданием мол­нии в объект защиты
Степень идентификации человеком Различаемая
Степень опасности Травмоопасная
Масштаб (численность) воздействия Индивидуальный, редко - групповой

 

 

2.1.3 Основные принципы обеспечения безопасности

Условно основные принципы обеспечения безопасности можно разделить на четыре группы. Группы принципов и входящие в группу принципы представлены в таблице 3.

 

Таблица 3 - Принципы обеспечения безопасности

Ориентирующие Технические
1. Активности оператора; 1. Блокировки;
2. Гуманизации деятельности; 2. Вакуумирования;
3. Деструкции; 3. Герметизации;
4. Замены оператора; 4. Защиты расстоянием;
5. Классификации; б. Компрессии;
6. Ликвидации опасности; 6. Прочности;
7. Системности; 7. Слабого звена;
8. Снижения опасности. 8. Флегматизации;
  9. Экранирования.
Организационные Управленческие
1. Защиты временем; 1. Адекватности;
2. Информации; 2. Компенсации;
3. Несовместимости; 3. Контроля;
4. Нормирования; 4. Обратной связи;
5. Подбора кадров; 5. Ответственности;
6. Последовательности; 6. Плановости;
7. Резервирования; 7. Стимулирования;
8. Эргономичности. 8. Эффективности.

 

Некоторые принципы относятся к нескольким клас­сам одновременно. Принципы обеспечения безопасности образуют систему. В то же время каждый принцип об­ладает относительной самостоятельностью.

Рассмотрим детальнее некоторые принципы. Для этого дадим определение группы и некоторых принципов в группе, а также приведем примеры его реа­лизации. Для изучения всех принципов в группе необходимо воспользоваться учебным пособием [5].

Ориентирующие принципы

Ориентирующие принципы представляют собой ос­новополагающие идеи, определяющие направление по­иска безопасных решений и служащие методологичес­кой и информационной базой.

Принцип системности состоит в том, что любое явле­ние, действие, всякий объект рассматривается как эле­мент системы.

К элементам системы относятся материальные объекты, а также отношения и связи, существующие между ними. Так, например, пожар как физическое явление возможен при наличии: 1) горючего вещества; 2) кисло­рода в воздухе не менее 14% по объему; 3) источника воспламенения определенной мощности и совмещении перечисленных трех условий в 4) пространстве и 5) вре­мени.

В данном примере пять условий — это элементы, образующие определенную систему, так как результатом их взаимодействия является одно конкретное след­ствие — пожар. Устранение хотя бы одного элемента исключает возможность загорания и, следовательно, раз­рушает данную систему как таковую.

Таким образом, рассматривая явления с системных позиций, следует различать такие понятия, как систе­ма, элементы системы и результат. Причем перечислен­ные понятия сами находятся в системном отношении между собой.

Принцип системности ориентирует на учет всех эле­ментов, формирующих рассматриваемый результат, на полный учет обстоятельств и факторов для обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Принцип деструкции (от латинского destructio — разрушение) заключается в том, что система, приводя­щая к опасному результату, разрушается за счет исклю­чения из нее одного или нескольких элементов. Прин­цип деструкции органически связан с рассмотренным принципом системности и имеет столь же универсаль­ное значение.

При анализе безопасности сначала используют прин­цип системности, а затем, учитывая принцип деструк­ции, разрабатывают мероприятия, направленные на ис­ключение некоторых элементов, что приводит к желаемой цели. Поясним на примере. Для возникновения и развития процесса горения необходимы горючее, окислитель и источник зажига­ния с определенными параметрами. Так, наибольшая скорость горения наблюдается в чистом кислороде, наи­меньшая — при содержании кислорода в воздухе 14%, при дальнейшем уменьшении концентрации кис­лорода горение большинства веществ прекращается. Температура горящего вещества также должна быть определенной. Если горящий объект охлажден ниже температуры воспламенения, то горение прекращается. Воспламенение возможно также только при условии оп­ределенной мощности источника зажигания. Наруше­ние хотя бы одного из условий, необходимых для про­цесса горения, приводит к прекращению горения. Это обстоятельство широко используется в практике туше­ния пожаров. Принцип деструкции также используется в технике предупреждения взрывов газов, пыли, паров.

Принцип снижения опасности состоит в том, что уровень опасности снижается за счет применения известных на данном этапе научного и технического развития средств и способов снижения опасности. Например, за счет замены высокотоксичного сырья менее токсичным без изменения результата. Опасности, имеющие естественную природу, как правило, не поддаются полной ликвидации, в связи с этим, применяют принцип снижения опасности, готовясь к реагированию, пассивной защите.

Принцип ликвидации опасности состоит в том, что существующая опасность ликвидируется полностью за счет радикальных мероприятий: полной замены существующих технологий, орудий труда - на инновационные, безопасные. Все источники опасности, имеющие антропогенную причину, человек, как правило, обязан стремиться прогнозировать, не допускать их возникновения (ликвидировать) в самом источнике.

Технические принципы

Технические принципы направлены на непосредствен­ное предотвращение действия опасностей. Технические принципы основаны на использовании физических за­конов.

Принцип защиты расстоянием заключается в уста­новлении такого расстояния между человеком и источ­ником опасности, при котором обеспечивается заданный уровень безопасности. Принцип основан на том, что дей­ствие опасных и вредных факторов ослабевает по тому или иному закону или полностью исчезает в зависимости от расстояния.

Например, Противопожарные разрывы. Чтобы избежать рас­пространения пожара, здания, сооружения и другие объекты располагают на определенном расстоянии друг от друга. Эти расстояния называют противопожарными разрывами.

Санитарно-защитные зоны. Для защиты жилых за­строек от вредных и неприятно пахнущих веществ, по­вышенных уровней шума, вибраций, ультразвука, элек­тромагнитных волн радиочастот, статического электри­чества, ионизирующих излучений предусматриваются санитарно-защитные зоны. Санитарно-защитная зона — это пространство меж­ду границей жилой застройки и объектами, являющи­мися источниками вредных факторов. Размер санитарно-защитной зоны устанавливается в соответствии с санитарной классификацией предприятий.

Принцип прочности состоит в том, что в целях повы­шения уровня безопасности усиливают способность ма­териалов, конструкций и их элементов сопротивляться разрушениям и остаточным деформациям от механичес­ких воздействий. Реализуется принцип прочности при помощи так называемого коэффициента запаса прочнос­ти, который представляет собой отношение опасной на­грузки, вызывающей недопустимые деформации или разрушения, к допускаемой нагрузке.

Принцип слабого звена состоит в применении в це­лях безопасности ослабленных Элементов конструкций или специальных устройств, которые разрушаются или срабатывают при определенных предварительно рассчи­танных значениях факторов, обеспечивая сохранность производственных объектов и безопасность персонала. Принцип слабого звена используется в различных областях техники.

Противовзрывные проемы. Для обеспечения взрывостойкости зданий, внутри которых возможен взрыв, в оболочке зданий предусматривают противовзрывные проемы такой площади, через которые в течение задан­ного времени (исключающего разрушение здания) мож­но понизить давление взрыва до безопасной величины. В качестве противовзрывных часто используют оконные и дверные проемы. Давление, при котором разрушаются или открываются проемы, должно быть возможно мень­шим. Остекление для взрывоопасных зданий рекоменду­ется одинарным. Если площадь остекления не обеспечи­вает взрывостойкости, то устраивают легкосбрасываемые или легкоразрушаемые покрытия или панели, масса 1 м2 которых не должна превышать 120 кг. Отношение пло­щади проемов к площади всего покрытия называют коэффициентом проемности, который принимается рав­ным 0,6-0,7.

Принцип экранирования состоит в том, что между источником опасности и человеком устанавливается пре­града, гарантирующая защиту от опасности. При этом функция преграды состоит в том, чтобы препятствовать прохождению опасных свойств в гомосферу. Применя­ются, как правило, разнообразные по конструкции сплошные экраны.

Защита от тепловых излучений. Распространено применение экранов для защиты от тепловых облуче­ний. При этом различают экраны отражения, поглоще­ния и теплоотвода. Для устройства экранов отражения используют светлые материалы: алюминий, белую жесть, алюминиевую фольгу, оцинкованное железо.

Система индивидуальной защиты (СИЗ). Принцип экранирования реализуют при использовании СИЗ (очки, щитки, беруши, перчатки, респираторы и т.п.).

 

Управленческие принципы

Управленческими называются принципы, определя­ющие взаимосвязь и отношения между отдельными ста­диями и этапами процесса обеспечения безопасности.

Принцип плановости означает установление на опре­деленные периоды направлений и количественных по­казателей деятельности. В соответствии с рассматривае­мым принципом должны устанавливаться конкретные количественные задания на различных иерархических уровнях на основе контрольных цифр.

Планирование в области безопасности должно ориен­тироваться на достижение конечных результатов, выра­женных в показателях, характеризующих непосредственно условия труда. Другие показатели являются производ­ными.

Принцип стимулирования означает учет количества и качества затраченного труда и полученных результа­тов при распределении материальных благ и моральном поощрении. Принцип стимулирования реализует такой важный фактор, как личный интерес.

Принцип компенсации (от лат. compensatio — возме­щение) состоит в предоставлении различного рода льгот с целью восстановления нарушенного равновесия психичес­ких и психофизиологических процессов или предупреж­дения нежелательных изменений в состоянии здоровья.

Компенсации предусматриваются рабочим, военнос­лужащим и другим категориям лиц. Одним из видов компенсации является повышение тарифных ставок для работающих на горячих, тяжелых и вредных работах примерно на 13%, а для работающих на особо тяжелых и особо вредных работах — на 30-33% выше, чем для работающих в нормальных условиях.

Принцип эффективности состоит в сопоставлении фактических результатов с плановыми и оценке достиг­нутых показателей по критериям затрат и выгод.

В области безопасности различают социальную, ин­женерно-техническую и экономическую эффективность. Функция эффективности в безопасности весьма специ­фична. Основное значение имеет организующая роль принципа эффективности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: