Рекламация – это письменное заявление получателя по установленной форме поставщику продукции на обнаруженное в период действия гарантийных обязательств несоответствие качества и (или) комплектности поставляемой продукции установленным требованиям. А также требование о восстановлении или замене дефектной продукции.
Воинские части обязаны предъявлять рекламации на автомобильную технику при обнаружении несоответствия качества машин (агрегатов) установленным требованиям, поломок, разрушений, нарушения работоспособности, преждевременного износа отдельных деталей, некомплектности в пределах гарантийных сроков службы или хранения машин, если они произошли по вине завода-изготовителя или ремзавода при условии соблюдения правил эксплуатации и хранения, изложенных в инструкциях.
Рекламация предъявляется непосредственно заводу изготовителю. Исключение АКБ и шины. По истечении гарантийных сроков рекламации предъявляют только на комплектующие изделия.
Целью рекламационной работы является:
- своевременное восстановление качества машин;
- устранение причин появления неисправностей;
- повышение ответственности заводов за качество поставляемых машин.
Машины, вышедшие из строя по вине завода-изготовителя (поставщика), восстанавливаются запасными частями и силами завода или силами в/ч за счет завода.
Неисправные машины, подлежащие рекламированию, но своевременно и документально не оформленные, восстанавливаются за счет виновных должностных лиц.
Гарантийные сроки службы устанавливаются:
- для новых машин, двигателей, шин, АКБ и др. — нормативными актами, стандартами, тех. условиями и договорами с заводами и указываются в документации;
|
- для прошедших КР – техническими условиями на ремонт.
Гарантийный срок эксплуатации АТ, прошедшей КР – 12 месяцев при пробегах:
не более 24 тыс. км для автобусов
не более 20 тыс. км для прочих автомобилей;
двигателей передвижных и стационарных установок – 6 месяцев при наработке до 300 ч;
Гарантийный срок эксплуатации АТ, прошедшей СР – 6 месяцев при пробегах:
не более 15 тыс. км – для колесных машин;
не более 4 тыс. км – для гусеничных машин.
Гарантийные обязательства авторемонтных предприятий должны указываться:
для автомобилей и двигателей – в паспортах изделий, выпущенных из КР;
для агрегатов, механизмов и приборов – на втором листе приемо-сдаточных актов.
При несоответствии качества или комплектности машин командир части обязан, не позднее чем через 24 часа с момента обнаружения, выслать заводу-поставщику и начальнику автомобильного управления ВС уведомление. Уведомлением вызывается представитель завода-поставщика для определения причин выхода машины (агрегата) из строя и составления двухстороннего акта-рекламации.
Уведомление на технику прошедшую капитальный ремонт составляется в трех экземплярах и направляется: ремонтному предприятию, начальнику автомобильного управления ВС и в дело воинской части.
Завод-поставщик, получив уведомление о преждевременном выходе машины (агрегата) из строя, обязан в течение четырех дней после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда, обеспечить явку своего представителя (ремонтной бригады) для участия в проверке качества (комплектности), восстановлении машин и составлении акта-рекламации. Устранение дефекта или ремонт машин должен быть осуществлен в пятидневный срок с момента прибытия представителя завода-поставщика.
|
Для составления рекламационного акта назначается комиссия с участием представителя завода-поставщика.
Если ремонтный завод принимает решение не направлять своих представителей, то он сообщает воинской части о согласии на составление одностороннего рекламационного акта. В одностороннем акте-рекламации должны быть указаны причины, вызвавшие необходимость составления его без представителя завода-поставщика. К нему прилагается копия уведомления о вызове представителя завода и документа о согласии его на составление одностороннего рекламационного акта.
Рекламационный акт на технику, поступившую из ремонта, составляется в трех экземплярах и в последующем направляется: начальнику автомобильного управления ВС, ремонтному заводу и в дело воинской части.
Рекламационный акт подписывается комиссией и утверждается командиром части.
При несогласии представителя завода-поставщика с другими членами комиссии о причинах возникновения дефекта он обязан подписать акт-рекламацию, изложив в нем свое мнение.
В том случае, когда машина ремонтировалась в ремонтной части соединения, рекламация не составляется, а машина возвращается для устранения дефекта.
Для ускорения восстановления машин, на которые оформлены рекламационные акты, могут использоваться запасные части из склада воинской части. В этом случае завод обязан возместить израсходованные запасные части.
|
Снятые с машин дефектные детали упаковываются, пломбируются и содержатся в условиях, предохраняющих их от дальнейшей порчи.
Комиссии, составившей рекламационный акт, на следующий день поручается составление акта о восстановлении изделия. Акт составляется в трех экземплярах и рассылается.
Полученный рекламационный акт должен быть рассмотрен на ремонтном предприятии в трехдневный срок и по нему принимается решение:
об отправке необходимых составных частей машины для замены вышедших из строя;
о командировании в случае необходимости заводской бригады для устранения дефекта;
об уплате штрафных санкций за поставку некачественной продукции;
о принятии мер по устранению выявленных дефектов в производстве;
о принятом решении сообщается воинской части.
В десятидневный срок со дня получения рекламационного акта завод обязан отгрузить детали, приборы, сборочные единицы и агрегаты взамен израсходованных воинской частью для устранения дефекта на машине.
Завод-поставщик в течение двухмесячного срока имеет право потребовать неисправные агрегаты, сборочные единицы и детали. Воинская часть в этом случае обязана отправить их заводу за его счет не позднее, чем за пятнадцать дней после получения от него новых.
Повреждения (выход из строя) машин, подлежащие рекламации, но не оформленные по вине воинской части актами-рекламациями, относятся на счет воинской части. Командир воинской части и его заместитель по вооружению (начальник автомобильной службы) несут ответственность за не предъявление рекламаций, а также за задержку отправки заводу дефектных сборочных единиц и деталей по его требованию.
В том случае, если обнаруженные в машинах дефекты явились результатом нарушения правил эксплуатации и хранения, заводу возмещаются расходы на восстановление.
Планирование, ведение учета и отчетности в ремонтной мастерской части
Годовой план эксплуатации и ремонта АТ в/ч разрабатывается НАС за месяц до начала года в двух экземплярах: первый экземпляр плана представляется вышестоящему начальнику автомобильной службы, второй экземпляр остается в воинской части.
Исходные данные для разработки плана:
- наличие и техническое состояние машин;
- ресурс (срок службы) машин до очередного планового ремонта по номерам машин;
- нормы расхода моторесурсов (за вычетом резерва);
- потребность в машинах и моторесурсах на год;
- потребность в техническом обслуживании машин хранения;
- потребность в РТО, РР и замене средств подвижности вооружения;
- производственные возможности подразделений ТО и Р машин.
Месячный план эксплуатации и ремонта АТ разрабатывается в одном экземпляре за пять дней до начала планируемого месяца.
Исходными данными для его разработки являются:
- годовой план эксплуатации и ремонта автомобильной техники воинской части;
- наличие и техническое состояние машин;
- месячный план подвоза материальных средств автомобильным транспортом;
- календарный план основных мероприятий воинской части на месяц;
- указания командира в/ч (штаба) по обеспечению мероприятий, проводимых в в/ч на планируемый месяц;
- расчет-заявки на машины, составляемые начальниками служб воинской части;
- план-график ТО и опробования машин, содержащихся на длительном хранении;
- данные о расходе моторесурсов машин воинской части к началу планируемого месяца;
- потребность в обслуживании и ремонте паркового оборудования.
На основании данных месячного плана эксплуатации и ремонта АТ в/ч разрабатываются:
- план-задание ремонтной части (подразделению);
- план-график технического обслуживания и ремонта машин воинской части.
Исходными данными для планирования ремонта машин в в/ч являются:
- сведения о потребности в ремонте машин на период планирования;
- сведения о производственных возможностях подчиненных ремонтных подразделений;
- данные о наличии и возможностях получения запасных частей и материалов;
- данные о возможностях и сроках ремонта машин и агрегатов средствами старших начальников.
В случае превышения потребностей в ремонте машин над производственными возможностями ремонтных подразделений командиры в/ч и их ЗКВ обязаны принять меры по:
- усилению ремонтных подразделений личным составом;
- расширению и совершенствованию производственной базы для ремонта машин;
- восстановлению, изысканию и децентрализованной заготовке (закупке) недостающих запасных частей и материалов.
Исходным документом для планирования работы ремонтной мастерской части является план-задание. Оно составляется ЗКВ (НАС) и выдается начальнику мастерской за 5 дней до начала планируемого месяца.
В план-задание включаются следующие работы:
- ТО машин по их маркам;
- ТР машин;
- СР (при необходимости, с разрешения вышестоящего начальника);
- работы по содержанию и ремонту паркогаражного оборудования, изготовлению оснастки и др.
План-график технического обслуживания и ремонта машин в/ч составляется командиром (начальником) ремонтного подразделения за три дня до начала планируемого месяца.
Исходными данными для составления план-графика являются:
- план-задание;
- указание заместителя командира части по вооружению об очередности выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту машин;
- данные о переходном остатке работ по техническому обслуживанию и ремонту машин;
- месячный план эксплуатации и ремонта автомобильной техники воинской части;
- данные об укомплектованности мастерской личным составом и оборудованием.
В план-график автомобильная техника для технического обслуживания и ремонта заносится по маркам и по номерам машин отдельной строкой для каждой машины.
При планировании работы ремонтной мастерской по дням месяца и фактическом выполнении следует исходить из суточного фонда рабочего времени производственников и в первую очередь выполнять плановые технические обслуживания и ремонты машин, а другие работы по плану-заданию выпол- нять за счет оставшегося фонда рабочего времени по дням.
План-график утверждается заместителем командира части по вооружению и является рабочим документом начальника мастерской.
Учет выполнения работ ведется:
- в книге учета ремонта (обслуживания, обработки) вооружения, техники, имущества (Ф. 36). Записи в книге производит начальник мастерской (командир ремонтного взвода). Графы 1…13 заполняются при поступлении машины в ремонтную мастерскую, графы 14 и 15 в ходе ремонта (обслуживания), а остальные графы – по окончанию ремонта;
- в разделе VII паспорта машины производится запись о выполнении среднего ремонта машины, а также о выполнении текущего ремонта – с заменой двигателя;
- в план-график записывается фактическая трудоемкость выполнения текущего и среднего ремонта (около их обозначения).
По окончании месяца план-график технического обслуживания и ремонта машин с отметками о выполнении работ представляется заместителю по вооружению (техническую часть) в качестве отчетного документа.
Учет оборудования ремонтной мастерской ведется в книге учета наличия и движения материальных средств в подразделении (Ф. 26), а учет оборудования, приспособлений и инвентаря, входящих в состав комплекта ПАРМ-1М1 по паспорту и комплектовочным ведомостям, имеющимся в этих мастерских. За ведение книги и комплектовочных ведомостей отвечает начальник ремонтной мастерской.
Планирование, ведение учета и отчетности в ремонтной мастерской соединения
Годовой план эксплуатации и ремонта автомобильной техники соединения разрабатывается за две недели до начала года на основе годовых планов эксплуатации и ремонта автомобильной техники воинских частей. Он составляется в двух экземплярах: первый экземпляр плана представляется НАС объединения, второй экземпляр остается в АС соединения и служит основанием для расчета и истребования ГСМ, агрегатов, двигателей, а также денежных средств для эксплуатации и ремонта машин.
Техническое обслуживание и ремонт машин в ремонтном подразделении (ремонтной роте) соединения планируется на месяц.
ЗКВ (НАС) за 5 дней до начала планируемого месяца направляет командиру ремонтной части (подразделению – ремонтной роте) соединения план-задание на проведение технического обслуживания и ремонта машин.
В план-задание включаются следующие работы:
- СР машин соединения и прикрепленных частей, подразделений и учреждений;
текущий ремонт машин, по мере необходимости, своих частей и подразделений и прикрепленных к ремонтной части (мастерской) соединения;
изготовление и ремонт паркового оборудования, инструмента, приспособлений, учебного имущества и т.д.
Фонд рабочего времени ремонтной мастерской (роты) рассчитывается с учетом прикомандированных водителей, число которых принимается равным количеству машин, проходящих обслуживание и ремонт, с учетом времени их нахождения в ремонтной мастерской при работе на стационаре. При работе в полевых условиях число прикомандированных водителей принимается равным 10 % от общего числа производственников. Коэффициент использования рабочего времени водителя равен 0,8.
Начальник ремонтного подразделения за 3 дня до начала планируемого месяца составляет план-график технического обслуживания и ремонта машин. Исходными данными для составления его являются:
план-задание;
данные о переходящем остатке работы по ремонту и обслуживанию машин в ремонтной мастерской;
данные о наличии автомобильного имущества на складе и в ремонтной мастерской соединения;
данные о возможностях обеспечения запланированных работ – агрегатами, деталями, материалами по времени;
указания заместителя командира соединения по вооружению (начальника автомобильной службы) об очередности технического обслуживания и ремонта машин частей;
месячный план эксплуатации и ремонта автомобильной техники (ремонтной части).
Учет ремонта и технического обслуживания машин ведется по книге учета ремонта (обслуживания, обработки) вооружения, техники, имущества.
Каждая машина, поступившая в ремонт, учитывается в ремонтном органе воинской части (соединения) в книге учета ремонта (обслуживания, обработки) вооружения, техники и имущества (Ф. 36). Порядковый номер в книге является номером заказа, который проставляется на машине и на всех документах, связанных с ремонтом данной машины.
Учет расхода агрегатов, запасных частей и материалов на каждый ремонт и обслуживание ведется в графе 18 этой книги.
Получение (сдача) агрегатов, запасных частей и материалов со склада (на склад) оформляется накладной, которая выдается технической частью мастерской и подписывается заместителем командира по технической части.
Накладную разрешается использовать в качестве заборной ведомости на одну машину. В этом случае роспись лица за получение запасных частей производится после выхода машины из ремонта.
Накладные регистрируются в журнале регистрации учетных документов, который ведется технической частью ремонтной мастерской.
Учет оборудования ремонтной мастерской ведется по книге учета наличия и движения материальных средств в подразделении (Ф. 26), а учет оборудования, входящего в состав ПАРМ-3М1, по паспорту и комплектовочным ведомостям. Учет мер и измерительных приборов, подлежащих обязательной проверке, ведется в журнале учете мер и измерительных приборов.
Командиры ремонтных воинских частей (подразделений) ежемесячно (в военное время – ежедневно) докладывают непосредственному начальнику о выполнении плана-задания по ремонту машин и в установленные сроки представляют отчет о состоянии и работе ремонтной воинской части (подразделения).