Принципы и понятия Лундской школы




Среди исследовательских принципов Лундской школы наиболее существенными являются следующие:

· последовательное введение временного аспекта в географические исследования пространственного поведения человека. До этого в западной географической науке основные усилия были направлены на исследование только пространственных структур и процессов, временной же аспект фактически отсутствовал. Лундская школа осуществила синтез пространственных и временных параметров человеческой деятельности;

· ориентация на географическое исследование человека в его повседневной, обыденной деятельности. Всегда сложно преодолеть грань между пусть даже очень умными научными разработками и исследованием реальности. Реальность часто оказывается "неправильной", и тогда теории игнорируют ее, а на практике пытаются приводить в соответствие с неким идеалом. Лундская школа на основании строгой теории стала изучать обыденную реальность пространственно-временного поведения людей такой, какая она есть. Реальность не критиковали и не исправляли - ее описывали, чтобы получить возможность учитывать реальные закономерности в практической работе. "Антиконструктивность" Лундской школы, ее преклонение перед существующей реальностью исключительно важны.

Отмеченные два общих исследовательских принципа потребовали от представителей Лундской школы немалого научного мужества и при всей кажущейся тривиальности оказались очень оригинальными и полезными для исследований. В частности, в рекреационной географии - после кратковременного флирта ее теории с практикой создания ТРС - важно обратиться к изучению реальности такой, какая она есть. Следует оставить попытки сотворения реальности в сфере рекреационной деятельности - нужно лишь следовать ей. Кроме того, жизнь показала, что время не остановилось и в СССР: быстро и бесповоротно произошли поразительные перемены в пространственной организации рекреационной деятельности населения российской СКС. Научное сообщество оказалось не готово к подобной эволюции реальности.

При изучении пространственно-временной деятельности человека в Лундской школе принято исходить из следующей системы ограничений, сформулированной Т. Хегерстрандом:

· неделимость человека,

· ограниченная и статистически известная продолжительность жизни человека,

· ограниченные возможности участия человека одновременно более чем в одном виде пространственно значимой деятельности,

· факт наличия статистически описываемой продолжительности каждого вида деятельности,

· факт расходования времени на передвижение между точками в пространстве,

· ограниченная вместимость пространства активности человека,

· ограниченные размеры земного пространства,

· факт наличия у любой жизненной ситуации истоков в прошлом.

Эти положения можно рассматривать как конкретно-научные принципы пространственно-временного исследования человека в Лундской школе, которые раскрываются в строгой системе понятий. Приведем основные из них.

Структура окружения (среды) - система альтернативных видов деятельности и ресурсов для их реализации (возможности работы, социальных контактов, обслуживания и т.д.). Структура окружения относительна для каждого человека; ее состав в значительной степени зависит от его психологических особенностей, культурного уровня и благосостояния. В зависимости от масштаба времени выделяются:

· повседневное окружение (географическое пространство, пределов которого индивид может достичь в рамках суточного цикла жизнедеятельности), и

· жизненное окружение (арена действий индивида в течение его жизни).

Формой описания поведения индивида в пространстве-времени является путь (траектория), берущий начало в точке рождения и заканчивающийся в точке смерти данного индивида. Это одно из центральных понятий временной географии: оно отражает факт непрерывности в последовательной смене ситуаций. Выделяются суточная, недельная и жизненная траектории.

В окружающем траекторию индивида пространстве и времени выделяются колеи доступности (трубки). Их радиусы отражают способность индивида перемещаться и общаться с внешним миром.

· Первое кольцо доступности заключает пространство, находящееся в пределах непосредственной досягаемости.

· Второе определяется возможностями слуха и зрения.

· Третье заключает в себе все точки пространства, где индивид может побывать в течение дня, а также его жилище.

Под понятием "остров" понимается пространство перемещений индивида в течение дня, за пределы которого он не может выходить при условии обязательного ежевечернего возвращения домой. Его пределы колеблются в зависимости от доступных человеку транспортных средств.

Благодаря учету временного параметра, деятельность индивида рассматривается не в двухмерном, а трехмерном пространстве-времени. С учетом временного параметра понятие "остров" преобразуется в понятие "призма человеческой жизнедеятельности".

Под понятием "станция" понимается точка в пространстве, где индивид совершает длительную остановку для участия в процессе общественной деятельности или потребления. Это понятие очень гибкое: станцией может быть город, в котором живет индивид, место его работы и т.д.

Термин "domain" переводится на русский язык как "владение, имение, область, сфера", но дословный перевод не раскрывает полностью сути указанного понятия, поэтому разумнее будет использовать термин вне его буквального перевода. По определению Т. Хегерстранда, под домэйном понимается пространственно-временная ячейка, в пределах которой предметы и события находятся под контролем индивида или группы. Примером домэйна может служить рабочий стол, жилище и т.д. Некоторые из них сохраняются силой привычки, другие - системой юридических положений. Существует иерархическая связь домэйнов различного типа и уровня.

Под связкой деятельности понимаются объединения людей, механизмов и материалов, возникающие в определенное время, определенном месте и с определенной целью. Значительная часть связок имеет строгую пространственно-временную локализацию.

Фундаментальное значение имеет понятие проекта, обозначающее совокупность видов деятельности, индивидов и параметров, которые должны взаимодействовать для достижения определенной цели.

Т. Хегерстрандом введено и другое, столь же общее понятие - диорама. Диораму можно рассматривать как своего рода "живой ландшафт", включающий людей, являющихся инициаторами проектов, с их внутренним миром. Понятие диорамы практически не ограничено в объеме и может отождествляться с понятием общества.

Жизнедеятельность людей в рамках диорамы определяется понятием "задающего темпа" - временными доминантами с четкой ритмичностью, например, деятельностью предприятий, школ, общественного транспорта и прочих объектов, имеющих фиксированное расписание функционирования.

Очень важно, что вся система понятий Лундской школы взаимосвязана. Во взаимной связи понятия дают возможность полно и на высоком формализованном уровне описывать пространственно-временное поведение людей и выявлять его закономерности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: