Тема 3. Право и демократический транзит




1. Демократический транзит: определение.

Демократический транзит – это процесс перехода от той или иной разновидности недемократии (авторитаризм, тоталитаризм) к демократической форме правления, которая предполагает либерализацию режима, восстановление или создание гражданского общества и введение свободных выборов по определенной процедуре с не определенным заранее результатом.

Д. Растоу выделял демократический транзит как особый исторический этап, то есть «период времени от непосредственно перед переходом до непосредственно после перехода к демократии», кроме того, при характеристике транзитов он обусловливал их внутренними и внешними факторами, причем исключал из рассмотрения страны, где переходные процессы были вызваны исключительно внешнеполитическими факторами.

Таким образом, транзит – это неустойчивое равновесие в борьбе противоположных сил, процесс, протекающий в определенный исторический период с момента крушения одного типа социально-политической системы и властных отношений до момента, когда сфера властных отношений оказывается под влиянием другого властного субъекта и начинается строительство новой социально-политической системы. Транзит всегда имеет завершенные исторические рамки. Идеально для хронологических рамок демократического транзита в новейшей истории России подходит период перестройки (1985–1991). Он начинается с реформирования советской системы, которая, однако, не поддалась ему и была разрушена, власть в годы перестройки уходит из рук союзного центра и переходит в руки российских структур, которые начинают создавать принципиально иную социально-политическую систему.

2. Волны демократизации (периоды, особенности)

Транзитивные этапы периодически повторяются в истории каждой страны, или, иначе говоря, демократизация как мировой исторический процесс идет волнами. Волна демократизации – это группа переходов от недемократических режимов к демократическим, происходящих в определенный период времени, количество которых значительно превышает количество переходов в противоположном направлении в данный период. Первая и вторая волны демократизации имели место в XIX – начале ХХ в. – революционный процесс в Европе и либерализация правящих режимов (1828–1926) и после Второй мировой войны – деколонизация стран третьего мира и демократизация бывших фашистских или милитаристских государств (1943–1964).

Третья волна демократизации начинается с государственного переворота в столице Португалии Лиссабоне 25 апреля 1974 г., когда была свергнута военная диктатура Марселу Каэтану. Переворот 25 апреля стал началом мирового движения к демократии, затем пали авторитарные режимы в Испании и Греции, в последующую четверть века более 30 стран начали движение от авторитаризма к демократии. В конце 1980-х гг. модернизация началась в СССР и странах Восточной Европы. Преобладающей чертой этого перехода стало распространение основной процедуры демократии – соревновательных выборов с заранее неизвестным результатом. Термин «третья волна» впервые появляется в одноименной книге А. Тоффлера, посвященной переменам во всех сферах общественной жизни под влиянием электронной и информационных революций.

3. Посткоммунистическая Россия как демократический транзит

В 1991 году с приходом к власти президента-сторонника наиболее глубоких либерально-демократических преобразований Россия перешла на стадию демократизации. Как свойственно стадии демократизации, в России происходит слом существующего режима: сменяется политический курс с социализма на капитализм, сменяется форма собственности с «общенародной» на частную, создается новое законодательство (Конституция РФ 1993 года),

закрепляющее основные демократические институты и принципы.

 

Стадия демократизации, начавшаяся тотальным копированием западной

модели демократизации без учета исторического прошлого (в период с 1991 по

1999 гг.) привела к тому, что перенятые у Запада демократические принципы и

институты формально были закреплены в законодательстве. К ним изначально

стремилось и правительство и само население, однако новые системы

организации общественной и государственной жизни не были доведены до

эффективного рабочего состояния.

 

Прежняя политическая система была сломана, перенятые от Запада

демократические институты не «прижились» нужным образом и

соответственно новой эффективной системы не образовалось. Политическое

руководство страны, замечая неэффективность перенятых у Запада

демократических преобразований (тотальный экономический кризис 1998г.,

создание после приватизации немногочисленного круга олигархии, имеющих

возможность влияния на общество и власть, образование высокого уровня

социально-экономического неравенства в стране и т.д.) постепенно

минимизирует уровень демократических преобразований, берет курс на

культивирование основ управляемой демократии и усиление вертикали власти.

В России наряду с формально существующим стандартным набором элементов

демократии (Конституция, институт выборов, множество политических партий)

проявляются черты авторитаризма.

 

Вышеописанные тенденции позволяют назвать современный

сложившийся политический режим России гибридным. Данный факт породил

две точки зрения среди исследователей демократического транзита. Первая

точка зрения наиболее критична, согласно ей, демократический транзит России

закончился неудачей, страна уже с конца 1990-х годов прибывает в застое на

стадии демократизации, вследствие чего сформировался гибридный режим.

 

Приверженцами такой точки зрения можно назвать Ю. В. Попову, Г.

Н. Краснолуцкого, Н.В. Наливкину. Гибридный режим здесь

характеризуется как режим застоя, не способный обеспечить дальнейший и

окончательный процесс перехода к демократии. Например, Г, Н. Краснолуцкий

в своей статье характеризует сложившийся режим России в рамках парадигмы

Т. Карла и Ф. Шмиттера, применяя предложенные ими термины «демократура»

и «диктократия». Согласно автору, «демократура» в России проявляется в

максимальном ограничении политической конкуренции (через партийную

систему с установленной «сверху» доминирующей «партией власти», и

разрешѐнной «сверху» «системной оппозицией»; манипуляциях с результатами

выборов (по установке «сверху» или применении «административного ресурса»

определенным кандидатом); предсказуемости результатов выборов.

«Диктократия» же, по Краснолуцкому, в России проявляется в предоставлении

частичных прав и свобод гражданам в ситуации протестного давления в

обществе, однако при сохранении монополии на власть со стороны

государства, которая после снятия социального напряжения позволяет все

уступки обществу отменить.

 

Таким образом, согласно данной точке зрения, произошла

переориентация политического курса с вектора демократических

преобразований на вектор торможения демократизации, который не отвечает

интересам российского общества, а преследует корпоративные интересы

правящего класса. Современный режим России состоит из искаженных

демократических элементов, и, исходя из этого, неэффективен и неспособен

обеспечить дальнейшее развитие страны.

 

Вторая же точка зрения более лояльна в оценке сложившегося в России

режима. Согласно ей, гибридный режим России уникален. Он не является

каким-то браком демократии, а наоборот является наиболее эффективным

режимом. Такой режим не только способен обеспечить жизнеспособность

российского государства, но и вывести его на передовые позиции среди других стран. Владислав Сурков, явный приверженец данной точки зрения пишет следующее: «И вот – государство Россия продолжается, и теперь это государство нового типа, какого у нас еще не было. Оформившееся в целом к середине нулевых, оно пока мало изучено, но его своеобразие и жизнеспособность очевидны. Стресс-тесты, которые оно прошло и проходит, показывают, что именно такая, органически сложившаяся модель политического устройства явится эффективным средством выживания и возвышения российской нации на ближайшие не только годы, но и десятилетия, а скорее всего и на весь предстоящий век».

 

Таким образом, в политологии еще не сложилось единого мнения по поводу эффективности/неэффективности сформировавшегося гибридного режима. Его можно превозносить и описывать как российскую уникальность и своеобразие, можно осуждать, но само его наличие – объективная данность. Россия, преодолев стадии либерализации и демократизации, не смогла на сегодняшний день окончательно трансформироваться в демократию. Исходя из этого, демократический транзит России можно считать незавершенным, но однозначно назвать его неудачным нельзя. Гибридный режим, сформировавшийся в России можно назвать режимом, приспособившимся к особенностям нашей страны и нашего общества. Гибридный режим России в необходимом (для эффективного управления страной) соотношении объединил в себе черты авторитаризма и демократии. В связи с этим его можно расценивать как режим, способный обеспечить эффективное функционирование общественных и государственных систем, а так же полномасштабное развитие государства.

4. Демократически транзит и принцип верховенства права.

Принцип верховенства права состоит в признании приоритета права над политикой, в ведущей роли правовых начал в деятельности государственного аппарата. Верховенство права - один из ведущих принципов современного цивилизованного общества, который заключается в утверждении права как основы взаимоотношений между субъектами социальной жизни. Право признается высшей ценностью общества, которую принимают, поддерживают и на которую ориентируются отдельные люди, социальные группы, их организации, включая государство. Этот принцип определяет взаимоотношения гражданского общества и государства. Через право, основанное на идеях свободы и справедливости, гражданское общество связывает государство, подчиняет его деятельность общесоциальным интересам, ставит ее в четко определенные рамки. В то же время государство признает права и свободы субъектов гражданского общества, гарантирует и защищает их; не допускает произвольного (неправового) вмешательства в жизнедеятельность субъектов гражданского общества. Принцип верховенства права определяет деятельность государственного аппарата и должностных лиц. Он реализуется в четком законодательном закреплении системы государственных органов, предметов их ведения и компетенции, прав и обязанностей должностных лиц. Он проявляется в безусловном верховенстве конституции и законов страны над любыми иными актами, издаваемыми органами государства. Принцип верховенства права состоит также в возможности оспорить в судебном порядке и отменить любые незаконные решения, принятые государственными органами.

Большинство ученых выделяют следующие общеправовые принципы:

· верховенства права,

· справедливости,

· законности,

· взаимной ответственности государства и гражданина,

· широкой доступности правовой информации,

· недопустимости произвольного ограничения прав и свобод,

· уважения прав и свобод человека и гражданина,

· правосудия,

· демократизма.

Одним из важнейших общеправовых принципов является принцип верховенства (господства) права. Данный принцип лежит в основе конституционного строя многих современных государств, в том числе России, что следует из содержания Конституции Российской Федерации. При рассмотрении данного принципа целесообразным представляется раскрытие его содержания в двух аспектах:

1. Согласно данному принципу, общепризнанные принципы и нормы международного права, в том числе содержащие неотчуждаемые естественные права человека, имеют преимущественное значение перед законами, действующими на территории государства (п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации - общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, причем последние сохраняют приоритетность перед законом в случае, если они ему противоречат; п. 1 ст. 17 Конституции РФ - признание Российской Федерацией прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными международно-правовыми принципами и нормами).

2. В соответствии с данным принципом приоритетное место в иерархии внутригосударственных источников права занимает конституция - нормативно-правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы государственно-правового устройства, который часто по праву называют «основным законом» государства, а также основным источником, ядром конституционного права.

Принцип справедливости

Важнейшее место в системе общеправовых принципов занимает принцип справедливости. По мнению С.С. Алексеева, воплощение требования справедливости в правовой материи и во всех подразделениях права является «основным постулатом», определяющим сам феномен права.

Не подлежит сомнению тот факт, что именно в принципе справедливости в большей степени выражаются как социальное назначение права, так и его основные моральные и нравственные начала.

Таким образом, основополагающую роль данного принципа можно обосновать следующим образом:

1. Именно в нем находит свое выражение общесоциальная сущность права, которая заключается в том, что право служит интересам всех членов общества, и именно через право свободы и обязанности доводятся до каждого человека, обеспечивая стабильность и динамизм социальных связей;

2. Неукоснительное соблюдение принципа справедливости, в том числе в процессе правотворчества, является важнейшим фактором, обеспечивающим соответствие закона началам морали и нравственности.

Итак, выражаясь в праве, справедливость требует, прежде всего, сбалансированности прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и, являясь понятием о должном, отражения в законах неразрывной связи и соответствия между действиями и их последствиями. Поэтому возникает необходимость в обеспечении соразмерности преступлений и наказаний, нанесения вреда и его возмещения или в наиболее общем виде - соразмерности свободы и ответственности.

Соответственно, можно сказать, что в первую очередь под реализацией принципа справедливости подразумевается:

· Обеспечение соразмерности прав и обязанностей;

· Применение «равной меры» при наделении ими граждан, обеспечение равноправия граждан вне зависимости от их расовой и национальной принадлежности в частности, а также других обстоятельств.

Являясь одним из главных общеправовых принципов, принцип законности выступает одной из основ взаимоотношений государства и общества и требует, в первую очередь, неукоснительного соблюдения законов, действующих на территории государства, всеми субъектами общественных отношений, как стороны общества, так и со стороны государства. Данное требование составляет содержание законности, а ее достижение в обществе и государстве и является условием реализации настоящего принципа. Таким образом, рассматривая его, крайне важно обратиться к самому понятию законности и его определению.

Представляя собой сложное и многогранное явление, законность в теории права понимается по-разному, и к ее определению существует множество различных подходов. Основываясь на наиболее распространенных толкованиях данного понятия, законность можно определить как принцип, согласно которому всеми субъектами общественных отношений (гражданами, должностными лицами, государственными органами, организациями, государством) обеспечивается неуклонное соблюдение правовых норм, строгое и полное осуществление предписаний законов и основанных на них нормативных правовых актов.

Также законность часто понимается как политико-правовой режим, характеризующийся точным и неуклонным соблюдением правовых предписаний всеми субъектами права.

Кроме того, законность понимается и как метод государственного руководства обществом.

Необходимо заметить, что принцип законности лежит в основе правового государства и непосредственно закрепляется в конституциях многих современных государств. Так, п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность соблюдения Конституции и законов равно как для граждан и их объединений, так и для органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц.

Принцип взаимной ответственности государства и гражданина

Известно, что гражданство, как устойчивая правовая связь между человеком и государством, порождает как их взаимные права и обязанности, так и взаимную ответственность. Следовательно, будучи связанными правом, и граждане, и государство обязаны избегать злоупотребления правами и невыполнения обязанностей, а несоблюдение данного требования каждой из сторон может и должно повлечь наступление юридической ответственности. Именно в этом и заключается один из основополагающих общеправовых принципов - принцип взаимной ответственности государства и гражданина.

Следует заметить, что в недемократических государствах, как правило, акцент делается преимущественно на ответственность гражданина перед государством, а в некоторых случаях ответственность государства перед гражданами не признается вообще. Для демократических правовых государств, наоборот, особое значение придается ответственности государства перед гражданами. В Российской Федерации принцип взаимной ответственности государства и гражданина находит закрепление в Конституции РФ.

Содержание данного принципа можно отразить следующим образом:

1. В соответствии с данным принципом законом гарантируется защита человека и гражданина от всевозможных нарушений и злоупотреблений со стороны органов государственной власти и должностных лиц (так, п. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации устанавливает право обжалования действий органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц в судебном порядке);

2. Данный принцип предполагает закрепление за гражданами возможности всеми законными способами защищать свои права при их нарушении со стороны государства (п. 3 ст. 46 Конституции РФ предусматривает не только общую возможность использовать внутригосударственные средства правовой защиты, но и устанавливает право дальнейшего обращения в межгосударственные органы для защиты нарушенных прав и свобод).

Таким образом, следование принципу взаимной ответственности государства и гражданина способствует повышению уровня легитимности государственной власти, что обеспечивает, в свою очередь, стабильность общественных отношений в целом. В связи с этим в развивающихся демократических обществах воплощению в жизнь данного принципа справедливо уделяется особое внимание.

Принцип широкой доступности правовой информации

Немаловажным общеправовым принципом является и принцип широкой доступности правовой информации. Для обоснования значимости данного принципа следует заметить, что необходимость широкой доступности правовой информации обусловлена самой общесоциальной сущностью и назначением права, в связи с чем у любого человека и гражданина возникает неотъемлемое право знать свои права и обязанности.

Таким образом, в первую очередь данный принцип заключается в необходимости обеспечения государством общедоступности издаваемых правовых актов путем их официального опубликования, а также в предоставлении свободного и равного доступа к ним, ограничение в осуществлении которого недопустимо.

Необходимо также отметить, что именно в связи с реализацией данного принципа существует объективное правило, согласно которому «незнание закона не освобождает от ответственности» за его несоблюдение, и только при его воплощении данное правило справедливо.

В связи с этим применение неопубликованных законов недопустимо, и их несоблюдение не влечет юридических последствий. Следовательно, за государственными органами власти и органами местного самоуправления стоит важнейшая обязанность официально публиковать нормативно-правовые акты и распространять их. Данные положения сформулированы в п. 3 ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которым законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются, что, соответственно, дает основание говорить о том, что содержание принципа широкой доступности информации, наряду с другими общеправовыми принципами, непосредственно закрепляется в Конституции Российской Федерации.

Принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод

Являясь одним из основных общеправовых принципов, принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод в наиболее полной мере реализуется в современных правовых демократических государствах. При рассмотрении данного принципа представляется возможным сформулировать несколько основополагающих аспектов, раскрывающих его содержание:

1. Ограничение прав и свобод человека со стороны государства может осуществляться лишь в установленных законом случаях и в предусмотренном законом порядке. Исключения из данного правила недопустимы. Так, п. 1 ст. 56 Конституции Российской Федерации устанавливает возможность ограничения человека и гражданина в правах и свободах в соответствии с федеральным конституционным законом в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя.

2. Ограничение человека в правах и свободах возможно только в установленных законом рамках - пределах ограничения прав и свобод человека и гражданина. Данные пределы являются одним из важнейших сдерживающих факторов, предотвращающих злоупотребление властными полномочиями со стороны органов государственной власти и должностных лиц. Кроме того, основные неотъемлемые права человека и гражданина, как правило, вообще не подлежат ограничению, и данное правило устанавливается законом. В России, согласно п. 2 ст. 17 Конституции РФ, основные права и свободы человека признаются неотчуждаемыми, а положение, содержащееся в п. 3 ст. 56 Конституции, не допускает ограничение таких неотъемлемых прав и свобод, как, в частности, права на жизнь, на жилище, на неприкосновенность личности и частной жизни, на свободу совести и вероисповедания, на судебную защиту прав и свобод.

Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина

Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина занимает одно из главных мест в системе общеправовых принципов и лежит в основе устройства гражданского общества и правового государства. Настоящий принцип заключается в признании прав и свобод высшей ценностью, обеспечении их государственной охраны, а также способствовании их наиболее полной реализации и, что особенно важно, недопустимости их нарушения как со стороны государства, так и со стороны общества.

Фундаментальные положения данного принципа выражены в преамбуле Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Кроме того, принцип уважения прав и свобод человека и гражданина, как и принцип недопустимости их произвольного ограничения, неотъемлемо сопровождает современные правовые демократические государства и находит, в частности, подробное закрепление в Конституции Российской Федерации, являясь одним из важнейших реализованных в ней общеправовых принципов. Так, согласно ст. 2 Конституции права и свободы человека признаются в России высшей ценностью и их признание, соблюдение и защита являются обязанностями государства, а в соответствии со ст. 18 права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание законов Российской Федерации, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Также, п. 2 ст. 55 Конституции в соответствии с данным принципом запрещает издание в России законов, умаляющих или отменяющих права и свободы. Кроме того, п. 1 ст. 45 устанавливает гарантию государственной защиты прав и свобод, а п. 1 ст. 46 Конституции гарантирует их судебную защиту.

Безусловно, реализация принципа уважения прав и свобод представляет собой важнейшую задачу для многих современных государств. Защита прав и свобод человека и гражданина должна входить в одно из приоритетных направлений государственной политики развивающихся стран.

Принцип правосудия

Одним из основных общеправовых принципов также является принцип правосудия. При его рассмотрении необходимо выделять два ключевых аспекта его содержания:

1. Согласно данному принципу, одной из важнейших государственных и международных гарантий защиты субъективных прав и свобод является формальное юридическое закрепление права на их судебную защиту. Право на судебную защиту является основным и неотъемлемым правом человека и гражданина, позволяющим защищать нарушенные права и свободы в судебном порядке посредством обращения в судебные органы соответствующей юрисдикции.

2. Данный принцип устанавливает требование объективности, независимости и беспристрастности суда при отправлении правосудия и, соответственно, правосудности судебных решений. В связи с этим следует признать, что для действительного воплощения в жизнь принципа правосудия решающую роль играет достижение реальной независимости судебной власти.

Выделенные аспекты принципа правосудия формально закреплены в Конституции Российской Федерации. Гарантия судебной защиты прав и свобод в России устанавливается положением п. 1 ст. 46 Конституции, в соответствии с которым каждый может реализовывать свое право на защиту прав и свобод в судебном порядке. Положение о независимости судебной власти находит закрепление в п. 1 ст. 120 Конституции РФ и, в частности, в ст. 1 федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», а также в ст. 1 федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации».

Всеобщая декларация прав человека также закрепляет рассмотренные аспекты принципа правосудия. Так, ст. 10 Декларации устанавливает, в частности, требование независимости и беспристрастности суда в целях реализации права на справедливое судебное разбирательство, а положение ст. 8 Декларации предусматривает общее право на эффективное восстановление в нарушенных правах посредством обращения в компетентные национальные судебные органы.

Принцип демократизма

Принцип демократизма справедливо включается многими современными учеными в перечень основных общеправовых принципов. Отразить содержание данного принципа можно следующим образом:

1. Принцип демократизма предполагает, что право является выражением общей воли народа, и в этом заключается его сущность;

2. В соответствии с данным принципом право прямо либо опосредованно (косвенно) формируется через демократические институты народовластия. В теории государства и права принято выделять две взаимосвязанные и взаимодополняющие формы народовластия - прямую и представительную демократию. Это означает, что воля народа возводится в закон либо непосредственно (например, путем референдума), либо через систему представительных органов. Принято считать, что в демократических государствах в полной мере развиты обе формы народовластия.

Необходимо отметить, что в полной мере принципу демократизма соответствуют лишь те государства, в которых существуют и функционируют механизмы, обеспечивающие возможность реального осуществления права населения на участие в политической жизни государства и общества, которое находит свое выражение, в частности, в ст.21 Всеобщей декларации прав человека. Соответственно, становление таких механизмов является неотъемлемой составляющей развития государств, находящихся на пути к демократии.

Принцип демократизма формально закрепляется в статьях Конституции Российской Федерации. Так, ст. 1 объявляет Россию демократическим государством. Согласно положениям ст. 3 Конституции, единственным источником власти и носителем суверенитета в России провозглашается ее народ, осуществляющий свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления, а высшей формой прямого народовластия признаются референдум и свободные выборы. Право граждан участвовать в управлении государством находит закрепление в п. 1 ст. 32 Конституции.

5. Правосудие переходного периода

Правосудие переходного периода – это комплекс мер, связанных с систематическими или массовыми нарушениями прав человека, который обеспечивает возмещение жертвам нарушений, а также создает возможности или способствует трансформации политических систем, конфликтов и других условий, которые, возможно, лежали в корне злоупотреблений.

Таким образом, правосудие переходного периода, при рассмотрении прошлых систематических или массовых нарушений, преследует две цели. Первая цель – обеспечить определенный уровень правосудия для жертв. Вторая цель заключается в укреплении возможностей для мира, демократии и примирения. Для достижения этих двух целей, меры правосудия переходного периода часто сочетают в себе элементы уголовного, восстановительного и социального правосудия.

Правосудие переходного периода не является особой формой правосудия. Это, скорее, правосудие, адаптированное к уникальным условиям в обществе, переживающем переход от времени, когда нарушения прав человека были нормальным положением дел. В некоторых случаях, этот переход происходит внезапно и имеет очевидные и серьезные последствия. В других случаях он может длиться многие десятилетия.

Происхождение правосудия переходного периода

Правосудие переходного периода впервые появилось в конце 1980-х - начале 1990-х годов, в ответ на политические преобразования в Латинской Америке и Восточной Европе и потребность в правосудии, возникшую в ходе этих преобразований. В то время, правозащитники и другие люди пытались решить вопрос о том, как эффективно решить проблему, касающуюся систематических злоупотреблений при прежних режимах, но при этом укрепить и не сорвать текущие политические преобразования. Поскольку эти изменения часто назывались «переходом к демократии», эту новую междисциплинарную область стали называть «переходное правосудие» или «правосудие переходного периода». Меры правосудия переходного периода, как правило, включали преследование лидеров режима, инициативы, связанные с гласностью, такие как открытие государственных архивов и создание официальных комиссий по установлению истины, введение программ по возмещению ущерба жертвам, а также проверка государственных служащих, особенно (но не исключительно) сотрудников сил безопасности.

Правосудие переходного периода возникло как часть признания идеи, что решение проблем, касающихся систематических или массовых нарушений, требует особого подхода, как ретроспективного, так и перспективного: целью мер правосудия переходного периода является не только возмещение жертвам, но и предотвращение появления таких жертв в будущем. В долгосрочной перспективе, меры правосудия переходного периода должны содействовать миру, демократии и примирению, которые необходимы, чтобы предотвратить систематические или массовые нарушения прав человека.

Правосудие переходного периода сегодня

Правосудие переходного периода сегодня – очень широкая и разнообразная область. По мере развития, правосудие переходного периода стало идти рука об руку с движениями за социальную справедливость, разрешение конфликтов, миростроительство, сохранение исторической памяти и т.п.

После того, как переходный контекст переместился из пост-авторитарных обществ в Аргентине и Чили в пост-конфликтные общества Боснии и Герцеговины, Либерии и Демократической Республики Конго, новые практические проблемы заставили расширить границы правосудия переходного периода и внести определенные новшества в эту область. Этнические чистки и перемещения, реинтеграция бывших комбатантов, примирение между общинами, а также роль правосудия в построении мира – все эти важные вопросы должно решать правосудие переходного периода. Реинтеграция бывших комбатантов, например, является важным вопросом по нескольким причинам. Во-первых, в рядах бывших комбатантов могут быть люди, виновные в массовых нарушениях прав человека, или даже вдохновители таких нарушений. Во-вторых, бывшие комбатанты часто получают деньги и профессиональную подготовку в качестве стимула к разоружению, в то время как жертвы, как правило, получают мало или вообще ничего, что бы помогло им вернуться к нормальной жизни. Такой дисбаланс является морально предосудительным и неразумным. Он может вызывать негодование и негативное отношение общества к реинтеграции бывших комбатантов, в также угрожать пост-конфликтной стабильности.

Поскольку переходные контексты географически переместились из Латинской Америки и Восточной Европы в Африку и Азию, правосудие переходного периода может пересекаться с местными, так называемыми «традиционными», мерами правосудия, которые могут послужить важным дополнением к правосудию переходного периода. В некоторых странах, таких, как Сьерра-Леоне и Уганда, общественность может пожелать использовать традиционные ритуалы для содействия примирению враждующих сторон или реинтеграции бывших комбатантов. В таких случаях, роль правосудия переходного периода состоит в обеспечении применения целостного подхода, который может включать в себя ритуалы, но не исключает возможность уголовного преследования лиц, виновных в тяжких преступлениях, и применения других мер правосудия, например, репараций, для предоставления дополнительного возмещения.

Во всем мире, от Австралии и США до Гватемалы и Южной Африки, движения за социальную справедливость адаптировали меры правосудия переходного периода для получения компенсации за прошлые систематические проявления несправедливости. Эти движения часто направляют свои усилия на нарушения, связанные с долгосрочными нарушениями, порожденными социально-экономическим, расовым или гендерным неравенством, а не на физическое насилие, такое как убийства и насильственные исчезновения, которые находились в центре внимания многих ранних мер правосудия переходного периода.

За последние двадцать лет правосудие переходного периода расширилось и диверсифицировалось, а также приобрело надежные основания в международном праве. Одно из правовых оснований правосудия переходного периода ведет свое начало от решения Межамериканского суда по правам человека по делу Velasquez Rodriguez v. Honduras, в котором Межамериканский суд постановил, что все государства имеют четыре фундаментальных, или минимальных, обязательства в области прав человека, а именно:

· принимать разумные меры для предотвращения нарушений прав человека;

· проводить серьезное расследование совершенных нарушений;

· применять соответствующие санкции к лицам, виновным в нарушениях, и

· предоставлять возмещение жертвам нарушений.

Суть этого решения была явно подтверждена последующими решениями суда и неявно подтверждена и одобрена судебной практикой Европейского суда по правам человека и решениями договорных органов ООН, таких как Комитет по правам человека. Кроме того, эти обязательства были непосредственно включены во многие важные документы ООН, такие как доклады специальных докладчиков ООН по борьбе с безнаказанностью 1997, 2004 и 2005 годов, и доклад Генерального секретаря 2004 года по вопросам верховенства права и правосудия переходного периода в конфликтных и пост-конфликтных обществах. Создание в 1988 году Международного уголовного суда также имело большое значение, поскольку устав этого суда закрепляет жизненно важные обязательства государства в отн<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: