Основные законы композиции




КОМПОЗИЦИЯ ПРИЧЕСКИ

Понятие «композиция прически».

Основные законы композиции

Художественным оформлением прически принято называть процесс создания по конкретным канонам красоты как отдель­ных элементов, так и всей прически в целях получения зрителем определенных ассоциативных ощушениЙ. Во все времена причес­ка особенностями своей формы выражала определенные идеи: прическа стиля барокко - высокопарность, театральность; стиля рококо - изящество, некоторое легкомыслие и т.д. Отсюда про­истекают наши устойчивые представления о характере линий, деталей разных причесок и, следовательно, об их эмоционально­психологическом воздействии на зрителя. Таким образом, при­ческа как обобщенное художественное целое, способное вызвать у зрителя при восприятии определенные эмоции и ассоциатив­ные ощушения, представляет собой в совокупности с обликом человека некий художественный образ.

Художественное оформление прически непосредственно свя­зано с композицией, т. е. гармоничным сочетанием, расположе­нием ее составных элементов. Композицией называется также и результат этого действия - сама прическа.

Основой композиции прически является совокупность образу­ющих ее форму частей, соотношение этих частей, общие пропор­ции (масштабность), силуэт. от того, насколько удачно решена ком­позиция в целом, зависят красота и выразительность прически. Если не будет согласованности в сочетании основных частей прически, если не найдены ее общие пропорции, никакие приемы украше­ния не сделают прическу красивой и привлекательной.

Парикмахеру-модельеру приходится работать с разнообразны­ми прическами. В одних главенствует «чистая» лаконичная форма, в других под сложно разработанным декором геометрическая форма лишь угадывается, но в любом случае в основе каждой формы ­определенная система пропорций, обусловленная художествен­ным замыслом.

Пропорции прически, ее соотношение с лицом, фигурой (мас­штабность) играют решающую роль, так как они придают ее фор­ме, а следовательно, и силуэту определенный характер. Например, крупные формы деталей прически, имеющие больщую протяжен­ность в горизонтальном направлении, чем в вертикальном, произ­водят впечатление тяжеловесности, и никакие декоративные ухищ­рения не избавят прическу (и, конечно, образ) от некоторой при­земленности (вертикальные линии чаще всего дают обратное ощу­щение). Следовательно, образная выразительность прически до­стигается путем ее определенного построения, т. е. композицией.

Целесообразной композицией прически парикмахер-модельер выражает содержание своего замысла, делает его конкретным, доходчивым и впечатляющим. Непрофессионал в оценках причес­ки может пользоваться словами «нравится» ИЛИ «не нравится», не вникая в тонкости композиции; парикмахер-модельер в своем анализе модели должен четко определять, почему нравится или не нравится та или иная композиция.

для этого необходимо знать объективные закономерности ком­позиции: компоненты композиции и композиционные средства.

Компонентами композиции прически (как художественного произведения) являются форма и силуэт, линии (конструктивные и декоративные), цвет, отдельные детали прически и декор (ук­рашающие элементы).

Композиционными средствами, или приемами, композиции являются пропорции (масштабность, композиционное единство всех элементов), симметрия и асимметрия (композиционное равнове­сие, статика и динамика), ритм, контраст, нюанс.

Существуют еще два обязательных компонента композиции: единство стиля и образность формы. Их достижение зависит от умения парикмахера-модельера передать дух времени в самом об­лике прически. Образность формы в сфокусированном виде пред­ставляет собой все лучшее, что связано с нашими представлени­ями о прическе данного вида и времени.

Назначение прически и замысел парикмахера-модельера оп­ределяют выбор компонентов композиции и композиционных средств. Разработать композицию модели - значит определить ха­рактер всех ее компонентов, добиться их соподчинения и допол нения одного другим, выявления художественной образности, т. е. общей гармонии прически, черт лица клиента, его фигуры и ко­тюма. Гармония как основа понимания красоты означает согла­ованность в сочетании частей единого целого, в нашем случае ­оздающих образ человека.

Гармоническая цельность, с одной стороны, представляет со­бой четкость выражения замысла, с другой - обеспечивает точ­ное его восприятие. Это составляет основополагающий закон: цель­ность композиции. Любая композиция может рассматриваться как определенная система, основанная на сочетании элементов глав­ных, менее значимых и второстепенных. Отсюда можно сформу­.lировать следующие законы композиции:

• подчинение компонентов композиции и композиционных редств назначению прически;

·наличие композиционного центра;

·соразмерность частей и компонентов композиции между со­бой, с лицом и фигурой человека.

Подчинение компонентов композиции и композиционных средств назначению прически. Нет необходимости доказывать, что слож­ная фантазийная прическа, например, неуместна на работе или спортплощадке. Столь же очевидна несообразность появления на приеме, имеющем подчеркнуто официальный характер, человека с длинными распущенными волосами. Все в композиции должно подчиняться назначению прически и подчеркивать это назначе­ние. Иначе говоря, практическое назначение прически должно являться содержанием ее художественной формы. Существует три правила, выражающие этот закон:

1) органическое единство назначения прически и ее формы (функциональность);

2) соответствие исходных данных назначению и форме при­чески;

3) единство исходных данных и украшений (декора).

Форма любой прически должна отвечать непосредственному ее назначению, быть целесообразно построенной, т. е. прическа должна быть функциональной. Например, прическа работниuы у станка должна быть либо в виде короткой стрижки, либо иметь компактную форму - это позволит избежать опасности попада­ния длинных волос в движущиеся или вращающиеся части станка. Прически спортсменок чаще всего характеризуются короткими стрижками: во-первых, прав илам и соревнований (особенно в иг­ровых видах спорта) запрещено использование металлических за­колок, шпилек и т. д. - они могут оказаться причиной травмы; BO-BTOPЬ~, спортсменам часто приходится пользоваться душем, и прически из длиннь~ волос доставляют много хлопот. При со­здании прически необходимо предусматривать удобство ухода за ней, ее сохранность и т. п.

Парикмахер-модельер в своей работе имеет дело с особым ис­ходным материалом - волосами. Этим во многом объясняется спе­цифика композиционных свойств прически (не только техничес­кая возможность создания тех или иных форм, но и композици­онное обоснование).

Архитектоника, т. е. взаимообусловленность конструкции и фор­мы, выраженная в материале, - наиболее существенное в компо­зиции любого произведения (и прически тоже). Любая деталь при­чески и ее форма в целом могут выглядеть красивыми только при одном условии, если в ней отражены особенности материала, т. е. волос. Прическа всегда должна оставаться прической. Нетрудно, применяя каркасы, используя большое количество лака и т.Д., создать формы практически любого вида, но красивыми будут выглядеть только те, в которых найдут отражение естественные для волос состояния.

Долговременность повседневной прически является одним из важнейших показателей в ее оценке.

Волосы могут быть по фактуре рыхлыми, эластичными, сыпу­чими, тонкими, толстыми и т.Д. Художественная (и практическая) ценность прически обеспечивается учетом исходных данных и, как следствие, применением тех или иных композиционных средств и технических приемов, которые выявляют замысел художника и вполне отвечают форме и назначению модели.

для украшения прически можно использовать волосяные изде­лия, бижутерию, ленты, обручи, цветы, локоны из собственных волос клиентки или манекенщицы, характерное вычесывание от­дельных прядей, их лакировку, различные цветные пудры и Т.П.

Применение любых видов декора в каждом конкретном случае должно композиционно соответствовать исходным данным и от­вечать назначению прически. Прежде чем применить отделку в композиции прически, необходимо определить ее характер, вид и технику вьшолнения. Украшения не должны противоречить струк­турно-фактурным качествам волос (исходным данным), а также форме прически. Часто применение декоративных украшений, особенно в нарядных прическах, вызывается не столько желани­ем еще более украсить композицию, сколько необходимостью скрыть изъяны прически, которые возникают вследствие нехват­ки волос. Такими недостатками прически могут оказаться лишние проборы, исходные точки разворотов прядей, пустые места в объемно-пространственной структуре прически, представляющие­ся по тем или иным соображениям неэстетичными. Прикрывая недостатки различными украшениями, создают «композиционные мостки», помогающие обойти неприятности такого рода.

Приблизительно с той же целью используются (чаще всего в прическах из длинных волос) разнообразные декоративные за­колки, гребни и т.Д., которые, фиксируя детали причесок на оп зеленных местах, придают модели дополнительную нарядность большую образную выразительность.

Однако следует подчеркнуть, что отлично спроектированная

'одель, представляющая собой законченное композиционное це­.10е, как правило, не нуждается ни в каких дополнительных укра­шениях, за исключением тех случаев, когда необходимо заост­'лпь идейную направленность композиции и когда украшения орга­нически входят в композицию модели, придавая ей однозначный

Характер. Когда украшения своим содержанием помогают выра­зить назначение и художественный замысел прически, они ста­новятся активными и выразительными элементами в компози­ции, и наоборот, украшения разрушают цельность композиции, если они своим содержанием не соответствуют общему назначе­нию прически и ее исходным данным.

Наличие композиционного центра. Существуют разные толкова­ния понятия <<центр (акцент) композиции», однако в большин­стве случаев оно трактуется как место сосредоточения основных, важнейших связей между всеми элементами прически. Как прави­.10, это и смысловой центр модели.

Например, в прическе из длинных волос, собранных в неболь­шой узел на нижней части затылка, композиционным центром является именно этот узел. Его может быть и не видно в анфас, но смысловой акцент придает форме прически композиционную за­вершенность. Иными словами, композиционный центр может располагаться на любой части головы, но его местонахождение, объединение с другими компонентами в качестве главного ак­цента композиции должно способствовать наиболее четкому рас­крытию замысла художника-модельера и образности модели.

Композиционный центр может не совпадать с геометрическим центром или осью симметрии. В таком случае возникает динами­ка, напряженность.

Все компоненты, составляющие композиционный центр в ре­шении композиции модели прически, разделяются на два вида: главные, к которым относится все то, что образует объемную форму (объемная форма с контурными очертаниями), и декоративно­конструктивные (локоны, челки, украшения и т.д.). Каждый из компонентов может быть единственным в качестве главенствую­щего композиционного центра или объединен с другими компо­нентами.

Как правило, совокупность двух-трех компонентов в качестве основного акцента композиции способствует более полному рас­крытию замысла и образности модели.

Важным свойством композиции прически является равнове­сие объемной формы, т. е. такое ее состояние, при котором все элементы сбалансированы между собой. Композиционное равно­весие зависит от распределения основных компонентов компози ции относительно ее центра и связано с организацией простран­ства, с пропорциями, пластикой формы, цветотональными от­ношениями отдельных частей целого.

Таким образом, основными положениями второго закона ком­позиции являются:

• выявление акцента композиции и подчинение ему других ком­понентов;

• уравновешенность композиции.

На практике это означает, что характерная особенность глав­ных компонентов, образующих композиционный центр, предоп­ределяет стиль, форму, размеры и взаиморасположение его вто­ростепенных, т. е. декоративно-конструктивных компонентов.

Соразмерность частей и компонентов композиции между собой, с лицом и фигурой человека. Важным фактором в этом законе вы­ступает масштабность, т. е. отношение величины формы причес­ки к величине головы, частям и деталям лица, фигуре человека, соотношение частей формы между собой и отношение каждой части ко всей форме прически с учетом величины главной мод­ной детали.

Масштабность имеет прямую связь с цветом и фактурой как всей прически, так и ее отдельных деталей. Так, прическа из свет­лых волос кажется несколько больше, чем точно такая же из тем­ных волос; различные в цветотональном отношении детали при­чески в зависимости от других элементов могут в общей компози­ции казаться меньше или больше.

Количество, величина и форма деталей прически, их сораз­мерность и согласованность с моделью в целом должны обяза­тельно уточняться в процессе моделирования, так как изменение любого компонента, как правило, влечет за собой изменение его расположения, или формы и объема той части прически, где этот компонент располагается, что, в свою очередь, соотносится с общим объемом прически, головы и фигуры человека.

Итак, композиция может быть цельной, если при ее создании соблюдались рассмотренные выше законы и положения, ибо цель­ность композиции, отметим еще раз, - это подчиненность вто­ростепенного главному, взаимосвязь всех компонентов, уравно­вешенность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: