Упражнения для активизации работы мышц глаза




Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации

У старших дошкольников с нарушением зрения

(Из опыта работы)

Н.Н. Иванова

Тифлопедагог ДОУ № 1078

Развитие зрительного восприятия и двигательной сферы ребенка тесно связаны с момента его рождения. Исследования В.П. Зинченко и А.Г. Рузской показали, что если в первые месяцы жизни ребенка движения рук и ног учат его видеть предметы, фиксировать свое внимание на движущемся объекте, то к пяти - шести месяцам соотношение зрения и двигательной сферы изменятся. Глаз начинает играть ведущую роль в формировании движений, коррекции их точности и направленности.

Именно поэтому двигательная сфера детей с нарушением зрения развивается иначе, чаще запаздывает в развитии, в координации движений, их точности, так как нарушенное зрение не обеспечивает ребенку необходимый контроль за движениями. При этом у детей с нарушением зрения наблюдаются некоторые специфические особенности развития двигательной сферы. У них чаще, чем у нормально видящих, можно наблюдать отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений. А это, естественно, не может не сказаться на координации, согласованности действия рук и глаз.

В исследованиях М.И. Земцовой подчеркивается, что для детей с глубокими нарушениями зрения характерна нескоординированность зрительно-двигательных функций, нарушение микроориентирования и ослабленность различных групп мышц.

Дети, страдающие содружественным косоглазием и амблиопией, имеют разную этиологию, но их всех объединяет поражение зрительной и глазодвигательной системы, вызывающее периодическое или постоянное отклонение глазного яблока. Вся система медико-педагогической коррекции в дошкольных учреждениях для детей с амблиопией и косоглазием направлены на формирование у этих детей автоматизированных навыков синхронности действия руки и глаза в различных видах деятельности, т.е. им необходима помощь в формировании сложной психологической системы межфункциональных связей, получения точной сенсорной информации, обеспечивающей формирование двигательной сферы, контроль за ее функционированием. Все это и должно определять зрительно-двигательную скоординированность в работе рук и глаз, т.е. создается та психологическая система, о которой говорил К.С. Выготский в своих работах: возникают сложные связи между отдельными функциями в процессе развития, которые в процессе же развития изменяются и создают новые структуры.

Однако у детей с амблиопией и косоглазием формируется сложная и своеобразная психологическая система, так как она включает иные связи между нарушенными и нормально развивающимися функциями, поскольку в ее структуру будут входить формирующиеся компенсаторные процессы.

Детям с амблиопией и косоглазием необходимо помочь преодолеть дефицит целенаправленных действий, что положительно сказывается на функциональных свойствах самого зрительного аппарата и координированных действиях его мышц с мышцами пальцев руки.

Первым необходимым средством координации являются упражнения для укрепления и восстановления работа мышц глаза для всех детей, страдающих амблиопией и косоглазием. Поэтому включение в свою ежедневную работу с детьми с нарушением зрения специальных зрительно-восстановительных комплексов упражнений должно стать обязательным в работе по развитию зрительно-моторной координации.

Каждый комплекс подобран и составлен совместно с офтальмологом и состоит из упражнений, рассчитанных на воздействие на глаза ребенка с коррекционных позиций, отвечающих разным зрительно-восстановительным задачам. Поэтому рекомендуется периодическое чередование этих комплексов в процессе работы через одну-две недели. Почти все указанные ниже упражнения могут выполняться детьми, вне зависимости от диагноза. Исключения составля­ют упражнения:

из комплекса 3 - первое упражнение;

из комплекса 6 - третье упражнение, которое противопоказано детям, страдающим глаукомой, близорукостью высокой степени, подвывихом хрусталика, ретино-бластомой;

из комплекса 5 - первое упражнение, которое не следует рекомендовать детям с подвывихом хрусталика или проводить его не более 2 - 3 раз.

Особое внимание нужно обратить на детей, которые перенесли глазные операции. Им не рекомендуются вышеуказанные упражнения. Остальные упражнения проводить в соответствии с рекомендацией офтальмолога и в зависимости от времени, прошедшего с момента операции, или не проводить, или давать их в меньшем объеме.

 

Упражнения для активизации работы мышц глаза

Комплекс I - способствует снятию статического напряжения с мышц глаза, улучшению кровообращения.

1. И.п. сидя: плотно закрыть глаза и широко открыть глаза с интервалом в 30 с (5 - 6 раз подряд).

2. И.п. сидя: посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (3 - 4 раза).

3. И.п. сидя: вращение глазами по кругу по 2 - 3 с (3 - 4 раза).

4. И.и. сидя: быстрое моргание в течение 1 - 2 мин.

5. И.п. стоя перед окном: смотреть вдаль 3 - 4 мин.

Комплекс II - способствует снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению мышц глаза.

1. И.п. стоя:

а) смотреть прямо перед собой 2 - 3 с;

б) поставить указательный палец на расстоянии 25 - 30 см от глаза, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть 3 - 5 с, опустить руку, повторять 4 - 5 раз.

2. И.п. стоя, ноги на ширине плеч:

а) опустить голову, смотреть на носок левой ноги;

б) поднять голову, посмотреть на правый верхний угол комнаты;

в) опустить голову, смотреть на носок правой ноги;

г) поднять голову, посмотреть на левый верхний угол комнаты (повторить 3 - 4 раза).

3. И.п. стоя у окна:

а) посмотреть на вершины деревьев перед окном;

б) перевести взгляд и назвать любой предмет на земле;

в) отыскать и проследить за летящей птицей или самолетом;

г) назвать транспорт, стоящий или проезжающий по дороге (2 раза).

Комплекс III - улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости, восстанавливает кровообращение, совершенствует координацию в горизонтальной плоскости.

1. И.п. сидя:

а) тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и подержать 1 - 2 с;

б) снять пальцы (повторить 3 - 5 раз).

2. И.п. сидя:

а) вытянуть руки вперед, смотреть на конец пальцев вытянутой руки, расположенной по средней линии лица;

б) медленно приближать палец, не сводя с него взгляда (повторить 3 - 4 раза).

3. И.п. стоя, голова неподвижна:

а) отвести полусогнутую правую руку с игрушкой в сторону;

б) медленно передвигать игрушку справа налево и следить за ней глазами;

в) повторить в обратную сторону (делать упражнение 4 - 5 раз).

Комплекс IV - способствует улучшению координации движения глаз и головы, развитию сложных движений, повышает устойчивость вестибулярных реакций.

1. а) поднять глаза вверх;

б) опустить глаза;

в) повернуть глаза в правую сторону;

г) повернуть глаза в левую сторону (повторить 3 - 4 раза).

2. а) поднять глаза вверх;

б) сделать ими круговое движение по часовой стрелке;

в) сделать ими круговое движение против часовой стрелки (повторить 2 - 3 раза).

3. И.п. стоя, нот на ширине плеч:

а) посмотреть на носок левой ноги;

б) поднять голову, посмотреть на лампочку на потолке;

в) опустить голову, посмотреть на носок правой ноги;

г) поднять голову, посмотреть на лампочку на потолке (повторить 2 - 3 раза).

Комплекс V - улучшает упругость век, восстанавливает циркуляцию внутриглазной жидкости.

1. И.п. сидя на полу:

а) ноги согнуть в коленях, руки в упоре сзади;

б) повернуть голову назад и увидеть предметы, расположенные в середине (повторить 2 раза).

2. И.п. стоя, руки на палке, поставленной вертикально перед собой:

а) отвести руки в стороны (отпустить палку) и успеть ее поддержать;

б) попеременное перехватывание палки одной рукой, другая рука отведена в сторону (повторить 3 - 4 раза).

3. И.п. стоя:

а) "спрячь глазки" (зажмуриться);

б) "у кого глазки больше" (широко открыть, выпучить; можно выполнять перед зеркалом).

Комплекс VI - способствует тренировке мышц глаза, формированию сложных движений мышц глаза, восстановлению кровообращения в области мышц глаза.

1. И.п. стоя, руки с мячом внизу:

а) поднять мяч перед глазами, широко открыть глаза, посмотреть на мяч;

б) опустить мяч;

в) поднять мяч перед глазами, прищурить глаза, посмотреть на мяч;

г) опустить мяч.

2. И.п. стоя, руки с мячом вытянуты вперед:

а) качание рук влево, вправо с отслеживанием глазами за мячом (повторить 5-6 раз).

3. И.п. стоя, руки с мячом внизу:

а) медленное круговое вращение сверху вниз в правую сторону;

б) вращение в левую сторону, следить за направлением движения мяча (повторить 4 - 5 раз).

4. И.п. стоя, мяч в вытянутых руках. Сгибание рук:

а) поднести мяч к носу;

б) отвести в исходное положение, прослеживать глазами за движением мяча (повторить 4 - 5 раз).

Мышцы, окружающие глазные яблоки, не только обеспечивают движение самого глаза, но и влияют на размер его продольной оси. Поэтому путем специальных тренировочных упражнений можно добиться того же эффекта, который дают очки, приближая и удаляя фон сетчатки при близорукости и дальнозоркости. Такие упражнения необходимы ребенку в очках, так как привязанность к очкам приводит к увеличению вялости глазных мышц.

С целью коррекции работы мышц глаза предлагается система зрительно-восстановительных упражнений, стимулирующих полноценную работу мышц и способствующих стабилизации восстановительных процессов в работе атрофированных мышц больного глаза. Эти упражнения и игровые приемы, проводимые в детском саду тифлопедагогом, воспитателями, медицинским персоналом, дают возможность справиться глазу со значительной зрительной нагрузкой, с которой ребенок столкнется в школе. Натренированные же мышцы глаза, развитые зрительно-двигательные функции уберегут глаза ребенка от понижения остроты зрения при чрезмерной нагрузке, помогут более полноценному восприятию и действию в богатом и разнообразном Окружающем мире.

В гимнастические системы, как правило, входят упражнения в виде разнообразных движений глаз, активизирующих кровообращение в области глаз и мозга, После выполнения этих упражнений люди чувствуют себя значительно бодрее. Особенно хорошо эти упражнения снимают умственное и зрительное утомление, помогают укрепить окологлазные мышцы, сохранить упругость век.

В основе положительного эффекта лежат функциональные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов головного мозга.

Сталкиваясь с предметами, инструментами, орудиями, ребенок с нарушением зрения не может понять и усвоить специфику их употребления самостоятельно, без обучающего воздействия взрослого. Не зная способов действия с ними, он использует предметы или инструменты не адекватно их назначению. Но рука, как рабочий орган, под влиянием направленного обучения и воспитания постепенно развивается и совершенствуется; ребенок овладевает сложными, тонко дифференцированными движениями. У него вырабатываются навыки использования таких инструментов, как карандаш, кисть, ножницы, иголки и т.д.

Нормально видящий ребенок овладевает многими предметными действиями по зрительному подражанию. Амблиопия, представляющая из себя понижение остроты зрения на основе функционального расстройства зрительного аппарата и косоглазия затрудняют способность овладевать самостоятельно этими действиями. Особенно это касается тонкой моторики рук. Здесь роль взрослого, тифлопедагога и тифлопсихолога возрастает.

Совершенствование моторной и зрительно-двигательной координации, а также укрепление межфункциональных связей зависит от работы по развитию синхронных движений глаз и рук. Зрительный контроль за движением рук и результатом их деятельности состоит в анализе и сравнении изображаемого объекта с имеющимся образцом.

На эту особенность изобразительной деятельности указывают и художники, и психологи-исследователи детского рисунка. Еще Микельанджело говорил: "Циркуль в глазах - не в руках, ибо руки работают, а глаза оценивают".

Движения рук при рисовании, ленке, аппликации связаны с мышечно-двигательными ощущениями, с восприятием самого движения кинестезически и зрительно: ребенок видит, как движется рука, и ощущает это движение. При восприятии движения у него формируется зрительно-мышечный образ, представление о нем, и на этой основе строятся исполнительные действия.

Подчеркивая это, И.П. Павлов писал: "Давно было замечено и научно доказано, что раз вы думаете об определенном движении..., вы его невольно, этого не замечая, воспроизводите". Значение зрительного контроля не всегда равнозначно. В самом начале формирования навыка зрительный контроль имеет наибольшее значение, формируется кинестезический образ движения и контроль переходит к самой действующей руке. По мере формирования двигательного навыка роль зрительного контроля снижается. Рисующий может произвести движение не глядя. Однако зрительный контроль не может быть снят совсем, так как без этого невозможна оценка выполненного движения, соотнесение работы с образцом.

Развитие моторики ребенка всегда привлекает и привлекало внимание исследователей, ведь развитие движения необходимо для осуществления любой деятельности. Для развития моторики человека большое значение имеет созревание нервно-мышечного аппарата, особенно же важным для развития психики ребенка является овладение движениями рук, поэтому он не может скатать глину, сдавить ее ладошками с нужной силой, чтобы получить плоскую форуму, не может самостоятельно брать карандаш и подчинить движение руки с карандашом изображению того или иного предмета. Детей необходимо обучать и самому осуществлению движения и его качествам: силе, направленности.

Мышечные возможности руки ребенка также, как и мышцы глаза, требуют особой тренировки и коррекции. При этом особую роль играют гимнастические упражнения для мелкой мускулатуры пальцев, каждое из которых позволяет коррегировать движение каждого пальца в отдельности и в целом относительно друг друга, воздействовать на все мышцы руки, тренируя мышечные усилия и точность двигательных реакций.

Такую работу важно начинать с детьми преддошкольного возраста. Но если это не проводилось ранее, то необходимо развивать двигательную активность руки в любом дошкольном возрасте. Занятия желательно проводить по 3 - 5 мин ежедневно. Начинать надо с небольшого массажа руки. Сделать поглаживание, разминание, похлопывание для появления ощущения тепла. Ребенок быстро усваивает этот массаж ичерез некоторое время выполняет его самостоятельно. Затем начинать выполнять гимнастику для пальцев, которую можно соединить с веселыми стихами, потешками.

Полезно выучить следующие упражнения для пальцев и кистей рук.

1. Здравствуй, пальчик - поочередно "здороваются" пальцы правой руки с левой (большой с большим, указательный с указательным и т.д.).

2. Коза-дереза - вытягивание указательного пальца и мизинца, остальные согнуть (4 - 5 раз).

3. Веселые человечки - указательный и средний пальцы бегают по столу.

4. Щелчок - сделать щелчок каждым пальцем правой и левой руки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: