Коррекционно - педагогические задачи:
формировать и коррегировать выполнение разных видов рисовальных движений неотрывным движением руки: волнообразные, дугообразные, завиток, кудряшки - имитируя элементы школьного письма.
Задания: "Волны по морю бегут, рыбки к берегу плывут"; "Подрисуй чешуйки"; "Дует, дует ветерок, раздувает весь дымок"; "Завяжи узелок"; "Смотай клубочек"; "Уложи в коробочки клубочки"; "Смотай нитки на катушки"; "Ловись, рыбки, большие и маленькие".
При сформировании зрительно-моторной и двигательной координации целесообразно переходить к следующему наиболее ответственному направлению в работе - формированию навыков написания элементов школьного письма в тетради. Эта наиболее трудоемкая и сложная работа проводится с детьми старшего дошкольного возраста. Зрительная недостаточность затрудняет коррекцию этих движений. Поэтому Л.И. Плаксиной разработана система занятий по зрительному прослеживанию и координации движений, подготавливающих ребенка к выполнению движений, необходимых при письме.
Для осуществления этого направления в работе также необходимо использование игровой формы для создания зрительного образа элементов букв. Дошкольнику ближе и больше нравятся игровые действия, чем монотонная, однообразная деятельность. И в отличие от школьной методики характерным в таких занятиях является включение в структуру занятий графической игры. Постепенно, незаметно игровая задача свертывается и на первый план выступает дидактическая. Система заданий (с постепенным их усложнением) дает возможность последовательно усваивать необходимые навыки овладения письмом.
|
Создание зрительного образа используется и при обучении написания целой буквы. Методика основана на ассоциациях по сходству с известным ребенку объектом и помогает ему закрепить в памяти сложные конфигурации букв или цифр, различать их при письме и чтении. Этот прием эффективен при предупреждении и использовании ошибок при написании букв.
На основе изучения литературы и практической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, нами проводились игровые упражнения, состоящие из 17 заданий, направленных на коррекцию и формированию умений письма. Эти задания являются фрагментом занятий по обучению грамоте, так как в основе их лежит решение основных задач коррекции в процессе обучения ребенка со зрительной недостаточностью.
Задания включают:
микроориентировку в тетради и на листе бумаги;
ознакомление с разлиновкой;
работу в пределах границ линии;
совершенствование зрительно-моторной координации и мелкой мускулатуры пальцев.
Основной задачей каждого задания является выполнение главного условия - не выйти за пределы рабочей строки, т.е. соотнесение своего движения со зрительно воспринимаемым полем действия, выполнение движения внутри его. Для этого можно использовать стихотворный текст:
"На платформе мы стоим
И на рельсы вдаль глядим.
Между рельсами дорожка
Змейкой ровной вьется.
Но из рельсов тех она
Не выходит никуда".
Напоминание стихотворения и сравнивание "рельсов" с рабочей строкой, выходить за которую нельзя, способствует восстановлению основной установки для работы. А каждый новый день "путешествия в страну знаний" начинается с чтения еще и нового стихотворного условия, которое также необходимо выполнять как конкретное игровое действие. Выполнение таких игровых действий во многом стимулирует и активизирует деятельность ребенка при обучении письму и направляет его зрительное внимание на восприятие предлагаемых заданий. Детям с остротой зрения ниже 0,4 рабочую строку необходимо прорисовать дополнительно, а для написания элементов букв предложить фломастер.
|
Приводим серию заданий, направленных на фиксирование строки и работу внутри ее.
Занятие 1.
Цель - обучение ориентировке в тетради и на листе бумаги, ознакомление с разлиновкой:
"Бегут рельсы, как река - заповедны берега".
Задание: закрашивание строки в пределах ее границ - рельсов и штриховка. Главное требование - не зайти за пределы этих линий.
Занятие 2.
"Рельсы удаляются и не пересекаются".
Задание: простым карандашом обводят, подрисовывая контур рабочей строки, и рисуют в них фломастером округлые формы.
Занятие 3.
Вписывание геометрических фигур, штриховка их в разных направлениях.
Занятие 4.
"Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы - проедет поезд запоздалый".
Задание: написание прямых и наклонных линий в пределах границ строки - по заранее намеченным точкам; самостоятельно.
Занятие 5.
"Все вагончики бегут, зацепившись там и тут".
Задание: написание палочек с закруглениями внизу и вверху (2 занятия).
Занятие 6.
"Не заметил сразу он, влез в отцепленный вагон".
Задание: раздельное написание палочек с закруглениями внизу и вверху одновременно (4 занятия).
|
Занятие 7.
"Все в вагоне том сидят, ножки на полу стоят".
Задание: написание длинных палочек с петлей внизу.
Занятие 8.
Игровая задача та же.
Задание: написание длинных палочек с петлей наверху.
Занятие 9.
"По перрону мы идем, маму за руку берем".
Задание; неотрывное написание палочек по всей строке с закруглениями внизу.
Занятие 10.
"Мы в вагоне все сидим и в окошечки глядим".
Задание: написание элементов буквы круговым движением руки.
Занятие 11.
Письмо под счет (ровных палочек и остальных элементов).
Цель - выработать определенный ритм и определенную скорость написания.
Игровой прием: лучшее исполнение каждого задания сопровождается вручением фишки красного и зеленого цветов. Кому не досталось фишек, предложить потренироваться дома. Дать задание на дом.
Литература
Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М.: Просвещение, 1985.
Плаксuнa Л.И. Коррекционная работа на занятиях но рисованию//Дефектология. 1981. № 2.
Тригер Р.Д., Мещерякова Т.А. Я учусь писать. – М., 1994.
Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. – М.: Просвещение, 1970.
Гибор С. М икродвижения глаз при нарушении зрения//Дефектология. 1987. № 5.
Жохов В.П., Кормакова И.К., Плаксина Л.И. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. – М.: ВОС, 1989.