1. Знакомство с иглой и правилами обращения с ней:
пластмассовой, металлической
2. Отматывание, отрезание и вдевание нитки в ушко иголки, завязывание узелков (1 - 2 занятия).
3. Шитье по картонным трафареткам швом "вперед иголка":
а) закладка;
б) салфетка (2 - 3 занятия);
в) шитье по контурам деревянных дощечек разноцветными шнурками.
4. Вышивание швом "вперед иголка по готовому изображению на картоне с нанесенными опорными точками по всего, изображения (изображение ребенок выбирает и наносит сам) (3 занятие).
5. Знакомство с "обметочным" швом:
игольница, украшенная аппликацией (2 занятия).
6. Знакомство со швом "назад иголка" (1 занятие).
7. Художественное вышивание швом "назад иголка":
"осенние листья"; кармашек для ножниц (4 занятия).
8. Украшение кукольной одежды (самостоятельный выбор швов и их сочетаний (3 занятия)).
9. "Маме в день рожденья":
игольница с жучком (2 занятия).
10. "8 Марта" - подарок маме:
корзиночка для ниток (2 занятия).
11. Плетение из ленточек двух цветов:
салфетка (2 - 3 занятия).
12. Мережки и бахрома на мешковине:
салфетки (2 занятия).
13. Вышивание на пяльцах по готовому изображению на ткани (9 занятий).
14. Вышивание на мешковине: шарфик, носовой платочек (3 занятия).
15. Вышивание "крестом" па картону (2 занятия).
Работая с детьми с нарушенным зрением, невольно обращаешь внимание, насколько тяжело некоторым из них выполнять отдельные рисовальные движения, даже самые простые. Чаще всего это касается детей, у которых не сформированы координированные зрительно-моторные реакции. Движения рук у них скованные, неуверенные. Изображаемые линии часто хаотичны, набегают одна на другую. Нет точности в направлении руки.
|
Основываясь на вышеизложенном, нами выделены 5 основных направлений в коррекции изобразительных навыков. Они включают:
точность направления движения руки;
регулирование размаха рисовального движения;
коррекцию по усилению нажима на карандаш, кисть;
коррекцию формообразующих движений руки;
коррекционную работу по формированию графических умений и навыков написания элементов школьного письма.
Используемая многократность повторения однородных рисовальных движений в задании позволяет развивать у ребенка зрительно-двигательную память на это движение, а значит и зрительно-моторную двигательную координацию.
По каждому разделу необходимо предложить ребенку определенную серию заданий (5 - 6) по заранее заготовленным иллюстрированным карточкам.
Каждое задание выполняется через кальку или на неготоскопе фломастером,
Нами разработана система упражнений и иллюстрированных заданий по коррекции рисовальных движений и графических элементов:
коррекция точности направления движения руки
Коррекционно - педагогическая задача: формировать умение проводить длинные и короткие вертикальные линии.
3адания: изобразить облако, дождик.
Развивать умение проводить ровную прямую линию, попадая в определенную точку.
Задания: "Попади в капельку"; "Помоги голубке зернышки собрать".
Тренировать в умении изменять направление движения руки и проводить ровные наклонные линии.
Задания: "Кто поймает мяч", "Кто выше прыгнет".
Коррекция размаха рисовального движения
|
Коррекционно - педагогические задачи: регуляция размаха рисовального движения от большого к меньшему и наоборот, при рисовании дуг разной величины, глазомерная оценка протяженности.
Задания: "С бугорка на бугорок", "От цветка к цветку".
Развитие глазомерной оценки величины предмета и умения передавать это в рисунке, тренировка размаха рисовального движения.
Задания: "Мячи большие и маленькие", "Надень колечки на пирамидки".
Формирование умения регулировать размах рисовального движения в рисовании вертикальных и горизонтальных линий разной величины, формирование рисовального движения с переменой направления движения руки.
Задания: "Большие и маленькие окошечки", "Паутинка".
Коррекция формообразующего движения руки
Коррекционно - педагогические задачи:
тренировать в умении передавать в рисунке округлую форму предмета, замыкая ее в круг или овал (по образцу).
Задание: "Спрячь шарики".
Формирование умения многократного повторения круговых рисовальных движений, уменьшая и увеличивая размах руки.
Задание: "Мячики большие и маленькие".
Развивать умение самостоятельно передавать округлую форму неотрывным движением руки.
Задание: "Повесь шарики на нитки".
Обведение и самостоятельная коррекция круговых рисовальных движений с регуляцией размаха рисовального движения.
Задания: "Разложи яблоки по корзинам", "Разложи орешки по скорлупкам".
Тренировать в умении самостоятельно передавать округлую форму предметов и дополнять характерными деталями к ним.
Задание: "Угощение для Хрюши".