Расчет тяговой динамики и топливной экономичности автомобиля.
Расчет скоростной характеристики двигателя проектируемого автомобиля.
Скоростная характеристика двигателя – это зависимость мощности и крутящего момента от числа оборотов коленчатого вала.
В случае, если максимальная мощность двигателя Nmax известна, внешнюю скоростную характеристику двигателя можно рассчитать по формуле Р.С.Лейдермана:
Ne = Nmax*{a*ne/nN+b*(ne/nN)²-c*(ne/nN)³}, кВт (1)
Где ne – текущее значение оборотов, для которого определяется мощность
а, b, c – коэффициенты: для автомобилей с карбюраторным двигателем a=b=с=1, с дизельным - a=0,53, b=1,56, c=1,09.
Необходимо найти 6-8 значений мощности в диапазоне от минимального устойчивого числа оборотов двигателя nmin до nmax, nmin двигателем следует принимать:
Легковые автомобили с карбюраторным двигателем nmin=800-1000 об/мин
Грузовые автомобили с карбюраторным двигателем nmin=500-600 об/мин
Грузовые с с дизельным двигателем nmin=400-500 об/мин.
Максимальное число оборотов двигателя принимается:
Для легковых автомобилей nmax=(1,05-1,16) nN
Для грузовых автомобилей nmax= nN.
Если максимальная мощность не задана, то она определяется следующим образом:
А) Легковые автомобили
Максимальная мощность двигателя выбирается из условий обеспечения заданных динамических качеств, при максимальной скорости движения.
Динамический фактор при этом принимается
Dbmin=ψ= 0,0165[1+0,01*(V-50)], (2)
Где ψ – коэффициент суммарного дорожного сопротивления при максимальной скорости.
Для нахождения Nmax вначале определяется мощность сопротивления Nψ+Nw при Vmax, представляющая собой мощность на ведущих колесах.
Nψ+Nw=m* Dbmin*g* Vmax/367+k*F* V³max/46656, (3)
Где Nψ – мощность суммарного дорожного сопротивления, кВт;
|
Nw – мощность сопротивления воздуха, кВт;
m – полная масса автомобиля, кг;
g – ускорение свободного падения, м/с²;
Vmax – максимальная скорость движения, км/ч;
k – коэффициент обтекаемости, k=0,2-0,35 Н*с²/м4
F- лобовая площадь, которую можно вычислить по формуле НАМИ, зная габаритные ширину и высоту автомобиля;
F=0,78*Ва*На, м2
или принять в пределах 1,6-2,8м2
Полная масса автомобиля определяется по следующей зависимости:
m=ma+(75+mб)*n+mг , кг
где ma - собственная масса автомобиля, кг;
mб – масса багажа, кг
для легковых автомобилей, mб=10-16 кг
для автомобилей повышенной проходимости mб=25 кг
n – число пассажиров, включая водителя;
mг – грузоподъемность автомобиля.
Собственная масса автомобиля определяется следующим образом. Легковые автомобили, автобусы: ma=ku*n
где ku – коэффициент использования веса, кг/пассажира.
Грузовые автомобили: ma=kc*mг
где kc – коэффициент снаряженного веса.
Значения kc и ku приведены в таблицах № 1,2,3
Таблица №1
n, чел | ||||
ku |
Таблица №2
mг, кг | ||||||
kc | 1,25 | 0,8 | 0,75 | 0,8 | 0,85 | 0,9 |
Таблица №3, автобусы
N,пассаж. | |||||
ku,кг/пассаж. |
После определения мощности сопротивления дороги и воздуха, определяется мощность двигателя при максимальной скорости
NVmax=(Nψ+Nw)/ήт, кВт (4)
где ήт – КПД трансмиссии:
для легковых автомобилей - ήт=0,90-0,92,
для грузовых - ήт=0,85-0,90,
для автомобилей повышенной проходимости - ήт=0,78-0,85.
Далее из формулы Р.С.Лейдермана находят максимальную мощность двигателя.
|
Ne = Nvmax*{a*ne/nN+b*(ne/nN)²-c*(ne/nN)³}, кВт (5)
Б) Грузовые автомобили, автобусы и др. АТС.
Максимальную мощность двигателя определяют из условия обеспечения заданного минимального Dbmin динамического фактора на прямой передаче при максимальной скорости движения.
Минимальный динамический фактор для грузовых автомобилей и автобусов выбирается в интервале от 0,030 до 0,045.
Коэффициент обтекаемости k и лобовая площадь F принимаются соответственно:
Грузовые автомобили 0,50-0,65 Н*с2/м4 и 3-5 м2
Автобусы 0,37-0,43 Н*с2/м4 и 4,5-6,5 м2.
Лобовая площадь автотранспортного средства может быть также при наличии данных, определена по приведенной выше формуле.
Потребная мощность при максимальной скорости определяется аналогично легковым автомобилям и принимается равной максимальной мощности двигателя (формулы 3,4).
Момент двигателя при принятых оборотах коленчатого вала определяется по формуле:
Me=9555,3*Ne/ne, Н*м.
Полученные значения текущей мощности и момента следует свести в таблицу и построить график.
ne, об/мин | |||||
Ne,кВт | |||||
Me,Н*м | |||||
Определение передаточных чисел трансмиссии проектируемого автомобиля.
Передаточное число главной передачи определяется исходя из обеспечения заданной максимальной скорости движения автомобиля:
io=0,377*rk*nemax/(ik*Vmax)
где rk – радиус качения колеса, м;
nemax – максимальные обороты коленчатого вала двигателя, об/мин;
ik – передаточное число коробки передач на высшей передаче;
Vmax – максимальная скорость движения автомобиля на прямой ήT передаче, км/ч.
|
Для прямой передачи ik=1, для ускоряющей ik следует задаваться в пределах 0,7-0,85.
Максимальная скорость движения легковых автомобилей в задании может быть не указана, в этом случае ее следует найти из условия равенства мощности Nk, подводимой к ведущим колесам и мощностей сопротивлений:
Nk= Nψ+ Nw, кВт,
или
NVmax*ήT=m*ψ*Vmax*g/3600+k*F*V3max/46656
где NVmax – мощность двигателя при максимальной скорости движения
автомобиля;
ήT – КПД трансмиссии, для легковых автомобилей ήT=0,9-0,92,
для грузовых и автобусов ήT=0,85-0,90,
для автомобилей повышенной проходимости ήT=0,78-0,85;
m – полная масса автомобиля, кг;
ψ – коэффициент суммарного дорожного сопротивления, при уклоне ψ=0, ψ=f=0,015(1+V2/20000)
k – коэффициент обтекаемости, для легковых автомобилей
k=0,2-0,35 Н*с2/м4
F – лобовая площадь автомобиля, м2
F=0,78*Ba*Ha, м2
где Ba и Ha габаритные ширина и высота автомобиля.
Полная масса автомобиля определяется по формуле (4), (см. П.1. «Расчет скоростной характеристики двигателя проектируемого автомобиля»).
Уравнение (2) решается графически. Для этого задавшись 4-мя значениями ожидаемой Vmax, строят кривую Nψ+Nw далее поводят горизонтальную линию, соответствующую мощности Nк на ведущих колесах при nmax. Точка пересечения этих линий даст искомую максимальную скорость движения автомобиля.
Для определения радиуса качения колес необходимо установить нагрузку, приходящуюся на одну шину.
У легковых автомобилей вес распределяется между передними и задними осями примерно поровну.
У грузовых автомобилей на переднюю ось при полном использовании грузоподъемности приходится около 20-30% нагрузки, задние оси, соответственно, порядка 70-80%.
При максимальной нагрузке Gш, приходящейся на одну шину и по максимальной скорости движения автомобиля на высшей передаче выбирают тип и размер шины (см. «Краткий автомобильный справочник НИИАТ», «Приложения») и определяют радиус качения колеса:
rk=0,0127(d+1.7B), м,
где d и B соответственно диаметр обода и ширина профиля шины в дюймах.
При определении передаточных чисел коробки передач вначале необходимо найти передаточное число первой из условия преодоления максимального сопротивления дороги:
ikΙ= ψmax*rk*m*g/(Memax*i0*ήT)
где ψmax – коэффициент суммарного сопротивления дороги, преодолеваемого автомобилем на первой передаче,
ψmax=0,30-0,40, меньшие значения относятся к легковым автомобилям, большие к грузовым.
Для автомобилей повышенной проходимости ψmax=0,40-0,45;
Полученное значение необходимо проверить по сцеплению ведущих колес с дорогой (на отсутствие буксования)
РKmax≤Рcц
или
(Memax*ik1*i0* ήT)/rk≤φ*Gсц
где φ – коэффициент сцепления, φ=0,6-0,8;
Gсц – сцепной вес автомобиля, Н.
Gсц= G2*m2,
где G2 – нагрузка на ведущие колеса,
m2 – коэффициент перераспределения нормальных реакций m2=1,2.
Передаточные числа других передач:
ikm= n-1√ik1n-m
где n – число ступеней коробки переда, без ускоряющей;
m – порядковый номер рассчитываемой передачи.
При наличии ускоряющих передач, последние выбирают в пределах
0,7-0,8 от прямой.
Для раздаточной коробки передаточное число понижающей передачи определяется из условия отсутствия буксования автомобиля по следующей зависимости:
irk<(m*g*φ*rk)/(Memax*ik1*i0* ήT)
Полученное значение должно обеспечивать минимальную скорость движения автомобиля 1-2 км/ч. Проверка производится по формуле:
Vmin=0,377*rk*nmin/(ik1*i0*iрк), км/ч,
где nmin=800-1000 об/мин – для легковых автомобилей
nmin=500-600 об/мин – для грузовых автомобилей с карбюраторными двигателями, 400-500 – с дизельными.