Силовой баланс автомобиля выражается зависимостью:
Рк=Рψ+Рw+Рj, Н.
Тяговая сила на ведущих колесах для каждой скорости вращения коленчатого вала определяется, как:
Рк=(Me*ik*i0* ήT)/ rk, Н.
Для первой передачи:
Рк1=(Me*ik1*i0* ήT)/ rk, Н.
Для m-ной передачи:
Ркm=(Me*ikm*i0* ήT)/ rk, Н,
где Me – крутящий момент на валу двигателя при соответствующих оборотах (или скорости движения автомобиля), Н*м.
Скорость движения автомобиля определяется по формуле:
V≈0,377*rk*ne/(ik*i0), км/ч.
Для первой передачи:
V1≈0,377*rk*ne/(ik1*i0), км/ч.
Для m-ной передачи:
Vm≈0,377*rk*ne/(ikm*i0), км/ч.
Для расчетов необходимо составить таблицу 1.
Таблица 1.
ne, об/мин | ||||||
Me, Н*м | ||||||
Рк1, Н | ||||||
V1, км/ч | ||||||
Рк2, Н | ||||||
И т. д. |
В таблицу 1 переносят данные из внешней скоростной характеристики двигателя по оборотам и крутящему моменту. Затем подсчитывают скорость движения автомобиля и тоже заносят в таблицу. При этих скоростях движения (оборотах), выбирая соответствующие Me, определяют силу на ведущих колесах.
Сила сопротивления дороги:
Pψ=ψ*G,
где ψ=f+i
G – вес автомобиля
G=m*g
Для расчетов принимается i=0, f=0,015*(1+ V2/20000)
Сила сопротивления воздуха движению автомобиля:
Рw=k*F*V2/13, н.
Значения коэффициента обтекаемости легковых автомобилей можно принять k=0,2-0,35 Н*с2/м4, а лобовая площадь можно вычислить по формуле НАМИ, зная габаритные ширину и высоту автомобиля,
F=0,78*Ba*Ha, м2
Коэффициент обтекаемости грузовых автомобилей находится в пределах k=0,6-0,7 Н*с2/м4, а лобовая площадь подсчитывается по формуле:
F=1,05*Ba*Ha, м2
Силы сопротивления движению автомобиля зависит от скорости движения машины, поэтому Рψ+Рw можно подсчитать при целых значениях V и данные свести в таблицу 2.
|
Таблица 2.
V, км/ч | И т. д. до Vmax | ||||
Рψ, Н | |||||
Рw, Н |
Диапазон скоростей брать, в зависимости от заданной Vmax до 5-6 точек.
После заполнения таблиц 1 и 2 строят график тягового баланса автомобиля.
Расчет мощностного баланса автомобиля.
Мощностной баланс автомобиля в общем виде можно представить как:
Nk=Ne* ήT=Nf+Ni+Nw+Nj, (1)
где Nk – мощность, подводимая к ведущим колесам автомобиля, кВт;
Ne – мощность, на коленчатом валу двигателя, кВт;
Nf – мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления качению, кВт;
Nп – мощность, затрачиваемая на преодоление подъема, кВт;
Nw – мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления воздуха, кВт;
Nj – мощность, затрачиваемая на ускорение автомобиля, кВт.
Nf=Pf*V/3600=Gf*cosαV/3600 (2)
Nп=Pп*V/3600=Gа*sinαV/3600 (3)
Nw=Pw*V/3600=k*F*V3/46656 (4)
Nj=Pj*V/3600=G*j*V*δвр/3600, (5)
где V – скорость автомобиля, км/ч.
После выполнения расчетов составляющих мощностного баланса результаты заносятся в таблицу 1.
Таблица 1.
Пере-дача | Число оборотов двигателя, ne | Ско- рость, V | Мощность двигателя, кВт Ne | Мощность на ведущих колесах, кВт Nk | Мощность сопротивления | Запас мощн. кВт, Nj | |
качения, кВт Nf | воздуха, кВт Nw | ||||||
и т. д. | |||||||
При построении мощностного баланса нужно помнить, что значения Nw откладываются от прямой Nf, уклон дороги i=0.
|
Составляющую мощностного баланса Nj находят для каждой передачи:
Nj= Ne*ήT-(Nf+Nw), кВт (6)
По данным графы 7 таблицы 1 строится график запасов мощности.
Расчет динамической характеристики автомобиля.
Графическое изображение динамического фактора от скорости движения при различных передачах в коробке и полной нагрузке автомобиля:
D=(Pk-Pw)/G, Н/Н
где Pk – тяговая сила на ведущих колесах, Н;
Pw – сила сопротивления воздуха, Н;
G – сила тяжести автомобиля, Н.
Скорость движения автомобиля на передачах и соответствующие силы тяги Pk и силы сопротивления воздуха можно взять из таблицы 1,2 пункта 3 РГЗ «Построение тягового баланса автомобиля».
Результаты расчета заносятся в таблицу 1.
Таблица 1.
V1, км/ч | ||||||
D1, Н/Н | ||||||
V2, км/ч | ||||||
D2, Н/Н | ||||||
V3, км/ч | ||||||
D3, Н/Н | ||||||
и т. д. |
Динамический фактор для 1-ой передачи:
D1=(P1-Pw1)/G, Н/Н,
для m-ной передачи:
Dm =(Pm-Pwm)/G, Н/Н,
Необходимо также рассчитать динамический фактор по условию сцепления колеса с дорогой. Максимальная тяговая сила, которая может быть передана через ведущие колеса, определяется по формуле:
Pkmax= φ*m2*G2
где φ – коэффициент сцепления;
m2 – коэффициент перераспределения веса для задней ведущей оси автомобиля (m2=1,1-1,2)
G2 – вес, приходящийся на задние ведущие колеса.
Тогда динамический фактор по условию сцепления колеса с дорогой примет вид:
|
Dφ=(φ*m2*G2-Pw)/G, Н/Н,
Подставив в формулу значения φ=0,2-0,4, определим для каждой скорости движения автомобиля тот максимальный динамический фактор, который может быть реализован в различных условиях движения.
По полученным данным в координатах D-V строится график динамической характеристики автомобиля, штриховыми линиями наносится динамический фактор по условиям сцепления колес с опорной поверхностью.