Прибыль в цене: роль, значение, обоснование




Важным элементом в составе цены является прибыль, представляющая собой денежное выражение чистого дохода, создаваемого предприятием в процессе производства продук­ции или товаров и получаемого после его реализации по уста­новленной цене.

В рыночной экономике получение прибыли - основная цель любой предпринимательской деятельности, так как она является основным источником формирования материальных и финансо­вых ресурсов предприятия, его производственного и социального развития. Чем больше прибыли получает предприятие, тем шире его возможности развиваться, улучшать материальное положе­ние своих работников, укреплять свое финансовое состояние. Го­сударство также заинтересовано в увеличении прибыли, так как налог на прибыль составляет существенную долю в доходах госу­дарственного бюджета. Экономический смысл прибыли и поня­тие ее бухгалтерского исчисления не совпадают. С точки зрения экономического содержания прибыль, как уже говорилось, пред­ставляет собой чистый доход, созданный в процессе функциони­рования предприятия. Количественный же расчет величины раз­личных видов прибыли определяется системой учета издержек и порядком формирования финансовых результатов, действующих в стране согласно законодательству. В свою очередь, этот процесс зависит от политики государства в области налогообложения и может меняться в зависимости от поставленных целей и задач. С точки зрения ценообразования интерес представляет показатель «прибыль от продажи», который имеет особенности формирова­ния в различных сферах товарного обращения (табл. 3.3).

     
Оптовая торговля Реализованная Издержки обращения снабженческо-сбытовая - оптового предприятия (оптовая) надбавка (валовой доход)
Розничная торговля и общественное питание Реализованная торговая надбавка (наценка- валовой доход). Издержки обращения - предприятия розничной торговли (общественного питания)-
   

 

Таким образом, в сфере производства прибыль непосредст­венно включается в цену предприятия-изготовителя, а в сфере торговли образуется за счет снабженческо-сбытовых (оптовых), торговых надбавок и наценок общественного питания.(?)

Цена предприятия-изготовителя состоит из себестоимости и прибыли, поэтому величина прибыли в цене зависит от уровня цены и затрат. В практике ценообразования сумма прибыли, включаемой в цену, определяется не по абсолютной величине, а по относительному показателю - рентабельности продукции, установленному в процентах к полной себестоимости.

Чем выше рентабельность, тем больше величина прибыли и выше уровень цены.

В настоящее время предприятия-изготовители самостоятель­но определяют размер рентабельности продукции, кроме некото­рых видов деятельности (различные виды перевозок, оказание ритуальных услуг), по которым государственными органами ус­тановлены предельные уровни рентабельности.

Так как в условиях рынка при установлении уровня цен предприятия вынуждены ориентироваться на уровень рыночных цен (если оно не является монополистом), то его возможности в определении размера рентабельности продукции ограничены.

Во-первых, увеличивать прибыль с единицы каждого изде­лия, для чего надо либо повышать цену, либо снижать себестои­мость выпускаемой продукции. Решение обеих задач в современ­ной ситуации для отечественных предприятий достаточно пробле­матично. Уровень цены в условиях рынка определяется соотноше­нием спроса и предложения и мало зависит от желаний произво­дителей. Кроме того, подняв цену, предприятие может оказаться в невыгодном конкурентном положении и не реализовать свою продукцию, то есть не получить никакой прибыли. Снижение се­бестоимости продукции, безусловно, наиболее обоснованный путь, но в настоящее время решать эту задачу достаточно сложно — постоянный рост тарифов на энергоресурсы, устаревшие техно­логии производства, изношенное оборудование, отсутствие средств на модернизацию и техническое перевооружение произ­водства не способствуют снижению себестоимости продукции.

Второй путь - увеличение количества произведенной и реа­лизованной продукции. При постановке такой задачи предприя­тие может закладывать в цену изделий невысокую рентабель­ность и уровень цены будет ниже, чем у конкурентов, а изготови­тель получит дополнительное преимущество на рынке, что приве­дет к росту сбыта. Кроме того, при увеличении масштабов дея­тельности снизится средняя себестоимость за счет распределения постоянных расходов на большее количество изделий.

Таким образом, большая масса прибыли будет образовывать­ся за счет ускорения оборачиваемости средств, многократного по­лучения прибыли с одного рубля вложенных средств.

Наиболее сложным моментом в процессе ценообразования является определение и обоснование рентабельности продукции, закладываемой в цену изделия. Рентабельность продукции долж­на обеспечить предприятию, с одной стороны, желаемый размер прибыли, а с другой стороны, позволить ему выступать на рынке полноправным участником, то есть реализовывать произведен­ную продукцию.

Основой рентабельности продукции является потребность предприятия в прибыли как в источнике финансирования его развития и в источнике средств для владельцев предприятия.

В зарубежной практике для обоснования рентабельности про­дукции широко используется показатель «норматив рентабельно­сти капитала» (норма прибыли, целевой норматив). Так как ве­личина капитала предприятия известна, то при планируемом нормативе рентабельности капитала реально определяется и не­обходимая сумма прибыли.

Помимо потребности в прибыли, при обосновании рентабель­ности продукции предприятие должно учитывать:

уровень цен на аналогичную продукцию на рынке;

рентабельность, заложенную в цену конкурентов, если такая информация может быть получена;

ограничения по рентабельности, установленные государст­венными органами.

Поэтому каждое предприятие, помимо анализа собственных затрат, должно проводить анализ цен, спроса, предложения на рынке и выбирать такой уровень цены, который позволит реали­зовать наибольшее количество продукции и получить максималь­ную прибыль.

При расчетах максимальной прибыли используют систему предельных показателей.

Предельная выручка (доход) — это выручка (доход), который получит предприниматель при выпуске или продаже каждой до­полнительной единицы изделия (товара) сверх уже производимой (продаваемой).

Предельная прибыль — это изменение прибыли при производст­ве (продаж) каждой дополнительной единицы продукции (товара).

Предельная прибыль представляет собой разницу между пре­дельной выручкой (доходом) и предельными издержками.

Максимизация получаемой прибыли достигается в точке, ког­да любое увеличение объема выпуска (реализации) продукции не приводит к изменению прибыли, т.е. прирост прибыли равен 0.

Для определения объемов реализации продукции при раз­личных уровнях цены строят функцию зависимости спроса от це­ны путем математической обработки фактических данных мето­дом корреляционно-регрессионного анализа.

Косвенные налоги

Косвенные налоги представляют собой обязательные плате­жи в бюджет, это часть чистого дохода, создаваемого в предприя­тиях и изымаемая в бюджет косвенно путем включения в цену продукции, товаров, покупая которые потребители оплачивают и косвенные налоги. Таким образом, хотя платят косвенные нало­ги предприятия, конечными плательщиками являются потреби­тели, т.к. предприятия как бы перекладывают суммы налогов друг на друга и на конечного покупателя, их интересы напрямую не затрагиваются.

Косвенные налоги имеют большое социально-экономическое значение и играют важную роль в экономике страны.

Во-первых, они являются весомым источником доходов госу­дарства, их доля в бюджете значительны выше, чем доля налога на прибыль.

Во-вторых, с помощью косвенных налогов осуществляется распределение и перераспределение доходов между различными социальными группами населения.

В-третьих, косвенные налоги оказывают влияние на уровень цен, повышая ее примерно на 30%, а по отдельным товарам и на 50%, поэтому они являются фактором регулирования уровня цен, средством воздействия на их динамику (инфляцию или дефляцию).

В-четвертых, система косвенных налогов оказывает воздей­ствие на производство, торговлю, потребление, способствуя их росту или, наоборот, сокращению, то есть позволяет регулиро­вать движение сфер товарного обращения в соответствии с целя­ми развития экономики.

Являясь прямой надбавкой к цене, косвенные налоги носят явно выраженный фискальный характер, легко поддаются учету и контролю, и в России стали приоритетным направлением сис­темы сбора налоговых платежей. Многие экономисты считают эти налоги самыми несправедливыми, поскольку они регрессив­ны по отношению к доходу потребителей — с низких доходов взи­мается более высокий процент, а с высоких — более низкий.

Практика использования косвенных налогов характерна для большинства развитых стран, и традиционно в рыночной эконо­мике они используются для сдерживания потребления, а в Рос­сии стали одним из основных источников формирования госбюд­жетных средств.

В настоящее время применяют 2 косвенных налога: акциз и налог на добавленную стоимость. Рассмотрим косвенные налоги, так как они имеют разное экономическое содержание, назначе­ние, по-разному включаются в цену и влияют на ее уровень.

Акциз

Акцизный налог включается в состав цены предприятия-из­готовителя подакцизной продукции и вносится в бюджет по мере реализации этой продукции.

Акцизы установлены на товары и продукцию, уровень по­требления которых малоэластичен по отношению к цене, или на дефицитную высокорентабельную продукцию и товары, предназ­наченные для населения, производство которых имеет низкую се­бестоимость. Если бы государство не изымало в бюджет суммы акцизов, то предприятия, производящие подакцизные товары, имели бы сверхприбыль.

Таким образом, акциз установлен на ограниченный круг то­варов и включается в цену однократно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: