Надбавки (снабженческо-сбытовая, торговая) и наценка в цене




В процессе продвижения товара на потребительский рынок участвуют предприятия и организации сферы оптовой торговли (снабженческо-сбытовые, заготовительные, оптово-посредничес- кие и торгово-закупочные), осуществляющие функции по закуп­ке, хранению, реализации крупных партий товаров (продукции) для их последующей реализации (розничная торговля, общест­венное питание, другие предприятия оптовой торговли) или пере­работке (промышленные, сельскохозяйственные предприятия). Осуществляя перепродажу товаров, они несут затраты, которые необходимо возместить, а также предполагают получить при­быль. Эти цели они реализуют с помощью снабженческо-сбытовых (оптовых) надбавок, которые, по сути, являются, с одной сто­роны, ценой за услуги оптовых предприятий, а с другой стороны, элементом цены. Таким образом, снабженческо-сбытовые (опто­вые) надбавки входят в состав цены и предназначены для покры­тия издержек обращения предприятий этой сферы торговли и формирования прибыли от продажи. К издержкам обращения оп­тового звена относятся затраты на транспортировку, хранение, расфасовку товаров, аренду или содержание складских помеще­ний, заработную плату с отчислениями на социальные нужды ра­ботников, расходы на рекламу и другие расходы. В связи с боль­шими объемами реализации и перепродажей крупных партий уровень издержек обращения оптовой торговли ниже, чем роз­ничной. Сумма реализованной снабженческо-сбытовой надбавки образует валовой доход оптового предприятия. Величина снаб- женческо-сбытовой надбавки в цене закупки зависит от уровня рыночных цен (как приобретения, так и реализации), затрат предприятия, желаемой прибыли.

В практике отечественного ценообразования величина снаб- женческо-сбытовой (оптовой) надбавки может определяться двумя способами. Первый — по уровню снабженческо-сбытовой над­бавки, установленному в соответствии с законодательством к це­не приобретения товара (отпускной, закупочной или цене закуп­ки другого оптового предприятия) без налога на добавленную сто­имость.

Для определения суммы снабженческо-сбытовой надбавки необходимо знать цену приобретения товара без НДС, которую находят следующим образом.

Уровень снабженческо-сбытовых надбавок каждое предприя­тие имеет право устанавливать самостоятельно исходя из своих затрат, желаемой прибыли, сложившегося на рынке спроса и предложения. Исключение составляют реализация детского пи­тания, лекарственных средств и изделий медицинского назначе­ния, а также реализация товаров и продукции в районах Крайне­го Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, по которым предусмотрено государствен­ное регулирование цен — установление предельного размера уров­ня снабженческо-сбытовых надбавок.

Регулирование уровня снабженческо-сбытовых надбавок на­ходится в компетенции органов исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации, имеющих право не только ограничи­вать их размер, но и устанавливать метод применения (к отпуск­ной цене или цене закупки).

Рассмотрим формирование цены закупки.

Второй способ определения снабженческо-сбытовой надбавки — ориентация на уровень рыночных цен, сложившихся в данном регионе. Он применяется оптовыми предприятиями, функциони­рующими в условиях жесткой конкурентной борьбы при нали­чии на рынке многих продавцов с аналогичной продукцией. В данной ситуации определять цену закупки, закладывая опреде­ленный размер надбавки, нецелесообразно, так как товар будет востребован только в том случае, если цена окажется ниже или на уровне цен конкурентов. Для определения величины и уровня снабженческо-сбытовой надбавки используют методику обратно­го расчета всех элементов цены.

Сопоставив свои потребности и затраты с предполагаемой ве­личиной валового дохода, предприятие определяет целесообраз­ность закупки и возможности увеличения дохода, то есть страте­гию своей деятельности. Так как верхний предел цены закупки известен, то существуют возможности маневрировать:

с ценой приобретения - приобретать товар по более низкой цене, что предполагает поиск других партнеров или получение скидок;

с ценой закупки на основе установления ее ниже цен конку­рентов. Снижение цены приводит к росту спроса и соответственно увеличению объема реализации. В этом случае совокупный доход предприятия будет возрастать за счет роста объема продажи, а прибыль увеличиваться как в результате увеличения количества реализуемых товаров, так и за счет снижения средних издержек обращения на единицу товара за счет постоянных затрат. При выборе такой стратегии предприятие должно знать степень элас­тичности спроса по цене на свой товар, так как низкая эластич­ность не позволит наращивать объемы продаж.

Оптовые предприятия (комитенты) могут привлекать к про­цессу перепродажи товаров посредников (комиссионеров). В этом случае методика формирования цены меняется, так как комисси­онер получает комиссионное вознаграждение, которое комитент учитывает при определении цены закупки. В комиссионном воз­награждении учитывается НДС посредника, а комиссионное воз­награждение устанавливается к цене комитента без НДС.

В розничной торговле к цене прибавляются торговая надбав­ка и НДС. Экономическая сущность торговой надбавки аналогич­на снабженческо-сбытовой - она является ценой услуги предпри­ятия розничной торговли за реализацию товаров населению, фор­мируется в соответствии с общим механизмом ценообразования, и, как любая цена, состоит из издержек и прибыли. Процесс продажи товаров населению связан с возникновением затрат у пред­приятий розничной торговли, которые образуют издержки обра­щения. В соответствии с отраслевой спецификой в состав издер­жек обращения включаются транспортные расходы, расходы на заработную плату работников с отчислениями на социальные нужды, стоимость аренды и содержание зданий магазинов, сум­мы амортизации основных средств, расходы на рекламу и другие затраты, связанные с обслуживанием процесса реализации. От­личительной особенностью издержек обращения розничной тор­говли является их более высокий уровень: в розничной торговле уровень издержек обращения составляет 15—20%, тогда как в оп­те — 8—10%, что обусловлено более высокими затратами рознич­ной торговли: широкий ассортимент товаров, наличие торгово- оперативных работников, более длительное время работы, созда­ние условий для покупателей требуют дополнительных расходов. Поэтому существуют вполне объективные причины для более вы­сокого уровня торговой надбавки по сравнению с уровнем надбав­ки оптового звена. Как правило, информация о размере надбавок является закрытой, предприятия предпочитают ее не разгла­шать, но по некоторым данным можно сказать, что уровень тор­говой надбавки колеблется от 20 до 50%, а иногда и более, в опте размер надбавки составляет в среднем от 10 до 30%. В настоящее время уровень торговой надбавки каждое предприятие определя­ет самостоятельно и на ее размер оказывают влияние такие фак­торы, как характер реализуемых товаров, специфика деятельно­сти, соотношение спроса и предложения, цены конкурентов, го­сударственная политика, проводимая в сфере обмена, уровень из­держек обращения, планируемый размер прибыли. Государст­венное регулирование торговых надбавок предусмотрено на про­дукты детского питания, медицинского назначения, а также мо­жет вводиться регулирование уровня торговых надбавок на това­ры, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, с ограниченными сроками завоза грузов по ре­шению органа исполнительной власти субъекта Российской Фе­дерации при условии дотирования предприятий за счет специаль­но создаваемых дотационных фондов в региональном бюджете — такой же порядок предусмотрен и при введении регулирования снабженческо-сбытовых надбавок. При использовании регулируемых торговых и снабженческо-сбытовых надбавок их уровень устанавливается в среднем по предприятию и является предель­ной величиной, а учет осуществляется ежеквартально.

Согласно действующему законодательству, в настоящее вре­мя уровень торговой надбавки устанавливается к цене приобрете­ния товара без НДС:

к цене закупки при приобретении в оптовой торговле; к закупочной цене при приобретении у сельскохозяйствен­ных производителей;

к отпускной цене при приобретении у предприятий-изготови­телей промышленности.

Предприятия розничной торговли могут устанавливать цену на уровне цен конкурентов, тогда величина торговой надбавки будет равна разнице между розничной ценой (без НДС) и ценой, по которой товар закуплен (без НДС). Реализованная торговая надбавка образует валовой доход предприятия розничной торгов­ли. Нужно отметить, что сами по себе снабженческо-сбытовые торговые надбавки самостоятельно не функционируют, они полу­чают реальное воплощение только после реализации товара, пре­вращаясь в валовой доход предприятия.

Таким образом, конечный уровень розничных цен зависит от цены приобретения товара и от размера торговой надбавки.

В России в силу сложившихся экономических условий основ­ная масса населения имеет невысокие доходы и стремится приоб­рести товары по минимально возможной цене, поэтому в наиболее выгодной ситуации оказываются те предприятия розничной тор­говли, которые устанавливают цены чуть ниже, чем конкуренты.

Как уже отмечалось, цена имеет поэлементный состав и чем больше звеньев товародвижения, тем выше цена приобретения, т.к. на каждом этапе к ней прибавляются определенные элементы. Поэтому покупка товаров и продукции у изготовителей и сельско­хозяйственных предприятий позволяет минимизировать цены приобретения, что оказывает прямое влияние на уровень рознич­ных цен: предприятие может устанавливать их ниже, чем конку­ренты, и тем самым обретет преимущество на рынке потребитель­ских товаров, расширит реализацию товаров или получит больший размер дохода за счет более высокого уровня торговой надбавки.

Рассмотрим порядок расчета розничных цен на товары отече­ственного производства при различных каналах поступления.

Товар поступает в предприятие розничной торговле непосред­ственно от изготовителя.

Наиболее ответственный момент при формировании рознич­ной цены — обоснование уровня торговой надбавки. Ее размер дол­жен позволить предприятию, одной стороны, покрыть затраты и получить прибыль от продажи, а с другой стороны, обеспечить кон­курентоспособность розничных цен на товары. Таким образом, при обосновании размера торговой надбавки надо учитывать как конъ­юнктуру рынка на конкретный товар, так и издержки и потребно­сти предприятия. От величины торговой надбавки зависит уровень и размер валового дохода. Фактически именно за счет валового до­хода как реализованной торговой надбавки покрываются затраты и формируется прибыль, поэтому существуют объективные причи­ны для определения минимального уровня надбавки.

В зарубежных странах в сети розничной торговли также при­меняется торговая надбавка, предназначенная для покрытия за­трат и образования прибыли. Информация о размерах надбавки является коммерческой тайной и в открытой форме в обзорной статистической литературе не печатается, но средние значения торговых надбавок в Германии составляют по продовольствен­ным товарам - 17%; по текстильным товарам - 33%; по радио и телевизионной технике - 30%. Гораздо выше торговые надбавки по товарам сезонного потребления (они страхуют риски от сниже­ния объема покупок во внесезонный период), по специальным и редко покупаемым изделиям, по товарам с высокими издержка­ми транспортировки, складирования, хранения и товарам с высо­кой эластичностью спроса.

Ценообразование в общественном питании имеет свои особен­ности.

Цена на блюда является разновидностью розничной цены, но в силу специфики деятельности (реализуются блюда, состоя­щие из различных ингредиентов) есть общие моменты со сферой производства: на каждое блюдо составляется калькуляционная карточка. В отличие от промышленности в калькуляции цены учитывается только стоимость сырьевого набора каждого блюда (без НДС), к которому прибавляется определенная сумма нацен­ки и сумма НДС, рассчитанная в соответствии с действующим порядком.

Таким образом, в общественном питании путем калькуляции определяют не полную себестоимость, а продажную цену блюда, и все затраты предприятия покрываются за счет наценки. Цена блюда зависит от стоимости сырьевого набора и размера наценки, а стоимость сырьевого набора — от того, по каким ценам приобре­тают товары и сырье (закупочным, отпускным, розничным, ценам закупки). Так как на уровень этих цен оказывают влияние общий уровень и динамика цен региона, города, то возможности пред­приятия влиять на стоимость сырьевого набора ограничены выбо­ром каналов поступления продовольственных товаров и сырья.

В соответствии с порядком регулирования цен ее размер практически ничем не ограничен, исключение составляют лишь предприятия общественного пита­ния, расположенные при учебных заведениях, наценка в кото­рых должна быть не более 60%.

Анализ практики ценообразования в предприятиях общест­венного питания показал, что размер наценки может дифферен­цироваться по самым разнообразным признакам (табл. 3.5).

Классификация наценок

Таблица 3.5

Признак Дифференциация наценок
1Состав товарооборота Продукция собственного производства; покупные товары
2. Тип предприятия Рестораны, кафе, бары, бистро, магазины- кулинарии, столовые, специализированные предприятия и т.д.
3. По видам сырья и товаров Мясо, рыба, овощи, фрукты, алкогольные напитки и т.д.
4. По видам блюд Фирменные, порционные, горячие, холодные и т.д.
5.Внутригрупповой ассортимент Горячие блюда (мясные, рыбные, овощные и т.д.)
6. Время работы предприятия Дневное, вечернее, ночное
7. Месторасположение предприятия Места отдыха, места покупательских потоков и т.д.
8.Конкурентное окружение Наличие и количество конкурентов, уровень их цен

 

От уровня наценки на продукцию и товары зависит размер и уровень дохода, получаемого предприятием, за счет которого оно покрывает затраты на производство, реализацию и организацию потребления продукции собственного производства и товаров и получает прибыль. Зависимость между уровнем дохода и нацен­ки такая же, как и в розничной торговле.

 

Контрольные вопросы по теме

1. От каких факторов зависит уровень цены и почему?

2. Чем объясняется необходимость учета издержек при определении цены?

3. С какой целью рассчитывают себестоимость изделия?

4. Какие виды себестоимости определяются в процессе калькуляции, что они показывают и чем отличаются?

5. В чем заключается различие между прямыми и косвенными затратами и какое значение это имеет для ценообразования?

6. Раскройте содержание постоянных и переменных издержек, механизм влияния их изменения на себестоимость.

7. Каков смысл предельных издержек? Что под ними понимается и с ка­кой целью они рассчитываются?

8. Какова динамика средних издержек при росте объемов производства и чем это объясняется?

9. В чем суть расчета цены на базе сокращенной себестоимости?

10. Почему прибыль играет важную роль в составе цены?

11. В чем разница между экономическим и бухгалтерским подходом к по­нятию «прибыль»?

12. Какие пути существуют для максимизации прибыли? Раскройте их смысл.

13. Какие факторы надо учитывать при обосновании рентабельности про­дукции?

14. Какова роль косвенных налогов в экономике и в цене?

15. В чем различие между акцизом и налогом на добавленную стоимость?

16. Какие товары являются подакцизными и почему?

17. Чем отличаются суммы НДС включаемые в цену и уплачиваемые в бю­джет? Как они рассчитываются?

18. Раскройте смысл надбавок (снабженческо-сбытовой, торговой), меха­низм их расчета, возможности обоснования размера.

19. В чем особенность ценообразования на продукцию общественного пи­тания?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: