Современница об уровне грамотности крестьянских детей в одном из сёл Рязанской губернии в конце XIX в.




РЕФОРМЫ1860–1870-Х ГГ.

1. Земская и городская реформы. Изменение социально-экономического уклада страны в результате отмены крепостного права по­влекло за собой реформы в других сферах общества.

Важным событием России стало осуществление в 1864 г. Земской реформы. Ещё в период подготовки Крестьянской реформы встал вопрос о новой системе местного управления. Прежде формальные обязанности по заботе и организации управления крестьянами государство возлагало на помещиков. Отмена крепостного права исключила такую возможность, поэтому вопросы местного самоуправления было решено передать земствам. В основу Зем­ской реформы положены следующие принципы:

— отделение земства от административной власти;

— всесословное выборное земское представительство;

— определённая обособленность и хозяйственно-финансовая самостоятельность.

Согласно Положению о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. земства создавались «для заведования делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда...». В структуру этих дел входили вопросы благоустройства, просвещения, здравоохранения, социального призрения, страхования, попечения о местной торговле и промышленности. Выборы в земства проходили один раз в три года по куриям, т.е. в соответствии с определённым имущественным цензом. Курии подразделялись на три разряда:

• сельские общества (крестьяне);

• горожане;

• все остальные земельные собственники (в основном дворянство).

Выбранные по куриям назывались земскими гласными, они собирались один раз в год на губернские и уездные собрания, где выбиралисвои исполнительные органы — земские управы — и решали основные проблемы в соответствии с кругом своих полномочий. Финансовой опорой деятельности земских учреждений были местные сборы, назначаемые самими земствами.

Как и все реформы 1860–1870-х гг., Земская реформа имела ряд территориальных и административных ограничений. Территориальные ограничения сводились к тому, что земства вводились только в 34 губерниях Центральной России. Административные ограничения заключались в строгой регламентации вопросов ведения, а также установления контроля губернатора за постановлениями земских учреждений. Статья 9 положения о земст­вах гласила: «Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого по­становления земских учреждений, противного законам или общим пользам...»

16 июня 1870 г. с утверждения нового Городового положения началась городская реформа. Согласно данному положению, повсеместно создавались выборные всесословные органы городского общественного самоуправления с широкими полномочиями по благоустройству городов и развитию их экономики, а также обеспечению других городских нужд и т.д.

У земской больницы

Созданные ранее земские учреждения были дополнены аналогичным городским самоуправлением. Выборы здесь должны были также проводиться по куриям (один раз в 4 года), но принцип их формирования был не сословный, как у земств, а имуще­ственный — по размерам уплачиваемых городских сборов (крупные, средние и мелкие налогоплательщики). Избираемые по этой схеме гласные (депутаты) городских дум назначали членов исполнительного органа — городской управы во главе с городским головой. Вместе с тем право городского самоуправления ограничивалось надзирающими и контрольными функциями местных губернских администраций, в которых создавались специальные чиновничьи присутствия по городским делам.

2. Судебная реформа. Самой радикальной и последовательной из реформ 1860–1870-х гг. была Судебная реформа. Она была осуществлена путём введения в правовую сферу новых судебных уставов, утверждённых 20 ноября 1864 г. Согласно этим нормативным актам в судебную систему внедрялись самые передовые по тем временам принципы организации судопроизводства и ведения судебных процессов. К ним относились:

— бессословный характер суда и равенство всех граждан перед законом;

— отделение судебной власти от административной и провоз­глашение несменяемости судей;

— гласность и состязательность судопроизводства;

 

См. ниже

— введение новых правовых институтов:

а) присяжных заседателей, для рассмотрения сложных уголовных дел и вынесения вердикта (виновен или невиновен);

б) присяжных (частных) поверенных — адвокатов, которые осуществляли юридическое консультирование и защиту сторон;

— сокращение числа, судебных инстанций и упрощение системы судопроизводства.

Судебная реформа 1864 г. была серьёзным шагом России на пути к формированию гражданского общества и правового государства.

У мирового суда

3. Реформы в области образования. Важное место в ряду Великих реформ занимала реформа системы народного образования.

Серьёзные изменения произошли в 1864 г. в системе начального и среднего мужского образования. Были приняты новые документы: Положение о начальных народных училищах (14 июля 1864 г.) и Устав гимназий и прогимназий (19 ноября 1864 г.). На их основании теперь с соответствующего разрешения органов Министерства народного просвещения создавать учебные заведения могли земства, общественные организации, а также частные лица, что свидетельствовало об определённом смягчении государственно-церковной монополии на право ведения образовательной деятельности. В этих документах также закладывались основы деления средней школы на классическую (гуманитарную) и реальную (техническую).

Современница об уровне грамотности крестьянских детей в одном из сёл Рязанской губернии в конце XIX в.

(из книги учёного-этнографа О.П. Семёновой-Тян-Шанской «Жизнь Ивана. Очерки из быта крестьян одной из чернозёмных губерний»)

Теперь, в виду заработков в Москве, всё больше и больше стремятся научить своих сыновей грамоте (частью и письму). «В Москве-то ещё пуще чем у нас глядят, умеешь ли ты грамоте, а по грамоте тебе и цена», «Грамотного труднее обсчитать»…

Применение своей «грамоте» мальчик находит довольно скоро. Он пишет письма «старикам» (нередко за некоторое вознаграждение: копейка, две) и читает псалтырь по покойникам...

Чтение и письмо мальчики по выходе из школы, безусловно, не забывают. Может быть, только неразборчивей и безграмотней начинают писать впоследствии; забываются, разумеется, разные грамматические и арифметические правила. Если в школе сообщаются какие-нибудь исторические или географические сведения, то и это, как не имеющее применение в жизни, легко забывается. Стихи, собственно, любят и легко запоминают, причём, по-моему, больше всего нравится склад стихов (певучесть рифмы). «Как складно ведь». В смысл их не особенно вникают…

Взгляда на окружающую жизнь школа как-то не меняет. То школа, а это жизнь, и между школой и жизнью у крестьян всегда какая-то черта…

В нашем округе есть только министерская школа и церковно-приходские. Программа министерской очень обширна (два класса, пять отделений, учатся пять лет), и в ней редко кто кончает курс. Программа церковноприходских школ (одноклассных – два года, двухклассных – четыре года и школ грамотности два года) известна: Закон Божий, славянский язык, церковное пение, русский язык, счисление, начальные сведения из географии и русской истории…

 

Вносились изменения и в систему высшего образования. Так, 18 июня 1863 г. был утверждён новый Университетский устав, дававший высшим учебным заведениям значительную автономность. Существенное внимание в этом документе было уделено выборному началу: все вакансии, в том числе профессорские, заполнялись путём выборов. Демократические традиции, исходящие из университет­ской среды, стали важным фактором общественной жизни России.

В 1860–1870-е гг. произошёл поворот в сторону развития и становления женского образования. В 1860 г. было принято Положение о женских училищах, которые могли создаваться во всех губернских городах и были аналогами мужских гимназий. Гораздо сложнее обстояло дело с получением женщинами высшего образования, поскольку в университеты они не допускались. В связи с этим было разрешено под контролем Министерства народного просвещения создавать Высшие женские курсы университетского типа. Так, в 1872 г. в Москве были созданы курсы Герье, а в 1878 г. — Бестужевские курсы в Петербурге.

4. Военные реформы. Подготовка и проведение военной реформы в России были связаны с именем ставшего в 1861 г. военным министром Д.А. Милютина. Он начал свою деятельность с облегчения службы солдата, добившись в 1863 г. уменьшения её срока до 15 лет, отмены телесных наказаний, введения обучения солдат грамоте, запрета на отдачу в солдаты за преступления.

Весь комплекс военных реформ включал в себя следующее:

• сокращение численности армии;

• учреждение системы военных округов, т.е. децентрализацию военного управления в стране;

• отмену рекрутской системы комплектования армии и введение всеобщей воинской повинности (с 1 января 1874 г.).

Новый устав о воинской повинности вводил одинаковые для всех сословий условия службы в армии. Устанавливался единый для молодых людей срок призыва — с 20 лет. Срок действительной службы составлял 6 лет, после чего военнослужащие зачислялись в запас на 9 лет и затем до 40 лет должны были числиться в ополчении. При этом для всех сословий допускались льготы по семейному положению: не брали в армию единственного сына у родителей, единственного брата-кормильца при детях-сиротах, тех, у кого были лишь братья, не достигшие 18-летнего возраста, и др.

Были также и льготы относительно отбывания воинской повинности в соответствии с полученным образованием. Для лиц, получивших высшее образование, срок службы сокращался до полугода, для имевших среднее образование — до двух лет, а для окончивших городское или уездное училище или четырёхклассную прогимназию — до трёх лет. Все выпускники начальных училищ должны были служить четыре года.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: