Основные факторы развития у учащихся




В среднем школьном возрасте социальные мотивы обучения и учебные интересы приобретают иной характер. Среди широких социальных мотивов ведущим становится стремление учащихся найти свое место среди товарищей в классном коллективе. Развитие познавательных мотивов идет в нескольких направлениях.

Во-первых, интерес к конкретным фактам, расширяющим кругозор учащихся, начинает отступать на второй план, уступая место интересу к закономерностям общественного развития и природных явлений. Во-вторых, интересы учащихся становятся более устойчивыми, дифференцируются по областям знаний и приобретают личностный характер. Интерес перестает быть эпизодическим, а становится как бы присущим самому ребенку и независимо от ситуации начинает побуждать его к активному поиску путей и средств своего удовлетворения. Такой познавательный интерес имеет тенденцию к возрастанию в связи с его удовлетворением. Получение ответа на вопрос расширяет представления школьника об интересующем его предмете, а это с большей отчетливостью обнаруживает для него ограниченность собственных знаний. Последнее обстоятельство вызывает у ребенка еще большую потребность в их дальнейшем обогащении. Т.о., личностный познавательный интерес приобретает ненасыщаемый характер.

У старшеклассников мотивы учения начинают воплощать их потребности и стремления, связанные с их будущей позицией в жизни и с их профессиональной трудовой деятельностью. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение становятся для них тем мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и их отношение к окружающему. При этом механизмы функционирования познавательных интересов сохранятся, но будут неразрывно связаны с интересами социально обусловленными.

Современные исследователи дают следующую классификацию мотивации обучения истории:

I. Познавательные мотивы.

1. Широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми историческими знаниями).

2. Процессуальные мотивы (ориентация на усвоение способов учения).

3. Познавательные мотивы (самообразованная ориентация на самостоятельное изучение истории).

II. Социальные мотивы.

1. Широкие социальные мотивы (понимание социальной значимости изучения истории).

2. Позиционно-оценочные мотивы (стремление занять определенную позицию в обществе, достижение результата).

3. Мотивы сотрудничества и общения (ориентация на способы взаимодействия с другими людьми).1

Ниже мы более подробно рассмотрим возможности оказания воздействия на формирование познавательного интереса у учащихся.

Существуют три основных фактора, влияющих на формирование познавательного интереса к изучению истории:

1. Содержание исторического материала.

2. Методы, приемы и средства его подачи.

3. Межличностные отношения учителя и учащихся.

Основные составляющие каждого из этих факторов нашли отражение в следующей схеме 2 и будут подробнее нами рассмотрены ниже.

 

Основные факторы развития у учащихся

познавательного интереса к истории.

 

Интерес

       
   

 

 


Содержание учебного Организация Межсубъектные отношения

материала учебного процесса в учебном процессе

 

 

Характер Организация Методы, приемы, средства Комфортное

общение

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: