Познание и взаимное воздействие людей друг на друга – обязательный элемент любой совместной деятельности. Учебно-познавательная деятельность школьника стимулируется не только посредством интересного учебного материала и разнообразных методов его преподнесения, но и характером отношений, которые утверждает педагог в процессе обучения. От того, как учитель и ученики отражают и интерпретируют облик и поведение и оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности. В качестве одной из форм взаимодействия человека с людьми выступает общение.
Общение понимается как специфический для субъектов способ взаимных отношений с целью обмена информацией и установления социально-психологических контактов. В анализе этих отношений раскрываются не просто действия того или иного субъекта или воздействия одного субъекта на другой, но процесс их взаимодействия, в котором обнаруживается содействие или противодействие, согласие или противоречие и т.д. Общение - сложнейшее переплетение отношений общающихся друг к другу, к совместной деятельности и ее результатам и к самим себе и одновременно яркий показатель умения общающихся понять и объективно оценить друг друга. Хорошо функционирующая обратная связь выступает одним из необходимых условий успешной работы учителя.
Для организации комфортного общения следует учитывать внешние и внутренние факторы. Если под внутренними факторами понимаются сами субъект-субъектные отношения, то под внешними имеются в виду невербальные средства общения (мимика, жесты, одежда и др.). Известно, например, что некоторые цвета светового спектра вызывают при их длительном восприятии негативные эмоции, раздражительность, подавленность и т.п. Вероятно, педагогу, на которого большую часть урока обращено внимание класса, следует учитывать это обстоятельство при выборе рабочего костюма. Излишняя эмоциональность, также как и полное отсутствие эмоций, также могут стать препятствием для создания комфортной обстановки в классе. Однако гораздо важнее учитывать внутренние факторы, влияющие на общение учителя и учеников.
|
Учителю очень важно понимать, что его отношения с учащимися должны быть диалогом. Такой диалог состоится в том случае, если у учителя наличествует установка на достижение доверительности отношений с учащимися. Расположить к себе аудиторию можно лишь в том случае, если сам педагог расположен к ней, показывает учащимся свое расположение. Для того, чтобы расположение стало взаимным, можно использовать ряд несложных приемов.
В первую очередь необходимо вести себя с учащимся так, чтобы у него создалось ощущение своей значимости для педагога. С этой целью важно в каждом ученике найти какие-либо достоинства, преимущества, отличия от других и с максимальной пользой использовать их в процессе обучения. Диалога не получится, если процесс будет односторонним, т.е. педагог все время будет говорить и спрашивать, а ученикам останется лишь слушать и время от времени давать односложные ответы. Следовательно, необходимо как можно чаще давать учащимся возможность высказывать собственные гипотезы, мнения, мотивированные суждения, а также задавать учителю вопросы. Иными словами, нужно наладить двусторонний обмен информацией. Для этого надо уметь слушать любого ученика, что бы он ни говорил, без предубеждения, а будучи настроенным на то, чтобы вникнуть в суть его слов, и постараться понять его. Это становится реальным в том случае, когда педагог стремится, слушая ученика, отделять в том, что он говорит, излагаемые им факты от его мнения о них и от своего отношения к этому ученику и сообщаемым фактам. Надо стараться понять не только то, что он говорит, но и то, как он это говорит, что стоит за его словами, что он хочет сказать на самом деле.
|
Очень важно уметь задавать вопросы (основной, уточняющие, наводящие) так, чтобы они стимулировали ученика обстоятельно отвечать на них. Часто очень важно, чтобы за вопросами учителя стоял искренний интерес, чтобы в ответ сам педагог стал для школьника интересным собеседником.
Чаще следует применять стимулы, учитывающие уже имеющиеся интересы учащихся. Среди них: положительная оценка знаний; учебная перспектива; практическая значимость; актуальность; одобрение деятельности учащихся; настрой на положительный результат; общественное положительное мнение коллектива (важно постоянно внушать классу в целом и каждому учащемуся в отдельности, что все они способны преодолеть трудности учения). Реализация этих стимулов опять же зависит от межличностных отношений в учебном процессе. Это благоприятные отношения учителя и учащихся, доверительность, доброжелательность, требовательность, педагогический такт.
Иными словами, для достижения положительного эффекта в процессе обучения вообще и в процессе формирования познавательного интереса в частности, учителю следует уметь сотрудничать с учащимися, видеть в сотрудничестве необходимое условие достижения результата. Сотрудничество следует понимать как объединение усилий и интересов в решении познавательных задач. Это такая форма общения, при которой школьник чувствует себя не объектом педагогических воздействий, а самостоятельно и свободно действующей личностью. При условии отсутствия предпосылок для комфортного общения учащихся и учителя на уроке итогом станет ослабевание интереса к учебному предмету, а в перспективе – и к процессу обучения вообще.
|
Известный русский публицист М. Катков писал: «На уроке математики ученик изучает математику, на уроке истории – личность учителя».1 Поэтому до 50% успеха в формировании интереса к изучению истории зависит от того, как будет учитель восприниматься учениками, какие отношения у них сложатся. Россия одна из немногих стран, где один из самых высоких рейтингов у школьников имеют учителя истории. Это обстоятельство еще раз подтверждает, что при формировании личностного отношения к учебному предмету огромное значение имеют не только объективные, но и субъективные факторы.
1 Т. И. Гончарова. Уроки истории – уроки жизни./ Педагогический поиск.- М.: «Педагогика», 1989.- С. 298.
1 Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практическое пособие для учителей. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С. 54.
2 Там же, с. 59.
1 Т. И. Гончарова. Уроки истории – уроки жизни./ Педагогический поиск.- М.: «Педагогика», 1989.- С. 287.
1 Цит. по: Скворцова Н.Г. Элементы смеховой культуры на уроках истории. // «Преподавание истории в школе». – 1998.- № 5. – С. 42.
2 Т. И. Гончарова. Уроки истории – уроки жизни./ Педагогический поиск. - М.: «Педагогика», 1989.- С. 290.
1 Цит. по: «Учительская газета». – 2000.- 3 октября.