Межсубъектные отношения в учебном процессе.




Познание и взаимное воздействие людей друг на друга – обязательный элемент любой совместной деятельности. Учебно-познавательная деятельность школьника стимулируется не только посредством интересного учебного материала и разнообразных методов его преподнесения, но и характером отношений, которые утверждает педагог в процессе обучения. От того, как учитель и ученики отражают и интерпретируют облик и поведение и оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности. В качестве одной из форм взаимодействия человека с людьми выступает общение.

Общение понимается как специфический для субъектов способ взаимных отношений с целью обмена информацией и установления социально-психологических контактов. В анализе этих отношений раскрываются не просто действия того или иного субъекта или воздействия одного субъекта на другой, но процесс их взаимодействия, в котором обнаруживается содействие или противодействие, согласие или противоречие и т.д. Общение - сложнейшее переплетение отношений общающихся друг к другу, к совместной деятельности и ее результатам и к самим себе и одновременно яркий показатель умения общающихся понять и объективно оценить друг друга. Хорошо функционирующая обратная связь выступает одним из необходимых условий успешной работы учителя.

Для организации комфортного общения следует учитывать внешние и внутренние факторы. Если под внутренними факторами понимаются сами субъект-субъектные отношения, то под внешними имеются в виду невербальные средства общения (мимика, жесты, одежда и др.). Известно, например, что некоторые цвета светового спектра вызывают при их длительном восприятии негативные эмоции, раздражительность, подавленность и т.п. Вероятно, педагогу, на которого большую часть урока обращено внимание класса, следует учитывать это обстоятельство при выборе рабочего костюма. Излишняя эмоциональность, также как и полное отсутствие эмоций, также могут стать препятствием для создания комфортной обстановки в классе. Однако гораздо важнее учитывать внутренние факторы, влияющие на общение учителя и учеников.

Учителю очень важно понимать, что его отношения с учащимися должны быть диалогом. Такой диалог состоится в том случае, если у учителя наличествует установка на достижение доверительности отношений с учащимися. Расположить к себе аудиторию можно лишь в том случае, если сам педагог расположен к ней, показывает учащимся свое расположение. Для того, чтобы расположение стало взаимным, можно использовать ряд несложных приемов.

В первую очередь необходимо вести себя с учащимся так, чтобы у него создалось ощущение своей значимости для педагога. С этой целью важно в каждом ученике найти какие-либо достоинства, преимущества, отличия от других и с максимальной пользой использовать их в процессе обучения. Диалога не получится, если процесс будет односторонним, т.е. педагог все время будет говорить и спрашивать, а ученикам останется лишь слушать и время от времени давать односложные ответы. Следовательно, необходимо как можно чаще давать учащимся возможность высказывать собственные гипотезы, мнения, мотивированные суждения, а также задавать учителю вопросы. Иными словами, нужно наладить двусторонний обмен информацией. Для этого надо уметь слушать любого ученика, что бы он ни говорил, без предубеждения, а будучи настроенным на то, чтобы вникнуть в суть его слов, и постараться понять его. Это становится реальным в том случае, когда педагог стремится, слушая ученика, отделять в том, что он говорит, излагаемые им факты от его мнения о них и от своего отношения к этому ученику и сообщаемым фактам. Надо стараться понять не только то, что он говорит, но и то, как он это говорит, что стоит за его словами, что он хочет сказать на самом деле.

Очень важно уметь задавать вопросы (основной, уточняющие, наводящие) так, чтобы они стимулировали ученика обстоятельно отвечать на них. Часто очень важно, чтобы за вопросами учителя стоял искренний интерес, чтобы в ответ сам педагог стал для школьника интересным собеседником.

Чаще следует применять стимулы, учитывающие уже имеющиеся интересы учащихся. Среди них: положительная оценка знаний; учебная перспектива; практическая значимость; актуальность; одобрение деятельности учащихся; настрой на положительный результат; общественное положительное мнение коллектива (важно постоянно внушать классу в целом и каждому учащемуся в отдельности, что все они способны преодолеть трудности учения). Реализация этих стимулов опять же зависит от межличностных отношений в учебном процессе. Это благоприятные отношения учителя и учащихся, доверительность, доброжелательность, требовательность, педагогический такт.

Иными словами, для достижения положительного эффекта в процессе обучения вообще и в процессе формирования познавательного интереса в частности, учителю следует уметь сотрудничать с учащимися, видеть в сотрудничестве необходимое условие достижения результата. Сотрудничество следует понимать как объединение усилий и интересов в решении познавательных задач. Это такая форма общения, при которой школьник чувствует себя не объектом педагогических воздействий, а самостоятельно и свободно действующей личностью. При условии отсутствия предпосылок для комфортного общения учащихся и учителя на уроке итогом станет ослабевание интереса к учебному предмету, а в перспективе – и к процессу обучения вообще.

Известный русский публицист М. Катков писал: «На уроке математики ученик изучает математику, на уроке истории – личность учителя».1 Поэтому до 50% успеха в формировании интереса к изучению истории зависит от того, как будет учитель восприниматься учениками, какие отношения у них сложатся. Россия одна из немногих стран, где один из самых высоких рейтингов у школьников имеют учителя истории. Это обстоятельство еще раз подтверждает, что при формировании личностного отношения к учебному предмету огромное значение имеют не только объективные, но и субъективные факторы.

 


1 Т. И. Гончарова. Уроки истории – уроки жизни./ Педагогический поиск.- М.: «Педагогика», 1989.- С. 298.

1 Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практическое пособие для учителей. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С. 54.

2 Там же, с. 59.

1 Т. И. Гончарова. Уроки истории – уроки жизни./ Педагогический поиск.- М.: «Педагогика», 1989.- С. 287.

1 Цит. по: Скворцова Н.Г. Элементы смеховой культуры на уроках истории. // «Преподавание истории в школе». – 1998.- № 5. – С. 42.

2 Т. И. Гончарова. Уроки истории – уроки жизни./ Педагогический поиск. - М.: «Педагогика», 1989.- С. 290.

1 Цит. по: «Учительская газета». – 2000.- 3 октября.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: