Методы, приемы и средства подачи содержания исторического материала как способы формирования познавательного интереса учащихся.




Организационные факты формирования познавательного интереса определяют методы, приемы и средства обучения истории. Интерес у учеников вызывает эвристическая беседа и дискуссия, участие в познавательных играх, решение проблемных задач, исследование новых для них документов. Гончарова отмечает: проводимые более 20 лет опросы старшеклассников показали, что особо притягательными для учеников были такие жанры урока, которые являются толчком к включению мышления, к самостоятельной работе, к самобытному рассмотрению фактов, событий, явлений. Это беседы, семинары и особенно диспуты.2

Методы обучения – это способы организации учебного материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Методы дают ответ на вопрос: как учить? Любой метод обучения предполагает цель и систему действий, средства по ее достижению и намеченный результат. Под приемами понимают действия, направленные на решение конкретной задачи. Это способы работы, которые выполняются для достижения конкретных результатов и которые можно выразить в виде перечня действий.

При условии, что целью будет являться формирование интереса учащихся к изучению истории, преимущественно будут использоваться продуктивные методы обучения, т.к. репродуктивный метод предполагает изложение учителем и усвоение учеником готовых знаний. При использовании репродуктивного метода особое значение будет иметь отбор содержания учебного материала. Скорее всего, с помощью данного метода возможно вызвать интерес учащихся при подаче сенсационного, актуального, юмористического и т.п. материала. При этом огромную роль играет и фактор межличностных отношений учитель-ученики, и вербальные и невербальные особенности самого учителя.

Продуктивные методы рассчитаны на самостоятельную поисковую деятельность учащихся. Она может проходить в трех направлениях:

1. Включение поиска в познавательные и практические задания и задачи (работа с документами, историческими картами, статистическими данными).

2. Раскрытие учителем познавательного процесса, осуществляемого при доказательстве или изложении конкретных положений.

3. Организация целостного исследования учащихся под руководством учителя (исследования документов, научной литературы на основе анализа и обобщения фактов).

К продуктивным методам относят проблемный, частично-поисковый и исследовательский.

Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием предмета, способами его изучения и развивает в себе качества, необходимые для творческого отношения к жизни и к исторической науке. Проблемный вопрос должен быть сложным, сопряженным с противоречиями, увлекательным, но соответствующим логике науки, емким, способным охватить широкий круг вопросов, предполагающим научный спор на базе различных истолкований, создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации. Целесообразнее этот метод использовать в старших классах, когда учащиеся уже владеют необходимыми навыками спора, поиска и освоения информации и т.п.

Теперь рассмотрим классификацию методов обучения по источникам познания. Устный метод будет доминировать при таких формах уроков, как лекция и беседа. Если при выборе лекционной формы урока большее значение будут иметь отбор содержания и межличностные отношения учитель-ученик, то беседа предполагает обоюдную активность, совместное обсуждение проблем. При этом ответы школьников не должны являться повторением текста учебника или слов учителя. Ученики должны отстаивать собственные взгляды. Кроме развития синтетических, аналитических и оценочных навыков беседа учащимся проявить себя как мыслящим личностям, продемонстрировать нестандартность мышления. Этот личностный фактор может сыграть не последнюю роль в формировании интереса к изучению отдельных предметов.

Печатно-словесный метод главным образом применим на лабораторных занятиях, наглядный – на практической работе. Лабораторное занятие – это такая форма урока, когда учащиеся должны работать с историческими текстами (учебником, документами, художественной литературой).

Как правило, интерес учащихся вызывают нетрадиционные формы урока: игровые, дискуссионные, оценочные, уроки-представления.

Игра не может быть источником систематических и точных знаний и должна использоваться с другими формами обучения. Однако конкурсная методика, игровой характер заданий создают творческую раскованность, позволяют проявить себя даже слабым учащимся. В игре сначала привлекают поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра. В ходе игры даже ученики, отличающиеся некоторой леностью ума, желающие все получать в готовом виде, незаметно для себя увлекаются поисками ответов, начинают размышлять, т.к. положение проигравшего не устраивает. Т.о., в игре наиболее ярко проявляется не только познавательная, но и социальная мотивация ребенка.

Формы игровой деятельности учащихся на уроках истории могут быть разнообразными: кроссворд, воображаемое путешествие, ролевая игра, популярная телепередача и т.п. При подготовке и проведении игр следует учитывать несколько моментов. Во-первых, игра должна быть основана на свободе творчества и самодеятельности учащихся. Во-вторых, она должны вызывать преимущественно положительные эмоции, для чего цель должна быть достижимой, с учетом возрастных особенностей учеников, и, если возможно, оформление - красочным.

Творческие работы (сочинения, социологические мини-исследования, рассуждения о возможных вариантах развития событий) в плане пробуждения интереса представляются также полезными. Ребенок может сам ощутить себя творцом, подключить вместе с аналитическими способностями и фантазию. Хотя у «истории нет сослагательного наклонения», подобные задания оказываются оправданными, т.к. способствуют не только формированию важных интеллектуальных качеств, но и стимулируют устойчивость познавательного интереса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: