И. К. Мамырбаева
Теоретическая механика
Методические указания,
Рабочая программа, контрольные задания для студентов
Специальности 5В0901 – «Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта»
Астана,2016 г.
УДК 531
Мамырбаева И.К. Методические указания, рабочая программа, контрольные задания для студентов заочной формы обучения специальности 5В0901 «Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта» / КАТУ, Астана, 2016. - 24 с.
Методические указания содержат рабочую программу и задания по теоретической механике. Каждое задание включает в себя 30 вариантов задач и примеры их выполнения. Методические указания предназначены для проверки усвоения студентами теоретического материала изучаемого курса.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Общие сведения | |
2 Рабочая программа | |
3 Контрольные задания | |
3.1 Требования к оформлению контрольных заданий | |
3.2 Задача С-1 «Определение реакций опор твердого тела» | |
3.3 Задача К-1 «Кинематический анализ плоского механизма» | |
3.4 Задача Д-1 «Применение теоремы об изменении кинетической энергии» | |
Список литературы |
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Дисциплина «Теоретическая механика» - одна из общетехнических дисциплин, необходимая для общеинженерной подготовки специалистов и дающая базу для смежных дисциплин. Теоретическая механика рассматривает механическое движение и механическое взаимодействие. Изучая эту дисциплину, студент получает знания, умения и навыки, необходимые для использования в специальных инженерных дисциплинах, а также его практической деятельности.
|
В теоретической механике используются упрощенные понятия пространства и времени.
Модели, рассматриваемые в данной дисциплине:
1. Материальная точка – тело, размерами которого в условиях данной задачи можно пренебречь.
2. Механическая система – любая совокупность материальных точек.
3. Абсолютно твердое тело – тело, у которого расстояние между любыми двумя точками которого остается неизменным.
Теоретическая механика делится на три части: статику, кинематику и динамику.
В период экзаменационной сессии студентам читаются лекции и проводятся практические занятия.
1.1 Для изучения курса необходимо иметь соответствующую теоретическую подготовку. Во всех разделах курса, начиная со статики, широко используется векторная алгебра. Необходимо уметь вычислять проекции векторов на координатные оси, находить геометрически (построением векторного треугольника или многоугольника) и аналитически (по проекциям на координатные оси) сумму векторов, вычислять скалярное и векторное произведение двух векторов и знать свойства этих произведений, а в кинематике и динамике дифференцировать векторы. Надо также уметь свободно пользоваться системой прямоугольных декартовых координат на плоскости и в пространстве, знать, что такое единичные векторы (орты) этих осей и как выражаются составляющие вектора по координатным осям с помощью ортов.
Для изучения динамики надо уметь находить интегралы (неопределенные и определенные) от простейших функций, вычислять частные производные и полный дифференциал функций нескольких переменных, а также уметь интегрировать дифференциальные уравнения 1-го порядка с разделяющимися переменными и линейные дифференциальные уравнения 2-го порядка с постоянными коэффициентами.
|
При изучении курса особое внимание следует уделить приобретению навыков решения задач. Для этого, изучив материал данной темы, надо сначала обязательно разобраться в решениях соответствующих задач, которые приводятся в учебнике, обратив особое внимание на методические указания по их решению. Затем постарайтесь решить самостоятельно несколько аналогичных задач из сборника И.В. Мещерского и после этого решите соответствующую задачу из контрольного задания.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Требования к оформлению контрольных заданий
Студенты выполняют три контрольных задания С – 1, К – 1, Д – 1.
Все задачи содержат 30 вариантов. К каждой задаче даются таблицы (с тем же номерном что и задачи), содержащие дополнительные условия.
Студент во всех задачах выбирает номер варианта по двум последним цифрам шифра (например, если шифр 0015 18, то вариант 18). Если число, определяемое последними цифрами больше 30, то номер варианта определяется сложением двух последних цифр шифра (например, если шифр 0015 43, то вариант задания 4+3=7). Два нуля в последних цифрах шифра заменяются №10 варианта.
При решении задач, следует поддерживаться порядка, который приведен в примере выполнения задания. Чертеж выполняется с учетом условий задачи. Чертеж должен быть аккуратным и наглядным. Решение задач необходимо сопровождать краткими пояснениями. На каждой странице следует оставлять поля для замечаний рецензента.
Работы, не отвечающие всем перечисленным требованиям, проверяться не будут, а будут возвращены для переделки.
К работе, высылаемой на повторную проверку (если она выполнена в другой тетради), должна обязательно прилагаться не зачтенная работа.
На экзамене необходимо предоставить зачтенную контрольную работу, в которой должны быть исправлены все погрешности.