Тема 5. Характерные черты российской модели социального аудита




1. Социальная ответственность государства, бизнеса, профсоюза в России.

2. Социальный аудит в системе социального партнерства.

3. Формирование правовой основы социального аудита в России.

4. Социальные стандарты в РФ.

5. Значение и особенности российской модели социального аудита.

 

Литература

1. Социальный аудит: учебник / под ред. А.А. Шулуса, Ю.Н. Попова. – М.: Издательский дом “АТИСО”, 2008. – 524 с.

2. Концепция российской модели социального аудита // Труд и социальные отношения. – 2007. - № 2.

3. Шулус А.А. Концепция российской модели социального аудита / А.А. Шулус, Юн, Попов // Народонаселение. – 2007. - № 4.

5.1. Социальная ответственность государства, бизнеса,
профсоюзов в России

В силу целого ряда причин, в новой России, ставшей суверенной
страной после распада СССР, в основу государственной экономической
политики были положены неолиберальные идеи, к этому времени уже
достаточно дискредитировавшие себя во многих странах. Начавшиеся в
1990-х годах реформы свидетельствовали о том, что российская власть
избрала курс «шоковой терапии», который полностью соответствовал
рекомендациям экономистов Чикагской школы Милтона Фридмана, базирующийся на так называемой «монетарной теории», и сняла с себя
всякую социальную ответственность за последствия этих реформ.
Весь парадокс заключался в том, что в соответствии с принятой в
1993 году Конституцией, Россия провозглашалась социальным государством, т.е. демократическим, правовым государством, осуществляющим
сильную социальную политику и развивающим социальноориентированную рыночную экономику. Именно по такому пути идут
сегодня многие государства мира, включая те, которые на определенном
этапе своего развития отдали дань политике неолиберализма, о чем уже
говорилось выше.

Как показывает анализ, они опираются на такие важнейшие принципы, как: экономическая свобода, признание прав бизнеса и работников (профсоюзов) на равноправные партнерские отношения; регулирующая роль рынка в сочетании с определенным участием государства в
функционировании рыночной экономики; ответственность власти за выработку и соблюдение «правил игры» всеми субъектами общественных
отношений; социальная солидарность членов общества, в том числе в
вопросах распределения и перераспределения национального богатства
и доходов; высокий уровень социальной защиты и страхования; социальная справедливость; участие работников в управлении производством, а также право граждан на управление государством путем участия в
выборах и т.д. Таким образом, в наиболее сконцентрированном виде понятие «социальная ответственность государства» находит свое воплощение в концепции социального государства.
Несколько лет назад такая концепция была разработана группой
ученых Академии труда и социальных отношений. В соответствии с ней,
федеральные органы государственной власти Российской Федерации,
руководствуясь Конституцией страны, несут социальную ответственность за:
- создание и обеспечение исполнения федеральных законов, гарантирующих активную социальную политику и эффективное функционирование социального рыночного хозяйства;
- разработку и реализацию социально-экономической политики,
обеспечивающей повышение уровня и качества жизни;
- разработку и исполнение социальных целевых федеральных программ, в т.ч. повышения занятости населения и обеспечения их источниками финансирования;
- координацию работы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
- развитие работы отраслей социальной инфраструктуры и их финансирование (образование, наука, здравоохранение, культура и т.д.);
- организацию работы Пенсионного фонда, Фонда социального
страхования, Фонда обязательного медицинского страхования;
- формирование консолидированного бюджета, имеющего социальную ориентацию, и контроль за его исполнением;
- организацию трансфертов в депрессивные регионы и адресную
социальную защиту нуждающихся;
- разработку государственных социальных стандартов.
Органы власти субъектов Российской Федерации в соответствии с
данной концепцией несут социальную ответственность
за:
- разработку и исполнение региональных социальных программ,
обеспеченных источниками финансирования, в т.ч. программ создания
новых рабочих мест, занятости и функционирования регионального
рынка труда;
- участие в софинансировании федеральных социальных целевых
программ;
- определение величины прожиточного минимума, состава и объема
региональной потребительской корзины;
- финансирование соответствующих учреждений образования,
здравоохранения, культуры;
- участие в софинансировании детского оздоровления, физкультуры
и спорта;
- распределение трансфертов по субъектам социальной сферы.
Как видим, в концепции сформулированы основные направления
деятельности российского государства в социальной сфере, определяющие в общем и целом границы социальной ответственности госвласти
перед гражданским обществом и отдельными его членами. Выявлять соответствие этой деятельности необходимым требованиям и стандартам
позволяет система социального аудита
.
Что касается социальной ответственности бизнеса, работодателей,
то необходимо отметить, что в отличие от Запада в российском бизнессообществе понятие корпоративной социальной ответственности появилось сравнительно недавно – в конце 1990-х годов. Этому, безусловно,
способствовали как общемировые тенденции, о которых говорилось
выше, так и объективные потребности социально-экономического развития нашей страны.
Весомый вклад в формирование принципов ответственного поведения отечественного бизнеса внесли такие общероссийские объединения,
как Торгово-промышленная палата РФ и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП).
Господствовавшая до этого «олигархическая» идеология, сводившая всю социальную ответственность бизнеса лишь к уплате налогов
(что, как известно, делали далеко не все бизнесмены), начала постепенно
вытесняться другим подходом, в основу которого заложены принципы
КСО.
Весьма показательно, что частный бизнес начинает проявлять растущий интерес к социальной инфраструктуре. Среди основных причин
можно назвать следующие:
• предприятия стали понимать, что совсем отказаться от поддержки
социальной инфраструктуры нельзя, потому что участвовать в сохранении социального мира в городе или области должны все. Часто сохранение собственной инфраструктуры (особенно в сфере рекреации, отдыха,
здравоохранения) обходится дешевле, чем покупка социальных услуг на
рынке;
• собственная социальная сфера дает преимущества предприятию,
поскольку она позволяет создавать дополнительную мотивацию для сотрудников, минимизировать стоимость социальных льгот, привлекать и
удерживать квалифицированные кадры, выстраивать корпоративную
культуру и формировать позитивный имидж предприятия не только среди сотрудников, но и на соответствующей территории;
• даже частичное сохранение социальной инфраструктуры за предприятием улучшает отношения с местной властью.
Конечно, нам еще далеко до результатов, полученных в наиболее
развитых странах. Тем не менее, как говорится, процесс пошел и надо
надеяться, что постепенно российский бизнес сформирует свое видение
социальной ответственности, отвечающее как интересам компаний, так
и общества в целом, и совпадающее, в своих основных чертах, с западноевропейской концепцией. Этому, надо полагать, в немалой степени
будет способствовать внедрение в корпоративную практику российской
модели социального аудита.
Главная функция профсоюзов, как уже отмечалось, состоит в обеспечении защиты трудовых и социально-экономических интересов наемных работников. Однако в процессе своей деятельности профсоюзы выполняют и ряд иных функций, тесно связанных с защитной. Например,
представительская функция профсоюзов, состоит в том, что в соответствии с российским законодательством они представляют и отстаивают
права и интересы работников в органах государственной власти, взаимодействуют с политическими партиями и общественными объединениями, международным профсоюзным сообществом и т.д.
Российским профсоюзам предоставлено также право на осуществление контроля за соблюдением законодательства о труде, они могут
участвовать в формировании государственных социальных программ,
направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь
и свободное развитие человека, участвовать в разработке мер по социальной защите работников, определению основных критериев их жизненного уровня, составлении программ по охране труда и окружающей
среды, осуществлять профсоюзный контроль за состоянием дел и соблюдением законодательства в данных сферах. В сущности, все перечисленные выше права дают профсоюзам законные основания для участия в работе по осуществлению социального аудита.
Наряду с профсоюзами, заказчиками социального аудита выступают также их социальные партнеры – представители бизнеса и власти, т.к. они – и мы это выяснили выше – прямо заинтересованы в объективной и беспристрастной оценке социальной составляющей своей деятельности. Таким образом, социальный аудит несет в себе мощное консолидирующее начало, способное объединить предпринимателей и работников на базе общего интереса. И это при том, что интересы бизнеса
и профсоюзов, как правило, совпадают редко. Функции же межведомственного координатора социального аудита на федеральном уровне могла
бы взять на себя Российская трехсторонняя комиссия по регулированию
социально-трудовых отношений (РТК), а в регионах и на межрегиональном уровне – соответствующие трехсторонние комиссии.
Анализируя природу социальной ответственности профсоюзов,
следует иметь в виду
, что реализовывать свои функции и права им объективно позволяет ряд факторов, среди которых необходимо особо выделить следующие:

а) массовый характер членской базы профсоюзов;
б) относительная однородность их социального состава (в основном
это наемные работники);

в) четкая социальная детерминированность профсоюзных функций;
г) наличие структурированных объектов взаимодействия (объединенный работодатель и органы власти).

Но есть и еще одно обстоятельство, на котором стоит остановиться
особо. Речь идет о своеобразном промежуточном положении, которое
профсоюзы занимают среди других основных общественных институтов

– они выполняют функцию посредника между работодателем, бизнесом
и наемным работником. Это их промежуточное место в системе социальных отношений, эта их функция посредника и является определяющим фактором, обусловливающим особый тип социальной ответственности, которую профсоюзы несут перед своими членами, перед всеми
работниками, чьи интересы они представляют. В узком смысле речь
идет об ответственности за состояние социально-трудовой сферы, за
уровень социальной защищенности трудящихся в их взаимоотношениях
с работодателями и государством.
Так, в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей
и правительством РФ на 2005-2007 годы «зона» социальной ответственности профсоюзов определялась следующим образом:
- проведение политики, отвечающей реалиям экономического положения и интересам граждан России и социально-экономического развития страны;
- формирование активной позиции трудящихся в сфере развития
социально-трудовых отношений, подготовка и адаптация трудящихся к
работе в условиях проводимой реструктуризации экономики, социального реформирования;
- развитие коллективно-договорного регулирования трудовых споров путем переговоров и консультаций.
Однако помимо данного своего предназначения – быть защитником
социально-трудовых интересов работников (на всех уровнях – от федерального до уровня предприятия, т.е. локального), профсоюзы в современном обществе (и Россия здесь не является исключением) играют неизмеримо большую роль, т.к. оказывают влияние на широчайший спектр социальных процессов, далеко выходящих за рамки социально-трудовых отношений. В связи с этим, некоторые исследователи указывают на ряд
латентных, не декларируемых формально функций профсоюзов, в соответствии с которыми они осуществляют свою деятельность на различных направлениях. Так, профсоюзы кровно заинтересованы в консолидации общества, обеспечении социального мира, созидании гражданского общества (в частности, через развитие производственной демократии), формировании социального государства, сохранении и развитии
трудового потенциала общества, совершенствовании рыночных отношений, в том числе, – становлении цивилизованного рынка труда. Наконец,
для профсоюзов крайне важно, чтобы в обществе утвердились гуманистические ценности, господствовали принципы трудовой солидарности,
этики и морали.
Вместе с тем, профсоюзы иногда вынуждены прибегать к организации забастовок, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетированию и другим коллективным акциям в целях защиты социальнотрудовых прав и интересов работников. Подобные действия, несмотря
на то, что осуществляются они в рамках закона, не могут не нагнетать
напряженность в обществе, подчас вызывают неоднозначную реакцию
населения, а иногда способствуют и политической дестабилизации. Поэтому, если подходить к проблеме социальной ответственности профсоюзов с более широких позиций, то следует признать, что она состоит
не только в том, чтобы обеспечить должную социальную защищенность
трудящихся, но и в том, чтобы не перейти ту грань, за которой нарастание нестабильности и социальной напряженности может стать необратимым
, а социальный взрыв неизбежным.
Конечно, соблюсти эту грань можно лишь при ответственном отношении к делу и других сторон социального партнерства – бизнеса и
власти. Поэтому, ни в коей мере не снимая с профсоюзов груза ответственности за свои действия, следует признать, что роль их как субъектов
социальной ответственности, все же вторична по сравнению с властью и
бизнесом, т.к. профсоюзные действия, как правило, являются ответной
реакцией на не устраивающую работников позицию бизнеса и социальную политику властей, проводимую чаще всего как раз в интересах
крупного бизнеса. Хотя на поверхности, порой, все выглядит с точностью до наоборот. Потому-то так часто именно в адрес профсоюзов звучат упреки в групповом эгоизме, «раскачивании лодки», накале страстей
и упорном нежелании «входить в положение» власти и работодателей.
Показательна в этом смысле типичная реакция российского предпринимательского сообщества на профсоюзные требования о повышении заработной платы. Как правило, эта реакция сводится к увязке прибавки к зарплате с ростом производительности труда. Формально все
верно, а по существу – лукавство! Ибо кто, как не работодатель в первую очередь должен заботиться о создании организационных и технических предпосылок для роста производительности, кто, как не он обязан
инвестировать средства в новую технику, во внедрение передовых технологий, в создание условий, обеспечивающих производительный
труд?!
Но многое, безусловно, зависит и от работников. Рационализация
производства, новаторство, изобретательство, добросовестный и творческий подход к делу – все это также способствует росту производительности труда, повышению качества и конкурентоспособности продукции,
эффективности экономики в целом, а значит, в конечном счете, улучшению благосостояния работников. Поэтому социальная ответственность
профсоюзов во многом вытекает из концепции экономической (производственной) демократии
, нашедшей свое практическое воплощение в ряде развитых стран мира. Суть этой концепции применительно к российским условиям впервые официально была сформулирована в Программном документе, принятом на III съезде ФНПР в декабре 1996 года.
«Все вопросы в сфере производства, – говорилось в документе, – должны решаться с учетом мнения и при непосредственном участии тех, кого
они касаются. Это значит, что трудящиеся и работодатели через систему
социального партнерства на всех уровнях и при деятельном участии государства должны решать все экономические вопросы… Должно быть
гарантировано участие трудящихся в управлении производством и в получении согласованной доли прибыли».
Такой подход, безусловно, предполагает наличие высокой степени
ответственности не только предпринимателей, но и профсоюзов – за состояние дел на производстве, в экономике в целом, в социальной сфере.
В принципе, такую постановку вопроса новой не назовешь. Еще в советское время так называемая «производственная функция» профсоюзов
была едва ли не главной в их деятельности. Трудовое – социалистическое – соревнование, постоянно-действующие производственные совещания, движения новаторов, изобретателей, рационализаторов и т.д. были предметом повседневной заботы советских профсоюзов.
В постсоветской России идеология социально-ответственного поведения работников претерпела сложную эволюцию. С одной стороны,
профсоюзы прекрасно понимали, что без восстановления разрушенной
экономики страны, без активного участия самих работников в этом процессе не могло быть и речи о повышении жизненного уровня трудящихся. С другой стороны, неолиберальная доктрина, взятая на вооружение
правительством так называемых реформаторов и материализовавшаяся в
политике «шоковой терапии», которая привела к обнищанию подавляющего большинства населения страны и фантастическому обогащению небольшой группы оборотистых дельцов, к тому же вывозящих
свой неправедно нажитый капитал за границу, не оставляла профсоюзам
иного выбора, как развернуть активные действия в защиту интересов
трудящихся.
Практически все 1990-е годы прошли в России под знаком массовых выступлений работников за свои права. И лишь после того, как
власть взяла курс на выведение страны из кризиса, на отказ от полностью дискредитировавшей себя концепции «монетаризма», на восстановление национальной экономики, идея социальной ответственности
профсоюзов
вновь приобрела актуальность. На законодательном уровне
она нашла свое воплощение в Трудовом кодексе
, целый раздел которого
посвящен вопросам социального партнерства. Одной из форм такого
партнерства в соответствии с законом признано участие работников, их
представителей в управлении организацией. Основными формами такого участия являются:
- учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и коллективным договором;
- проведение консультаций с работодателем по вопросам принятия
локальных нормативных актов;
- получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;
- обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;
- обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;
- участие в разработке и принятии коллективных договоров;
- иные формы участия, предусмотренные законодательством.
Таким образом, получила дальнейшее развитие идея производственной демократии, возлагающая на работников и профсоюзы свою долю социальной ответственности – за ситуацию в важнейшей сфере общественной жизни – социально-экономической.
Если посмотреть на проблему социальной ответственности под несколько иным углом зрения, то следует отметить, что сегодня на уровне
корпорации (организации) социальные обязательства профсоюзов, к сожалению, часто формулируются весьма невнятно или сводятся в основном к задачам информационного плана, а также к работе профкомов с
различными категориями трудящихся (молодежь, женщины, ветераны),
проведению разного рода торжественных и праздничных мероприятий,
конкурсов профессионального мастерства, проводов в армию и т.д., что
и фиксируется в коллективных договорах. Все это очень важно, но вряд
ли может сильно заинтересовать работодателя и побудить его к углублению социального партнерства, более тесному сотрудничеству с профсоюзами.
Вопросы для самопроверки

1. Назовите отличительные черты социального государства.
2. В чем состоит социальная ответственность субъектов социального
партнерства в Российской Федерации, исходя из разработанной концепции социального государства?
3. Что включает в себя понятие корпоративной социальной ответственности?
4. В чем заключается специфика социальной ответственности профсоюзов, вытекающая из природы данных общественных формирований



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: