ВО ГЛАВЕ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ 9 глава




Стражники попытались преградить путь казакам, но куда там. Одного Разин треснул по голове, и тот упал со стоном в пыль, другого зверски схватил за халат Кривой и откинул в сторону.

Вот оно, богатство персидское — старинные душистые вина. Да какие крепкие! С ног валят. Сбили казаки крышки с кувшинов, винный дух шибанул в нос. Бросились казаки к кувшинам — кто с черпачком, кто с кружкой.

Льется вино рекой в подвале, пирует атаман с товарищи. Уже залиты у всех дорогие кафтаны, червонные капли блестят на бородах и усах, заляпано вином дорогое оружие. Вот это питье так питье. Разлетаются вдребезги кувшины под могучими кулаками, льется: дорогое вино на землю.

— А ты плыви, плыви! — вопит поп Феодосии Кривому. Тот еле стоит на ногах.

— Посадим попа в воду, — кричит Степан, — эх, топи попа в романее!

Шум, гвалт стоит в подвале, пирует атаман. И не слышно за этим гвалтом, что делается на улице. А там бегут люди к подвалу со всех сторон. У кого в руках алебарда, у кого копье, у кого пистолет, а кто просто схватил камень и размахивает им над головой. Обезумели казаки от пьянства, а жители Решта от злобы. Ах, надоели им казаки своими насильствами да задорами. За все они посчитаются сейчас с атаманом. С улицы раздался истошный крик:

— Братцы, бьют православных!

И как ни пьяны были атаман с товарищами, а успели выскочить из подвала, схватились за сабли. А толпа уже навалилась со всех сторон. Кипит бой около винного подвала.

— Православные, на помощь! — кричат казаки. — Бей бусурман!

Услыхали другие казаки крики товарищей, бросились с окрестных улиц. И идет уже бой по всему городу. Дерутся казаки, прикрывают своего атамана, а того уже рубанули несколько раз саблей, достали копьем, не поймешь теперь, где вино пролитое, а где кровища атаманова.

А по городу уже полетела молва о казацких бесчинствах, схватились жители за оружие. По всем улицам бегут, ищут казаков, наваливаются на них со всех сторон. Выскакивают казаки отовсюду — кто из лавки, кто из бани, кто со двора какого-нибудь и бегут к морю. А атамана нет, рубится атаман где-то на улицах города, тащат его полуживого за собой казаки, Сергей Кривой с товарищами. Вот наконец и дорога к стругам, но и там нет спасения. Отряд местных жителей напал на струги, персы сбрасывают пушки в воду, дырявят струги, хлещет вода, заливает еству, мочит казацкую рухлядишку.

Протрезвел Разин, собрал вокруг себя казаков, пошли казаки приступом на струги, еле отбили их, а из ворот города летит уже к морю конница Будар-хана.

— Отчаливай!

— Братцы, братцы, куда же вы? — бегут казаки к стругам со всех сторон, тянут раненые в сторону моря руки.

— Отваливай! — кричит Кривой. — Не то все пропадем!

Казаки схватили Разина в охапку, бросили на дно струга прикрыли собой от пищальных выстрелов. Схватились гребцы за вёсла, и полетели струги в море. Приподнялся Разин над бортом и увидел, как хватают персы на берегу его товарищей, добивают в ярости пленных.

— Эх, — только и сказал атаман, — ну, поскитаемся мы с вами!

Четыреста казаков полегли под саблями в Реште. Разин потерял здесь все свои пушки, большую часть полона и пожитков. Весь так славно начатый поход шел прахом. Но казаки не укоряли Разина, никто из них не сказал атаману ни слова. Да и в чем было укорять его? Такая у них жизнь. Сегодия они гуляют по городкам и деревням, их сила, а завтра уже их гнут в три погибели, бьют и вешают. Редко какой поход кончался без больших потерь. А что до — атамана, так он все делал правильно. И какой добрый казак прошел бел мимо винного подвала, не попробовав вина всласть? В этот раз не удалось — в следующий раз удастся.

Казаки высадились на пустынном берегу вдалеке от Решта, быстро выставили дозоры, построили на холме укрепленный стан и стали приводить себя в порядок. Сотники начали пересчитывать людей, выяснять, кого недостает. Есаулы осматривали запасы пороха, свинца, пуль, ествы и питъя. Раненые кто как мог залечивали свои раны. Разина перевязали, положили в тени — пусть отдохнет, отлежится атаман. Дорога впереди трудная, ведь поход только-только начался.

Шел июль 1668 года, до осени еще было далеко…

Шах принял казацких посланников, милостиво допустил к себе близко, выслушал их челобитье, определил им двор для житья и дал поденный корм. Правда, за казаками установили строгий надзор, со двора не выпускали и ни с кем говорите не дозволяли.

Казаки просили шаховых советников всем войском донским во главе с атаманом Степаном Тимофеевичем Разиным уйти из-под руки великого государя и: служить его шахову величеству. Переговоры подвигались успешно. Шла речь уже о том, сколько землицы и где определит шах казацкому войску.

Как раз в это время: в Исфагань прибыл царский гонец Пальмар с грамотой от Алексея: Михайловича шаху Аббасу II. «Воров побивать», «пристани: им не давать» «учинить остерегание». Понял шах, что Разин ведет с ним игру, грабит его земли и просится в подданство. Не мог шах не уважить и просьбы своего брата — великого государя всея Руси, Принять у себя Войско Донское — это одно, а тать всяческая и воры, поднявшие руки на царских бояр и воевод, потакавшие во всем черни, — это совсем другое.

Круто повернулась судьба разинской станицы. В тот же час и главного гонца, и остальных посыльщиков заковали в кандалы. Шах дал приказ направить против казаков сильную армию во главе с Мехметом-пашой, полковнику Пальмару, хорошо знавшему корабельное дело, поручили построить пятьсот больших стругов специально для борьбы с казаками на море.

Шахская Персия и царская Россия заодно выступили против общего врага — бунтовщиков, черных людишек которые пытались перевернуть жизнь по-иному.

Долго идут вести из Исфагани на взморье. Не один день конного пути минует прежде, чем приходят шахские грамоты из столицы в Решт, Дербент, Шемаху и другие прикаспийские города. Да и между самими городами на взморье ссылка плохая — горы, бездорожье, каждый городок живет в своей скорлупе, пока-пока узнает, что за ближним хребтом делается. На это и рассчитывал Разин, когда приводил свое войско в порядок на пустынном побережье. Снова приходилось ему придумывать разные хитроумные замыслы, советоваться с есаулами, строить заново весь поход. Но ни разу у него не мелькало и мысли, что из-за одного пустячного случая, из-за пьяной потасовки на карту была поставлена судьба всего войска. Что случилось, то случилось, на то она жизнь. Кто знает, что будет дальше? Он не воевода, не боярин, а казак и живет как казак. Он не хотел рассчитывать и загадывать везде и во всем, как не хотел рассчитывать и загадывать ни один добрый вольный казак. Хватит, целый год он готовил этот поход, молчал, таился, наказывал молчать своим товарищам. А теперь, когда он вышел на простор, пусть жизнь идет как идет. Тогда, и азовское сидение, тоже неизвестно зачем Михаил Самаренин, Корнило Яковлев, отец его Тимофей Разя и другие казаки Азов взяли, сколько добрых воинов уложили и псе затем, чтобы потом оставить город туркам, самим отдать его неприятелю. И никто на Дону не сказал о них плохо, не ткнул в них пальцем. Что случилось, то случилось. Они воевали как добрые казаки. И за то была им слава, И сейчас все они, его товарищи, рядом с ним — и Сергей Кривой, и Иван Черноярец, и поп Феодосий, и все, кто пробивался с ним на Волгу и Яик, дрался с ним за Яицкий городок, громил Безобразова, шел через пыль и зной по персидским землям. А это значит, что ничего не потеряно, что все еще впереди, будет и удача, и слава, и зипуны — все будет, шока рядом с тобой казаки и пока сам ты можешь держать в руках саблю. Первый раз жизнь бросила его оземь, и быстро поднялся атаман.

Разин спешил. Погромив по пути несколько небольших деревень, он не стал около них задерживаться. Степан снова рвался к городкам, но к таким, где еще не ждут его, не знают про то, что случилось в Реште.

На пути казаков лежал город Фарабат.

На этот раз Разин действовал осторожно. Крадучись, ночным временем подошли к Фарабату с моря казацкие струги, персидские скудные люди, которые перешли в казачество, разведали доподлинно, что в городе еще не слыхали ничего про казацкие налеты на побережье. Это и решило судьбу города. Разин решил применить свою излюбленную хитрость.

Поутру к Фарабату подошла группа казаков во главе с самим Разиным. Казаки несли в руках уцелевшую от рештского разгрома рухлядишку. Разин просился у правителя Фарабата войти в город и поторговать чем бог послал; а послал бог казакам немало добрых пожитков — и ковры, и халаты, и дорогую посуду. Вели себя казаки тихо и смирно. Их впустили. Затем подошли: со своими товарами и остальные.

Поначалу казаки вели себя скромно: жителей Фарабата не задирали, честно вели торговлю, платили золотой и серебряной монетой. Пять дней продолжался торг на улицах и базарах Фарабата, а на шестой день казаки стали подтягиваться к главным торговым рядам в центре города и собираться вокруг своего атамана.

Торговля еще шла, но казаки больше поглядывали на Степана, чем на товары. Вот он взялся за шапку и сдвинул ее чуть набекрень — и пошла потеха. Казаки бросились на торговцев и стали без разбора хватать их товары. Теперь они уже знали, у кого что есть. Очистив торговые ряды, казаки бросились шарить по богатым домам, немногочисленный фарабатский гарнизон был сразу же вырезан, всякую попытку сопротивления разинцы жестоко карали. Рубили фарабатцев саблями, стреляли их из пистолетов и пищалей, тащили в свой стан пожитки, волокли пленников.

К вечеру город был разгромлен и разграблен до основания. Пощадили казаки лишь православных купцов, которые с криками «Христос», «Христос!» выбегали им навстречу. Все русские пленники были освобождены, все начальные люди, богатые купцы, местные ростовщики убиты или жестоко наказаны. Напоследок казаки бросились на берег моря и подожгли там потешный дворец шаха; ограбили и сожгли они также расположенный неподалеку городок Астрабат.

Казаки погрузили огромную добычу в струги и отъехали недалеко от Фарабата. Там, на полуострове Миян-Кале между Фарабатом и Астрабатом в шаховом заповедном месте, Разин заложил свой стан.

Наступала зима 1668/69 года.

 

ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА

 

Пустынен конец полуострова Миян-Кале. Пески да болота, место низкое, сырое, но пройти к нему трудно — со всех сторон обступает его вода, а с сушей соединен он узкой горловиной; Здесь и решил обосноваться Разин на зиму. Красиво было шахово заповедное место, но опасно. Со всех сторон там взять можно казаков. Здесь же не достать. Сюда свезли они всю добычу, пригнали пленников и заставили их строить в самом узком месте полуострова земляной вал. На вал казаки поставили отнятые у персов пушки, проделали в нем бойницы.

После этого пленных погнали на строительство деревянного городка. Под присмотром казаков пленники рубили в окрестных лесах деревья, тащили их на полуостров, учили их казаки, как делать рубленые деревянные избы. Скоро уже стоял за земляным валом казачий деревянный городок. Теперь можно было устраиваться на зиму.

Неподалеку стояли разгромленные города Фарабат и Астрабат; казаки время от времени наведывались сюда, подчищая остатки, хватали приглянувшихся им женок и девок, тащили в плен зазевавшихся жителей. Отсюда они шли набегами на окрестные селения, хватали все, что попадет под руку. Вся фарабатская округа была теперь под казацким сапогом. Казаки хозяевами расхаживали в своем городке, понукали пленников на разные работы, потешались с женщинами, пили и гуляли без меры.

Казаки были довольны, каждый получил на дуване животов сверх меры столько, что даже увезти с собой было трудно. Если дотащить все это богатство до Дона, то их ожидает привольная, безбедная жизнь на долгие годы. Довольны были: казаки, смотрели в рот своему атаману батюшке, стремглав бежали исполнять любой его приказ, слушались каждого его слова. Верили, что со Степаном Тимофеевичем не сгинут они, а, напротив, укрепятся больше прежнего.

Теперь, засев за земляным валом в новых свежеструганых домах, казаки поумерили свои набеги, и хотя сами они сидели на месте, к ним проникали со всех сторон русские невольники. Бежали: тайно, под покровом темноты, вдруг возникали в ночи около ворот вала и на вопрос «Кто такие? Что за люди?» валились с плачем на землю, целовали ноги у изумленных караульных.

По всему побережью и дальше в глубь гор, по большим городам томились в плену и рабстве русские православные люди, томились и надеялись, что дойдут и до них казаки, освободят, помогут вырваться на родину; кому было невмоготу ждать, те уходили от своих хозяев. Их ловили, пороли плетьми, сажали в каменные подвалы, редким удавалось дойти до полуострова Миян-Кале. А уж если доходили, то встречали в казаках защитников и братьев. «Наберем добра разного, освободим людей православных от бусурманского плена», — любил повторять Степан своим товарищам. Казаки так и делали — волокли к себе добро отовсюду, куда доставала их рука, но и о земляках помнили, рыскали за ними по домам и подвалам, трясли посеревших от ужаса персидских купцов, ростовщиков, городских начальников: «Говори, бусурманская твоя рожа, куда православных спрятал?» И повсюду, где шел Разин со своими казаками, вместе с ним шла вольность для русских пленников, а заодно и крутая расправа с владельцами рабов, ненасытными кровопийцами.

Теперь из Миян-Кале далеко ли достанешь, многих ли освободишь. Отказываться же от своих слов и дел Разин вовсе не собирался: он пришел сюда как освободитель православных, как гроза бусурман. Так и будет.

В один из дней Разин призвал к себе оставшихся в живых правителей города и объявил им: «Приводите к нам христиан, невольников, а мы будем вам за них отдавать ваших людей». К тому же пленных надо было кормить-поить, а еды в лагере становилось все меньше, и какая сейчас польза от этих бусурман, смотрят волками — или сами сбегут, или бросятся на казаков. А православные люди ох как нужны. Ряды разинцев редели, многие погибли в боях во время налетов, на побережные городки, иные умерли от ран и болезней. Кто займет их место, где взять людей? Обо всем этом думал Разин, когда завел речь с персами об обмене.

Обмен начался на другой же день. Неизвестно, где и как добывали русских невольников богатые горожане, но только волокли их со всех сторон, меняли на своих отцов, братьев, жен, сестер, детей. Трое бусурман шли за одного русского — пусть знают, как чтит Степан Тимофеевич православный люд.

Проходила неделя за неделей. Зимние штормы сотрясали побережье. Разбухшее море подходило почти вплотную к разинскому стану. Промозглый, холодный ветер проникал в нетопленые деревянные дома, поставленные наскоро, бревно к бревну, без пакли, без мха. По вечерам едкий холодный туман опускался на полуостров, от болот шел тяжелый мертвенный дух.

Казаки давно уже не высовывались за земляные стены: персы стянули к Миян-Кале крупные силы и со всех сторон окружили казацкий стан. Жители Фарабата теперь осмелели, они нередко подбегали близко к валу, кричали казакам непотребное, кляли их, угрожали.

Казаки молча смотрели, как бушуют персы, — атаман приказал не тратить зря порох и пули, всякого боевого запаса оставалось в обрез. На юге персы срочно строили весельные струги, и здешние военачальники ждали, что вот-вот под Фарабатом появится шахский флот. Тогда можно будет ударить по казакам и с суши и с моря.

Разин сидел в своей избе, кутаясь в богатую соболью шубу, захваченную еще в Реште. Его тряс озноб. В избе было темно и сыро. Окна забиты досками, и все же тянет холодом из всех щелей.

Настроение у атамана было мрачным. Многие казаки больны, лежат в лихорадке, харкают кровью: от дурной воды, гнилой ествы и грязи немало людей маются животами, по телу идут чирьи. Мука заплесневела, сухари, крупы, толокно, взятые еще из Яицкого городка, отсырели и покрылись гнилью; помыться негде, от казаков идет тяжелый дух, прорывается сквозь дорогие кафтаны. Но сниматься с места было рано. Здесь хоть и плохо, да безопасно. Земляной вал взять трудно, сотня казаков задержит в этой горловине целое войско. На стругах к берегу по разбушевавшемуся зимнему морю тоже не подойдешь, да и не дадут казаки.

Остается только сидеть и ждать. Потеплеет, утихнет море — тогда прорывайся на все четыре стороны; сейчас же нельзя, разметает струги: волна, потонут казаки в ледяной воде. Кроме того, нехорошо выводить казацкое войско под мокрый снег, под пронизывающий ледяной ветер. Хоть плохо, да на. суше. Знал Разин хорошо казацкие привычки. Думал он так, как думали все его товарищи.

Сидело казацкое войско на песчаной отмели Миян-Кале и ждало теплых дней.

С первым теплом разинский стан зашевелился. Казаки потянулись к берегу, посматривали на еще гремевшее море, начали разные лодочные поделки — струги за зиму изрядно поистрепались, чистили сабли и копья, счищали грязь с пушек.

На круг, который собрал Разин с есаулами, казаки не шли, а плелись все в болячках, с грудными хрипами, с болящим нутром. Впервые за долгие зимние недели собрались они вместе. Но нет, не все в отдалении от стана, в песке, около самой воды выросло за зиму небольшое кладбище. Многие добрые казаки лежали теперь там, и ничего-то им не было уже не надо — ни дувана, ни воли. Успокоились рабы божьи — кто от ран умер, кто нутром изошел. Да и из живых пришли не все: многие ослабли, лежали по своим домам или выползли лишь до порога.

Смутно было на душе у Разина, когда, он шел на круг. Степан посматривал на своих ослабевших товарищей, видел их угрюмые лица, опущенные вниз глаза. Невесело собирались на круг казаки; забылись уже и лихие набеги, и богатые зипуны, наваленные кучами по домам. И зачем им добро, если нет сил, если догорает казак как свечка, сидя на одном месте. Что мог предложить им атаман? Персидские города закрыты, персы стоят рядом, из Миян-Кале нельзя высунуть и носа, идти домой — нет, об этом он не мог даже подумать… Какую славу он получил на Волге, на Яике, о нем насказывали сказки, о его налетах на персидские земли шла молва от Дербента до Астрахани! Разве мог он, победитель. московских воевод, гроза боярских и воеводских прислужников, освободитель всех людей, забытых богом и судьбой, вернуться в Астрахань, а главное — в свои верховые донские городки в таком обличии? А сейчас что может показать он с этими отощавшими, измученными людьми, которые и в глаза-то не могут взглянуть. Кто потом пойдет за ним, если приведет он с собой такое войско, и что скажут женки тех, кто лежит зарубленный и застреленный на Волге и Яике, под Рештом и Фарабатом или рассыпается прахом в песках Миян-Кале?

Как всегда, Разин задал кругу вопрос и отошел в сторону, слушал, посматривал. У него-то давно был в голове замысел, недаром он сидел с есаулами, не вылезая из своего дома несколько дней. О чем там спорили, то было казакам неведомо.

Нестройно и негромко зашумел казацкий круг. Закричали несмелыми голосами: «Аида на Фарабат, заберем еще зипунов, женок персидских поймаем». И в ответ закричали: «Мало у вас добра-то? Струги и так не поднимут. А зачем вам женки, коли на ногах не стоите». Невесело смеялись казаки. Еще покричали: «А може, на Астрахань пойдем и на Дон». — «Хорош ты будешь на Астрахани-то с такой мордой, а на Дону-то тебя и детишки родные не узнают».

Еще вяло покричали, поспорили, поерничали и начали поглядывать в сторону Разина, ждали, а что же скажет атаман.

Разин выступил вперед веселый, ладный, голова вверх, плечи развернуты, голос зычный, глаза поигрывают, будто и не ел он вместе со всеми червивые сухари, не пил тухлую воду. И потянулись казаки к атаману, повеселели.

Разин тоже поговорил о Фарабате — что, мол, неплохо пощипать бусурман еще разок, но нельзя — персов не одолеть, со всех сторон обложили Миян-Кале. Об Астрахани и не заикался, а потом сразу сказал о Трухменской земле.

— На том берегу Хвалынского моря нас не ждут, у туркменов скота много, отъедимся, оденемся в теплое и снова ударим по Мазандерану. В туркменскую землю пойдем на парусах — руками не догребем, сделаем паруса из персидских наволок[21]— парусины здесь искать негде. А вернемся — новых наволок наберем. Любо ли, братцы, в Турхменскую землю идти?

— Любо! Любо! — закричали казаки.

Вот уж не ожидали они от Разина таких слов. Это же диво через море к туркменам и обратно! Любо! Любо! Крутили головами старые казаки, которые прошли не одни поход: были и другие храбрые атаманы, но с Разиным не сравнить. Этот берет невиданной выдумкой, дерзостью, лисьей хитростью. Ох, неведомый человек Стенька. Не было еще таких среди казаков.

Весь путь ветер дул казакам в спину. За несколько суток добрались они до Трухменской земли, подкрались безвестно к туркменским кочевьям, яростно ударили по ним! Соскучились за зиму по горячему делу, выплеснулись в первом же бою, лютовали. Врывались в кибитки и шатры, вырезали воинов, хватали женщин, волокли с собой шерсть, войлок, кожи, теплые малахаи, отгоняли прочь скот, забирали вяленое мясо: в шатрах тамошних князей мели подчистую — богатую рухлядь, золотые изделия, сдирали с коней дорогую конскую сбрую. А потом, уже оставив струги, шли в глубь степей на конях; возникали внезапно на скудных весенних пастбищах, подходили вплотную к большим туркменским стоянкам.

Но не такая уж легкая это оказалась гульба, как поначалу расписывал Разин. Яростно дрались туркмены, шли следом за казаками облавой, отбивали свое добро. Уходили казаки к стругам, кружились вдоль берегов и вновь шли в степь на охоту.

Во время одного такого налета погиб Сергей Кривой. Не жаден до зипунов был Кривом, а жаден до боя. Словно вымещал он на врагах старинную и лютую свою обиду, А кто и за что обидел Кривого, этого не знал никто. Только знали, что если видел Кривой воеводского или боярского человека или тайшу какого-нибудь, у которого были рабы и всякие подневольные люди, то зверел Кривой и не было на него уже никакого удержу. И Разин был зол на больших людей, но такого и он не видел. Кривой пленников не волок, простых людей не трогал, а начальных людей, боярских и воеводских прислужников здесь же на месте убивал без пощады. Так же лютовал он и в Трухменской земле, врывался в богатые шатры, круглил все, ничего не разбирая, не видя перед собой, и где-то нарвался. Говорили, что один полез он напролом на всадников, которые оттаскивали в сторону своего тайшу. Еще немного, и достал бы его Кривой своей саблей, разметал уже несколько человек, но застрелили Кривого.

Уходили казаки из Трухменской земли, отяжелев от добычи, за время похода они отъелись здесь, опились кумысом, нахватали разной теплой одежонки и теперь уже не мерзли под порывами холодного весеннего ветра.

Но невесело было по стругам, да и атаман сидел мрачный, жалели казаки Кривого, хоть и злой был казак, а добрый воин. Голову за своего брата положит не задумываясь.

Разин смотрел потухшими глазами на легкую волну, на дикий вымерший берег. Нет, не будет у него больше такого есаула. Добрые казаки остались еще, и есаулы добрые, а такого не будет. Совестью его был Сергей, и любил его, и перечил, но не к худу перечил, а к добру.

И вновь был Гилянский залив, но уже не грозный, не бушующий, а по-весеннему игривый, теплый; и вновь были лихие набеги, богатая добыча, и многие бои с бусурманами, и угнанный полон и мена бусурман на невольников — православных. Вновь Разин пришел под Баку. Неистовы были его набеги. Казалось, что теперь Степан воевал за двоих — за себя и за Кривого. Много было в этом неистовстве темного и дурного. В такие минуты казаки боялись подходить к своему атаману, зверел он, становился зол и мнителен, хватался за саблю из-за каждого слова. Не робкого десятка были казаки, но тут робели, не смели перечить Степану ни в чем, ждали, когда придет пора, отмякнет атаман, подобреет.

Обосновался Степан в те дни неподалеку от Баку на Свином острове. Здесь не надо было сыпать земляной вал: кругом вода, видно на двадцать верст вокруг, незамеченный к острову не подойдешь. И избы не надо строить — тепло стало, поэтому казаки раскинулись табором. Ествы завезли много, воды тоже было вдоволь из местных речек и ручейков. Здесь просидели казаки десять недель, разбухали новыми зипунами, готовились идти на Астрахань.

Но не успели уйти с миром. В июне 1669 года к Свиному острову подошел шахский флот во главе с Менеды-ханом.

Пятьсот стругов Пальмар не выстроил, а пятьдесят плоскодонных лодок-сандалей к весне были готовы. Вместо с Менеды-ханом шли три тысячи семьсот шаховых солдат, горских черкесов, кумыков, всяких наемных людей. Шах возлагал на хана надежды: полководец был из видных, умел воевать и на суше и на море.

Сам Менеды-хан был уверен в успехе. В своей сандале хан вез сына Шабалду, хотел показать юнцу, как побегут казаки под ударами его, ханова, войска. С развернутыми знаменами, под звуки дудок и барабанов, в открытую шел шахский флот на Свиной остров.

А вскоре во все окрестные страны Востока, а оттуда в Россию, Швецию, Польшу и другие державы пришли вести о страшном поражении шахова войска. Доносил о сражении под Свиным островом секретарь шведского посольства в Персии Кемпфер: «Казаки выскочили на нескольких стругах из-за острова и бросились в открытое море. Персы, увидев это, подумали, что они бегут, хотя на самом деле они сделали это, чтобы лишь заманить их, и поэтому казаки уходили все дальше и притворились, что не могут управлять своими судами. Это поощрило персов преследовать их с громом труб и барабанов. Хан лично был с ними и поднял флаг на своей бусе. Они также соединили свои бусы цепями, надеясь захватить врага как бы в сети, чтобы никто не убежал. Но это оказалось, большим преимуществом для казаков. Так как персы начали стрелять в них, и когда они были достаточно далеко от берега, новый генерал казаков (Разин, по сведениям Кемпфера, сдал на время боя командование одному из казаков. — А.С.), решив, что теперь уже пора, приказал своему пушкарю, который был очень опытным парнем, стрелять в большое судно с флагом, что он и сделал, нацеливая свою пушку в то место корабля, которое было над водой, где находился порок; ядра были внутри пустые и наполнены нефтью с ватой, и так как выстрел произвел желаемый эффект, т. е. взорвал часть бусы и поджег остальную часть, то хан ретировался на другое судно. В этом: замешательстве, так как судно, начав тонуть, не только само тонуло, но и потащило за собой другое, казаки подошли ближе, приостановили обстрел, прикрепили свои суда к персидским, у которых были высокие палубы, и казаки убивали персов шестами, к которым были привязаны пушечные ядра; некоторые из персов предпочитали броситься в море, чем попасть в руки врагов. Остальные были убиты казаками, которые ничего не смогли взять с их бусов, кроме пушки».

Писали в Москву о бое и из Астрахани:: «И на том бою воровские казаки Стенька Разин с товарищи тово хана и шаховых ратных людей побили и пушки и ружье поймали, а сына… ево Шабалду в полон взяли».

На трех сандалях ушел Менеды-хан. Остальные казаки либо потопили, либо взяли себе, всего лишь несколько десятков человек уцелело из огромного шахского поиска.

Молва о победе казаков шла не только по столицам восточных и западных стран, о ней слагали песни работники на учугах, казаки в верховых донских городках, на Тереке, на Яике и в Запорогах. Неслышным шепотом неслась молва по помещичьим селам и деревням Симбирщины и Тамбовщины. Неизвестно, как и когда доходила эта молва до черных людей, но только знали они доподлинно, что заколдовал Стенька шахово войско, в лодки шаховы великой хитростью и колдовством потопил, и не берет его ни пуля, ни сабля, ни волна. Может он превращаться в барса и гепарда, плыть как рыба под водой. Тихо радовались крестьяне и черные люди: пусть хоть и далеко, а все есть и у них заступник, с которым никто не может совладать. Еще не ушел Разин от персидских берегов, а слава о его подвигах катилась по побережью до Терского городка и Астрахани, до Казани и Нижнего Новгорода и шла дальше, на Белоозеро и Соловки.

А казаки тем временем считали своих товарищей. Только за эту тяжелую зиму и весенние походы и бои потеряли они более пятисот человек.

К ним прибегали из побережных городков разные люди, говорили, что шах собирает против казаков новое войско.

В конце июля 1669 года Разин решил возвращаться на Дон через Астрахань.

Десять дней плыли под парусами казаки от Свиного острова до устья Волги.

На исходе десятого дня вдали показался русский берег, струги вышли на учуг астраханского митрополита Иосифа — Басаргу.

Нет, не мог отказать себе Разин еще раз пошарпать великого астраханского богомольца. Известно было, что митрополит в большой дружбе находится с разинским ненавистником воеводой Иваном Прозоровским, что не раз уже грозил он проклятьем казакам. Так получай же, святой отец. С ходу взяли казаки Басаргу, забрали себе соленую рыбу, икру, вязигу, клей, пограбили всякие нужные заводы: медные и железные котлы, топоры, багры, долота — пригодятся в дороге. Прихватили неводы, отняли у местных ловцов струги и лодки, перетащили к себе хлебный запас, Но не сразу двинулся Степан к Астрахани, донесла морская казацкая: сторожа, что идут из Персии две бусы, а чьи — неизвестно. Эх не потешится надо еще раз, бросили казаки учуг, не дограбили его и вышли в море — там и встретил персидского купца Мухамеда-Кулибека и вторую басу с шаховыми аргамаками, которых его величество Аббас II посылал в любительных поминках великому государю Алексею Михайловичу.

Не слушал Степан ни лепета персидского купчины, ни просьб людей, сопровождавших шаховых лошадей. Приказал атаман все купецкие товары забрать, к себе в струг и сына купца — молодого Сехамбетя, — пусть купец выкуп дает, как придет в Астрахань. Взял Степан и дорогих кровных коней вместе с бусой. После этого разинский караван направился: к Четырем Буграм — скалистому острову неподалеку от устья Волги



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: