ВО ГЛАВЕ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ 7 глава




— Ребятушки, бросай ружья! — кричали городские люди стрельцам. — Зачем по своим палить? Казаки нам, простым людям, братья!

Подоспела основная часть казацкого войска. Со свистом и гиканьем ворвались казаки в ворота и окружили своего атамана. Теперь стрельцы и здешние домовитые казаки оказались зажатыми с двух сторон — между своей шумливой, гудящей голутвой и наступающими казаками. Кое-кто из стрельцов заколебался и бросил пищали оземь, и тут же следом за ними побросали ружья, сабли и другие стрельцы. Казаки бросились обнимать стрельцов. Подоспели и голутвенные люди. Они благодарили стрельцов за то, что те не учинили кроворазлитья простым людям. Скоро появились невесть откуда бочонки с вином, и чарка было уже заходила по кругу. А с разных концов городка набегали и стар и млад, выходили разряженные женки, подходили неторопливо старики, толклись вокруг ребятишки.

— Подождите, братцы, — обратился Степан к своим людям. — Дело еще не окончено. Рано пить да гулять. Что с головой делать будем, как решим с другими кровопийцами?

— Смерть голове! — закричал кто-то из голутвенных людей.

— Смерть ему! Смерть! — закричали и другие.

— Будь по-вашему, — отвечал Степан, хотя сам уже давно решил разделаться с Яцыным, верным слугой государевым. Такому попади в руки, вздернет на виселицу, глазом не моргнет.

Тут же черные людишки радостно и быстро вырыли около крепостной стены глубокую яму. Яцына подвели к яме и поставили лицом к стене. Один из стрельцов, перебежавший к Разину еще на Волге, взял в руки саблю и полоснул ею с размаху Яцына по шее. Степан спокойно посмотрел, как упала в яму яцынская голова, как рухнуло вниз безголовое тело. Потом он обернулся к казакам и городским людям и указал на других стрелецких начальников и стрельцов, которые обороняли ворота:

— Бей их, робята!

Сто семьдесят человек полегли тут же на месте. А потом разинцы вместе с голутвой разбежались по городу. Вытаскивали на потеху и расправу местных богатин, разыскивали по подполам и чуланам приказных и купецких людей, тащили в дуван пограбленные животы со всего городка.

Пленных стрельцов Разин, как всегда, обошел самолично. «Даю вам волю, братцы, — говорил он, — никого не насилую, хотите со мной казаковать — примем с радостью, а не хотите — ступайте себе». Стрельцы зашумели, начали кланяться атаману, проситься в казаки. Но не все. Нашлись и другие. Подошли к атаману, попросились отпустить их на Астрахань. Помрачнел Разин, но ни слова не сказал против, только и вымолвил: «Что ж, идите, как сказал — неволить не буду».

Стрельцы тут же ушли из городка в степь, а Степан не находил себе места, и мысли одолевали его самые разные. Закрадывался страх, что придут через несколько дней стрельцы в Астрахань и разнесут по всему государству весть о суровой расправе, какую он учинил над государевыми людьми в городке. Жди тогда беды и воеводского прихода. А куда податься? На Дон все пути перекрыты. В Персию поздно уж, не успеет вернуться до зимы. А зимой какой поход. Эх, зря выпустил стрельцов. Бередило и другое, хотя открыто никогда бы в этом не признался: не захотели стрельцы признать его атаманство, презрели его ласку и внимание. Мрачнел и злился Разин. А потом не утерпел: призвал есаулов, коротко приказал: «Воротите стрельцов, а не пойдут волей — рубите их». Отвернулся в сторону, зло поблескивая глазами.

Казацкий отряд догнал стрельцов на Раковой Косе. Вначале казаки приказали стрельцам повернуть назад, но те отказались, сказали, что идут они по атаманову слову. Тогда по знаку есаула бросились казаки с саблями на стрельцов. Рубили их, бросали в воду, топили на месте, чтоб ни один не дошел до Астрахани. Спохватились стрельцы, да поздно: лишь некоторые успели покаяться — решили вернуться, остальные полегли под казацкими саблями. Всех жителей городка собрали на соборной площади, и Разин говорил к ним речь: «Все вы свободны отныне. Нет у вас больше ни начальников, ни черных людей, нет богатых и нищих, все братья, все ровня меж собою!» Плакали сирые и убогие, тянулись едва прикрытые рубищами к своему избавителю, к Степану Тимофеевичу. Конец теперь налогам и мздоимству! Конец неправедному суду, конец корыстолюбивым купчинам я стрелецким начальникам — псам гладным!

Казаки ввели в городке свое казацкое управление — круг. Любой человек приходи на круг, говори что хочешь и не боись воеводской опалы да батогов. Все холопьи кабалы были сожжены, а холопы выпущены на волю, всех должников вызволили из долговой ямы и отпустили восвояси. Не по царским законам, не по уложению царя Алексея Михайловича судили теперь в Яицком городке, а по слову казачьего круга. Беглые люди впервые за долгие годы скитаний и мытарств свободно вышли на улицы городка.

А на другой день по городу побежали глашатаи с криком:

— Все на дуван! Все на дуван! Наказ атамана Степана Тимофеевича!

Тянулись люди снова на главную площадь городка, а туда казаки волокли уже всякую рухлядишку: платье из хоромов Яцына, дорогую посуду и ковры кызылбашские из палат разоренных гостей и государевых людей, каменья драгоценные, меха, где находили. Принесли и казну здешнюю государеву. Все добро было разложено по лавкам, и начался дуван.

Каждый казак, каждый житель городка получил свою долю. Кто шубу, кто порты, а кто ковер; делили и посуду, и съестное, и питье. Не обделили никого. Даже самый последний горемыка, кормившийся у церкви божьей, получил какое-нибудь добро. Голутва приоделась в дворянские и купеческие одежды, пила-ела на серебре. Как дети, радовались они, благословляли казаков, а те тоже ликовали, но и дивились немало сами. Вот ведь что придумал атаман. Вот тебе и поход за зипунами. Здесь уж не зипунами пахнет, когда целый город дуванят. Все перевернул вверх дном батюшка Степан Тимофеевич. Кто был нищ и убог — стал вровень с другими, а богатый да сильный теперь уподобился «голым» людям.

Степан сам руководил дуваном, чтобы все было по справедливости. И когда видел, какую радость приносит дуван людям, сам он светлел и отмякал. Подходил, шутил с одаренными людьми и видел, что не в вещице дело, не в рубахе или портах, а в том, что не забыли человека, выделили, уважили, поставили его вровень со всем миром. Оттого и благословляли его забытые да сирые, холопы и беглые, кабальные и опальные.

Но не забывал Степан и свое атаманское достоинство, принимал величанье батюшкой и спасителем, упивался своей силой и властью, свирепел, когда перечили ему.

Степан не заглядывал далеко вперед. Сегодня он сам на вольной воле, в кругу своих друзей и товарищей — с есаулами, сотниками и всем казацким кругом. Попробуй возьми его в степной глуши за крепкими стенами Яицкого городка, когда каждый простой здешний человек готов за него сложить свою голову. Хоть день, да его. Вырвался сокол на волю, гнет жизнь по себе. А что будет завтра… Так до завтра еще дожить надо. Так и народ вокруг него упивался своей силой, хмелел от власти, не заглядывал вперед, а если и заглядывал, то не очень-то опасался, хуже, чем было, все равно не будет.

Через несколько дней вдруг притащили к нему голутвенные двух оставшихся в городке боярских людей. Кричала голутва, что боярские люди со стрельцами в заговоре и хотят его, батюшку, извести. Степан сидел в это время в яцынских хоромах с есаулами за ествой и питьем. Помрачнел атаман, хмуро, волком, посмотрел на боярских людишек,

— А ну говорите, с кем замышляли черное дело на вашего атамана и отца родного?

Боярские людишки бухнулись в ноги, закричали, запросили милости. Зыркнул на них Степан, будто огнем прожег:

— А ну-ка, дайте им прута раскаленного, чтобы побыстрей языки развязали.

Пир продолжался, а со двора скоро раздались вопли. С пытки огнем людишки признали заговор и назвали стрельцов-заговорщиков. Казаки бросились по дворам, что указали людишки, вытащили стрельцов. Их тоже жгли железом, а потом по приговору атамана, есаулов и всего Войскового круга казнили смертью за то, что подняли руку на простых людей и хотели вернуть старые порядки.

Просто это было, да и как иначе. Если ты идешь против государя и воевод, тебя порют и вешают. Если твоя сила и против тебя идут боярские люди, поворачивают обратно в воеводское да боярское ярмо, то ты бьешь, рубишь головы, сажаешь в воду, бросаешь с раската — по казацкому приговору, с народного одобренья.

Стрельцов схоронили. Пир в хоромах Яцына закончился далеко за полночь.

Приближалась осень 1667 года. Разин не торопился двигаться с места. Да и куда казаки могли податься в осеннюю непогодь, а позднее — в зимнюю стужу. Не умели они воевать под дождем да в метелях. Не их это было казацкое дело. Сколько раз уже рассыпались их военные замыслы при наступлении первых холодов.

Сейчас главное было отсидеться в городке до весны, перезимовать. Но отсидеться было трудно. Со всех сторон бежали к Разину люди, несли недобрые вести. В поволжские города прибыли стрелецкие подкрепления. В Астрахань был послан новый воевода князь Иван Семенович Прозоровский, а с ним боевой же воевода князь Семен Иванович Львов. Недоволен был царь Хилковым, что пропустил тот казаков на Яик, не перенял в пути. Теперь на князя Прозоровского была большая надежда. Шло с князем в Астрахань четыре приказа московских стрельцов, да солдатского строя полковник с начальными людьми. Вез с собой Прозоровский пушки и гранаты и весь пушечный запас. А следом за ним подвигались из Симбирска и из иных городов, с Самары и Саратова, служилые пешие и конные люди.

Был объявлен приказ и по Астрахани. Наказывалось быть в приказной палате всем астраханским, ногайским, едисанским и юртовским мурзам и всем татарам, а также астраханским дворянам, детям боярским, головам стрелецким и всем стрельцам и солдатам. Все Поволжье и Астрахань поднимали против Степана Разина московские воеводы. Прочные заслоны поставили вокруг Дона и между Доном и Царицыном. Переняли стрельцы Никиту Волоцкого и иных атаманов и сотников, которые рвались к Разину на Волгу и Яик. Донесли Степану беглые с Дона казаки, что переимали и повязали в Черкасске в Войсковом кругу пятьдесят человек казаков, которые отстали от Разина и вернулись на свои курени. Перевязали и стали судить их по указу великого государя; только казнить их побоялись — а потому, что, если тех воровских донских казаков на Дону казнят, то, прослышав это, Степан Разин от воровства не отстанет. А придет на Дон и за своих товарищей поквитается. Снова хитрил Войсковой круг: и Москвы боялся, и Разина. На чьей стороне сила — туда и гнул, а сейчас что-то силу эту никак не видно. Куда повернется дело?

Ивана Семеновича Прозоровского, который был на пути в Астрахань, вскоре догнала грамота из приказа Казанского дворца: в Астрахани ратным людям не сидеть и вестей не ждать, а самим промысел над казаками чинить, ловить их в море, если пойдут к персидским берегам. И Ивану Ржевскому, воеводе, на Терек была об этом же направлена грамота.

Не терял времени даром и Разин. Не проходило недели, чтоб не шли из Яицкого городка верные люди в поволжские города на разведку, пробирались на Дон к тамошним друзьям-товарищам: помогли бы людьми, оружием, припасами.

И несмотря ни на какие воеводские заслоны, рвались казаки на Волгу и на Яик, шли в обход по степям, искали разинских людей по буграм и камышовым зарослям, в протоках и на берегу моря. Вроде бы и тихо было на юге: на сотни верст тихо, в осенней дреме лежали степи, переставала жить шумливая летом Волга. И все же под этой тишиной и осенней петоропыо шла суетливая жизнь, пробирались тайком туда-сюда люди, передвигались неторопко стрелецкие полки. А то вдруг раздавалась пальба в невесть каких тихих местах, и вылетали из прибрежных кустов или камышей в степь напоровшиеся на стрелецкую заставу казаки.

К осени 1667 года уже не один казацкий отряд ушел с Дона. Одни пробились на Яик? другие поджидали Разина в потайных местах. К зиме сбежали к Разину казацкие сотники Михайло Щеголев и Алексей Маховиков, подговоря с собой с Дону и с Воронежа многих ратных людей. Царь приказал сыскать их и прислать с приставами в Москву. Но куда там! Велика южная степь. Ищи казаков в зимнюю стужу и непогодь. К началу весны от реки Колитвы на Дон и далее на Волгу пробились еще триста человек голутвенных людей — а все были оружны и одежны, тащили за собой степью до десятка стругов. Степью же шел к Разину атаман Беспалый с казаками.

Из Яика Степан слал гонцов не только на Волгу и Дон, появились его люди и на Запорогах у гетмана Петра Дорошенко. Разинская станица пришла в Чигирин числом в десять человек. И просили казаки гетмана, чтобы помог он донцам, шел бы наскоро Муравским шляхом на украйны великого государя. Говорили казаки гетману, что самый раз ударить по южным городам: на Белгородской черте войска мало, и города оборонить некем, ратные люди белгородского полка распущены по домам, а стрелецкие приказы на Волге ловят их, донских казаков, Н и заставами стоят вдоль дорог.

Ласково принял Дорошенко Степановых послов, определил им хороший постой, а ответа не дал. Великое это было дело — открыто порвать с Москвой, колебался гетман.

В конце сентября Разин решил поразмяться: засиделись казаки в городке, занежились в тепле с яицкими женками. Ествы и питья сколько хочешь, ешь-пей не ленись. Не торопились казаки в поход. Хорошо живется, и ладно. Но эта жизнь вовсе не привлекала Степана: засидятся казаки — плохая будет с ними удача, не смогут воевать.

24 сентября Разин вывел свое войско в поход против едисанских улусных людей мурзы Али. Едисанские мурзы верно служили царю, охраняли подходы к Волге, часто нападали на казацкие верховые городки. На едисанскйе улусы крепко надеялись воеводы в борьбе против Разина.

Стоял мурза Али на протоке Смансаге — то разинские люди через взятых в полон татар доподлинно разведали. Одного из них взяли вожем, и повел он казаков на протоку.

Вдруг налетели конные казаки на улусных людей. Замелькали меж кибитками и шатрами, с гиком и свистом топтали конями выскакивавших наружу татар, рубили их саблями.

Погромили казаки улус, поймали в полон улусных людей, женок и детей, взяли богатые пожитки и невредимые вернулись в городок. И снова утеха и пир, снова дуван, снова кричали казаки и все черные люди славу своему атаману…

В марте 1668 года воеводы нанесли по Яицкому городку первый удар, но не своими силами. Не успели подтянуть стрелецкие полки по зимнему бездорожью — ворчали стрельцы, не хотели мерзнуть в буранной степи. Уговорили воеводы калмыков, пообещали им богатый полон и все казацкие пожитки и тем калмыков обнадежили.

Подошел к городку Дайчин-тайша с улусными людьми Мончака-тайши числом десять тысяч человек и встал под Яицким городком, а потом осадили его со всех сторон и пошли приступом. Пробили пролом в городской стене сажени в полторы, но встали казаки в проломе, отбили все калмыцкие приступы. Смотрел Разин со стены, как скакал неподалеку от стены его старый приятель Дайчин-тайша. Сколько раз сидел он с ним в шатре, говорил посольские речи, а потом угощался его столом. Уверял его, государева посла, Дайчин-тайша в любви и приятстве. Что ж, теперь другие времена; сумела Москва удержать за собой калмыцкие улусы, не позарился тайша на его, Степана, некрепкую славу, не верил, видно, Дайчин в казацкую силу. Эх, сейчас бы еще тысчонки две-три людей, показал бы он тайше настоящую казацкую удаль заставил бы уважать казацкого атамана.

Сидели казаки в осаде, кружили калмыки вокруг городка, а потом снялись и ушли в степь, но не успели казаки вздохнуть свободно, вновь опасность нависла над городком: подходил от Астрахани воевода Яков Безобразов со стрельцами, астраханскими мурзами и всеми татарами.

Безобразову был дан строгий наказ: промысел над городком чинить, но на приступы не ходить, послать на это дело калмыков. Так и сделал Безобразов. Встал под городком, занял к нему все подступы, перерезал все пути, повел переговоры с калмыками, чтобы вернулись и вновь приступили к городку.

А тем временем Безобразов подошел под самые стены и, свято соблюдая наказ — чинить промысел во всем, «опричь приступа», попытался уговорить Разина принести свои вины великому государю.

Степан гордо ответил посланцам воеводы: «Никаких вин за собой не знаю, а шли мы на Волгу и на Яик обычным казацким путем. Что пошарпали немного торговых людей, да освободили колодников, — так это свое награбленное у нас же взяли, и людей безвинно закованных освободили — какие же здесь вины». Не задирался Степан с воеводой, посланцев его отправил восвояси, не тронув.

Степан говорил правду, не лукавил. По-разному они с Москвой смотрели на мир. Что для Москвы страх божий, грех великий, бунт и воровство, то для него святое и праведное дело. Бедных не обидел, нищих не обобрал, в кабалы никого не понудил — где же здесь вины? Уверенно говорил Разин и потому, что держал он за собой одну из лучших местных крепостей, что тянулись к нему со всей сторон простые люди, хотя и сделал-то он для них немного. Так, попугал купчишек да стрелецких начальников.

Воевода стал настаивать на своем, слал новых гонцов, ругал казаков ворами бездельными, и Степан не выдержал. Сам бог свидетель — не хотел он драться с воеводой, чинить кроворазлитье государевым людям, хотел мирно отсидеться в городке, а потом уйти за море. Но раз уж такое дело…

Первым-наперво приказал он повесить двух воеводских посланцев, которые были к нему посланы для сговору, — стрелецких голов Семена Янова и Микифора Нелюбова,

До Янова Степан давно уже добирался, много был наслышан о нем. Еще весной 1667 года погромил Янов около Астрахани казаков, которых Степан посылал на Волгу, побил многих, пометал в воду, ранил, стан их разорил и шалаши, что поставили на Кумском озере, сжег. Из двух полных стругов, по тридцать пять человек каждый, ушло лишь несколько казаков. Тогда сам великий государь отметил Семена, велел дать ему своего государева жалованья — с казенного двора сукна английского доброго. И вот теперь поквитался Степан с Яновым за товарищей за своих, за прошлые обиды.

А потом вышли казаки из города и дали Безобразову бой. Лихо налетели они на стрельцов, наделали страху. Бесславно бежал Безобразов от Яицкого городка, потеряв многих людей убитыми и ранеными. А сорок четыре человека стрельцов перебежали к Разину.

С невеселыми вестями пришел воевода в Астрахань.

Пока готовили там новую расправу над казаками, уговаривали калмыков, в Яицкий городок пришло посольство от войскового атамана Корнилы Яковлева.

Всю зиму ругала Москва Корнилу, грозила ему опалой, требовала унять казаков не силой, так уговором. И вот пришел в городок с Дона казак Леонтий Терентьев. Принес он с собой от Войска Донского к атаману Разину лист с просьбой вернуться на Дон, в родные станицы и городки, и распустить казаков, а еще подал Терентьев увещевательную грамоту от самого великого государя. Писал царь, что прощает он казакам все их вины и указывает вернуться на Дон, встать снова под руку Войскового круга.

Есаулы и сотники ждали, что вспыхнет атаман, взовьется — как посмели вновь говорить ему о винах, но, к удивлению казаков, Разин смолчал, милостиво принял Терентьева, взял грамоту, позвал гостя в горницу, просил откушать, поднес чарку — все, как в посольских обычаях. В душе ликовал Степан. Вот оно, началось настоящее житье! Видно, далеко гремит его слава, видно, крепко он засел в головах московских больших людей, если сам царь — а не какой-нибудь там Корнило или воевода Унковский начинает увещевать его и готов поладить дело миром. Главное же сейчас было выиграть время, пока откроется Яик и будет путь к морю чист.

Не торопился Разин с ответом. Лишь через несколько дней собрал он круг и пригласил туда Леонтия.

Шумел, смеялся неугомонный и своевольный казацкий круг. Но вот вошел в него атаман с есаулами и сотниками, и разом притихли казаки. Степан медленно обвел тяжелым взглядом ряды своих товарищей, потом печально покачал головой. «Опять нас, братцы, винят московские люди, а с ними и Корнило Яковлев. Вот приехал с Дона посланец с царской грамотой и грамотой Войскового круга…»

Умел говорить Степан. То вдруг поднимал речь до крика и обводил всех горящим взглядом, проникал в душу каждого казака, и трепетали они от звука его голоса, то утишал его до еле слышного шепота, то печально и раздумчиво ронял слова. Все рассказал Степан о тяжкой казацкой голутвенной доле, когда сидели они на Дону без куска хлеба, и о насильствах бояр, воевод, приказных людей над простыми людьми, и о их неуклонном решении разжиться в походе, а заодно и отомстить за старые обиды.

— Слушали казаки своего атамана, мрачнели, иные в раздумье склоняли головы, вспоминали былое, иные сжимали кулаки, а иные — сердобольные — тайком утирали слезу. Все рассказал Степан, все объяснил. Потом отступил назад и вытолкнул в круг войскового посланца.

Бодро начал говорить Леонтий. «Казаки, опомнитесь, — заговорил Терентьев, — что наделали вы, неразумные? Велел вам воевода Хилков говорить, чтоб отпустили вы восвояси астраханских стрельцов, которых пленили и себе служить заставили. Принесите государю вины свои, пока не поздно, пока милует и жалует он вас».

Или не слыхал Леонтий атамановой речи, или не понял в ней ничего, только не ожидал он того, что случилось далее. Едва кончил он, как взорвался криком казацкий круг. Кричали казаки, кричали стрельцы и местные черные люди: «Долой! В воду его посадить! Хватит с нас ярма боярского да воеводского! Ты нам не указ, мы вольные люди!»

Вслушивался Степан в шум Войскового круга, в его нарастающий яростный крик, и, когда стали казаки и черные люди хватать Леонтия за края одежды — вот-вот разорвут посланца в клочья, — снова вышел Разин в круг, поднял руку, и сразу стало тихо на площади. Слышно было, как кричат петухи на окраине городка.

— Слышал, Леонтий, что говорят казаки? Они вольные и свободные люди, а воевода хочет разговаривать с ними как с холопами. Да разве это истинная милостивая грамота? Прощает нас государь как воров. Нет, мы на такую милость не согласны. Любо ли я говорю, казаки?

— Любо! Любо говоришь, атаман! — заволновался круг.

— Вот когда истинная милостивая грамота придет, тогда мы и сами добьем челом великому государю, ведь мы слуги его: тогда же и стрельцам скажем — идите куда пожелаете.

— Любо! Любо! — кричали казаки.

— А любо, так и накажем Леонтию: пусть передаст наше слово Войску Донскому и в Астрахань. А мы будем ждать истинной милости от великого государя.

Хитрил Разин: и слугой государевым себя выказал, и честь казацкую отстоял. Пусть в Москве думают, что готовы казаки повинную принести и ждут лишь меру милости. Глядишь, поостережется царь новые рати против казаков посылать, а там и время пройдет, реки вскроются, можно будет ударить и по персидским берегам.

Но и в Москве не малые дети сидели: слали гонцов в, Яицкий городок, а заодно укрепляли южные рубежи, тянули со всего Поволжья стрельцов в Астрахань, слали грамоты — воров унимать и пристани им не давать, грозили смертной казнью за непослушанье. А больше всего втолковывали царские грамоты и воеводские отписки — казакам не верить, когда будут выдавать себя за слуг государевых. Кто кого обманет. Только силы-то были неравны: Разин хозяином в степи, а воеводы — случайными людьми. И когда через несколько недель, на исходе яицкого сидения казаков, в городок прибыл посланец от воеводы Ивана Прозоровского, который продвинулся с войском к этому времени до Саратова, уже по-иному повел себя атаман.

Круто взял с места вновь назначенный в Астрахань воевода: никаких там увещеваний и просьб — воры и воры. А воры должны повиниться, либо висеть им на суку, либо быть четвертовану. Гордое и злое письмо прислал на Яик Прозоровский. Ничего и никого не боялся он, государев посланец на юге, охраняли его надежные стрелецкие и рейтарские полки, пушки, гранаты и царские грамоты. Должен был сложить перед ним Хилков в приказной избе казну государеву и большую печать, сдать все дела. Еще не доехав до места, ретиво взялся за бунтовщиков воевода.

Бегал Степан по горнице, тряслись под ним дубовые половицы.

— Ах ты, князь Иван, много ты понимаешь в казацкой жизни, коль так вольных людей задираешь!

Выскочил Степан из горницы, подбежал к воеводскому посланцу стрелецкому сотнику Сивцову, кинул ему в лицо разорванную воеводскую грамоту. Побледнел сотник, видя, как бушует Стенька, давит каблуками в грязи драгоценное послание, писанное на дорогой немецкой бумаге. В сумлении стояли рядом есаулы и сотники. Но разошелся Степан, теперь удержу уже не было:

— Кому? Мне? Атаману приказывать, ах, он старая собака! Да как ты посмел явиться ко мне с таким неслыханным делом?

Бросился Степан на сотника, одним ударом свалил его наземь, отвел душу, коротко приказал: «Посадить его в воду».

Бросились казаки к сотнику, завязали рукава рубахи над головой, напихали в рубаху камней, потащили Сивцова к реке — иди покупайся, воеводский посланец, покорми яицкую рыбешку.

Подскочил Степан и к другому посланцу — пятидесятнику Сергею Мнечилину. Тот бухнулся атаману в ноги, заелозил по грязи.

— Вставай, стрелец, — приказал Разин, — возвращайся к своему воеводе, расскажи ему доподлинно все, что видел здесь. — Зло сощурились глаза атамана. — И еще скажи князю Ивану, что пока я его милую, а будет встревать на моем пути — сделаю с ним, как с сотником!

Еще один узелок завязался в жизни Степана. Был князь Долгорукий: далеко князь — не добраться. Был воевода Унковский. Этого до поры тоже не достать, отсиделся тогда за царицынскими стенами. Теперь Прозоровский. Ох, придет время — посчитаемся мы с тобой, воевода Иван Семенович. Или ты меня вздернешь, или зальешься у меня кровавыми слезами.

 

ПЕРСИДСКИЙ ПОХОД

 

Весеннее солнце слепило глаза, зеленого цвета море весело било легкой мелкой волной в свежепросмоленные борта казацких стругов. Вот он и простор Хвалынский: сзади Яик, впереди Астрахань, за морем Персия. Всего вдоволь в казацких стругах — и съестного, и вина, и снастей всяких, и оружейного запаса; струги заново проконопачены и засмолены, весла блестят свежеструганой древесиной. Песня летит над зеленой водой про удалые казацкие походы, про смелых донских молодцов, про страх бусурманский, про невиданной ценности добро полуденных стран. Под хмелем идут казаки, наконец-то вырвались они на волю. Крепость крепостью, но что за жизнь для вольной птицы за крепостными стенами. И давно бы двинулись казаки куда глаза глядят, если бы не Степан Разин. Все-таки необычный казак их атаман — то пьет, гуляет вместе с ними, честит воевод и бояр, рвется на просторы, хватается по первому слову за саблю или за чекан, рубит государевых людей там, где этого бы и не надо было делать, чтобы не навлечь на себя гнев царя, а то становится задумчив, расчетлив и тих, ведет разговоры с разными посланцами не хуже государева посольского дьяка, хитрит, ловчит, изворачивается. Так вот благодаря его атамановой хитрости да осмотрительности продержались казаки в Яицком городке всю зиму, а лишь вскрылся Яик и потеплело чуть — двинулись к морю.

Не думал больше Степан про Яицкий городок, который прикрыл его и пригрел в тяжелую минуту, бездумно оставил его. Плакали навзрыд казацкие и стрелецкие жены, в сумлении стояли стрельцы и казаки, кто не мог уйти в поход вместе с Разиным. Что их ждет после казацкого ухода? Не простит великий государь расправы с Яцыным и боя с Безобразовым. Но Степан не оглядывался назад. Всех, кто мог идти, он брал с собой, а женок да малых детей воеводы не тронут. Остальным же сказал: «Говорите, что насильствен вас служить себе заставил, авось милуют». Все легкие пушки казаки поставили на струги, а тяжелые сбросили в Яик. Кто его знает, как еще жизнь повернется. А ну как эти пушки еще послужат царским воеводам против казаков?

Весь город вышел провожать разинцев. И долго еще видели казаки со стругов, как стояли люди на городских стенах, махали им шапками и платками. А потом городок пропал, будто и не было его вовсе в казацкой жизни. Плыли казаки вдоль взморья, поглядывали в сторону персидских берегов, но нет, не давал атаман команды поворачивать струги на юг, медлил что-то, размышлял, а струги все ближе и ближе подходили к устью Волги, к Астрахани. На рожон лез Степан, под самые астраханские пушки. Но не спрашивали казаки, видно, особый расчет был у атамана и есаулов, что шли они на Астрахань.

А Степан и сам не мог точно сказать, что влекло его под стены этого огромного богатого города. Взять его приступом — да нет, об этом он и не помышлял, а все-таки посмотреть на него вблизи, кое-что поразведать не мешало. Говорил Степан с есаулами и о том, что, может быть, вместо Персии пойти вверх по Волге просить у государя жалованье для его казацкого войска, как это делал два года назад Василий Ус с товарищами/Хорошая была затея, проверенная. И взять казаков нельзя — слуги государевы, и им удобно — идут себе, шарпают что хотят, прикрываются государевым именем.

Еще Разин надеялся, что прибегут к нему под Астрахань люди с Дона и с учугов и промыслов, пополнится он новыми казаками. А люди ох как нужны были в далеком походе. К тому же времени было достаточно. Лишь начинался апрель 1668 года. Впереди еще вся весна и все лето. А если что не заладится или Прозоровский воевод вышлет — так море вот оно, свободное, плыви на все четыре стороны.

С моря казаки напали на учуги гостя Шорина и московского патриарха. Побили приказчиков и учужных промышленников. Постояли там казаки несколько дней, забрали с собой ярыжек учужных и всяких черных людей, но донских казаков не дождались.

Отказался Разин двигаться вверх по Волге. Астраханские беглецы подлинно рассказали ему, сколько войска ведет с собой Иван Прозоровский с Саратова. Воевать с князем казакам было не под силу, а словам воевода не поверит, этого, как Яцына, не проведешь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: