ВО ГЛАВЕ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ 2 глава




Наступали 80-е годы XVI века. Натуженно и тревожно жила Русь в последние годы царствования Грозного царя. Лихолетье Ливонской войны, как медленная и застарелая болезнь, разъедало крестьянские хозяйства. Над запустевшими русскими уездами еще стояла страшная тень опричнины. Розно брели уездные и волостные люди, подальше от сурового окрика государева, от податей, от нищеты; бросали своих помещиков — псов гладных, несытых, — уходили от них и в Юрьев день, и в иное время, бежали куда глаза глядят, а чаще на украйны государевы — на Дон, на Запороги. Все чаще били челом дворяне царю, просили унять людишек, сделать их крепкими владельцу и земле. Писали: без этого не стоять помещиковым хозяйствам.

В начале 80-х годов в ответ на дворянские челобитные, слезные просьбы верных слуг указал государь быть впредь заповедным летам, во время которых не могли крестьяне уходить от владельцев и в Юрьев день. Ползли по Московскому царству смутные слухи, говорили люди, что указ о заповедных летах издан по наущению ближнего государева боярина Бориса Федоровича Годунова. А потом что ни год пошли новые невзгоды для крестьян и холопов. Крепко забирал власть в руки честолюбивый боярин Борис Федорович — новый царь Федор смотрел полностью из его рук. Строил боярин сильное и крепкое дворянское государство. К 1592 — 1593 годам была закончена перепись людишек, а в 1597 году вышел указ о пятилетнем сроке сыска беглых крестьян и велено было «по суду и по сыску тех крестьян беглых з женами и з детьми и со всеми их животы возити их назад, где хто жил».

С каждым годом теперь прибывало людей на Дону. Селились по низовым городкам, выбирали себе атаманов, берегли с тщанием свои вольности и свободы, нападали на турецкие и крымские берега, чинили много всякого задору Московскому царству с окрестными государствами, нападали не раз и на русские уезды, на поместья и вотчины, сводили счеты со своими лютыми врагами. Грозили из Москвы, требовали переписать казаков «хто имянем атаман и сколько с которым атаманом казаков», обещали прислать всем переписанным жалованье.

Казаки соглашались нести службу государеву, клялись оберегать южные границы от крымских набегов, брали и жалованье — деньгами, селитрой, свинцом, хлебом, но потом рушили свои обещания, жили самовольством, задирали без времени крымцев, не хотели слушать, как выговаривала им за это Москва, продолжали выходить они и в русские уезды, выбирались на Волгу. Береглись казаки — не давались ни угрозам, ни ласкам государевым. Жаловались турецкие и крымские послы на самоуправство казаков, выговаривали московским большим людям, что не хочет, видно, государь жить в миру с Турцией и Крымом. Отговаривались московские бояре и дьяки на посольских встречах с турками и крымцами тем, что на Дону живут воры, беглые люди без государева ведома.

Начали бить челом и воеводы южных уездов, просили унять воров с Дона.

Царь Борис наконец кончил с уговорами, наложил запрет на посылку жалованья, поставил кругом Дона заставы, чтобы мешали казакам к родимцам[10]своим в южные города приходить, продавать и покупать всякие товары. Приказал царь ловить беспощадно беглых на Дону, стал нарушать старинный порядок здешних мест — «с Дону выдачи нет». Но и Годунов не совладал с казаками, а лишь озлобил их. Не доставали руки московские до далекой реки Дона, да и боялись в Москве чинить слишком большую тесноту казакам: плохо ли, хорошо, но стояли те заслоном против крымского хана в южных степях.

Казацкие обиды отлились Годунову в 1604 году. Дружно поддержали донцы царевича Дмитрия, помогли свалить ему ненавистного царя, а потом в безгосударное время, в Смуту, вошли казаки в большую силу. Их отряды подпирали поначалу ополчение Прокопия Ляпунова, крепко помогли и второму ополчению в борьбе против поляков в 1612 году. В Москве поговаривали, что казацкие голоса решили на соборе в 1613 году судьбу русского престола, дружно выступили казаки против боярских столпов — князей Голицына, Мстиславского и других, настояли на избрании четырнадцатилетнего Михаила Романова. Может, и не было этого, но пышно расцвели казацкие вольности в благословенное царствование Михаила Федоровича. Число казаков, сидящих на государевом жалованье, увеличилось, быстро росло количество казацких отрядов. На Дону гремела слава удачливых больших атаманов — Смаги Чертенского и Епихи Радилова, проглядывали зримые черты единого Войска Донского. А вскоре появилось и само войско всей реки. Подчинила столица Войска Донского окрестные казацкие городки. Собирали казаки в своих Роздорах, а позднее в Черкасске большой Войсковой круг, решали на нем наиважнейшие для казачьего войска дела: с кем из окрестных стран быть в миру, с кем воевать, а если и воевать, то когда лучше всего выступать походом и каким путем. Потом выбирали на кругу походного атамана, клялись ему животом и смертью, говорили: «Куда ты глазом кинешь, батько, туда мы и кинем свои головы». И шли походом и посуху и морем к турецким и крымским берегам, наведывались к ногаям и калмыкам, наводили страх на кызылбашские пределы, пошаливали и по русским уездам. Возвращались отяжелевшие, гнали табуны захваченных коней, тащили всякую рухлядь, опоясывались дорогим оружием. На кругу же и дуванили: делили взятые в набегах зипуны — прихваченное добро.

Бывало и по-другому. Вдруг поднимался из Крыма хан, шел походом по южнорусским шляхам. Дымилась коричневая, выжженная солнцем степь от копыт бессчетных татарских коней. Слезно молили тогда казаков московские гонцы ударить по крымцам. Думал думу Войсковой круг, выносил свой приговор, и собирались донцы в поход.

На кругу приговаривали и о дележе царского жалованья — о деньгах, об огненном припасе — кому сколько положено. И всякими другими делами занимался Войсковой круг — выслушивал царские грамоты и отписки воевод из Воронежа, Коротояка и иных мест, выбирал станицы — казацкие посольства для сношений с Москвой, ведал постройкой новых городков и приемов в казаки всяких вольных и гулящих людей.

Стройно и чинно жили низовые казаки. Казацкая старшина — бывалые атаманы, есаулы, писари, добрые прожиточные люди крепко держали в своих руках Войско Донское, исподволь, неторопливо направляли его жизнь, клали острастку на смутьянов и всякую голь перекатную, старались не ссориться с великим государем, дорожили царским жалованьем. И царь жаловал старшину с каждым годом выше прежнего. Из Москвы величали низовых казаков Великим войском. Каждый год шли подводы из русских городов на Дон с казной, хлебом, сукном, военными припасами. Даровал царь Михаил Федорович казакам и великую повольность — торговать свободно и беспошлинно в южных городах всяким товаром, каким ни пожелают.

В те годы перешел на Дон и Тимофей Разя. Вместе с другими казаками давал Тимофей клятву служить верно и праведно великому государю. И вместе с другими легко и бездумно нарушал ее, чинил поиск под Азовом, разорял крымские улусы, жег Карасу-базар, промышлял на Волге против русских купцов и воевод.

Все чаще из Москвы наказывали унять расходившуюся казацкую вольницу, патриарх Филарет грозил казакам церковным отлучением, если не покинут они своего бездумного воровства, не прекратят ссорить Российское государство с окрестными странами.

А казаки и смирялись и не смирялись. Спокойно и вольготно было жить за царем, но зато и руки у них были связаны. Самим чинить походов не моги, жди вестей с Севера. Особенно недовольны были приказами Москвы «голые»[11]люди. Селилась и шумела голь в основном по верховьям Дона, по Хопру, Медведице, Бузулуку, металась между донскими землями и южнорусскими уездами, ютилась в землянках, в тростниковых хижинах, обживала верховые городки. Что это были за люди, никому то не было ведомо. Безымянные и неизвестные, скрывались в верховых городках беглые холопы, крестьяне, воровские люди, битые по площадям батогами, отсидевшие свое в колодках, сеченные монастырскими и боярскими приказчиками. Не пускали их домовитые казаки на низ, не делились ни жалованьем, ни угодьями — берегли свои льготы.

Но наступала пора, и брали домовитые «голых» людей в работу из найма либо снаряжали их, обували, одевали, давали оружие, ставили во главе своего атамана и отправляли погулять исполу вдоль морских берегов. Возвращалась голь приодетая, раздобревшая на набегах, отдавала половину добычи домовитым казакам и шла назад к своим землянкам и хижинам пропивать нажитое добро, шуметь и гулять до нового похода.

Но не всегда могли совладать домовитые казаки с голутвой. Порой ходили те в походы и по своему разуму. Только путь их был короток — до ближайших поместий и вотчин, до волжских русских торговых караванов. И тогда снова грозила Москва ослушникам, направляла воевод унять бунтовавшую голь, делала выговор атаманам в Черкасске.

Временами приноравливала Москва казаков к своим большим хитростям.

В 1630 году вдруг указал великий государь быть казакам в походе под Очаковом против польских людей в союзе с турками. Но напрасно прождал турецкий паша казацкое войско. Круг твердо стоял на своем: казаки-де турецкому Мурад-султану никогда не служивали и впредь служить не будут. А вскоре и сами казаки двинулись походом к турецким границам. Серчала Москва. Атамана Наума Васильева с семьюдесятью казаками, которые привезли отписку Войска Донского, взяли под стражу и разослали по городам. На Дон царь послал грамоту с великой опалой без милости и без пощады. Но и казаки не остались в долгу. Страшное дело приключилось в те дни в Монастырском городке — тогдашней столице Войска Донского. О нем в доме Разиных говорили с оглядкой. Весть принес в дом к Тифомею Разе бывалый казак и дорогой кум Корнило Яковлев; набросились казаки на царского воеводу Карамышева, посланного на Дон наводить порядок, растерзали в клочки. Глядел с лежанки во все глаза на своего крестного маленький Стенька, слушал.

Смутно было в те дни в доме Разиных. Что ни день, то приходили невеселые вести. Царь отказал в своем жалованье, на торговые повольности наложил запрет. Спорили казаки.

— Покориться надо великому государю, — говорил дорогой кум Корнило.

Не соглашался с ним казак Разя:

— Что же ты хочешь, кум, совсем уж из чужих рук смотреть, не зазорно ли это доброму и вольному казаку?

Наконец сила одолела силу. Смирились казаки. И Корнило и Тимофей ушли вместе в поход по указу царя на ногайских татар. А в 1634–1636 годах ходили казаки вместе с русским войском под Смоленск на польских и литовских людей.

Долго не видел тогда Стенька отца. Назад казаки вернулись уставшие, израненные, в одном дранье. Потом отсиделись, отлежались по своим станицам и снова загуляли на прежней воле. Эти дни Стенька помнил уже совсем хорошо — в ту пору ему пошел восьмой год. Не раз брал его отец с собой по казацким городкам, возил и в Роздоры, и в Монастырский городок. Стенька помогал в торговлишке, караулил подводы, кормил коней, слушал, о чем говорят бывалые казаки. А казаки все чаще и чаще поговаривали о том, что пора уж снова припугнуть турок, а то больно осмелели те в последнее время, да и «зипунами» не плохо подразжиться — совсем обветшали на государевой службе.

Всю весну 1637 года шумел Войсковой круг, а потом решил нанести удар по Азову — наимощнейшей турецкой крепости.

Черным камнем висел Азов на сердце у казаков. Отсюда турки и крымцы совершали бесчисленные набеги на донские городки и станицы, пушки Азовской крепости держали под прицелом Войско Донское, из-под Азова ходили татары и на южнорусские города, волокли оттуда скарб и пленных; десятки тысяч русских людей взметали пыль по южным шляхам, подгоняемые татарскими плетями, а потом здесь же, в Азове, продавали их на невольничьих базарах, увозили в Кафу, Стамбул, Алжир, продавали на рынках Сицилии и Египта. Теперь же пришла пора рассчитаться с турецкими и крымскими людьми за все обиды. «Пошли мы, холопи твои, переговоря меж собой, под Азов, потому, государь, — писали казаки царю в своей отписке, — что они, азовские люди, на нас, холопей твоих, умышляли, крымскому царю писали для рати, чтобы нас, холопей твоих, с Дону перевесть, а Дон реку очистить».

Со всех станиц проводили казаков казацкие жены и ребятишки. Строгий наказ был дан по Войску Донскому — в поход звали всех, кто мог носить оружие, ослушников грозили отлучить от казачества, выслать вон с донских земель. К весне в низовые городки стали собираться казаки, вместе с ними сверху пришли всякие вольные, беглые и пришлые люди, подтягивались к Монастырскому городку и русские охочие люди — торговые, наемные, стрельцы, пушкари, крестьяне, бобыли из разных городов и сел. Шумно и пестро вдруг стало на Дону. Сказал тогда слово к войску атаман Михаил Татаринов: «Пойдем мы, атаманы и казаки, под тот Азов среди дня, а не нощию украдом, своею славою великою, не устыдим лица своего от бесстыдных бусурман».

В один из дней двинулось войско в поход. Ушли под Азов и Тимофей Разя с Корнилой Яковлевым. А мальчишки начали играть в казаков и турок — крепостных азовских сидельцев. Строили крепость из дерна и камней — это Азов — и брали ее, стреляли из самодельных луков и пищалей, крутили над головой пращами, начиненными комьями земли, освобождали христианских пленников. Старший брат Иван верховодил за атамана, Стенька был есаулом, а маленький Фролка сходил за русского пленника, которого братья освобождали вместе с другими ребятишками-несмышленышами от страшной турецкой неволи.

Из-под Азова тем временем доходили до казацких станиц добрые вести — со всех сторон окружили казаки Азов рвами и валами, били по стенам из пушечного боя, разбили на речке Кагальник посланный на помощь азовским сидельцам турецкий четырехтысячный отряд. А потом прорыли подкоп и взорвали крепостную стену. Ворвались донцы через пролом в город, взяли приступом башни, дворы турецких пашей, лавки, сбили замки с тюрем. Две тысячи русских пленников благословили своих освободителей. Всем им казаки дали волю и место в своем войске, поделились и добычей. Потянулись в те дни на Дон многие подводы с захваченным и подуваненным добром.

Изрядно почистили тогда казаки Азов, затем заделали пролом в стене, подновили укрепления, расставили по стенам пушки и объявили Азов столицей всего Войска Донского. Потянулись теперь со всех концов реки в Азов и русские торговые людишки, и гости из Кафы, Астрахани, с Кавказа, из Персии, пошла бойкая торговля всякими товарами и ясырем[12]бусурманским. Ликовал Дон, ликовала каждая станица, каждый двор, праздник был и в семье Разиных. Тимофей возил сыновей в новый стольный город, и те во все глаза смотрели на грозные азовские стены, слушали разноязыкую речь на улицах, дивились на разодетых в дорогие восточные шелка гордых казаков.

Пять лет сидели казаки в Азове. Поначалу Москва помогала Войску Донскому. В Азов привезли с Севера войсковой припас — до 100 пудов пороха ручного и пушечного, 150 пудов свинца. Великий государь пожаловал казакам свое государское знамя, а также святые иконы и церковные книги для новых азовских церквей. В то же время направил Михаил Федорович султану Мураду IV свою грамоту, а в грамоте писал: «И вам бы, брату нашему, на нас досады и нелюбья не держать за то, что казаки посланника вашего убили и Азов взяли: они это сделали без нашего повеленья, самовольством, и мы за таких воров никак не стоим и ссоры за них никакой не хотим, хотя их, воров, всех в один час велите побить». А крымцы смелели. В 1638 году прибыл к Азову татарский посол и велел сдать город. Тогда казаки ответили: «Не токмо, что город дать вашему царю, и мы не дадим с городовой стены и одного камня снять вашему царю, нешто будут наши головы так же валятца, станут полны рвы около города, как топеря ваши бусурманские головы ныне валяютца, тогды нешто вам город Азов будет».

С 1639 года над Азовом стали сгущаться тучи. Султан замирил Венецию, захватил Багдад. В побережные города — Керчь, Кафу, Тамань — паши турецкие слали боевые припасы, сюда же подходили отборные части янычаров, подтягивался турецкий флот. Казаки готовились к осаде, запасали порох, делали пули, чистили пушки, жгли кругом города, вдоль рек и речек траву, чтобы лишить корма татарских коней.

В январе 1641 года хан пришел под Азов, но крепость выстояла. А в апреле из южнорусских городов прибыло давно жданное государево жалованье — четыре тысячи четвертей муки ржаной, одна тысяча четвертей крупы овсяной, толокно, сухари и восемь тысяч рублей деньгами. Подтягивались к Азову и люди. Стрельцов Москва попридерживала, а вольным и охочим людям не препятствовала. Усиливался Азов. И только когда в июне 1641 года появился под городом посланный султаном Гусейн-паша с несметной ратью, с наимощнейшим флотом в 180 больших и 90 малых судов, казаки приуныли.

Прервали турки пути от Азова к казачьим городкам и станицам. Мужья остались в крепости, а жены и дети разбрелись по своим дворам. Тревога разлилась тогда по донским местам. Приуныли и ребятишки, приостановили свои игры. Иван уже порывался вместе с другими подростками уйти под Азов, но старшие не пустили.

Подрос и Стенька. Ему шел двенадцатый год. Москва, Азов, турецкий султан, крымцы — все это прочно запоминал маленький казак. Крепко запомнил Степан и казацкое мужество под Азовом. Каждый добрый казак с гордостью потом рассказывал, как ответили донцы на предложение Гусейна-паши о сдаче: «Знакомы уж вы нам! Ждали мы вас, гостей под Азов город дни многая. Где только ваш Ибрагим турский царь ум свой дел? Или у него, царя, не стало за морем злата и сребра, что он прислал по нас, казаков, для кровавых казачьих зипунов. И то вам, туркам, самим давно ведомо, что с нас по сию пору никто наших зипунов даром не имывал с плеч наших. Не запустеет Дон головами нашими. А нас, казаков, от веку никто в осаде живых не имывал».

С болью сердечной передавали по станицам и слова, сказанные туркам в ответ на то, что бросила казаков Москва: «А нас на Руси не почитают и за пса смердящего. Отбегаем мы из того государства Московского из работы вечныя, из холопства невольного, от бояр и от дворян государевых. Кому об нас там потужить?»

Слушал маленький Стенька, как честили казаки московских бояр, воевод да лукавых дьяков, которым только нужно было, чтобы обороняли казаки государеву московскую украйну.

Турки обложили Азов со всех сторон, разбили из тяжелых пушек башни и стены, кинулись на приступ, но казаки не отступили. Отсидевшись во время пушечной пальбы в заранее вырытых землянках и шанцах, они схватились врукопашную, отстояли крепость.

Сколько хитростей применили в те дни казаки! Они провели встречные подкопы и взорвали под землей турецкие мины, постоянными вылазками сбивали турецкие остроги, возведенные вокруг города, отбивали бесчисленные приступы турецких войск. И хотя окружен был город со всех сторон, умели-таки казаки с Дона пробираться к осажденным: подплывали к городу под водой, держа на поверхности лишь камышовые трубки, через которые и дышали. Оружие и одежду сохраняли при этом в кожаных непромокаемых мешках.

Несколько месяцев держались казаки, поражая своим мужеством и турок, и всех, кто ведал об этом неравном противоборстве. Казаки слезно просили государя взять крепость под свою высокую руку, но не готова была Москва к борьбе за выход к берегам южных морей, хотя и задыхалась Россия без балтийских и черноморских портов, в своем сухопутье.

В эти дни напрягало все силы Российское государство, старалось закончить большое дело, начатое еще при великом князе Иване III, — вернуть под свою руку исконные русские земли со Смоленском и Киевом.

А взять Азов означало ненужную в те дни войну с Турцией. Прахом могли пойти плоды трудных, но победных походов в польской войне, изощренных и настойчивых усилий московских послов и посланников в Вене и Стокгольме, Стамбуле и Лондоне, в Венеции и Бранденбурге.

27 апреля 1642 года царь приказал казакам покинуть Азов. 28 мая царская грамота была зачитана на Войсковом круге. Казаки взорвали остатки азовских укреплений и вернулись в свои городки.

Израненный и истомленный, вошел в свой дом Тимофей Разя. Вернулся и Корнило Яковлев, дорогой кум.

Долго после этого сидели казаки по своим дворам. Азовская осада отняла много сил. Но многому и научила она казаков.

Каждый азовский сиделец стал на Дону героем. Подрастающим казакам было с кого брать пример. Сыновья Тимофея, как и другие казацкие дети, мыслили поддержать славу своих отцов и дедов, добытую под Азовом.

 

МИР ПОСМОТРЕТЬ

 

В 1650 году умер старый казак Тимофей Разя. В последний путь провожали его и старые казаки, друзья и молодые сверстники Ивана и Степана. Подросли сыновья. Иван уже не раз ходил в походы и удивлял казаков своей не по годам рассудительностью, неторопливостью, основательностью. А двадцатилетний Стенька был горяч и пылок без меры. Нрав у Степана Разина складывался крутой, резкий и смелый. Отличался Стенька неуемной гордостью и большим озорством.

В первом же походе к турецким берегам показал он себя казаком смелым до крайности, но диким и необузданным. Удивлялись донцы, глядя на него в бою, — ни врагов, ни себя не щадил Степан. А по приходе в родные места часто уходил Степан погулять по верховым городкам, встречался там со всякими людьми. Пропадал иногда надолго. «Ох, темный будет казак Стенька, непонятный», — говорили про него домовитые. И вправду, отстал Степан от отцовских занятий, торговлишкой не промышлял, деньги не копил, не прятал, все хозяйство переложил на старшего брата, много ходил по донской земле, был и в Черкасске, бродил и по станицам. Но особенно любил верховые городки. Вольно ему там было и просторно. Не было рядом ни круга, ни грозного окрика войскового атамана. Многие уже знали Степана, смотрели на его жизнь кто с опаской, кто с одобрением.

Но, видно, тесно уже становилось Степану Разину на Дону, тянуло мир посмотреть. Велика и пространна была Россия, и неведома для него. Осенью 1652 года Степан явился к войсковому атаману и подал ему челобитную. Просил Степан отпустить его из пределов Войска Донского на богомолье в далекий Соловецкий монастырь, что стоял на острове Белого моря. Писал Стенька, что обещались они еще с отцом, Тимофеем Разей, сходить к святым угодникам Савватию и Зосиме помолиться, принести свои грехи на суд святых отцов. Но по божьему изволенью не стало отца, и теперь он, Степан, должен исполнить отцову волю, помолиться за упокой души Тимофея Рази, поставить свечку перед святыми мощами.

Знал атаман, что Степан в вере нетверд, кое-кто даже стыдил его за богохульство, но отказать Разину не было причины, потому что просьба его была вполне обыденная: каждый год уходили казаки на богомолье, выполняли взятые обеты, брели вместе с другими богомольцами по русским весям и градам, отбивали поклоны в прославленных своими чудесами монастырях — у святого Сергия, на Белоозере, у Савватия и Зосимы на Соловках, у Антония Сийского; постились в далеких лесных пустыньках, навещали святых старцев в лесных чащобах, ставили свечки в одиноких придорожных часовнях. Но подозревал атаман, что не молиться шел Степан Разин — больно уж дерзок, суетлив и любопытен он был для этого.

Через всю Россию, от верховьев Дона до Москвы и дальше по русским городам и селам, прошел Степан Разин где пешком, где на подводах и санях. Ночевал в деревнях по избам, на съезжих дворах. По городам находились и свои люди, принимали богомольца.

Долгие месяцы провел Разин в странствии. Потом вернулся на Дон. Многое мог теперь порассказать он и станичникам, и казацкой старшине о жизни московской, о людских мыслях и делах. Говорил Стенька убежденно и горячо.

Он увидел московский мир и богатым и нищим, могучим и слабым, но прежде всего жестоким и неправедным. Быстро устраивалось и богатело Русское государство, уходили в прошлое разорения минувших лет. Отстраивались деревни, росли города, торговые пути крепче прежнего стягивали между собой уезды и волости. Быстро поднималась к силе и славе молодая помещичья поросль, сильно окрепшая при первых Романовых. Помещики требовали земель, крестьян, льгот, все чаще поднимали они руку на монастырские и боярские вотчины; поместное землевладение широко разливалось к югу и юго-востоку от Москвы. Помещичьи порядки утвердились в уездах Тамбовском, Шацком, Пензенском, Козловском, Симбирском и иных. Плодородная землица прочно переходила в руки помещиков, а вместе с землей и черные крестьяне.[13]Кое-где ненасытные помещичьи руки протянулась и к землям окрестных поволжских народов — мордвы, черемисов, чувашей, татар.

Яростно принимало крестьянство новые порядки Бунтовало, устраивало скопы, запахивало помещичьи межи, сбивало рубежные знамена.[14]И тогда свистел кнут по крестьянским спинам, тянулись колодники на сыск в земские избы, чинилась быстрая и суровая воеводская расправа.

В Москву летели помещичьи челобитные на имя великого государя. Просили помещики дозволить им распоряжаться поместьями по своему изволению, дарить, закладывать, отказывать по наследству, продавать, давать на помин души. Просили помещики увеличить сроки крестьянского сыска. Все новые и новые повольности давал дворянам — верным слугам — великий государь. В 1637 году определил он сыск беглых в 9 лет, а в 1640 году набавил на этот срок еще год. В 1647 году срок сыска протянулся до 15 лет.

До Дона доходили смутные слухи о том, что в июне 1648 года был в Москве бунт и зашатался российский престол; что вышло в свет новое российское уложение царя Алексея Михайловича, принятое собором 1649 года. Теперь Степан Разин разведал обо всем доподлинно. Покрутился он по московским дворам и кабакам, побывал в подмосковных слободах и городках. О своем соловецком богомолье говорил Степан глухо, но наиподробнейшим образом поведал о большом бунте московской черни в июне 1648 года. Рассказал, как громили черные люди боярские и дьячьи дворы, как разорвали в клочья Назария Чистого и заставили самого великого государя ударить по рукам с ними, бунтовщиками. А Степан поведал еще о делах псковских и новгородских. Сильно бунтовали Псков и Новгород двумя годами позже. Сбили молодшие люди царских воевод, захватили города в свои рукя. С большой натугой прекратил великий государь шатость в северных уездах. Дивились казаки, посмеивались над Стенькиными смелыми речами.

Принес Степан и статьи уложения, которые говорили о крестьянах и холопах. Читали казаки и снова дивились и негодовали. Теперь всех беглых крестьян дозволялось искать бессрочно.

Суров был суд о крестьянах — наказывал он волочить обратно беглых людишек со всеми их животами, с хлебом стоячим и молоченым. И записывать их накрепко в Поместном приказе, кто кому будет отдан. А которые крестьянские дети от отцов своих и от матерей учнут отпираться, уложение наказывало пытать тех без пощады до полного признания.

Получили дворяне и бояре большую власть и над крестьянскими животами, над всем их имуществом. Начали всяких чинов люди отдельно продавать своих крестьян не только с землей, по и без земли, разлучать семьи — мужей от жен, детей от матерей и отцов. Не стеснялись покупщики и цену давать за человека — за всякую крестьянскую голову с животами клали по четыре рубля. Зато дворянам давало уложение всяческие вольности. Позволялось теперь помещикам отдавать свои поместья сыновьям по наследству, менять поместные земли, отдавать поместье за старостью дяди племяннику или от брата к брату, выделять часть поместья дочерям на прожиток и всякие другие льготы.

Ликовали дворяне и дети боярские: сближалось все более вотчинное и поместное землевладение. Но главная льгота для всех слуг государевых была в том, что разрешалось теперь и боярам, и дворянам, и детям боярским, и духовных чинов людям искать своих крестьян бессрочно и свозить их на старые места.

Теперь, забывая прежние распри, дружно выступали они за свои права, искали крестьян по всей России, подпирали со всех сторон трон, смотрели из рук государевых, служили царю верой и правдой за новые щедроты, ла земли, за крестьян.

Говорил Степан о новых порядках на Руси, а сам поглядывал на казаков. Те, что были постарше, опасливо слушали его дерзкие и умные слова, а кто помоложе, погорячее, — внимали Стеньке без оглядки. Ничего в общем-то и не сказал Степан, не звал никуда, просто говорил, что видел, а сердце каждого вольного казака наливалось гневом. Победители Азова, заслон и надежда государства Российского на крымских рубежах, вольные гордые люди, не холопы и не слуги государевы, радетели за свободную и праведную жизнь узнавали от Степана, да и от других пришлых и беглых людей с Севера о страшных делах, которые творились на Москве.

Особенно негодовала верховая голь. Ропот стоял по лесным задонским деревянным и земляным городкам, где скрывались беглые. Весть о бессрочном сыске и о ретивости сыскных отрядов быстро катилась вдоль всего Дона. Грозила голь сбить стрелецких посыльщиков, расправиться с воеводами, если нарушат они старый порядок о невыдаче с Дона беглых. Домовитые казаки помалкивали. Им опасаться было нечего. Они сидели на жалованье, служили государю если и не исправно во всем, то все же порядочно.

Степан после странствия вернулся в свою станицу. Но привычек старых не бросил. Ходил по Дону, приглядывался, искал товарищей. Отличился в который уже раз в налетах на крымские улусы.

Известным человеком становился Степан на Дону, хоть и был еще молод. Не исполнилось ему в то время и тридцати лет. Крепкая дружба с казаками завелась у Степана не только в своей станице и окрестных городках, но и в стольном казацком городе Черкасске. Там сидел среди старшины его крестный отец Корнило Яковлев, там были старые казаки, которые знали хорошо Тимофея Разю по прошлым походам, по азовскому сидению и всегда рады были его сыновьям. Крепко врастал Степан Тимофеевич в землю донскую.

В 1658 году отправлялась в Москву очередная донская станица. Долго обсуждали казаки на кругу, кому идти в Москву вместе со старым войсковым атаманом Наумом Васильевым. Выкрикнули тогда несколько казаков, дружков Степановых, послать п Стеньку со станицей, он на Москве-де бывал, порядки московские знает. И, хотя не по годам еще было Степану идти с казацким посольством, согласились казаки, вспомнили про доброго казака Тимофея, сказали хорошее слово и о самом Степане.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: