Александр Мень. Сын Человеческий 8 глава




ведущий в погибель,

и многие идут им.

Ибо узки врата и тесен путь,

ведущий в жизнь,

и немногие находят его/67/.

 

Предание сохранило и другие слова

Христовы,

указывающие на неизбежность выбора:

 

Кто близ Меня, тот близ огня,

кто далек от Меня - далек от Царства/68/.

 

Единение с Отцом превосходит все ценности и идеалы, все священные и

благородные цели человечества.

Обретая его, мы обретаем все.

 

Если соблазнит тебя рука твоя, -

отруби ее;

лучше тебе без руки войти в жизнь,

чем с двумя руками пойти в геенну,

в огонь неугасимый/69/.

Подобно Царство Небесное

зарытому в поле сокровищу,

которое человек, найдя, скрыл,

и от радости идет и продает все, что имеет,

и покупает поле то.

Еще подобно Царство Небесное купцу,

ищущему хорошую жемчужину.

Найдя одну многоценную жемчужину,

он пошел и продал все, что имел, и купил ее/70/.

 

"Не хорошо человеку быть одному", - учит Библия. Люди созданы как

существа, нуждающиеся друг в друге. И само дело Божие они должны

осуществлять совместно. Древнее обетование было обращено к ветхозаветной

Церкви, то есть к Общине верных. Она была избрана, чтобы стать "народом

святым и царством священников", братством людей, посвятивших себя Богу.

Когда же народ Завета оказывался недостойным этого призвания, пророки

возлагали надежду на тех, кто устоял, кого они называли "Шеаром", Остатком.

Но Иисус уже говорит не просто об остатке, а созидает как бы новый народ

Божий/71/.

Некоторые богословы высказывали мнение, будто у Христа не было

намерения основывать Церковь и что оно было приписано Ему лишь позднее. Но в

Евангелиях многое говорит против этой точки зрения. Можно ли считать

случайным, что Иисус избрал именно двенадцать апостолов? Несомненно, Он

видел в них своего рода родоначальников Общины Нового Завета, подобно тому

как древний Израиль вел происхождение от двенадцати патриархов. Христос

говорит о престолах, на которых воссядут двенадцать Его учеников "судить",

то есть возглавлять, Израиль /72/. Знаменательно, что после измены Иуды

апостолы сочли необходимым выбрать на его место другого, чтобы сохранить

число двенадцать. Кроме них Иисусом было выбрано семьдесят апостолов, и это

тоже знаменательно. По традиции считалось, что все народы земли произошли от

семидесяти предков/73/.

Само слово "Церковь"* Иисус употреблял редко, вероятно потому, что в те

дни оно определенно связывалось с ветхозаветной Общиной. Церковь же Христова

полагала основание для новой духовной общности, хотя и построенной на почве

Ветхого Завета. Иисус дает ей собственные законы, отличные от законов,

принятых в земных Царствах ("Между вами же да не будет так..."). Он ободряет

ее: "Не бойся, малое стадо, ибо благоволил Отец ваш дать вам Царство"/74/.

------------------------------------------------------

* По-арамейски Kenalla, по-гречески эклессия.

 

Из малых ручьев Церковь должна превратиться в широкую реку. "Вы соль

земли, - говорит Христос, - вы свет мира. Не может укрыться город,

расположенный на верху горы"/75/.

Поэтому первое дело Церкви Христовой - благовестие. Но в этом ее

ожидают немалые трудности. Порабощенность суетой, искушения, легкомыслие,

леность души будут противодействовать возрастанию Царства. Однако всегда

найдутся люди, "алчущие и жаждущие правды". Благовестников должны радовать

даже те, кто отнесется к ним без вражды. Им следует избегать замкнутости и

сектантской гордыни.

Однажды Иоанн Зеведеев сказал Иисусу:

- Учитель! Мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и

препятствовали ему, потому что он не следовал за нами.

- Не препятствуйте ему, - ответил Господь, - не может человек сотворить

чудо именем Моим и вскоре сказать на Меня злое, ибо, кто не против нас, тот

за нас/76/.

Многие люди, даже стоящие вне Общины, не потеряны для Царства. "Тот,

кто далек от вас сегодня, будет завтра близок"/77/.

По-разному встречали и Сына Человеческого, а ведь "ученик не больше

Учителя". Разве не были столь многие глухи к Его призыву? Но это не

остановило Его. Пусть "званые" в Царство Божие отказались прийти, Он

терпеливо продолжал отыскивать тех, кто пойдет за Ним.

Однажды, когда Иисус посетил некоего фарисея, кто-то из гостей, слушая

Его слова, воскликнул: "Блажен тот, кто вкусит хлеба в Царстве Божием!"

Тогда Иисус рассказал притчу: "Сделал человек большой ужин и позвал многих.

И послал раба своего в час ужина сказать приглашенным: "приходите, уже

готово". И начали все, как один, извиняться. Первый сказал ему: "я купил

землю, и мне нужно пойти посмотреть ее. Прошу тебя, извини меня". И другой

сказал: "я купил пять пар волов и иду испытать их. Прошу тебя, извини меня".

И третий сказал: "я женился и потому не могу прийти". И придя, раб сообщил

это господину своему. Тогда, разгневавшись, сказал хозяин дома рабу своему:

"выйди поскорее на улицы и переулки города и введи сюда нищих, и увечных, и

слепых, и хромых". И сказал раб: "Господин, сделано то, что ты приказал, и

еще есть место". И сказал господин рабу: "выйди на дороги и к околицам,

заставь людей войти, чтобы наполнился дом мой. Ибо говорю, что никто из

мужей тех приглашенных не вкусит моего ужина"/78/.

Памятуя о том, что далеко не все люди готовы откликнуться на призыв,

ученики Христовы должны следовать своему Учителю, Который поступал подобно

крестьянину, бросающему зерна во вспаханную землю.

 

Вот вышел сеятель сеять.

И, когда сеял, некоторые зерна упали при дороге,

и прилетели птицы и поклевали их.

Другие же упали на камень,

где у них не было земли,

и тотчас взошли, ибо земля у них была неглубока.

Когда же солнце взошло, они были опалены им

и, не имея корня, засохли.

Другие же упали в терние,

и поднялось терние, и заглушило их.

Другие же упали на землю добрую и дали плод:

какое - сто,

какое - шестьдесят,

какое - тридцать/79/.

 

На евангельской ниве может вырасти и бурьян. Но это не должно смущать

истинных учеников Христовых. Им нужно лишь хранить трезвость и бдительность.

 

Остерегайтесь лжепророков,

которые приходят к вам в одежде овечьей,

а внутри - волки хищные.

По плодам их узнаете их.

Разве собирают с терния виноград

или с репейника смоквы?..

Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!"

войдет в Царство Небесное,

но исполняющий волю Отца Моего,

Который на небесах/80/.

 

Сорняки проникнут в Церковь незаметно, и подчас их будет трудно

отличить от настоящей пшеницы Божией. "Подобно Царство Небесное человеку,

посеявшему доброе семя в поле своем. Когда же люди спали, пришел враг его и

посеял между пшеницей плевелы, и ушел. А когда взошла зелень и дала плод,

тогда явились и плевелы. И придя, рабы домохозяина сказали ему: "Господин,

не доброе ли семя посеял ты на своем поле? Откуда же в нем плевелы?" Он

сказал им: "Враг-человек это сделал". Рабы же ему говорят: "Так хочешь, мы

пойдем выберем их?" Он говорит: "Нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не вырвали

с корнем вместе с ними и пшеницу, дайте им всем расти до жатвы, и во время

жатвы я скажу жнецам, выберете прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы

сжечь их, а пшеницу соберите в житницу мою"/81/.

Только суд Божий произведет окончательный отсев и отделит доброе от

злого. Суд же, как и Царство, уже начался. По слову Евангелия, он "состоит в

том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет"/82/.

В результате возникает цепь кризисов и катастроф, вызванных столкновением

правды Божией и человеческого зла. Последний Суд станет огненным очищением

мира, когда руда истории будет переплавлена для Царства. Это новое рождение,

трудное, как и всякие роды, принесет плод - обновленную тварь...

 

Подобно Царство Небесное большой сети,

закинутой в море и собравшей рыб всякого рода.

Когда она наполнилась, ее вытащили на берег

и, сев, собрали хорошее в сосуды,

а плохое выбросили вон.

Так будет и в конце века:

выйдут ангелы и отделят злых от праведных

и бросят их в печь огненную:

там будет плач и скрежет зубов/83/.

 

Эти притчи подводят нас к теме, которая издавна составляла мучительный

вопрос для христианской мысли. Что имел в виду Иисус, говоря о "муке

вечной"?

Тот факт, что образы "огня", "геенны", "червя" взяты Им из иудейской

апокалиптики, мало что поясняет/84/. Однако Христос не прибегнул бы к ним,

если бы за ними не крылась определенная реальность. Слова об "изгнании во

тьму" не подразумевают, конечно, пространства или "места", где пылает

физический огонь. Этот символ, передающий атмосферу отверженности, содержит

лишь намек на состояние вне Бога, вне света и истинного бытия.

Но главное: может ли Бог любви, возвещенный Христом, бесконечно карать

за грехи временной жизни? Неужели могущество зла столь велико, что оно будет

существовать всегда, даже тогда, когда "во всем" воцарится Господь? Впрочем,

ведь наши нынешние понятия о времени едва ли применимы к вечности. Не

обещает ли Слово Божие, что "времени уже не будет"?

Человеку пока не дано проникнуть в эту тайну. Но весь Новый Завет

свидетельствует против той мысли, будто геенна - некая реальность,

противоположная Царству. Она есть "смерть вторая", небытие, уход в ничто.

"Жизнь" в эсхатологическом смысле слова есть только "жизнь вечная", Царство

Божие.

Толкователи уже давно заметили, что притчу Христову о разделении на

"овец и козлищ", на добрых и злых, нельзя понимать буквально, ибо грань

между светом и тьмой чаще всего проходит через сердце одного и того же

человека*. Однако, чем больше в нем света, тем полнее сохранится его

личность, после того как огонь Суда выжжет все нечистое/85/.

-------------------------------------------------

* См. ниже

 

Величие человека как образа и подобия Творца в том, что он может стать

участником созидания Царства. Когда победа над злом будет полной, тогда

осуществится то, о чем грезили, чего жаждали и что приближали миллионы

разумных существ. Все самое прекрасное, созданное ими, войдет в вечное

Царство. Наступит эра сынов Божиих, которую лишь в отдаленных подобиях

описывала Библия.

Однако уже и теперь, в этом несовершенном, полном ужаса и страданий

"веке", сила и слава Грядущего могут быть обретены. Иисус говорил, что Его

ученики увидят Царство еще в этой жизни. Оно пришло на землю в лице Сына

Человеческого, в Его благовестии, в Его торжестве над смертью и явлении

Духа.

Призывный свет Царства горит вдали, но в то же время отблески его рядом

с нами: в простых вещах и событиях жизни, в радости и скорби, в

самоотверженности и одолении соблазнов. Предчувствие его - в звездах и

цветах, в весенней природе и золоте осени, в кипении прибоя и ливнях, в

радуге красок и музыке, в смелой мечте и творчестве, в борьбе и познании, в

любви и молитве...

 

"А Я говорю вам..."

 

Возможно ли, посильно ли для людей то, к чему зовет Евангелие? Ведь

человек, даже полюбив идеал, часто не находит в себе сил подняться до него.

Другое могучее притяжение владеет им, пригибая к земле; и человек служит

Маммоне, носит на шее камень заботы, проводит отпущенные ему драгоценные

дни, погрязая в мелочах. Ему более внятен голос того, кто искушал Иисуса в

пустыне: он готов жить "хлебом единым", он требует чудес, он опьянен

насилием. К Богу человек приходит с сердцем, полным корысти и себялюбия, и

странно звучат над нашим мятущимся и заблудшим миром слова: "Будьте

совершенны, как Отец ваш небесный совершен..."

Кто же может проложить путь к Царству? Кто подведет к нему человека?

В Ветхом Завете люди верили, что только Всемогущий творит невозможное.

Когда Он пребывает среди Своего народа, Он очищает его, даруя ему духовные

силы. Раввины называли это мистическое Присутствие Шехиной, незримым

излиянием Божественного, приходящего в мир. "Если двое или трое собрались

для изучения Закона, - говорили мудрецы, - Шехина обитает среди них"/86/.

Это была тайна, у порога которой останавливались величайшие мудрецы Израиля.

Ведь близость Божия непереносима для человека. Только побеждающая все

преграды любовь Сущего может соединять несоединимое.

Но вот люди слышат слово Иисуса Назарянина: "Где двое или трое собраны

во имя Мое, Я там среди них..."/87/.

Кто же Он, ставящий Себя на место Шехины Господней? Он называет Себя

Сыном Человеческим, как нередко называли простых смертных, но при этом Сам

Учитель ясно свидетельствует, что на Нем исполнились обетования пророков:

 

Блаженны очи, видящие то, что вы видите.

Ибо говорю вам:

многие пророки и цари

хотели увидеть то, что вы видите,

и не видели,

и услышать то, что вы слышали,

и не услышали/88/.

 

Значит - Мессия? Долгожданный Утешитель Израилев? Однако может ли даже

Мессия отпускать грехи, как делает Иисус? Может Он быть "выше Храма"? Почему

называет Он Себя "господином субботы" и отменяет то, что завещали отцы и сам

Моисей?

Все видели, что Иисус проповедует "как власть имеющий, а не как

книжники и фарисеи". В Капернауме с первых же дней жители города "изумлялись

учению Его, ибо слово Его было со властью". Но откуда, спрашивали они, эта

власть, превышающая авторитет признанных богословов и хранителей церковного

предания? Как понимать Его слова: "А Я говорю вам..."? Каким правом отменяет

Он постановления Торы и противопоставляет Себя ей?

Трудно заподозрить, будто мудрым, кротким, полным смирения и любви

Учителем владеет пустое самообольщение. Что же в таком случае значит

притязание быть "возлюбленным Сыном Отца"? Конечно, и всех верных Он

называет "сынами", однако недвусмысленно дает почувствовать, что Его

сыновство - иное. Иисус никогда не говорит "Отец наш". Он - единственный Сын

и Господь Царства, нет человека, который стал бы с Ним наравне. Власть Его

исключительна.

 

Все Мне предано Отцом Моим,

и никто не знает Сына, кроме Отца,

и Отца не знает никто, кроме Сына

и кому хочет Сын открыть.

Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные,

и Я дам вам покой.

Возьмите иго Мое на себя

и научитесь от Меня,

ибо Я кроток и смирен сердцем,

и найдете покой душам вашим,

ибо иго Мое благо и бремя Мое легко/89/.

 

Иисус не только Пастырь, но Он - дверь, врата, через которые входят

овцы "малого стада", Посредник, или, как говорили в старину, Ходатай,

связующий небо и землю. "Никто, - говорит Он, - не приходит к Отцу, как

через Меня"/90/.

Многие иудеи верили, что кроме Мессии-Царя явятся Мессия-Первосвященник

и Мессия-Пророк. Иисус же соединяет в Себе всех трех: Он - и Провидец, и

Служитель, и Царь. Он - Помазанник, владеющий всей полнотой власти.

Но почему тогда Он действует столь осторожно, почему скрывает от народа

Свой сан, запрещая называть Себя Мессией?

Ученики переходили от недоумений к тревоге и от уверенности к

сомнениям. Но любовь, глубокая человеческая привязанность и доверие к

Учителю оказались сильнее всего. И они продолжали терпеливо ждать дальнейших

событий...

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

 

1 Лк 15,1-10.

2 Лк 15,11-32. Читающий эту притчу должен учитывать, что слушатели

Христа жили патриархальным укладом, при котором желание сына уйти из дома

отца рассматривалось как грех против 4-й заповеди.

3 Мф 18,1-4; 19,13-15; Мк 9,33-37; Лк 9,46-48.

4 Галат 4,6-7; ср.Рим 8,15. Из этих слов явствует, что богосыновство

есть нечто приобретаемое. Показательно, что в иудейской религиозной

литературе слово "Авва" в обращении к Богу не употребляется. (см.: Guillet

J. The Consciousness of Jesus. New York, 1972, p.206).

5 Мф 16,26; Мк 8,36.

6 Мф 6,31-32.

7 Мф 7,7; Лк 11,9.

8 Мф 7,9; Лк 11,11.

9 Мф 5,23-24. Из рассказа о дидрахме (Мф 17,24-27) явствует, что

Христос давал положенную денежную жертву на Храм; однако Он считал это не

принудительной обязанностью, а свободной жертвой.

10 Мф 6,5-6.

11 Мф 6,9-13; Лк 11,2-4. Эта молитва была широко распространена среди

христиан задолго до появления евангельского текста. Вариации, которые

отличают ее у Мф и Лк (в синодальном переводе они сглажены), закрепились,

вероятно, уже тогда. Вопрос о том, какая форма более ранняя, остается

открытым, хотя многие экзегеты отдают предпочтение Лк. Молитва имеет ряд

параллелей и в иудейских текстах.

12 Ин 12,31; 14,30; 16,11.

13 Мф 7,25; Лк 6,47-49.

14 Мф 7,12.

15 "Не суди ближнего своего, - говорил Гиллель, - пока не будешь в его

положении" (Авот, II,4).

16 Мф 7,1-3; Мк 4,24; Лк 6,37-38; 41-42.

17 Авот, II,6.

18 Мф 9,12-13.

19 Лк 18,9-14.

20 Мф 21,28-31.

21 Лк 19,1-10. Из слов Закхея можно заключить, что и прежде,

прислушиваясь к укорам совести, он занимался благотворительностью. Его

обещание относится к злоупотреблениям, связанным с его профессией сборщика

налогов.

22 Лк 7,36-50. Рассказ о женщине, помазавшей ноги Иисуса благовониями,

приводится в Евангелиях в нескольких вариантах (Мф 26,6-13; Мк 14,3-9; Ин

12,1-8). Некоторые экзегеты думают, что в данном случае предание по-разному

рассказывает об одном и том же событии. Но более вероятно, что были два

"помазания" - одно в доме фарисея Симона, а другое в Вифании.

23 Талмуд, Макот, 24.

24 Мф 22,35-40; Мк 12,28-33; Лк 10,25-28.

25 Мф 5,17 сл., ср. Лк 16,17.

26 Лк 5,39. О нежелании Иисуса Христа соблазнять людей резким

отвержением традиций свидетельствуют Его слова у Мф 17,27.

27 Мф 5,21-37. Следует отметить, что новой, в точном смысле слова,

Христос назвал только заповедь о самоотверженной любви (Ин 13,34). Те же

комментаторы, которые считают, что вне Евангелия речь шла лишь о поступках

человека, а не о его внутренних побуждениях, игнорируют данные источников

(ср., напр., Быт 4,5-7). Даже такой краткий кодекс, как Декалог, говорит о

сердечном грехе (зависти). В Талмуде сказано: "Страсть вначале - как бы

чужой, после - гость, и наконец хозяин дома" (Сукка, 52). Отметим также, что

евангельский взгляд на клятву совпадает с ессейским (см.: Флавий И.

Иудейская война, II,8,6).

28 Мф 5,44-48. Слова Христа о непротивлении злу иногда истолковывались

(напр., Л.Толстым) в смысле полной пассивности. Между тем мы видим, что Сам

Христос такой пассивности не проявлял. Он изгнал бичом торгующих в Храме; Он

протестовал, когда слуга первосвященника ударил Его по лицу; Он говорил о

великой любви тех, кто "положит свою жизнь" за ближних (Ин 15,13). Поэтому

Его слова о снесении оскорбления следует понимать как призыв побеждать зло

добром; ср.Рим 12-21. В этом пункте Евангелие согласно с учением лучших из

законников: "Подражайте свойствам Божиим: как Он милосерд, будьте и вы

милосердны" (Сота, 14), "плати добром за зло" (Шемот Рабба, 22).

29 Лк 10,25-37.

30 Ин 12,20; Мф 8,5-13; Лк 7,1-10.

31 Иома, 85а, 1; Мак 2,32-41.

32 См. кумранский текст, именуемый "Дамасским документом", X-XI.

Позднейшие учители иудейства пытались дать субботним запретам богословское

обоснование в том смысле, что человек, соблюдая праздничный покой,

отказывается от любых действий, связанных с его властью над природой. Тем

самым он исповедует свою зависимость от Создателя. Однако ничто не указывает

на существование подобной идеи в евангельскую эпоху.

33 Мф 12,1-6; Мк 2,23-28; Лк 6,1-5.

34 Лк 13,15; 14,5; Мф 12,11. Обрезание совершается несмотря на субботу

- учили раввины (Тосефта к Шаббат, 15).

35 Мк 3,1-6. "Иродиане" действовали в данном случае как представители

светской власти (Ирода Антипы).

36 Ср.: Амос 7,10-15.

37 Санхедрин, XI,3; Тосефта к нему 14,13. Иудеи в ту эпоху уже

фактически отказались от соблюдения многих параграфов уголовного кодекса,

содержавшегося в Пятикнижии. Эти законы отражали уровень древневосточного

правового сознания и в более поздние эпохи перестали соответствовать

потребностям дня. Едва ли можно считать, что судебник Пятикнижия есть во

всех своих подробностях плод божественного Откровения (см.выше приложение

3). Целый ряд уголовных принципов Торы заимствован из месопотамских и

др.судебников. См., в частности, параллели между кодексом вавилонского царя

Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) и законами, приведенными в 20-23 гл. Исхода,

указанные в кн.: Волков И. Законы вавилонского царя Хаммурапи. М., 1914,

с.70 сл.

38 В качестве примера можно привести запрет "варить козленка в молоке

матери его" (Исх 34,26). Происхождение его некоторые связывают с тем, что

это блюдо было приготовляемо во время какого-то ритуала пастухов-язычников

(см.: Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. Пер. с англ. М., 1931, с.341

сл.). В раввинской же традиции запрет стали относить уже ко всякому смешению

мяса и молока. Их не только нельзя было готовить вместе, нельзя было даже

ставить на стол рядом посуду, употребленную для молока и для мяса.

39 Мф 15,10-11; 19-20; ср.Рим 14,14.

40 Деян 10,9-15.

41 Мф 9,14-15; Мк 2,18-20.

42 Мф 9,16-17; Мк 2,21-22.

43 Мф 19,3-12; Мк 10,2-12.

44 Ин 4,4-34.

45 Мк 16,9; Лк 8,2-3; Ин 19,25; Мф 20,20.

46 Лк 10,38-42. Этот эпизод, между прочим, показывает, что и синоптики

знают о посещении Иисусом Иудеи до Страстной недели, хотя прямо об этом

говорит лишь Иоанн (см. приложение 1).

47 Mauriac F. La vie de Jesus, p.41.

48 Кол 3,11.

49 См.: Мень А. Дионис, Логос, Судьба, гл.XX.

50 См.: Втор 32,22; Пс 87,6-13; Иов 10,21-22; 26,5; 30,23-24; 38,17.

51 Пс 72; Ис 25,8; 26,14-19. Эти части книги написаны, по мнению

большинства библеистов, в IV-III вв. до н.э. В Книге Даниила (12,2 сл.) и во

2 Маккавейской Книге (7,9) вера в Воскресение уже возвещается как нечто

давно принятое. Ср.: Лк 14,14; Ин 11,24; Мишна, Санхедрин, X,1. Существовало

представление о двух этапах Воскресения: сначала "восстают" праведники, а

затем все человечество. Этот взгляд был принят и в ранней Церкви (ср.Откр

20,6). (см.: Мень А. На пороге Нового Завета, гл.XIII-XVI).

52. Лк 12,16-21.

53 Лк 6,24 сл.; Мф 6,19-21.

54 Ин 8,32, На вопрос, является ли Евангелие аскетическим

мироотрицающим учением или оно приемлет мир, однозначного ответа дать

нельзя. "Христианское приятие мира, - говорит еп.Кассиан, - вытекает из

представления о Боге как Творце и Промыслителе (ср.Деян 16,15-17; 17,24-28).

Ап.Павел учил, что Бог познается через созерцание творения (Рим 1,20).

Аскетической практике еретиков дуалистического толка он противопоставлял

положение: "всякое творение Божие благо" (1 Тим 4,4), потому и благо, что

Божие. Без этой предпосылки о благе созданного Богом мира перестает быть

понятным и земное служение Христово, и Его учение, запечатленное в

Евангелии. Если мир есть зло, какой смысл имели бы Его чудеса: насыщение

голодных, исцеление болящих? Христос любил мир... Но приятие мира в

христианстве оставляет место и для его отвержения. Если я отрекаюсь от мира

для всецелого служения Богу, это значит, что я высшей ценности приношу в

жертву низшую. Речь идет не об осуждении мира, а о иерархии ценностей.

Низшая ценность, которой я предпочитаю высшую, не перестает быть ценностью.

Аскетический опыт Церкви получает свой истинный смысл только при условии

положительной оценки мира" (еп.Кассиан. Царство Кесаря перед судом Нового

Завета. Париж, 1949, с.6,8).

55 См.: Мень А. Вестники Царства Божия, гл.IV.

56 Мф 19,16-22; Мк 10,17-31; Лк 18,18-30. Последняя фраза Иисуса

отсутствует в канонических Евангелиях. Она взята из древнего Евангелия от

Назарян. Иеремиас относит ее к разряду достоверных аграф (см.: Jeremias J.

Les paroles inconnues de Jesus. Paris, 1970, p.47-50).

57 Деян 20,35.

58 Мф 25,31-46.

59 Иак 5,1-6. См.: Зейпель И. Хозяйственно-этические взгляды Отцов

Церкви. Пер. с нем. М., 1913; Булгаков С. Очерки по истории экономических

учений. М., 1918, с.122 сл.

60 Лк 12,14.

61 1 Енох 84,2; 90,30; 92,4; 103,1; Вознесение Моисея, 10,1-10. См.:

прот.Смирнов А. Мессианские ожидания и верования иудеев около времени Иисуса

Христа, с.418 сл.

62 Мф 5,3-12. Как было уже сказано выше, идея "духовной нищеты"

восходит к Ветхому Завету, где слова анавим и эбионим (бедняки) были часто

синонимами праведников, возложивших все упование на Бога. Само выражение

"нищие духом" впервые встречается в кумранских текстах (Свиток Войны, 14,7).

См.: Gelin F. Les pauvres de Yahvй. Paris, 1953, p.92-97.

63 Лк 17,20-21. Другой перевод - "среди вас". В учении пророков о

Царстве Божием есть также два аспекта. С одной стороны, оно ожидается в

грядущем (Соф 3,15; Мих 4,1-4; Ис 2,1-4), а с другой - оно пребывает от века

(Ис 6,5; Иез 8,19; Пс 92,1; 95,10).

64 Эта сторона евангельского учения тщательно рассмотрена английским

экзегетом Чарлзом Доддом. См. его "The Parables of the Kingdom" (London,

1965).

65 Мк 4,26-32; Мф 13,31-33; Лк 13,18-21.

66 Мф 11,12.

67 Мф 7,13-14; Лк 13,23-24.

68 Евангелие от Фомы, 86.

69 Мф 5,30; Мк 9,43-47.

70 Мф 13,44-46.

71 Ис 4,3-4; 10,20, ср.:Рим 9,27; Гал 6,16.

72 Мф 19,28; Лк 22,30; ср.Иак 1,1. По-видимому, 24 старца, сидящие у

престола Божия (Откр 4,4), в Апокалипсисе Иоанна обозначают родоначальников

ветхозаветной и новозаветной Церкви. Ср.Откр 21,14, где сказано о

"двенадцати апостолах Агнца". В Послании Варнавы об апостолах говорится: "их

двенадцать во свидетельство колен Израилевых, которых тоже двенадцать" (8).

73 Лк 10,1 сл. Во время праздника Кущей в храме приносили 70 жертв по

числу народов мира.

74 Лк 12,32.

75 Мф 5,13 сл.

76 Мк 9,40; Лк 9,50.

77 Текст из оксирингского папируса см.: Jeremias J. Op.cit., p.95; Мк

9,38-40; Лк 9,49-50.

78 Лк 14,15-24.

79 Мф 13,3-9; Мк 4,1-20; Лк 8,4-15.

80 Мф 7,15 сл.; Лк 6,43-46.

81 Мф 13,24-30.

82 Ин 3,19.

83 Мф 13,47-50.

84 Геенна, или Генном, - овраг у стен Иерусалима, где некогда

приносились языческие жертвы. Впоследствии это место превратили в свалку,

где постоянно поддерживался огонь. Геенна стала символом нечистоты,

истребляемой Богом (1 Енох 27,2,3; Вознесение Моисея, 10,10).

85 Трудность понимания слов Христовых о "муке вечной" связана с тем,

что слово "вечность" (олам) в еврейском языке имеет несколько значений.

Мнение ряда богословов, согласно которому в грядущем даже зло будет

преображено и спасено, вызывало законные возражения (см.: прот.Булгаков С.

Невеста Агнца. Париж, 1945, с.493 сл.). Из Писания можно заключить, что зло



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: