Государственный, и национальный суверенитеты, их соотношение, формы реализации




 

Суверенитет (от английского sovereignty и французского souverainete) - это верховная власть. Суверенитет - один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутри - и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти.

Верховенство государственной власти выражается в том, что она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Ярким выражением верховенства государственной власти является верховенство на всей территории государства конституции и других законов, издаваемых высшими органами государственной власти [9. C.11].

Верховенство государственной власти России как признак суверенитета Российской Федерации закреплено в ст.4 Конституции РФ, которая гласит: "Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации".

Верховенство государственной власти делает ее единственной политической властью, исключая тем самым возможность существования наряду с суверенной государственной властью какой-либо иной политической власти.

Верховенство государственной власти - характеризуется тем, что государственная власть посредством правотворчества регулирует весь комплекс общественных отношений (за исключением общественных отношений, которые не регулируются правом) в государстве и на его территории, при этом над государственной властью не может стоять никакая другая власть ни внутри страны, ни за её пределами (исключение составляет власть, осуществляемая народом непосредственно на выборах и референдуме). Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:

) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все населения, все партии и общественные организации данной страны;

) ее прерогативы;

) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагается.

Важнейшим выражением верховенства государственной власти является верховенство Конституции и законов государства на его территории.

Единство государственной власти, как свойство государственного суверенитета, выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Юридические признаки единства государственной власти заключается в том, что совокупная компетенция системы органов, составляющих высшую государственную власть, охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.

Согласно ст.11 Конституции РФ в Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы - Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы субъектов Федерации [1].

Многонациональный народ - носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации. Понятие и характеристика развития суверенитета народа в процессе исторического формирования. Конституционное закрепление статуса народа как носителя суверенитета.

Характеристика суверенитета государства и его конституционного регулирования. Верховенство, независимость, единство, неделимость, постоянство, неотчуждаемость и другие свойства суверенитета России. Государство, территориальное верховенство, территориальная целостность и охрана границ Российской Федерации, правовая связь государства с населением.

Закрепление в конституционном праве соотношения суверенитета народа и суверенитета государства.

Национальный суверенитет, право наций на самоопределение, их соотношение и формы проявления.

Народовластие: сущность и конституционно-правовое регулирование. Понятие, природа и механизм народовластия. Социальное единство власти. Осуществление народом своей власти непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Выборы, референдум как высшие формы осуществления власти непосредственно народом. Иные формы осуществления народовластия: митинги, пикетирования, шествия, демонстрации, забастовки и др. Порядок их проведения.

Государственная власть - основная форма народовластия. Народ как субъект государственной власти. Реальность власти народа и демократизация общества. Ценности и противоречия народовластия. Народовластие и самоуправление народа. Легитимация и делегирование власти народом. Конституционно-правовое регулирование народовластия в России. Перспективы осуществления реального народовластия. Учет мнения населения при формировании органов государственной власти и местного самоуправления.

Гражданин Иванов с плакатом молча встал у здания парламента субъекта федерации. Милиция его задержала на том основании, что он организовал пикет без соответствующего разрешения. Правомерны ли действия милиции?

 

Ответ:

Рассмотрим законодательный акт, который регламентирует проведение пикетов и их определение. Согласно федерального закона Российской Федерации от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" статьи 2, пункта 6: пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

В соответствии со ст.7 этого же закона, для проведения пикета, проводимого одним участником, не требуется подача в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления письменного уведомления о его проведении.

Исходя из этого, действия милиции не правомерны.


Список использованной литературы

 

1. Конституция России. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря. - № 237; Российская газета. - 2009. - 21 января. - № 7; Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст.445.

2. Федеральный Закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 19. - Ст. 2060.

. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) /под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: "Деловой двор". - 2009. - 724 с.

. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" постатейный). М., 2011. С.128.

. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. М., 2011. С.30.

. Сырых В.М. Теория государства и права. М., 2004. С 161-162.

. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания: Нормативные акты. Судебная практика. Заключения экспертов. М., 2009. С.521-522.

. Конституционное право. Учебник. Отв. ред.А.Е. Козлов - М.: Издательство БЕК, 2006.

. Михалева Н.А. Эволюция и перспективы нового российского федерализма // Право и жизнь. 2012. - №6. - С.11



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: