ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.




4.1. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ДВИЖЕНИЯ КАДРОВ.

 

Состав документации, оформляемой в кадровой службе: первичные учетные (например, личная карточка Т-2), распорядительные (приказ), личные (трудовая книжка), по социальному обеспечению (пенсионные) и т.д.

Ведение кадровой документации предусмотрено: Кодексом законов о труде Российской Федерации (КЗоТ), Инструкцией по ведению трудовых книжек и др.

Движение кадров:

* прием, перевод и увольнение работников;

* предоставление отпусков;

* командирование.

При приеме на работу фиксируются основные анкетно-биографические данные работника, условия его приема и оплаты труда.

Прием на работу:

- трудовая книга (см. п. 4.3.)

- паспорт

- военный билет (для военнообязанных)

Основания приема на работу:

- заключенный письменно трудовой договор (контракт)

- личное заявление с просьбой о приеме

- при необходимости - личный листок по учету кадров (или анкета), автобиография.

Прием на работу оформляется приказом по личному составу. Заполняется личная карточка Т-2 и вносится соответствующая запись в трудовую книжку работника.

Основания для перевода на другую работу:

- личное заявления работника

- представление о переводе

- случай производственной необходимости

Перевод на другую работу оформляется приказом по личному составу.

Увольнение работников предприятия производится по причинам, указанным в статьях КЗоТ, на основании поданного работником личного заявления, или в связи с истечением срока действия контракта, заключенного на определенный срок, или при наличии акта о нарушении трудовой дисциплины и т.д.

Увольнение работников оформляется приказом по личному составу.

Предоставление отпусков работникам предприятия осуществляется в соответствии с предварительно утвержденным графиком отпусков. При необходимости переноса отпускного периода работником должно быть составлено личное заявление с указанием причин переноса.

Предоставление отпуска оформляется приказом по личному составу.

Командирование сотрудников предприятия, как правило, обосновывается в докладной записке руководителя структурного подразделения(ведущего специалиста) и оформляется приказом по личному составу.

При изменении условий и оплаты труда работников предприятия могут предварительно издаваться приказы по основной деятельности (например, о реорганизации структуры предприятия), а затем оформляются приказы по личному составу.

При изменении анкетно-биографических данных (фамилии, имени, отчества и др.) работник обязан представить в кадровую службу документы-основания, полученные в других организациях (например, свидетельство о браке с зафиксированным в нем изменением фамилии, выданное органами ЗАГС).

Таким образом, процедуры, выполняемые кадровой службой при оформлении движения кадров документируются посредством создания следующих основных документов: приказов по личному составу, личных заявлений работников предприятия, контрактов, представлений о переводе, графиков отпусков, докладных записок, актов.

Приказы по личному составу оформляются и ведутся строго отдельно от приказов по основной деятельности. Вместе с тем обе разновидности оформляются на одинаковых бланках. Тексты большинства приказов по личному составу не имеют констатирующей части и глагола "Приказываю", как это принято в приказах по основной деятельности. Поэтому кадровые приказы сразу начинаются с распорядительного действия: принять, назначить, перевести, уволить, изменить фамилию, предоставить отпуск, командировать и т.д.

Различают простые (индивидуальные) и сложные (сводные) приказы по личному составу. В индивидуальных содержится информация только об одном сотруднике, в сводных - о нескольких сотрудниках независимо от того, под какие управленческие действия они подпадают (прием, перевод, увольнение, изменение фамилии и др.). При составлении сводных приказов следует учитывать, что один документ не должен содержать информацию с разными сроками хранения. Поэтому рекомендуется выделять приказы о предоставлении отпусков и командировании сотрудников, которые имеют краткий (3 года) срок хранения, в отличие от других кадровых приказов, хранящихся 75 лет. В индивидуальном порядке оформляют, как правило, приказы о поощрениях и взысканиях, учитывая их специфическую воспитательную роль.

Каждый пункт приказа по личному составу должен быть сформулирован в строгом соответствии с требованиями КЗоТ. Постоянной информацией для любого кадрового приказа является указание распорядительного действия (уволить, перевести), фамилии и инициалов работника (имени и отчества полностью - при приеме на работу), должности и структурного подразделения (если предприятие имеет структурные подразделения), даты вступления в силу данного пункта приказа (если она не совпадает с датой регистрации приказа).

Наличие других сведений в пунктах приказа по личному составу определяется спецификой распорядительного действия.

При приеме на работу обязательно указывается установленный размер оплаты труда (оклад, надбавка, индексация, тарифная ставка) и, при необходимости, условия приема: временно (с... по...), с испытательным сроком (его продолжительность) и т.п.

При переводе на другую работу - новая должность и подразделение, вид перевода (для временных переводов - с указанием продолжительности), причина перевода (в полном соответствии с требованиями КЗоТ), изменение оплаты труда (если оно возникает).

При увольнении - причина увольнения, согласно статьям КЗоТа.

При предоставлении отпуска - его вид, продолжительность, даты начала и окончания.

При командировании - дата и продолжительность командировок, место направления, наименование предприятия.

Каждый пункт приказа по личному составу должен заканчиваться ссылкой на письменное основание данного распорядительного действия.

Приказы по личному составу, согласно КЗоТ, доводятся до сведения работников под расписку. Визы ознакомления работников могут располагаться либо непосредственно после текста каждого пункта приказа, либо после подписи руководителя предприятия.

Проект приказа по личному составу, обычно, согласовывается со следующими должностными лицами: с главным бухгалтером, юрисконсультом, с руководителями структурных подразделений, работники которых упоминаются в приказе. Предусмотрено обязательное визирование приказов по личному составу руководителем кадровой службы (в небольших организациях - работником, ответственным за ведение кадровой документации).

Приказы по личному составу обязательно регистрируются (отдельно от приказов по основной деятельности). В качестве регистрационной формы используют книгу (журнал) регистрации (при сравнительно небольшом количестве кадровых приказов, издаваемых в течение календарного года) или регистрационные карточки (при больших массивах приказов для удобства справочно-поисковой работы).

В регистрационной форме указываются: дата, номер приказа, содержание, кем подписан приказ.

С учетом различий в сроках хранения приказов по личному составу рекомендуется индексировать (нумеровать) их по следующему правилу. К порядковому номеру кадрового приказа добавляется буквенное обозначение, чтобы отличить его по номеру от приказа по основной деятельности. Целесообразно ввести разные буквенные обозначения для разных по содержанию кадровых приказов, например: N28-к - приказ о движении кадров (прием, перевод, увольнение, изменения кадровой информации), N 12-км - о командировании, N 45-о - об отпуске, N 32-п - о поощрении.

Информация, содержащаяся в приказах по личному составу (сведения о работе и поощрениях) фиксируется в трудовых книжках работников.

Личное заявление работника о приеме, переводе или увольнении пишется, как правило, от руки, в произвольной форме или на трафаретном бланке, разработанном на предприятии. В заявлении указываются: наименование структурного подразделения, наименование вида документа, дата, адресат (должность, фамилия, инициалы руководителя предприятия), текст, личная подпись, расшифровка подписи. В дальнейшем на заявлении проставляется резолюция руководителя и отметка об исполнении документа и направлении его в дело. (Образец личного заявления дан в приложении).

Трудовой контракт, как письменная форма трудового договора между работником и администрацией в лице руководителя предприятия, должен иметь следующие обязательные реквизиты: название вида документа, дата, индекс, место составления, текст, подписи, печать. Контракт составляется в двух подлинных экземплярах, один из которых остается на предприятии, а другой хранится у работника. (Примерная форма контракта в приложении).

Представление о переводе имеет унифицированную форму и включает реквизиты: наименование структурного подразделения, название вида документа, дату, индекс, место составления, адресат, резолюцию, заголовок к тексту, текст, подпись, визы. Представление о переводе готовится руководителем структурного подразделения, адресуется руководителю предприятия, согласовывается с заинтересованными лицами. Руководитель предприятия после рассмотрения представления проставляет резолюцию, на основании которой в дальнейшем готовится приказ о переводе. В тексте представления должна быть отражена оценка производственной деятельности работника и обоснованы причины перевода. (Форма представления о переводе в приложении 8).

Очередность ежегодных отпусков работников предприятия отражается в графике отпусков - документе, закрепляющем распределение очередных отпусков на предстоящий календарный год. На крупных предприятиях графики отпусков составляются в каждом структурном подразделении, а затем кадровой службой готовится сводный график для всего предприятия.

При составлении графика отпусков учитываются: действующее законодательство, особенности работы предприятия, личные пожелания сотрудников и т.п. При наличии на предприятии профсоюзной организации график отпусков согласовывается с профсоюзным комитетом. Сводный график отпусков подписывается руководителем кадровой службы и утверждается руководителем предприятия.

Форма графика отпусков унифицирована и включает реквизиты: наименование предприятия, название вида документа, дата, индекс, место составления, гриф утверждения, заголовок к тексту, текст, подпись, визы согласования, гриф согласования с профсоюзной организацией.

Содержательная часть графика отпусков (реквизит "Текст") представляет собой таблицу с графами: табельный номер работника; фамилия, имя, отчество; должность; даты отпуска (его продолжительность); изменение даты ухода в отпуск и выхода на работу (по месяцам и числам); основание изменения даты ухода в отпуск и выхода на работу. (Форма графика отпусков в приложении 9).

При необходимости переноса срока отпуска на другое время руководителем кадровой службы с согласия работника и руководителя структурного подразделения, где он работает, вносятся изменения в график отпусков. В целях сокращения количества внутренних документов уточнение времени отпуска рекомендуется проводить в оперативном порядке, без составления заявления. В течение года в график вносятся фактические сроки пребывания каждого работника в очередном отпуске и причины, вызвавшие изменение ранее установленных сроков отпусков.

Другие документы, являющиеся в конкретных случаях основанием для издания приказов по личному составу (докладные записки, акты, протоколы, служебные письма и др.), оформляются по общим для этих видов документов правилам, описанным в разделе "Оформление личных дел". Специальные документы-основания (например, свидетельство о браке или документ о полученном образовании) имеют установленную соответствующими органами форму.

 

4.2. Документирование оценки труда работников.

Труд работников предприятия характеризуется и оценивается администрацией при проведении аттестации или присвоения квалификационных разрядов, при решении вопросов о поощрении и вынесении взысканий, при выдаче по просьбе работника характеристики или рекомендательного письма.

Для проведения аттестации и решения вопросов о присвоении квалификационных разрядов на предприятии должна быть создана аттестационная (квалификационная) комиссия. Состав комиссии и график ее работы устанавливается в приказе руководителя предприятия. Порядок работы комиссии отражается в Положении об аттестационной (квалификационной) комиссии, утверждаемом руководителем предприятия (или его приказом).

При подготовке к аттестации составляется отзыв или заключение о работе аттестуемого (пишутся в произвольной форме). Отзыв должен содержать развернутую оценку производственной деятельности работника и перспективы его работы на предприятии (возможный профессиональный рост, выдвижение в резерв, повышение квалификации и др.). Отзыв подписывается руководителем структурного подразделения, а при отсутствии структурных подразделений на предприятии - заместителем руководителя или ведущим специалистом.

На заседаниях аттестационной (квалификационной) комиссии коллегиально решаются вопросы оценки деятельности работников или уровня их квалификации, что отражается в протоколе заседания комиссии. В повестке дня данного протокола содержится информация о том, кто аттестуется или кому присваивается квалификационный разряд (фамилия, инициалы, структурное подразделение, должность). В тексте протокола в разделе "Постановили" показываются результаты хода обсуждения вопроса на заседании, т.е. принятые аттестационной или квалификационной комиссией решения по данной кандидатуре и результаты голосования.

В постановляющей части протокола аттестационной комиссии должны содержаться рекомендации по кандидатуре аттестуемого (например, предложение о повышении или понижении в должности, о включении в резерв на выдвижение, об изменении должностного оклада, о направлении работника на повышение квалификации, решение о несоответствии работника занимаемой должности и т.д.).

В постановляющей части протокола квалификационных комиссий показывается решение вопроса о повышении или снижении квалификационного разряда работнику.

Решения, содержащиеся в постановляющей части протокола являются логическим продолжением обсуждения вопроса повестки дня, а выступления членов аттестационной (квалификационной) комиссии должны содержать обоснования для принятия решения.

Результаты аттестации отражаются в аттестационном листе работника, представляющем собой документ, содержащий оценку деятельности работника и рекомендации аттестационной комиссии. Форма аттестационного листа разрабатывается кадровой службой предприятия. Аттестационный лист заполняется после заседания аттестационной комиссии. Первый экземпляр аттестационного листа и отзыв о работе сотрудника предприятия помещаются в его личное дело.

Оценка деятельности работника предприятия может быть отражена и в таких документах, как характеристика, рекомендация, рекомендательное письмо. Характеристика составляется на стандартном листе бумаги в произвольной форме и содержит следующие реквизиты: наименование вида документа, текст, подписи, дату, печать. В текст характеристики, как правило, включаются следующие сведения о работнике: фамилия, имя, отчество; год рождения; образование; занимаемая должность; структурное подразделение; стаж работы на предприятии; деловые качества; отношение к работе; профессиональный рост; наличие правительственных наград и поощрений; целевое назначение характеристики (для предоставление в какое учреждение она выдана).

Если характеристика утверждалась на заседании общественной организации, в тексте дается ссылка на номер и дату протокола заседания этой организации.

Характеристика подписывается руководителем предприятия, руководителем структурного подразделения (ведущим специалистом), председателем профсоюзной организации. Ниже подписей проставляется дата составления характеристики. Подписи на характеристике заверяются гербовой печатью (при ее наличии) предприятия. Копия выданной характеристики помещается в личное дело работника.

При составлении характеристик и рекомендательных писем следует отказаться от тех шаблонов и обобщенных формулировок, которые приняты в практике работы некоторых предприятий и не отвечают требованиям сегодняшнего дня в вопросах подбора и расстановки кадров. Формальные, неконкретные, односторонние характеристики не выполняют своей главной задачи - объективно охарактеризовать работника, дать полное представление о его деловых качествах и личностных особенностях, без чего невозможно наиболее рационально использовать имеющиеся у работника знания, опыт, профессиональные навыки и т.д.

Важнейшей составной частью характеристики является реальная оценка производственной деятельности работника, его отношение к порученному делу, качество выполнения работы, стремление к повышению квалификации, перспективы профессионального роста, взаимоотношения с трудовым коллективом.

Выдаваемая работнику характеристика или рекомендация может предварительно обсуждаться на собрании трудового коллектива. В предусмотренных законодательством случаях характеристика может выдаваться по запросу другой организации (военкомата, милиции, суда, прокуратуры и т.д.).

Отношение администрации предприятия к работнику находит свое отражение и в приказах по личному составу. В приказах о поощрении, премировании или наложении взыскания обязательно должны быть указаны причина и вид поощрения или взыскания. Основанием для издания таких приказов обычно являются докладные записки, объяснительные записки, представления о поощрении.

Представление о поощрении включает реквизиты: наименование структурного подразделения, название вида документа, дату, индекс, место составления, адресат, резолюцию, заголовок к тексту, текст, подписи, визы. В тексте представления о поощрении должна быть охарактеризована производственная деятельность работника, указаны мотивы поощрения и предлагаемый вид поощрения. Представление подписывается руководителем, которому непосредственно подчинен работник. В составлении этого документа могут участвовать члены общественных организаций (например, профкома). В визировании представления о поощрении участвуют заинтересованные лица. (форма представления - приложение 10; образец приказа - приложение 11).

 

4.3. Ведение трудовых книжек работников.

Трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности работника.

Трудовые книжки ведутся на всех работников, проработавших свыше 5 дней, в том числе на сезонных и временных работников, а также на нештатных работников при условии, если они подлежат государственному социальному страхованию.

Лица, поступающие на работу, обязаны предъявлять администрации предприятия трудовую книжку, оформленную в установленном порядке. Прием на работу без трудовой книжки не допускается. при оформлении на работу по совместительству, по трудовому соглашению, по договору подряда трудовая книжка не предъявляется.

Лица, поступающие на работу впервые, обязаны представить администрации справку о последнем занятии, выданную по месту жительства, а уволенные из рядов Вооруженных Сил - военный билет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: