Практическое занятие №1.
Тема: Анализ требований, предъявляемых к различным средствам размещения.
Цель работы: Закрепление требований к средствам размещения в гостинице согласно ТБ, санитарно-техническому оборудованию, квалификации персонала и интерьера в структурах гостиничного предприятия.
Продолжительность занятия – 90 минут очное занятие: 45 минут дистанционное занятие
Теоретическая часть:
Специализированные средства размещения и требования к ним.
Перечень дополнительных услуг, предоставляемых в специализированных средствах размещения
Нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, в части безопасности, и ГОСТ Р 50644.
Санитарно - гигиенические, противоэпидемиологические и противопожарные правила и нормы в специализированных средствах размещения гостиничного предприятия
Благоприятные экологические условиями средств размещения
Персонал специализированных средств размещения должен иметь образование, профессиональную подготовку, опыт работы в соответствии с занимаемой должностью и требованиями ГОСТ Р 54603.
Самостоятельная работа с лекционным материалом.
Практическое занятие №2.
Тема: Внутренняя среда гостиничного предприятия. Системная модель внутренних переменных: цели, задачи, структура, технологии, персонал. Внешняя среда гостиничного предприятия.
Цель работы: Ознакомить студентов с технологией SWOT анализа внутренней и внешней среды предприятия.
Внутренняя и внешняя среда организации.
Внутренняя среда организации - та часть общей среды, которая находится в ее пределах. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация.
Внутренняя среда организации включает в себя такие переменные как:
· цели,
· задачи,
· структура,
· технология,
· люди
· корпоративная культура.
Цели организации - тот результат или состояние, которого желает достичь организация в будущем. При осуществлении функции планирования руководство проводит анализ внутренней и внешней среды организации и устанавливает цели, которые должны быть достигнуты через определенный промежуток времени. При постановке целей должны соблюдаться ряд требований: цели должны быть достижимыми, измеримыми, определенными во времени и взаимоподдерживающими.
Задачи организации - являются существенным фактором внутренней среды организации и представляют собой предписанную работу, часть работы или совокупность работ, которые необходимо выполнить установленным способом в конкретные сроки. Задачи, которые выполняются в организации можно разделить на три вида:
· - работа с людьми,
· - работа с предметами (оборудование, сырье и т.д.)
· - работа с информацией.
Структура организации - это логически построенные взаимоотношения уровней управления и различных функциональных областей. Структура, являясь элементом внутренней среды организации, следует за целями организации. Это означает, что цели первичны, а структура вторична. Структура отражает сложившееся в организации разделение труда с выделением подразделений и взаимоотношения между этими подразделениями. Вертикальное разделение труда дает в результате иерархию уровней управления, центральной характеристикой которой является формальная подчиненность одних лиц другим на всех уровнях.
Технология — это средство преобразования входов в выходы. Или другими словами - «это сочетание квалифицированных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.» (Луис Дейвис).
Люди - являются главной составляющей организации. Руководители, подчиненные, организация — это все группы людей. Люди является центральным фактором в любой организации и только благодаря им организация может добиться успеха. Поведение человека на рабочем месте во многом зависит от того, каким образом сочетаются индивидуальные характеристики и воздействия факторов внешней среды.
Важнейшими индивидуальными характеристиками являются:
· способности,
· предрасположенность,
· потребности,
· ожидания,
· восприятие,
· отношение,
· ценности.
Корпоративная культура - это набор убеждений, ценностей по отношению к конкретным явлениям, которые разделяются всеми членами организации. Принято выделять три вида корпоративной культуры:
· Артефакты - стиль одежды, правила поведения, девизы, расположение офисов и т. п. Восприятие первого уровня доступно для постороннего человека, наблюдая за членами организации, он может сделать соответствующие выводы.
· Выраженные в делах и словах членов организации общие убеждения и ценности, которые проявляются в рассказах, языке, символах.
· Основополагающие предположения и глубокие убеждения, которые на подсознательном уровне влияют на решения и поведение людей. Как правило, их основой являются убеждения владельца предприятия или топ-менеджеров.
Внешняя среда организации может быть разделена на среду
1. прямого воздействия (микроокружение). Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации и испытывают на себе воздействие со стороны организации.
2. косвенного воздействия (макроокружение). Среда косвенного воздействия — это факторы, которые сказываются на деятельности организации, но сама организация оказать на них воздействие не может.
Среда прямого воздействия включает следующие факторы:
Поставщики. Сюда входят поставщики сырья, материалов, оборудования, трудовых ресурсов, капитала. От того насколько организация способна обеспечить поступление требуемых ресурсов надлежащего качества и количества зависит результат ее деятельности. То есть успех организации напрямую зависит от поставщиков требуемых ресурсов.
Покупатели. Потребитель является самым важным звеном организации. От умения организации находить покупателя и удовлетворять его требования зависит ее успешность. Результат деятельности компании должен быть нацелен на запросы потребителя.
Конкуренты. Чтобы выжить и добиться успеха руководство организации должно постоянно отслеживать деятельность конкурентов и предпринимать шаги, направленные на то, чтобы не отстать от конкурентов, а лучше обогнать их.
Законы и государственные органы. Влияние законов на деятельность организации определяется такими параметрами как: благоприятность законодательства, обеспечение равенства условий осуществления деятельности, стабильность и определенность правовых норм и т. д. Организации обязаны соблюдать не только федеральные и местные законы, но и требования органов государственного регулирования, которые призваны обеспечивать выполнение законов в определенной сфере, а также могут вводить собственные требования (лицензии, качество продуктов, экология, охрана труда и т. д.).
Среда косвенного воздействия.
Политические факторы. Дают представление о приоритетах государственной политики и средствах ее реализации.
Экономические факторы. Их изучение направлено на понимание процесса формирования и распределения ресурсов. Состояние экономики может способствовать росту деловой активности, либо же наоборот снижать ее.
Социокультурные факторы. Данные факторы характеризуют демографическую структуру общества, динамику роста населения, уровень образования, преобладающие в обществе ценностные установки, верования, обычаи.
Технология. Организация вынуждены идти в ногу с теми новыми разработками, от которых зависит их жизнедеятельность.