Античная философия права




Основные этапы становления и развития философии права. Теория правового государства и философия права.

Античная философия права

Демокрит. Представление о законе и государстве как искусственном результате причинно-обусловленного, естественного (небожественного) развития человеческого общества впервые высказывается и развернуто обосновывается в учении философа-атомиста Демокрита (ок. 470—366 гг. до н. э.).

Соответствие природе Демокрит расценивает как критерий справедливости в этике, политике, законодательстве. Большое влияние на последующую естественно-правовую мысль оказала демокритовская разработка проблем различения "естественного" и "искусственного", "истины" и "общего мнения", природной справедливости и закона. Эта естественно-правовая проблематика оказывается в дальнейшем в центре внимания софистов, Сократа, Платона и Аристотеля, Эпикура, римских авторов.

Софисты. Собственно философское выяснение оснований нравственности и права было выдвинуто в Греции впервые в первой половине V в. до н.э. софистами, которые исходили из принципа относительности человеческого познания и недоступности истины. Всякое знание, по их убеждению, является лишь мнением. «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют», – утверждал крупнейший представитель софистики Протагор.

Положительные стороны: софисты были первыми просветителями античного мира, сосредоточив свое внимание на субъективной стороне бытия и мышления. Разделили право на естественное и позитивное. Они первые отнеслись критически к установившимся традиционным началам права и нравственности и тем самым вызвали необходимость их общего научного объяснения и обоснования. Именно у софистов впервые становится возможным достаточно четко различить нравственные категории (справедливость) и категории правовые (законы полиса, законы природы).

Софист Критий пришел к выводу о религии как выдумке умного законодателя. Согласно Критию, религия была введена в качестве дополнительной меры к законам.

Софист Ликофрон трактовал государственное общение как результат договора людей между собой о взаимном союзе. "Да и закон в таком случае оказывается простым договором» как говорил софист Ликофрон.

Общие подходы софистов к праву:

1) справедливость Пифагора трансформируется у софистов в естественное право (право), которое отличается от закона (и вообще от официально установленный правил);

2) отличие писаного закона от неписаной справедливости (как «сущности дела», «божественного и всеобщего закона»);

3) природа — фюзис (природа, вещей, веления природы) — естественное право противостоит у софистов ошибочному, искусственному, полисному закону (т. е. позитивному праву);

4) понимание софистами позитивного права как условного, изменчивого, временного, зависимого от воли законодателей;

5) восприятие естественного права как неписаных законов, одинаковых для граждан любой страны;

6) равенство всех людей по природе (одинаковость естественных потребностей).

Сократ. Значение Сократа в истории философии права определяется тем, что он первый рассматривает в единстве проблему человека и проблему всеобщих объективных начал права. И неписаные божественные законы, и писаные человеческие законы имеют в виду, согласно Сократу, одну и ту же справедливость, которая не просто является критерием законности, но по существу тождественна с ней. «то, что законно, то и справедливо». Им были выдвинуты два типа основ морали и права — объективные и субъективные. Объясняя объективные основы морали и права, Сократ подчеркивал, что в основе человеческого бытия, социальной жизни и социального порядка лежат высшие божественные законы — неписаные предписания и запреты, которые имеют космическое происхождение. Знание – справедливость – добродетель.

Платон. Плод размышлений Платона о справедливом государстве — его знаменитое сочинение «Государство». Платон рассуждает: если это государство, то оно обязано так построить свою деятельность, чтобы весь строй его граждан был подчинен нормам и принципам, вытекающим из идей блага и справедливости. Для Платона такое идеальное государство — это продолжение идеального Космоса, земное воплощение строгих требований Логоса. Полис - это микромодель Космополиса. Справедливость, согласно Платону, предполагает определенное равенство, «надлежащую меру». Он различает два вида равенства — «геометрическое» (равенство по достоинству и добродетелям) и «арифметическое» (равенство меры, веса и числа). Платон – создатель корпоративного государства, отрицающего собственность и семью.

Аристотель. Разделение права на естественное и позитивное. Справедливость: распределяющая (достоинство) и уравнивающая (равенство). Определил критерий справедливости (общее благо).

Основным выводом этических исследований Аристотеля является положение о том, что политическая справедливость возможна, лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному слою общества. Аристотель трактует политическую справедливость как политическое право. «Что касается политического права, то оно частично естественное, частично условное. Естественное право то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз 'оно определено (это безразличие прекращается)».

Эпикур. Договоренность, справедливость права в учении Эпикура — это не данности природы, слепо навязанные людям, а их собственные самоопределения, человеческие установления. Справедливость носит у него также договорный характер («не вредить и не терпеть вреда»).

Цицерон. Цицерон отличает естественное право от писаного права. Основа естественного права — это вечный, неписаный закон. Писаное право он делит на частное и публичное. Впервые допустил возможность противоречия естественного и позитивного права.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: