Задания для подготовки сообщений и/или презентаций




 

1. Раскройте правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности и подготовьте сообщение/презентацию на эту тему.

2. Раскройте основы экологического законодательства Российской Федерации и подготовьте сообщение/презентацию на эту тему.

3. Дайте характеристику функционала государственных органов Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды и подготовьте сообщение/презентацию на эту тему.

4. Дайте характеристику видам юридической ответственности за экологические правонарушения и подготовьте сообщение/презентацию на эту тему.

5. Раскройте принципы и функции экологической стандартизации и подготовьте сообщение/презентацию на эту тему.

6. Раскройте принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды и подготовьте сообщение/презентацию на эту тему.

7. Раскройте суть природоохранной конвенции и межгосударственных соглашений и подготовьте сообщение/презентацию на эту тему.

8. Определите роль международных организаций в охране окружающей среды и подготовьте сообщение/презентацию на эту тему.

9. Раскройте понятие «Экологическая паспортизация» и подготовьте сообщение/презентацию на эту тему.

10. Раскройте понятие «Экологическая сертификация» и подготовьте сообщение/презентацию на эту тему.

11. Раскройте понятие «Экологический аудит» и подготовьте сообщение/презентацию на эту тему.

12. Раскройте понятие Экологическая экспертиза»и подготовьте сообщение/презентацию на эту тему.

13. Раскройте принципы анализа причин возникновения экологических аварий и катастроф и подготовьте сообщение/презентацию на эту тему.

14. Определение юридической ответственности и регламентов по экологической безопасности при оказании эстетических услуг по результатам проведенной экспертизы и аудита и подготовьте сообщение/презентацию на эту тему.

15. Охарактеризуйте природно-ресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации и подготовьте сообщение/презентацию на эту тему.

16. Проведите классификацию и дайте характеристику особо охраняемым природным территории (заповедники, заказники, национальные парки) и подготовьте сообщение/презентацию на эту тему.

17. Дайте характеристику лесу как важнейшему растительному ресурсу планеты и подготовьте сообщение/презентацию на эту тему.

18. Дайте характеристику антропогенному воздействию на лесные ресурсы планеты и его последствию и подготовьте сообщение/презентацию на эту тему.

19. Охарактеризуйте лесные ресурсы России и рекреационное значение лесов и подготовьте сообщение/презентацию на эту тему.

20. Раскройте способы и методы охраны антропогенных и рекреационных ландшафтов и подготовьте сообщение/презентацию на эту тему.

 

Критерии и нормы оценки

- «5» Глубокое и полное владение содержанием учебного материала, в котором обучающийся легко ориентируется, умеет применить теоретические знания при решении практических ситуаций, высказать и обосновать свои суждения, грамотное и логичное построение высказывания

- «4» Полное освоение учебного материала, грамотное его изложение, владение понятийным аппаратом, но содержание и/или форма ответа имеют отдельные недостатки

- «3» Знание и понимание основных положений учебного материала, неполное и/или непоследовательное его изложение, неточности в определении понятий, отсутствие обоснования высказываемых суждений

- «2» Незнание содержания учебного материала, неумение выделять главное и второстепенное, ошибки в определении понятий, искажающие их смысл, беспорядочное и неуверенное изложение материала. Полное незнание или отказ отвечать

 

Название раздела/темы занятия (содержание обучения) КодОКN ПКN Результаты обучения Методы контроля/оценки Результаты обучения Методы контроля/оценки
ЗнанияЗN УменияУN
Раздел 4. Практикум
Практическое занятие № 4. Решение практических экологических ситуаций, в том числе в области эстетических услуг ОК 01-, ОК 09 ПК 1.4 З1 – З12 Онлайн-тестыКейсы Проверочная работа У1, У2, У3 Кейсы Проверочная работа

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ по дисциплине «Экологические основы природопользования» для решения парами, группами или фронтально во время прохождения практикума

Кейс №1

Старые шины – хороший пример утилизации и повторного использования. Их количество поражает – каждый год выбрасываются миллионы. Десятки лет эти шины закапывались на свалках и в других, менее подходящих для этого местах, но тенденция шин «плавать» на свалках и ощущение того, что должны быть лучшие альтернативы, постепенно изменяет подход к проблеме.

Восстановление протекторов шин полезно при увеличении срока их жизни, хотя это просто оттягивает время утилизации. Перед неизбежным захоронением часть сегодняшних старых шин отправляется на современные заводы. Их измельчают и разделяют на три потока: маленькие кусочки шин, кусочки стали и крошка. Сталь можно легко рециклировать (рециклинг – вторичная переработка отходов). Крошка сжигается для получения энергии (каждая шина содержит более восьми литров восстановленной нефти). Кусочки шин находят различное применение – при изготовлении беговых дорожек, резиновых сапог, асфальта и т.д.

Переработчики вторичного сырья сегодня имеют дело с шинами, разработанными без учета их конечной утилизации. В будущем ситуация может измениться.

ЗАДАНИЕ. Предложите возможные варианты, какими будут шины будущего.

ОТВЕТ. Возможно, сумеют изменить состав шин, чтобы сделать их сжигание

более эффективным, в то же время сокращая или прекращая выбросы токсичных веществ. Возможно, шину сделают быстро разборной или изменят ее так, чтобы проще

трансформировать ее в новый продукт.

Кейс №2

В начале прошлого века в Аризоне в районе плато Кайбаб было 4000 оленей и большое количество хищников – пум и волков. Истребление хищников привело к тому, что олени размножились, и через 20 лет их число достигло миллиона. Они объели всю растительность, и спустя два года почти половина поголовья вымерла, а растительные ресурсы оказались истощены.

ВОПРОС. Дайте объяснение случившемуся.

ОТВЕТ. Нарушено равновесие, которое поддерживали хищники между оленями

и растительностью и между своей популяцией и популяцией оленей.

Кейс №3

Фауна Австралии совершенно не знала многих широко распространенных на других континентах видов животных. Привыкшие к молочным продуктам англичане поспешили завезти на тучные пастбища своей новой родины коров. Но случилось непредвиденное. Навоз стал отравлять растительность, голая, лишенная защиты растений почва подверглась эрозии. И это погубило почти миллион гектаров плодородной земли!

ВОПРОС. Почему это случилось? Как можно было исправить подобную ситуацию?

ОТВЕТ. На австралийских пастбищах не оказалось естественных санитаров навозных жуков. В конце XIX века в английской торговле появилась необычная статья импорта: правительство Великобритании стало закупать в странах Европы и Азии крупные партии всевозможных жуков-навозников. Из 57 завезенных видов прижилось около 20. В конце концов, загубленные пастбища стали постепенно оживать.

 

Кейс №4

Отставной поручик А.М. Чебурков вернулся в свою усадьбу, что в селе Большие Сачки. В прошлом храбрый офицер, Чебурков решил всерьез заняться хозяйством. Перед вами выдержки из дневника поручика: «1861-й год. Вышел в отставку, хочу поправить дела в имении. Сачки в полном упадке. Мужики обленились. Сплошные порубки, потрава и нерачительное использование земли. Один луг в пойме Вертянки чего стоит! Экая прорва земли пропадает! Обязательно нужно этот луг пропахать и засеять.

1864-й год. С тех пор, как я распахал этот проклятый луг, вот уже 3 года поля рядом с ним не дают былого урожая. Влез в долги. Боюсь разорения».

ВОПРОС. Почему распашка луга могла привести к снижению урожайности соседнего поля? Ваши варианты.

ОТВЕТ. Если луг топографически выше соседнего поля, то при его вспашке сильно снижается испарение, увеличивается объем грунтовых вод, затопляется нижележащие поле. Если луг засеять то, несмотря на уборку урожая, поток воды сверху вниз значительно ослабнет и не буде играть особой роли.

При распашке луга уничтожаются местообитания насекомых – опылителей соседнего поля, например, гнезда шмелей. В результате снижается продукция полей (урожай семян).

Если распаханный луг был засеян какой-то экзотической культурой, то с ней могли быть занесены возбудители болезней (вирусы, грибы и др.), к которым оказались неустойчивыми растения соседних полей.

Посеянная в пойме культура может отвлечь насекомых – опылителей от соседних полей.

Если у посеянной на месте луга культуры слишком высокая пыльцевая продуктивность, то её пыльца может забивать рыльца растений соседнего поля и тем самым снижать урожай семян.

Кейс №3

Как правильнее пахать землю на холме – вдоль или поперек склона? Почему?

ОТВЕТ. Если пахать землю вдоль склона холма, то после дождей вода будет по бороздам легко стекать к подножию холма, смывая плодородный слой почвы, удобрения, семена, проростки растений. С течением времени может образоваться овраг, делающий вообще невозможным использование этих земель в хозяйстве. Кроме того, вспашка вдоль склона может нарушить водный режим, приводя к недостатку влаги на вершине холма и к избытку её у подножия.

По правилам агротехники обработку почвы на холмах следует вести не вдоль склона, а поперек него. Вспашка поперек холма создает препятствие на пути ручьев, текущих от вершины холма к его подножию.

При не слишком сильном дожде ручей вообще не может образоваться, и дождевая вода сразу просачивается под землю, равномерно распределяясь по всему полю. ОТВЕТ. На австралийских пастбищах не оказалось естественных санитаров навозных жуков. В конце XIX века в английской торговле появилась необычная статья импорта: правительство Великобритании стало закупать в странах Европы и Азии крупные партии всевозможных жуков-навозников. Из 57 завезенных видов прижилось около 20. В конце концов, загубленные пастбища стали постепенно оживать.

 

Кейс №4

В городах большую проблему представляют бродячие собаки. Однако их истребление абсолютно бессмысленно, пока сохраняется кормовая база – помойки и свалки отходов.

ВОПРОС. С какими проблемами может столкнуться человек, истребляя собак?

ОТВЕТ. Если избавляться от собак жестко и радикально, на смену им придут другие «потребители» их пищи – легко размножающиеся крысы, лисицы. Кроме того, увеличится численность животных, которых собаки уничтожают. Совершенно не очевидно, что новое равновесное состояние будет связано с меньшими проблемами, чем существующее на сегодняшний день.

Кейс №5

В 1804 г. известный французский ученый Жан – Батист Ламарк высказал весьма пессимистическое суждение о том, «… что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав Земной шар непригодным для обитания»

ВОПРОС. Согласны ли вы с данным высказыванием и почему?

Кейс №6

Япония – страна, отличающаяся консерватизмов служащих. Недавно японское правительство начало активную пропаганду «свободного» стиля одежды в офисе. Служащих призывают летом ходить на работу в рубашках без пиджаков.

ВОПРОС. Чем можно объяснить такое внимание правительства к имиджу служащих?

ОТВЕТ. Такое внимание к имиджу объясняется очень просто: сотрудники в строгих офисных костюмах больше страдают от жары, и это приводит к повышенной нагрузке на кондиционеры что, в свою очередь, увеличивает расход электроэнергии. Даже такие «мелочи» отражают формирование экологического мышления.

Кейс №7

В настоящее время переработкой радиоактивных отходов занимается не только Россия, но и другие страны мира. Говоря современным языком, это хороший бизнес. Правительства принимают соответствующие решения на основе тщательного анализа разных факторов (геологических, технологических др.).

Оправдана ли борьба против ввоза в страну для переработки отработанного ядерного топлива? Противники этого считают, что переработка чужого «мусора» отрицательно скажется на экологической ситуации и здоровье граждан. Сторонники же считают, что экономические выгоды создадут возможность для улучшения качества жизни людей, позволят направить средства на развитие здравоохранения. Скорее всего, истина лежит посередине, и для разумного решения надо учитывать все точки зрения.

ВОПРОС. А каким будет ваше мнение?

 

Кейс №8

Наверное, у молодого поколения вызывает улыбку привязанность бабушек и дедушек к старым вещам, пусть немодным, но очень крепким и удобным. С точки зрения обеспечения устойчивого развития, их консервативный подход более «экологичен».

ВОПРОС. Какую опасность представляет «общество потребления» с экологической точки зрения?

ОТВЕТ. «Общество потребления» представляет проблему с точки зрения истощения природных ресурсов. Если в старые времена предметы быта служили не одному поколению, то в наши дни моральное старение вещей происходит намного раньше их физического износа. И речь идет не только об одежде, обуви или моделях сотовых телефонов, но и о так называемых предметах длительного пользования, само название которых не предполагает их быстрой замены только потому, что они «вышли из моды». Производители, в свою очередь, не стремятся к созданию надежных товаров, стараясь, обеспечить рынок сбыта для следующих моделей, не всегда заботясь и об утилизации выброшенных использованных вещей. Поэтому реализация принципа устойчивого развития требует корректировки жизненных ценностей.

Кейс №9

Весной многие люди жгут пожухлую прошлогоднюю траву, обосновывая свои действия тем, что свежая трава после этого будет лучше расти. Экологи, напротив, утверждают, что этого делать нельзя.

ВОПРОС. Объясните позицию экологов.

ОТВЕТ. Пожары, возникшие при поджогах прошлогодней травы, очень опасны. В результате горят леса, хозяйственные постройки и т.д. Кроме этих бедствий, гибнут миллионы насекомых и других беспозвоночных, обитающих в подстилке и травянистом ярусе, и уничтожению семян растений. В итоге нарушается естественный баланс экосистемы. Уничтожаются кладки наземно гнездящихся птиц. Побеги молодых растений обугливаются, их рост замедляется, усиливается эрозия почвы. В норме органические вещества, составляющие пожухлую траву, разлагаются и постепенно переходят в почву. Во время пожара они сгорают и превращаются в газы, поступающие в атмосферу. Все это нарушает круговорот элементов в данной экосистеме.

 

Кейс №10

Назовите как минимум три причины, по которым человечеству следует быть благодарным зеленым растениям.

ОТВЕТ. Синтез органических веществ (пищи для всех других организмов, в том числе и человека); образование кислорода, необходимого для дыхания; утилизация углекислоты.

 

Кейс №11

Расположите перечисленные источники получения энергии в порядке убывания их экологической безопасности:

- гидроэлектростанции (ГЭС) на равнинных реках,

- ГЭС на горных реках,

- атомные электростанции (АЭС),

- солнечные станции,

- теплоэлектростанции (ТЭС), работающие на угле,

- ТЭС на природном газе,

- ТЭС на торфе,

- ТЭС на мазуте,

- приливно – отливные электростанции,

- ветряные электростанции.

ОТВЕТ. - Солнечные станции,

- ветряные электростанции,

- приливно – отливные электростанции,

- ГЭС на горных реках,

- ГЭС на равнинных реках,

- атомные электростанции (АЭС),

- ТЭС на природном газе,

- ТЭС на мазуте,

- ТЭС, работающие на угле,

- ТЭС на торфе.

 

Кейс №12

Липа мелколистная живет в лесу до 300 – 400 лет, в городских условиях – до

150 лет. У сосен, растущих в городе, сучья на вершинах отмирают.

ВОПРОС. Ответьте, в чем причина плохого развития деревьев в городе?

ОТВЕТ. На растения влияю загрязнения воздуха пылью, гарью, дымом, выхлопными газами, а также загрязнение почвы.

 

Кейс №13

В России на протяжении веков заготавливали ивовые прутья, бересту, березовый сок, березовые веники, кору ивы, лыко с липы, живицу (смолу сосны).

ВОПРОС. Какой вред природе наносят эти промыслы. Укажите степень вреда природе, наносимого промыслами. Распределите промыслы по степени причиняемого вреда.

ОТВЕТ. По степени ущерба промыслы условно можно разделить на три группы.

1. Заготовка ивовых прутьев. Наносимый ущерб минимален, так как срезаются легко возобновляемые ветви предыдущего года (более старые слишком толсты). Ива очень быстро размножается как вегетативно, так и семенами, поэтому изъять из природы все запасы «сырья» достаточно сложно.

2. Получение березового сока и живицы. Деревьям наносится более значительный урон, поскольку через надрезы на коре в ствол проникает инфекция (в основном споры патогенных грибов). Кроме того, дерево может быть истощено слишком интенсивным промыслом. Четко продуманная организация промысла наносит не очень большой ущерб.

3. Промысел бересты, коры ивы и липового лыка. Этот промысел наносит деревьям максимальный ущерб, так как повреждения гибельны для растений: с молодого (здорового!) дерева снималась кора (корка и луб) «кольцом», из – за чего полностью прерывается ток органических веществ через луб и дерево погибает. Даже если кора снимается «полукругом», дерево не выдерживает более двух – трех операций. В популяции березы и липы таким образом «изымается» прирост, в результате чего нарушается возобновление леса. Вполне вероятно, что массовый помысел лыка был главной причиной почти полного уничтожения некогда огромных массивов липняков в европейской части России.

 

Кейс №14

Укажите возможные последствия сокращения площади тропических лесов для биосферы.

ОТВЕТ. Парниковый эффект, потепление климата, рост частоты засух и пыльных бурь, усиление эрозии почвы; разрушение систем водоснабжения; рост наводнений; разрушение естественных экосистем; снижение биоразнообразия; снижение биопродуктивности.

 

Кейс №15

На реках, вдоль которых вырублен лес, уровень воды непостоянен: если выпадает мало осадков – уровень значительно понижается, если прошел дождь – возможен выход воды из берегов и затопление населенных пунктов, полей и т. д.

ВОПРОС. Почему наводнения на лесных реках случаются редко?

ОТВЕТ. Растительность леса уменьшает скорость прохождения воды с водосборной территории в реки в сотни раз. В результате вода (по подземным и наземным потокам) поступает в реки равномерно, что исключает наводнения или обмеление водных потоков.

Кейс №16

Сель – опасное природное явление, представляет собой бурный грязевой поток в горах, вызванный снеготаянием или ливневыми дождями. Эти потоки могут производить громадные разрушения с человеческими жертвами.

ВОПРОС. Почему сели практически отсутствуют в местах, где численность населения в горах низкая? Почему в местах, где в горах рубят лес и (или) выпасают домашних животных, вероятность возникновения селей очень высока?

ОТВЕТ. Современная человеческая деятельность в горах связана с вырубками леса и интенсивным уничтожением растительности (выпас животных, строительство дорог, сооружений т.д.). Оголенная и незащищенная почва легко смывается во время сильных паводков или ливней, что приводит к формированию селей. Чем интенсивнее и бесконтрольнее деятельность человека в горах, тем выше вероятность возникновения селей.

 

Кейс №17

Летом в прудах и небольших озерах, расположенных рядом с полями, которые интенсивно обрабатывались азотными удобрениями, погибла практически вся рыба. Было установлено, что гибель наступила из – за нехватки кислорода.

ВОПРОС. Объясните это явление.

ОТВЕТ. Азотные удобрения во время дождя смывало с полей в близлежащие водоемы. Повышенная концентрация растворимых в воде соединений азота вызвала бурное размножение водорослей и цианобактерий. Погибая, эти организмы разлагались. Процесс разложения связан с потреблением большого количества кислорода. Таким образом, нехватка кислорода в водоемах со стоячей водой вызвала гибель рыбы.

 

Кейс №18

Сквер одной из школ австралийского города Брисбен облюбовали сороки. Поначалу все шло хорошо – дети и сороки прекрасно уживались рядом. Но вот у сорок вывелись птенцы, и птицы стали очень агрессивными; спасая потомство, они сзади набрасывались на всех, кто проходил мимо. (Сороки, кстати, никогда не клюют в лицо). Возмущенные родители, которым надоело встречать плачущих детей, приняли решение истребить сорок. Однако общество защиты животных нашло другое решение проблемы.

ВОПРОС. Какое решение приняло общество защиты животных? На чем оно было основано?

ОТВЕТ. Это решение было основано на том, что сороки не клюют в лицо. Школьникам посоветовали надевать на затылок большие маски с чертами человеческого лица. Операция завершилась успешно: маски спасли и сорок и детей.

Кстати, есть аналогичное решение по тиграм в Индии: крестьяне носят на затылке маски с чертами человеческого лица (тигры любят нападать со спины).

Кейс №19

Немецкому ученому Майеру, жившему в XIX столетии, принадлежат такие слова: «Природа поставила себе задачей перехватывать на лету притекающий на Землю свет и превратить эту подвижнейшую из сил в твердую форму, сложив ее в запас. Для достижения этой цели она покрыла земную кору организмами, которые, живя, поглощают солнечный свет».

ВОПРОС. О каких организмах идет речь в высказываниях Майера? Какова биосферная функция этих организмов?

 

Кейс №20

Задача. На сегодняшний день рынок косметических средств наполнен разнообразием баночек, тюбиков, туб разных форм и размеров. Стандартный уход современного человека многообразен и включает в себя очищающее средство, тоник, крем (для век, для лица, для тела, для рук), плюс маски, скрабы, дезодорант, шампуни и т.п. И это не полный список возможных косметических уходовых средств, он может быть гораздо шире в зависимости от предпочтений потребителя. От одного человека в течение года остается упаковка от косметики в больших объемах. А если в масштабах города?

ВОПРОС. Вы обращаете внимание на то, из чего сделана упаковка для косметики?

ОТВЕТ. Пластик, биоразлагаемый пластик, алюминий, стекло, картон

ВОПРОС. Каковы экологические требования к упаковке?

ОТВЕТ. Упаковка, как и любая другая, не должна наносить ущерб окружающей среде ни в процессе производства ни в дальнейшей эксплуатации и утилизации.

ВОПРОС. С точки зрения экологии, из чего должна делаться упаковка?

ОТВЕТ. Её необходимо производить из таких материалов, которые можно либо переработать либо утилизировать без причинения вреда экологии.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ по дисциплине «Экологические основы природопользования» для решения парами, группами или фронтально во время прохождения практикума – зачет по результату прохождения практикума

Вариант №1

1. Назовите типы и основные задачи особо охраняемых природных территорий в России.

2. Задача.

Немецкому ученому Майеру, жившему в XIX столетии, принадлежат такие слова: «Природа поставила себе задачей перехватывать на лету притекающий на Землю свет и превратить эту подвижнейшую из сил в твердую форму, сложив ее в запас. Для достижения этой цели она покрыла земную кору организмами, которые, живя, поглощают солнечный свет».

О каких организмах идет речь в высказываниях Майера? Какова биосферная функция этих организмов?

 

Вариант №2

1. Назовите основные загрязнители атмосферы.

2. Задача.

При входе в один из американских зоопарков под огромным зеркалом написаны слова: «Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле. Из всех живущих когда-либо зверей только этот способен истреблять (и уже истребил) целые виды... Загубил природу - среду жизни».

О ком идет речь? Почему он назван самым опасным зверем на Земле?

 

Вариант №3

1. Опишите круговорот воды в природе.

2. Задача.

Поясните смысл высказывания: «Один человек оставляет в лесу след, сотня – тропу, тысяча – пустыню

Почему это случилось? Как можно было исправить подобную ситуацию?

Вариант №4

1. Дайте понятие экологического кризиса, назовите его признаки.

2. Задача.

Как правильнее пахать землю на холме – вдоль или поперек склона? Почему?

Вариант №5

1. Перечислите глобальные проблемы экологии, приведите примеры.

2. Задача.

Наверное, у молодого поколения вызывает улыбку привязанность бабушек и дедушек к старым вещам, пусть немодным, но очень крепким и удобным. С точки зрения обеспечения устойчивого развития, их консервативный подход более «экологичен». Какую опасность представляет «общество потребления» с экологической точки зрения?

Вариант №6

1. Расскажите о влиянии урбанизации на биосферу.

2. Задача.

Весной многие люди жгут пожухлую прошлогоднюю траву, обосновывая свои действия тем, что свежая трава после этого будет лучше расти. Экологи, напротив, утверждают, что этого делать нельзя. Объясните позицию экологов.

Вариант №7

1. Дайте понятие природных ресурсов, назовите их виды и приведите примеры.

2. Задача.

Сель – опасное природное явление, представляет собой бурный грязевой поток в горах, вызванный снеготаянием или ливневыми дождями. Эти потоки могут производить громадные разрушения с человеческими жертвами.

Почему сели практически отсутствуют в местах, где численность населения в горах низкая? Почему в местах, где в горах рубят лес и (или) выпасают домашних животных, вероятность возникновения селей очень высока?

Вариант №8

1. Охарактеризуйте современное состояние окружающей природной среды.

2. Задача.

В России на протяжении веков заготавливали ивовые прутья, бересту, березовый сок, березовые веники, кору ивы, лыко с липы, живицу (смолу сосны).

Какой вред природе наносят эти промыслы. Укажите степень вреда природе, наносимого промыслами. Распределите промыслы по степени причиняемого вреда.

 

Вариант №9

1. Расскажите о загрязнении атмосферы, приведите примеры.

2. Задача.

Учитывая экологические и экономические последствия, собранный на дорогах города снег дорожные службы вывозят и выгружают в специально вырытый котлован. Почему нельзя вывозить снег на поле, в лес, сбрасывать в реку или озеро? Ответ обоснуйте.

 

Вариант №10

1. Расскажите о загрязнении природных вод, приведите примеры.

2. Задача.

Экологи считают, что в северных районах лес можно рубить только зимой и тут же вывозить по глубокому снегу. Объясните почему.

Вариант №11

1. Расскажите о загрязнении почвы, приведите примеры.

2. Задача.

Япония – страна, отличающаяся консерватизмов служащих. Недавно японское правительство начало активную пропаганду «свободного» стиля одежды в офисе. Служащих призывают летом ходить на работу в рубашках без пиджаков. Чем можно объяснить такое внимание правительства к имиджу служащих?

Вариант №12

1. Биологическое загрязнение и болезни человека.

2. Задача.

В 1804 г. известный французский ученый Жан – Батист Ламарк высказал весьма пессимистическое суждение о том, «… что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав Земной шар непригодным для обитания». Согласны ли вы с данным высказыванием?

 

Вариант №13

1. Химическое загрязнение среды и здоровье человека.

2. Задача.

В городах большую проблему представляют бродячие собаки. Однако их истребление абсолютно бессмысленно, пока сохраняется кормовая база – помойки и свалки отходов. С какими проблемами может столкнуться человек, истребляя собак?

 

Вариант №14

1.Что такое «Красная книга» и для чего она создана? Какие растения и животные занесены

в Красную книгу Вологодской области?

2. Задача.

Экологи считают, что в северных районах лес можно рубить только зимой и тут же вывозить по глубокому снегу. Объясните почему.

Вариант №15

1. Чем «отходы» естественной экосистемы отличаются от отходов промышленности в их воздействии на природу?

2. Задача.

Объясните, почему экологи считают, что сбор металлолома и макулатуры – это важное природоохранное мероприятие.

 

Вариант №16

1. Назовите типы сельскохозяйственных загрязнений.

2. Задача.

Если смешать воду, песок, неорганические и органические удобрения будет ли эта смесь почвой? Объясните ответ.

Вариант №17

1. Какие типы физического загрязнения среды вы можете назвать?

2. Задача.

Объясните, почему ученые – экологи считают, что люди, экономно расходующие воду, электроэнергию, газ, пищу, предметы обихода, реально охраняют природу.

Вариант №18

1. Назовите источники загрязнения воздуха в квартире.

2. Задача.

Учитывая экологические и экономические последствия, собранный на дорогах города снег дорожные службы вывозят и выгружают в специально вырытый котлован. Почему нельзя вывозить снег на поле, в лес, сбрасывать в реку или озеро? Ответ обоснуйте.

Вариант №19

1. В чем опасность автомобильного транспорта для биосферы и как можно уменьшить его отрицательное влияние?

2. Задача.

Известно, что составляющие нефть вещества в воде в основном нерастворимы и по сравнению с другими загрязнителями слаботоксичны. Почему загрязнение вод нефтепродуктами считается одним из самых опасных? Объясните ответ.

Вариант №20

1. Чем опасно неправильное применение ядохимикатов и удобрений и в чем опасность загрязнения продуктов питания нитратами?

2. Задача.

Ответьте на вопрос. Что защищает почву от ветровой эрозии? Какова роль многолетних трав в защите почвы от эрозии?

Вариант 21

1. Расскажите о нетрадиционных источниках энергии.

2. Задача.

Объясните, почему в крупных городах главные автомобильные магистрали необходимо проектировать параллельно, а не поперек направлению основных ветров.

Вариант 22

1. В чем отличие заповедника от национального парка? Назовите данные особо охраняемые природные территории Вологодской области.

2. Задача.

Озеро находится в сельской местности. Промышленных предприятий вокруг нет. Можем ли мы быть уверены, что вода этого озера не содержит вредных веществ?

Вариант 23

1. Дайте прогноз состояния окружающей среды при повышении концентрации углекислого газа в атмосфере.

2. Задача.

Сплав деревьев по рекам экономически очень выгоден (не надо строить дороги, использовать дорогостоящую технику, расходовать топливо и т.д.). Объясните, почему экологи против такой транспортировки, особенно если деревья не связываются в плоты, а сплавляются поодиночке. Почему в таких реках исчезает рыба и другие водные организмы?

Вариант 24

1. Дайте прогноз состояния окружающей среды при понижении концентрации углекислого газа в атмосфере.

2. Задача.

Океан – обширная саморегулирующаяся система, удаленная от населенных территорий. Почему бы в таком случае не использовать его для захоронения основной массы радиоактивных и других опасных отходов? Объясните свою точку зрения: принимаете вы это предложение или отвергаете его.

Вариант 25

1. В чем опасность автомобильного транспорта для биосферы и как можно уменьшить его отрицательное влияние?

2. Задача.

Поясните смысл высказывания: «Один человек оставляет в лесу след, сотня – тропу, тысяча – пустыню

 

 

Критерии и нормы оценки

- «5» Глубокое и полное владение содержанием учебного материала, в котором обучающийся легко ориентируется, умеет применить теоретические знания при решении практических ситуаций, высказать и обосновать свои суждения, грамотное и логичное построение высказывания

- «4» Полное освоение учебного материала, грамотное его изложение, владение понятийным аппаратом, но содержание и/или форма ответа имеют отдельные недостатки

- «3» Знание и понимание основных положений учебного материала, неполное и/или непоследовательное его изложение, неточности в определении понятий, отсутствие обоснования высказываемых суждений

- «2» Незнание содержания учебного материала, неумение выделять главное и второстепенное, ошибки в определении понятий, искажающие их смысл, беспорядочное и неуверенное изложение материала. Полное незнание и непонимание учебного материала или отказ отвечать

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: