Различия управленческого и бухгалтерского подходов.




Бухгалтерский учет и управленческий учет существуют для различных целей, и это главное их отличие друг от друга. Цель бухгалтерского учета — в записи фактов хозяйственной деятельности для контроля над жизнью предприятия. Цель управленческого учета — оперативный анализ и планирование деятельности.

В связи с разными целями возникают дальнейшие расхождения.

1. Основным отличием является конечный потребитель информации. Если бухгалтерский баланс больше интересен руководству при оценке деятельности за прошедший период, налоговой службе для анализа прибыльности, аудиторам для проверки отражения фактов хозяйственной деятельности, то данные управленческого учета нужны только руководителям предприятия для краткосрочного и долгосрочного планирования деятельности.

2. Различаются методы ведения учета. При формировании проводок по бухгалтерскому учету бухгалтер будет руководствоваться ПБУ и прочими нормативными актами. При формировании оперативных данных по управленческому учету опираться необходимо на указания руководителя, к какой статье дохода или расхода относится та или иная цифра. То есть мы приходим к выводу, что управленческий учет должен быть более детализирован.

3. Разными будут и отчеты. Если в бухгалтерском учете формы отчетности строго регламентированы, то в управленческом предоставление информации может быть в любой удобной пользователям форме.

4. Различаются временные рамки предоставления информации. Отчет по бухучету будет представлен в сроки, установленные законодательством, тогда как отчет по управленческому учету формируется в те периоды, которые нужны управляющему персоналу. Например, на производстве данные по выпуску продукции и по себестоимости в бухучете будут видны в конце месяца, после подсчета всех затрат и формирования финальной себестоимости товара, тогда как в управленческом учете эти отчеты нужны на ежедневной основе в плановых ценах для анализа плана и своевременной коррекции.

Таким образом, принцип строго документального отображения фактов хозяйственной деятельности принципиально важен именно для бухучета, в котором отражаются совершенные действия (факты), в то время как управленческий способ ориентирован на анализ и прогнозирование событий настоящего и будущих периодов. К тому же финансовый учет охватывает факты, выраженные в денежном виде, а второй способ учета оперирует сведениями, формулируемыми как в денежном выражении, так и в физических единицах измерения.

Вопрос

Затраты живого и общественного труда на производство и реализацию продукции (работ, услуг) называют издержками производства.

По видам затраты группируются по экономически однородным элементам и по статьям калькуляции.

В управленческом учете классификация затрат весьма разнообразна и зависит от того, какую управленческую задачу необходимо решить.

К основным задачам управленческого учета относят:

· расчет себестоимости произведенной продукции и определение размера полученной прибыли;

· принятие управленческого решения и планирование;

· контроль и регулирование производственной деятельности центров ответственности.

Для расчета себестоимости произведенной продукции, оценки стоимости запасов и определения размера полученной прибыли затраты классифицируют на:

1) Прямые. К ним относят прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда. Каждое производственное изделие состоит из каких-либо материалов. Основные материалы – это материалы, которые становятся частью готовой продукции, их стоимость можно прямо и экономично, без особых затрат относить на определенное изделие.

2) Косвенные. Это совокупность издержек, связанных с производством, которые нельзя (или экономически нецелесообразно) отнести непосредственно на конкретные виды изделий. Их также называют накладными расходами. [4]

Косвенные расходы подразделяются на две группы:

· общепроизводственные (производственные) расходы - это общецеховые расходы на организацию, обслуживание и управление производством. общехозяйственные (непроизводственные) расходы осуществляются в целях управления производством.

Общие для всей организации расходы учитываются на активном синтетическом счете 26 «Общехозяйственные расходы». Их аналитический учет ведут по отдельным статьям, сгруппированным по четырем разделам:

1. Расходы на управление организацией:

· заработная плата аппарата управления организацией;

· командировки и перемещения;

· содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны;

· прочие расходы (канцелярские, почтово-телеграфные и т.п.);

· отчисление на содержание вышестоящих организаций.

2. Общехозяйственные расходы:

· амортизация основных средств;

· содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общезаводского характера;

· производство испытаний, опытов, исследований, содержание общезаводских лабораторий, расходы на изобретательство и технические усовершенствования;

· охрана труда (расходы по технике безопасности, производственной санитарии и т.п.);

· подготовка кадров;

· организационный набор рабочей силы;

· прочие расходы.

3. Налоги и сборы.

4. Непроизводственные общехозяйственные расходы.

· потери от простоев;

· потери от порчи материалов и продукции при хранении на заводских складах (в тех случаях, когда ущерб не может быть взыскан с виновников);

· недостача материалов и продукции на заводских складах (за вычетом излишков) (в тех случаях, когда эти потери не могут быть взысканы с виновных лиц). [1]

Существует два способа списания общехозяйственных расходов (выбранный способ следует закрепить в учетной политике организации):

1) Общехозяйственные расходы ежемесячно списываются на счет 20 «Основное производство» и таким образом участвуют в формировании полной себестоимости продукции (работ, услуг). При использовании этого способа общехозяйственные расходы списываются в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство» (если вспомогательные производства производили продукцию, выполняли работы, оказывали услуги на сторону), 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (если осуществлялась реализация товаров, работ или услуг на сторону). При списании общехозяйственных расходов на счет 20 «Основное производство» они распределяются по видам выпускаемой продукции пропорционально выбранному показателю. Способы распределения могут быть различными – пропорционально заработной плате производственных рабочих, пропорционально сумме прямых расходов, пропорционально объему выпущенной продукции (в натуральном или стоимостном выражении), пропорционально выручке от продажи продукции и другие. Избираемый метод распределения в обязательном порядке закрепляется в учетной политике организации.

2) Общехозяйственные расходы в качестве условно-постоянных в полном объеме списываются непосредственно в дебет счета 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж». В данном случае формируется неполная (сокращенная) производственная себестоимость выпускаемой продукции, а себестоимость реализованной продукции увеличивается. По окончании месяца издержки производства, учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», перечисляют с Кредита этого счета в Дебет счета 90 «Продажи». Следовательно, в конечном счете общехозяйственные расходы добавляются к себестоимости проданной за отчетный период продукции (работ, услуг), исчисленной исходя из сокращенной производственной себестоимости, и тем самым определяется вся производственная себестоимость продукции.

После выбора конкретного подхода к распределению косвенных затрат с учетом особенностей хозяйственной деятельности организации и ее учетной политики разрабатывается методика их распределения. [7]

Рассмотрим основные этапы методики, получившей наибольшее распространение.

1. Распределение косвенных затрат между производственными и обслуживающими подразделениями организации (центрами ответственности).

2. Перераспределение косвенных затрат обслуживающих подразделений на производственные.

3. Расчет цеховых ставок распределения косвенных затрат для каждого производственного подразделения.

База для распределения косвенных затрат выбирается организацией самостоятельно, исходя из специфических особенностей ее деятельности, записывается в учетной политике организации и является таковой в течение всего финансового года.

Наиболее распространенные методы распределения основаны на учете:

· основной заработной платы;

· нормо-часов, отработанных основными производственными рабочими;

· времени работы станков.

Алгоритм распределения общехозяйственных расходов следующий:

а) из учетных регистров определяют сумму общехозяйственных расходов за отчетный период;

б) в соответствии с указанной в учетной политике базой распределения общехозяйственных расходов (пропорционально заработной плате производственных рабочих и др.) суммируют элементы, включенные в эту базу в рублевом исчислении;

в) находят коэффициент распределения путем деления результатов по пункту «а» на результат по пункту «б»;

г) рассчитывают сумму общехозяйственных расходов, приходящихся на каждый элемент базы, путем умножения каждого элемента на коэффициент.

Для распределения общехозяйственных расходов составляют специальные ведомости распределения этих расходов. На предприятиях общехозяйственные расходы распределяют между объектами калькуляции, как правило, пропорционально сумме основной заработной платы производственных рабочих.

В составе общехозяйственных расходов многие виды затрат ограничены утвержденными в установленном порядке лимитами, нормами и нормативами для целей налогообложения, контроля затрат и других целей (командировочные, представительские расходы, расходы на подготовку и переподготовку кадров и др.).

При списании общехозяйственных расходов по направлениям затрат их в первую очередь распределяют между готовой продукцией и незавершенным производством, а также соответствующую долю относят на себестоимость работ, услуг (продукции) вспомогательных цехов, выполненных на сторону, своему капитальному строительству, непромышленным производствам и хозяйствам.

В зависимости от особенностей соответствующих производств применяются следующие методы распределения общепроизводственных расходов:

- пропорционально основной заработной плате производственных рабочих (без прогрессивно-премиальных доплат). Этот метод является наиболее оптимальным для предприятий с разным уровнем механизации и автоматизации, поскольку позволяет полнее учесть как трудоемкость изготовления различных видов продукции, так и степень механизации и автоматизации производственного процесса;

- пропорционально затратам по переделу (химическая, нефтеперерабатывающая промышленность);

- пропорционально количеству (массе) изготовленной или добытой продукции (металлургия, производство строительных материалов, горнодобывающая промышленность).

Алгоритм распределения общехозяйственных расходов следующий:

а) из учетных регистров определяют сумму общехозяйственных расходов за отчетный период;

б) в соответствии с указанной в учетной политике базой распределения общехозяйственных расходов (пропорционально заработной плате производственных рабочих и др.) суммируют элементы, включенные в эту базу в рублевом исчислении;

в) находят коэффициент распределения путем деления результатов по пункту "а" на результат по пункту "б";

г) рассчитывают сумму общехозяйственных расходов, приходящихся на каждый элемент базы, путем умножения каждого элемента на коэффициент.

 

Вопрос

Сущность и планирование общепроизводственных расходов

К общепроизводственным расходам, как части расходов организации по обычным (уставным) видам ее деятельности, относятся расходы по работам, связанным с обслуживанием основных и вспомогательных производств органи­зации. Данные расходы имеют место, как правило, в организациях промышленности, строительства и сельского хозяйства.

Общепроизводственные расходы подразделяются на расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудо­вания (в строительстве - строительных машин и механизмов, а такжецеховые расходы в промышленности, сельском хозяйстве и других производственныхорганизациях.

Промышленные и иные производственные организациис цеховой струк­турой управления учитывают расходы по содержаниюи эксплуатации машин и оборудования и цеховые расходы в разрезекаждого цеха основного и вспомо­гательного производств по статьям затрат. Сельскохозяйственные организации ведут учет общепроизводственных расходов по отраслям производства (расте­ниеводство, животноводство и др.)в разрезе своих подразделений (отделений, ферм и т.п.).

Расходы по содержаниюи эксплуатации машин и оборудования подразде­ляются на текущие и единовременныерасходы. К текущим расходам относятся:

- амортизация производственного и подъемно - транспортного оборудования, цехового транспорта, используемых в производстве;

- расходыпо эксплуатации оборудования (стоимость вспомогательных материалов необходимых для ухода за оборудованием и содержанием его в рабо­чем состоянии;

- расходы на оплату труда вспомогательных рабочих с отчисле­ниями на социальное страхование и обеспечение от них;

- стоимость потреблен­ных в процессе производства топлива, электроэнергии, воды, пара, сжатого воздуха и других видов энергии;

- стоимость услуг вспомогательных производств, связанных с содержанием и эксплуатацией оборудования, и другие аналогичные расходы);

- расходы на ремонт оборудования, транспортных средств и инструмента (стоимость запасных частей и других материалов, расходуемых при ремонте производственного оборудования, транспортных средств и ценных инструмен­тов;

- расходы на оплату труда ремонтных рабочих с отчислениями на социаль­ное страхование и обеспечение от них;

- стоимость услуг ремонтных цехов и других вспомогательных производств по ремонту оборудования, транспортных средств и ценных инструментов) либо отчисления в резерв на ремонт основных средств;

- затраты на внутризаводские перемещения грузов (расходы на содержание и эксплуатацию собственных и привлеченных со стороны транмпортных средств, занятых перемещением грузов в цеха и выгрузкой маткриалов, инструментов и деталей и доставкой готовой продукции на склады хранения;

- стоимость транспортных услуг вспомогательных производств, а также сторонних организаций);

- амортизация нематериальных активов;

- расходы пострахованию основных средств и нематериальных активов;

- расходы по оплате труда работников, занятых обслуживанием указанных производств;

- прочие расходы, в частности, расходы на подготовку и освоение производства, учитываемые предварительно в составе расходов будущих периодов.

Промышленные и иные производственные организации с бесцеховой структурой управления учитывают расходы по содержанию и эксплуатации машин оборудования в целом по организации. Строительные организации учитывают расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов, как правило, по их видам в целом по организации. Цеховые расходы учитываются в составе в целом по организации.

Цеховые расходы учитываются в составе следующих затрат:

- расходы по оплате труда аппарата управления цехов с отчислениями на социальное страхование и обеспечение и другие расходы по управлению;

- амортизация зданий и сооружений общецехового назначения и нематериаль­ных активов, используемых при производстве продукции;

- расходы по содержанию зданий и сооружений:

- расходы на ремонт основных средств;

- расходы по рационализации и изобретениям;

- расходы по охране труда;

- прочие расходы.

Общехозяйственные расходы представляют собой затраты организациипо управлению, являющиеся составной частью расходов организации по ее обыч­ным видам деятельности по производству продукции (работ, услуг), но которыене связаны непосредственно с производственным процессов. В связи с этим данные расходы можно также называть управленческими расходами. В строи­тельстве их называют накладными расходами.

Общехозяйственные расходы можно классифицироватьпо их видам, тех­нико-экономическим факторам, календарным периодам, для целей калькулиро­вания себестоимости работ и услуг, для целей налогообложения.

Виды затрат, включаемых общехозяйственные расходы, определяются в соответствии с отраслевыми указаниями по планированию и учету себестоимо­сти продукции (работ, услуг) сметойзатрат. К общехозяйственным расходам, как правило, относятся таки их основные виды;

- административно - управленческие расходы;

- расходы по содержаниюобщехозяйственного персонала, не связанного с производственнымпроцессом;

- амортизационные отчисления основных средств управленческого назначенияи расходы на их ремонт;

- расходы по уплате арендной платы за помещения управленческого назна­чения;

- расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и

т.п. услуг;

- другие аналогичные по назначению управленческие расходы.

Отдельные виды управленческих расходов могут по решению организа­ции учитываться непосредственно по местам возникновения расходов, с вклю­чением их в состав себестоимости объекта калькулирования прямым способом. Это относится к расходам по оплате труда управленческого персонала цехов (участков), вспомогательных и обслуживающих производств и хозяйств, амор­тизации основных средств и т.п.

По технико-экономическим факторам общехозяйственные расходы подразделяются на условно-постоянные и условно-переменные расходы, общехозяйственные расходы, как правило, в целом по своему характеру относятся к условно-постоянным расходам.

Общехозяйственные расходы по календарным периодам подразделяются на постоянные и единовременные затраты. Для целей управления общехозяйственные расходы могут учитываться в полном размере в составе:

- производственной себестоимости продукции работ и услуг;

- себестоимости проданной продукции, работ и услуг.

Для целей налогооблажения общехозяйственные расходы подразделяются на лимитируемые и нелимитируемые расходы.

Исходя из изложенного следует, что общехозяйственные расходы как расходы по управлению учитываются обособленно:

- всеми организации, занятыми производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, кроме торговых организаций и организаций, занятых иной посреднической деятельностью;

- организациями, которые наряду с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, как обычными видами своей деятельности, занимаются торговыми операциями;

- организациями, специализирующимися на реализации инвестиционных проектов по договорам, заключаемым с инвесторами;

Планирование общепроизводственных расходов

Расходы предприятия на производство продукции характеризуют эффективность использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Они отображают качественные изменения в хозяйственной деятельности предприятия. Любые нововведения в технике, технологии, организации труда и производства, а также в управлении влияют на уровень расходов предприятия.

Целью планированиярасходов предприятия является экономически обоснованное определение величины расходов, необходимых в плановом периоде для производства каждого вида и всей продукции предприятия, что отвечает требованиям относительно ее качества.

Основными задачами планирования общепроизводственных расходов являются:

1) установление номенклатуры статей общепроизводственных расходов, исходя из специфики предприятия;

2) обоснование величины затрат по каждой статье расходов на основе максимального охвата нормами и нормативами;

3) всемерное сдерживание роста общепроизводственных затрат. Это, прежде всего, относится к общецеховым расходам, которые по своей экономической природе являются условно-постоянными затратами. Как и положено условно-постоянным затратам, при увеличении объемов производства они должны либо не изменяться, либо увеличиваться незначительно;

4) выбор оптимального метода распределения общепроизводственных расходов по видам продукции.

По сравнению с прямыми затратами, планирование общепроизводственных расходов вызывает больше трудностей, что объясняется несколькими причинами:

1) общепроизводственные расходы в меньшей степени охвачены системой норм и нормативов;

2) статьи затрат в ОПР представляют сильно отличающиеся между собой функциональные направления деятельности, которые имеют специфические особенности планирования и учета.

При планировании общепроизводственных расходов необходимо учесть внедрение в плановом периоде всех мероприятий, которые обеспечивают снижение затрат по соответствующим статьям.

Вопрос

Капитализация фирмы одно из фундаментальных понятий фондового рынка. Способ расчета капитализации компании простой - количество акций компании (общее количество выпущенных ценных бумаг) надо умножить на текущую рыночную стоимость одной акции компании.

Капитализация фирмы, как совокупная стоимость акций компании, применяется вместе с индикаторами эффективности работы компании в расчетах большого количества показателей необходимых для определения доходности будущего вложения. То есть с помощью этого показателя Вы должны определить: даст ли ценная бумага, которую вы хотите приобрести ожидаемый доход или она переоценена рынком.

Капитализация как процесс - это реинвестирование прибыли полученной в результате деятельности за определенный период. Как мы понимаем, этот процесс реинвестирования прибыли увеличивает балансовую стоимость фирмы и собственный капитал акционеров. Это, так называемая, реальная капитализация, когда полученная прибыль превращается в активный капитал.

В этом случае суть капитализации заключается в преобразовании будущих доходов в капитал. Капитализированные средства пополняют фонд капиталистического накопления.

В банковской сфере капитализация заключается в выпуске акций, наращивании действующего капитала за счет присоединения нормы прибыли процентов и других операциях по увеличению капитальной базы.

В зависимости от проводимых мероприятий различают капитализацию дохода (оценка стоимости фирм) и рыночную (фондовую) капитализацию компании (оценка стоимости ценных бумаг).

Актуальность работы в том, что каждая компания стремиться расширить, свои границы и для этого им нужен хороший капитал, а капитализация преобразует будущие доходы в капитал.

 

Глава 1 Определение капитализации фирм

Капитализация фирм - стоимость объекта, рассчитанная на основе текущей рыночной цены. Этот финансовый показатель используют для оценки совокупной стоимости рыночных инструментов, субъектов и рынков.

В частности, различают:

Рыночная капитализация ценной бумаги - рыночная стоимость одной выпущенной в обращение ценной бумаги определённого вида. Чаще всего используется котировка на фондовой бирже;

Рыночная капитализация акционерного общества - оценочная стоимость всех акций этого акционерного общества. Представляет собой произведение количества акций акционерного общества на их текущую цену.

Рыночная капитализация фондового рынка - суммарная рыночная стоимость обращающихся на этом рынке ценных бумаг.

На развитых стадиях рыночной экономики, где широко распространены акционерная форма собственности, свободное обращение акций и определение рыночной стоимости предприятия через котировки акций, более приемлемо понимание капитализации в трактовке Ричарда Коха. Он считает, что капитализация - это «рыночная стоимость компании, акции которой котируются на фондовой бирже», представляющая собой произведение рыночной цены акции и общего количества акций компании. Увеличение рыночной стоимости акций и акционерной компании в целом отражается в этом случае в активе баланса в виде переоценки финансовых вложений' и балансируется в пассиве добавочным капиталом.

Данная форма проявления капитализации имеет очевидное сходство с субъективной (маркетинговой) капитализацией. Однако капитализация в этом случае инициируется не внутрифирменным менеджментом, а внешними биржевыми структурами, осуществляющими котировки акций. Результаты биржевых торгов, как известно, складываются под воздействием совокупности объективных и субъективных факторов, но действие субъективных факторов минимизировано общественным признанием. В России фиктивная или рыночная капитализация в последнее время получала развитие, что обусловлено активизацией фондового рынка. Однако характерна она лишь для крупного российского бизнеса, сформированного на акционерной форме собственности. Большей части отечественных предприятий этот инструмент наращивания собственного капитала, следовательно, эта форма капитализации, пока недоступна.

Наряду с перечисленными формами проявления капитализации можно выделить такие понятия, как «капитализация имущества» и «капитализация расходов».

Капитализация имущества проявляется в абсолютном и относительном увеличении имущества капитального характера - внеоборотных активов, представляющих собой наиболее привлекательное обеспечение в любых финансовых трансакциях и наиболее значимую составляющую реального имущества компании. Наиболее перспективной и управляемой частью внеоборотных активов являются нематериальные активы. К ним относятся маркетинговая стратегия, клиентская база, методика мониторинга рынка и результаты маркетинговых исследований, ноу-хау, наличие высокой репутации и квалифицированного персонала, долговременных связей с покупателями и многое другое. Стоимостная оценка нематериальных активов и их отражение в учете - приемлемый инструмент капитализации имущества.

Капитализация расходов означает перевод части текущих расходов в расходы капитального характера. Классическим примером капитализации расходов могут быть расходы на рекламу, которые относятся к текущим затратам, однако в результате таких расходов формируется бренд, стоимость которого может оцениваться в миллиарды долларов. По общему признанию делового сообщества, бренд представляет собой нематериальный актив и одно из важнейших конкурентных преимуществ компании. Однако его стоимостные оценки и тенденции их изменения во времени не вписываются в традиционные правила отражения в учете нематериальных активов. Так, нематериальные активы являются амортизируемыми, т.е. перенос их стоимости на себестоимость вновь созданного продукта/услуги производится по частям путем начисления амортизации. По истечении срока использования нематериального актива его стоимость нуллифицируется. Бренд же может не только не терять свою стоимость во времени, но и наращивать ее. Представляя собой нематериальный актив по всем перечисленным ранее признакам, бренд нуждается в особой процедуре оценки и переоценки. Только в этом случае станет возможной капитализация расходов, в результате чего можно будет увеличивать стоимость внеоборотных активов за счет отражения в их составе бренда.

 

Глава 2 Основные методы оценки капитализации фирм

 

Обозначим четыре основных метода оценки капитализации фирмы:

Капитализация по расщеплённой ставке - капитализация потока доходов, который, как ожидается, не будет меняться, и не ограничен во времени; или капитализация актива, который, как ожидается, будет продан по той же цене, что и цена покупки, и, следовательно, не требует возмещения капитала. Используется для оценки прогнозируемых потоков денежных средств по одному и тому же объекту используются две различные процентные или дисконтные ставки.

Капитализация прибыли - оценка экономического потенциала предприятия посредством расчета современной стоимости чистой прибыли, которую предполагается получить в будущем;

Прямолинейная капитализация - метод расчета коэффициента капитализации для недвижимости путем прибавления к ставке процента нормы прямолинейного возврата капитала;

Прямая общая капитализация - метод основан на делении чистого операционного дохода на коэффициент, полученный в результате анализа сопоставимых объектов и сравнения доходов от этих объектов с ценами их продажи.

Все зависит от того, какова цель оценки стоимости компании. Для определения цены продаваемого пакета акций при привлечении инвестиций, продаже бизнеса (или доли в бизнесе) стороннему инвестору, приобретении бизнеса или доли в нем используются различные варианты метода дисконтированных денежных потоков (ДДП).

В большинстве случаев для оценки стоимости компаний используется метод ДДП. Важнейшими элементами метода ДДП являются свободный денежный поток и дисконтная ставка. “Свободным” этот денежный поток называется потому, что он получен путем вычета из доходов компании не только необходимых расходов (как чистая прибыль), но и инвестиций в оборотные и основные средства, необходимых для поддержания устойчивого функционирования бизнеса. Поэтому этот денежный поток действительно может свободно распределяться между акционерами бизнеса (путем выплаты дивидендов) или реинвестироваться в бизнес.

Если стоимость вещи представляет собой выраженную в денежном эквиваленте ценность вещи для ее владельца, то стоимость бизнеса определяется способностью этого бизнеса приносить акционерам свободные денежные потоки.

В свою очередь, дисконтная ставка (которая измеряется в процентах) определяется уровнем риска, сопутствующего оцениваемому бизнесу. Очевидно, что чем более рискованным является бизнес, тем выше вероятность того, что реальные денежные потоки окажутся меньше ожидаемых и, соответственно, тем ниже оказывается стоимость компании. Поэтому чем выше риски данного бизнеса, тем выше дисконтная ставка и тем ниже стоимость компании.

Метод ДДП может использоваться и в других целях; в частности, для расчета стоимости торговой марки компании (который необходим, например, при внесении торговой марки в уставной капитал совместного предприятия, а также при использовании торговой марки в качестве залогового обеспечения кредита, выдаваемого банком или финансовой компанией).

Наиболее простым методом оценки стоимости компании является метод чистых активов. Этот метод используется при ликвидации компании, когда ее активы распродаются, а вырученные средства распределяются в установленном законом порядке между кредиторами и акционерами компании.

Для расчета стоимости компании методом чистых активов проводится оценка рыночной цены основных и оборотных средств компании, а также ее обязательств; при этом для каждого вида активов и обязательств используется своя методика оценки рыночной цены. Разница между рыночной ценой активов и обязательств и является стоимостью компании по методу чистых активов. Так как при оценке стоимости по этому методу не учитывается размер ожидаемых свободных денежных потоков, создаваемых активами компании, она оказывается значительно меньше (иногда во много раз меньше), чем стоимость, рассчитанная по методу ДДП (и поэтому имеет смысл только при ликвидации компании).

В соответствии с методом чистых активов, к расчету принимаются не все активы. Методика оценки стоимости предприятия методом чистых активов утверждена законодательно.

Чистые активы - это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов акционерного общества, принимаемых к расчету, суммы его обязательств, принимаемых к расчету.

Активы, участвующие в расчете, - это имущество акционерного общества, в состав которого включаются по балансовой стоимости следующие статьи.

В состав активов, принимаемых к расчету, включаются:

Внеоборотные активы, отражаемые в первом разделе бухгалтерского баланса (нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы);

Оборотные активы, отражаемые во втором разделе бухгалтерского баланса (запасы, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, прочие оборотные активы), за исключением стоимости в сумме фактических затрат на выкуп собственных акций, выкупленных акционерным обществом у акционеров для их последующей перепродажи или аннулирования, и задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал.

 

Заключение

 

Для успешного развития бизнеса в целом, так и для адекватной оценки капитализации компании необходимо наличие эффективной системы управленческого учета. Практика показывает, что применение даже отдельных элементов управленческого учета (бюджетирование, управление затратами на основе распределения на переменную и постоянную составляющие, построение системы сбалансированных показателей и т.д.) приносит ощутимый результат уже в краткосрочном периоде. В частности, появляются возможности более рационально расходовать имеющиеся в распоряжении компании ресурсы, оптимизировать доходную и расходную составляющие, повышать эффективность своей хозяйственной деятельности за счет выявления скрытых внутренних резервов роста.

Метод капитализации прибыли является одним из вариантов доходного подхода к оценке бизнеса действующего предприятия. Как и другие варианты доходного подхода, он основан на базовой посылке, в соответствии с которой стоимость доли собственности в предприятии равна текущей стоимости будущих доходов, которые принесет эта собственность.

Основное преимущество - простота расчетов. Другое преимущество состоит в том, что метод прямой капитализации так или иначе непосредственно отражает рыночную конъюнктуру.

 

 

Вопрос

Стоимость капитала зависит от его источника (собственника) и определяется рынком капитала, т.е. спросом и предложениями (если спрос превышает предложение, то цена устанавливается на более высоком уровне). Кроме того, стоимость капитала зависит и от объема привлекаемого капитала.

Главными факторами, под влиянием которых складывается стоимость капитала организации, являются:

- общее состояние финансовой среды, в том числе финансовых рынков;

- конъюнктура товарного рынка;

- средняя ставка ссудного процента, сложившаяся на рынке;

- доступность различных источников финансирования для организаций;

- рентабельность операционной деятельности организации;

- уровень концентрации собственного капитала;

- соотношение объемов операционной и инвестиционной деятельности;

- степень риска осуществляемых операций;

- отраслевые особенности деятельности организации, в том числе длительность операционного цикла и др.

Анализ структуры пассива баланса, характеризующего источники средств, показывает, что основными их видами являются: внутренние источники (средства собственников или участников в виде уставного капитала, нераспределенной прибыли и фондов собственных средств), заемные средства (ссуды и займы банков и прочих инвесторов), временно привлеченные средства (кредиторы). Причины их образования, а также величина и доля в общей сумме источников средств могут быть различными.

Обычно структура капитала фирмы включает:

1. Собственный капитал в виде

o обыкновенных акций,

o накопленной прибыли за счет деятельности предприятия;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: