Образовательная программа – модель пути достижения образовательного стандарта.
Основная образовательная программа дошкольного образования – это нормативно-управленческий документ дошкольной образовательной организации, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса. Программа разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования.
Программа должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое.
Виды программ:
По масштабу
· Комплексные – охватывают несколько сфер
· Парциальные – только часть программы
По новизне:
· Типовая - утвержденная и отработанная государством
· Модернизированная – адаптированная, скорректированная
· Экспериментальная – разработана как новая, и которая проверяется
· Авторизированная – новизны меньше 30 %
· Авторская – новизны более 30 %. Статус получает у экспертного совета. Сперва такая программа является экспериментальной.
По целям:
· Образовательные
· Обучающие
· Воспитательные
· Развивающие
· Оздоровительные
· Социализирующие
·
По глубине изучения материала
· Основная (базовая)
· Фундаментальная
· Прикладная
· Углубленная
По срокам реализации:
· Длительные
· Краткосрочные (разовые)
· Среднесрочные
· Долгосрочные
По используемой технологии:
· Исследовательская
|
· Творческая
· Социализирующая
· Воспитательная
· Образовательная
· Обучающая
· Коррекционная
Принципы разработки образовательной программы:
· Модульность
· Гибкость
· Разноуровневость
· Детоцентризм – в центре суждения ставится ребёнок
· Разноуровневость – для детей с различными возможностями. Дифференциация детей по разным подходам (девочки, мальчики. Слабые, сильные)
Требования к программе:
· Актуальность
· Новизна
· Научность
· Реалистичность
· Полнота (наличие всех структурных элементов программы)
· Целостность
· Восприимчивость
Структура и объем Общеобразовательной Программы ДО:
Разделы ОП ДО:
Программа включает три основных раздела (в каждом отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема;
части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%):
Целевой:
Пояснительная записка
1.цели и задачи реализации Программы
2. принципы и подходы к формированию Программы
3. значимые характеристики (особенности развития детей раннего и дошкольного возраста)
Планируемые результаты
· освоения Программы
· с учетом возрастных возможностей
· индивидуальных различий детей
· особенностей развития детей с ОВЗ
Содержательный:
Представляет описание:
· образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях;
· вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы;
|
· образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (если эта работа предусмотрена).
В содержательном разделе Программы должны быть представлены:
· особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
· способы и направления поддержки детской инициативы;
· особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников:
Организационный:
· описание материально - технического обеспечения Программы;
· описание методических материалов и средств обучения и воспитания;
· описание распорядка и /или режима дня;
· описание особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий;
· описание особенностей организации развивающей предметно - пространственной среды
Содержание Программы должно отражать следующие
аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
1) предметно - пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4)система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.