СНАЙПЕР И КОМАНДИР ИННА МУДРЕЦОВА




 

В Центральном Музее Советской Армии я собирал материалы о подвигах снайперов в годы Великой Отечественной войны. Меня спросили: «А вас не интересуют снайперы‑женщины? Если да, то рекомендуем зайти в ЦДСА. Там проходит встреча фронтовых подруг». И вот на этой встрече мне довелось познакомиться с одним из отважных снайперов и храбрых командиров – Инной Семеновной Мудрецовой, о которой нельзя не написать…

 

То, что Инна Мудрецова, занимаясь в стрелковом кружке Осоавиахима, стала одним из лучших снайперов нашей страны, мне было известно давно. Но о том, как она пошла на фронт в Великую Отечественную войну и как воевала, я узнал сравнительно недавно.

Однажды Инна позвонила мне по телефону:

– Приходите, – сказала она, – к одиннадцати часам утра в ЦДСА. Там будет встреча фронтовых подруг‑снайперов.

Оказывается, по окончании войны фронтовички‑снайперы решили собираться в первое воскресенье мая, для того чтобы вспомнить фронтовые будни, поговорить по душам. Это были интересные встречи. Собирались не только бывшие фронтовички, проживающие в Москве, но и приезжали женщины‑снайперы из Ленинграда, Перми, Куйбышева, Тбилиси, Рязани и других городов. А те, кто по каким‑либо причинам не смогли прибыть в Москву, слали свои письма, телеграммы на имя Мудрецовой.

Об Инне все говорили как о храброй, отважной женщине. Трудно даже себе представить, как могла эта миловидная, небольшого роста, молодая женщина быть в пекле войны, часами лежать со своей снайперской винтовкой на сырой осенней земле, зимой в снегу, переносить тяготы фронтовой жизни, быть несколько раз раненной и снова возвращаться в строй.

Вот ее короткая, но яркая биография. Она родилась в деревне Игумново, недалеко от Костромы. В глубину веков уходят упоминания о костромичах, людях умелых, трудолюбивых и мужественных.

Именно в такой трудолюбивой русской семье росла Инна Мудрецова. Сама она рано познала труд. И сразу показала себя упорной, настойчивой. После окончания семилетки поступила на завод и одновременно училась в школе рабочей молодежи. Затем техникум, институт. Занималась в различных кружках. Но особенно увлекалась стрелковым спортом. И по сей день добрым словом вспоминает она своего первого учителя по стрельбе Романа Григорьевича Чулок.

– Это было в Электростали, под Москвой, – говорит Инна. – Научил он меня стрелять, а потом пошел на войну с белофиннами и там погиб. Я бесконечно благодарна этому человеку за то, что он передал мне свое искусство меткой стрельбы. Как это мне пригодилось на войне с немецкими фашистами!

Инна Мудрецова достает снайперскую книжечку. В ней скупые цифры: 10, 15, 17, 55, 78, 140. Это уничтоженные ею гитлеровские вояки. За каждой цифрой – думы и помыслы снайпера, ее кровь и слезы, невидимые поединки с фашистскими снайперами.

Когда немецкие фашисты вероломно напали на нашу страну, муж Инны находился в военных лагерях в Белоруссии. Шли дни, а о нем ничего не было слышно. Так и не дождалась она весточки от него. И решила мстить врагу за мужа, за всех советских людей.

У Инны была дочурка. Она отвезла ее к родным в деревню, а сама пошла работать на оборонный завод. Работала хорошо, но это не удовлетворяло ее. Надо сделать что‑то большее. «Я снайпер, инструктор стрелкового клуба, – говорила она себе, – а что, если организовать снайперскую школу. И обучать этому женщин». И комсомолка Инна Мудрецова пошла к своим подругам, посоветовалась с ними. Они написали письмо в Ставку. Его подписали Мудрецова, Ольга Маликова, Аня Морозова и Катя Успенская.

Предложение молодых патриоток было поддержано. Снайперскую школу создали под Москвой – в Вешняках. Инну взяли в качестве инструктора. Тяжелое это было время. Надвигалась первая фронтовая зима. Фашисты рвались к Москве.

Инна передавала девушкам свои знания и опыт искусной стрельбы, воспитывала у них горячую любовь и преданность Родине. Учила и ждала того дня, когда будет среди тех, кто лицом к лицу ведет самоотверженную борьбу с лютым врагом.

Вскоре после первого выпуска Инна написала рапорт: «Прошу отправить меня на фронт». Командование воинской части направило Мудрецову в тыл врага. Одетая в старый тулупчик, повязанная платочком, шла она по белорусской земле. Ребята в отцовских шапках довели ее до партизанских землянок.

Став снайпером в отряде, Инна часами лежала зарывшись в снег или прижавшись телом к ледяной земле, ожидая разящей снайперской минуты. Она помогала партизанам истреблять врагов, мстила за кровь и слезы советских людей.

Через некоторое время Мудрецова вернулась в часть. И снова вышла на снайперскую охоту. Ползком, перебежками, в глухой мгле ночи, по лесным тропам, через изрытые воронками поля, добиралась Мудрецова до заранее намеченного места. Залегла. Лежать пришлось долго. Не потому, что враг не появлялся. Надо было выдержать время, создать у фашистов обманчивое впечатление тишины и покоя.

Было холодно, но Инна не чувствовала мороза. Она лежала без движения, почти не дыша. Наконец появилась живая цель. Мгновение, и цель в перекрестии. Плавное нажатие на спусковой крючок. Выстрел. Сраженный меткой пулей русской женщины, фашист распластался на земле. «Одним гитлеровцем меньше», – прошептала Инна. Это было удачное начало нового боевого дня. Ничем не обнаружив себя, она снова притаилась в ожидании второй цели. В ту ночь Мудрецова сделала еще три выстрела – еще три фашистских вояки были отправлены на тот свет. На рассвете Инну ожидали в части подруги, бойцы. Они поздравляли ее с отличным боевым успехом.

 

Инна Мудрецова.

 

Вскоре группу снайперов переместили во второй эшелон соединения. Инна пошла в политотдел и попросила, чтобы ее оставили на передовой. Полк, в котором она воевала, готовился к наступлению. И вот она на исходном рубеже, откуда пехота двинется для атаки. До сигнала оставались считанные минуты. А в одном из взводов 3‑й роты вышел из строя командир.

– Беру командование на себя, – обратилась Мудрецова к солдатам и сержантам.

Бой был затяжным. Взводу пришлось нелегко. Он все время находился под сильным воздействием вражеской артиллерии. Мудрецова умело руководила боем. Атаки взвода были стремительными. В этом немалую роль сыграл личный пример Инны.

Вот что говорит очевидец этого боя инженер‑капитан запаса А. Краснов:

– В те дни решительных схваток нужна была особая отвага и беззаветная преданность каждого бойца и офицера, чтобы сломить сопротивление врага. К этому бою готовились на нашем участке со всей тщательностью. Саперы заранее сделали проходы, разминировали минные поля. Пехота получила боевое задание и залегла на исходном рубеже. После артиллерийской подготовки наступило затишье. И вдруг тишину прорезал звонкий женский голос: «Вперед, за мной!» Бойцы с криком «ура» выскочили из окопов и бросились за командиром. Это был младший лейтенант Инна Мудрецова. Ее взвод был ударной группой. И он оправдал это свое назначение. Дело доходило до рукопашных схваток. В этом бою Инна была ранена, но вскоре снова встала в строй.

Снайпер Мудрецова знала каждый кустик, каждую ложбинку передовой. Всюду она умело проползала, прижав к себе снайперскую винтовку. Во время наступления наших войск на владимиро‑волынском направлении часть, в которой находилась Мудрецова, оказалась окруженной. Инну тяжело ранило. Гимнастерка ее почернела, белый бинт стал багрово‑красным. Несмотря на ранение, Мудрецова вывела большую группу бойцов из окружения.

Вот что рассказывает об Инне ее однополчанин, командир роты старший лейтенант В. Горелов:

– Эту простую русскую женщину, всегда полную задора и огня, с твердым мужским характером я встретил в необыкновенных условиях и на необыкновенной работе на передовых позициях. Было это зимой сорок четвертого года, у Пинских болот, на одном из участков нашей обороны. Местность простреливалась фашистскими снайперами, и днем нельзя было пройти. Вечером мне звонит командир батальона: «Встречай двух спасателей, ознакомь их с линией обороны и местностью, обеспечь работой. За жизнь их отвечаешь ты». Жду и все думаю, что же это за спасатели? И вот связной приводит двух бойцов в шубах и маскхалатах со снайперскими винтовками. Я пригласил их ознакомиться с картой, расположением нашего участка обороны. Вдруг слышу: «Пойдемте на местность, а с картой я потом ознакомлюсь». Это говорила Мудрецова. Мы пошли. Над головами то и дело пролетали трассирующие пули. Меня удивило, как смело шла Инна по тропинке, предостерегая нас от опасности. Я и мои подчиненные прониклись к ней чувством большого уважения. Я спросил ее, откуда она прибыла? Она ответила: «Из Москвы». И стала расспрашивать об обороне, активности противника, в какое время и при каких обстоятельствах гибли наши бойцы. Интересовало ее все, до мельчайших подробностей.

По ее требованию мы заново прорыли дополнительную траншею и сделали чучело человека. До рассвета вышли на выбранные места. Враг открыл огонь. Чучело сразу же было пробито пулями. На второй день Инна выползла на нейтральную землю. А нас попросила вызвать на чучело огонь фашистов. Вот тут и произошла расплата: два вражеских снайпера были уничтожены. На третий день гитлеровцы стали бить из пулемета. Но и пулеметный расчет был также уничтожен Мудрецовой и вторым снайпером сержантом Корольковым. За пять дней пребывания у нас Мудрецова передала свой опыт нашим стрелкам. Все мы восхищались ее мужеством и бесстрашием.

А вот теплое, задушевное письмо воспитанницы Инны по снайперской школе Милеевой. Она пишет:

 

«Я пришла в Центральную женскую снайперскую школу добровольцев в возрасте 18 лет и там познакомилась с Инной Мудрецовой. Она была уже командиром. Сколько силы, воли и любви к людям было у этой женщины! Девушки в снайперской школе были разные по возрасту, по подготовке и характеру. Надо было подобрать ключ к сердцу каждой девушки, чтобы воспитать из нас волевых, выносливых и мужественных бойцов. Инна была образцовым командиром и хорошим товарищем. Мы, ее воспитанники, всегда помнили ее горячие слова о Родине и поступали на фронте так, как она нас учила: защищать Отчизну до последней капли крови. Она служила для нас образцом. Наш народ гордится такими, как Инна Семеновна Мудрецова».

 

Мудрецова не расставалась со своей снайперской винтовкой почти до самого конца войны. Она всегда выручала ее в трудную минуту, в критические моменты боя.

В снайперской книжке Инны есть небольшая запись: «Убито еще пять фашистских вояк». Было это за Одером, под городом Гольбергом. Местность здесь сильно пересеченная. Оборона подразделения роты, которым командовала Мудрецова, проходила по высоте 480. А нейтральная зона петляла через хребет, по скатам. Ширина ее была не более 40–50 метров. Как ослабить вражескую оборону, уничтожить больше живой силы врага? Мудрецова высказала свой план.

– Надо подобраться к ним, – сказала она. – Нейтральная зона здесь около полутора километров. Там находится подбитый вражеский танк. Оттуда и будем вести снайперский бой.

План ее поддержали.

Настала ночь. Инне не раз приходилось совершать переходы в кромешной тьме. И никогда она не сбивалась с тропинок. И теперь Инна смело направилась к танку со снайпером Андриенко. Все было сделано искусно, как требовала обстановка.

Маскировка – первое условие успеха. Второе условие – терпение. Меткость стрельбы – как бы завершает победу. Эта формула Инны Мудрецовой подтверждалась всегда жизнью. На небольшом удалении от наших снайперов расположился замаскированный пулеметный заслон. Наши бойцы следят за Мудрецовой и Андриенко. И за противником. В случае чего – советские снайперы получат поддержку.

Ночь была проведена в танке. И вот забрезжил рассвет, взошло солнце. Гитлеровские солдаты решили позавтракать, погреться на солнце. А за деревьями вражеские наблюдатели следили за нашей обороной.

Мудрецова решила, как она выражается, проверить прицел своей снайперской винтовки. Вот она выжидает момент. Сосредоточивается. На какое‑то мгновение затаила дыхание… Раздается сухой щелчок. Наблюдатель, находившийся на вершине высоты, падает. К нему подбегают двое солдат. Наводка не нарушена. Делается лишь маленький доворот вправо. Еще выстрел. Еще одним фашистским воякой стало меньше.

– А теперь огонь надо перевести на группу солдат, – тихо замечает Инна и делает еще три выстрела.

И еще трое отвоевались. У подножия высоты появились офицеры. Инна ясно видит в окулярах бинокля их погоны. Гремят выстрелы. Один офицер убит, второй ранен.

– Хватит, – говорит Инна. – Больше стрелять нельзя, иначе выдадим себя.

 

– А это было уже под Берлином, – вспоминает Инна.

Мы читаем боевую характеристику на командира стрелкового подразделения 4‑й роты 2‑го батальона лейтенанта Мудрецову Инну Семеновну:

 

«Будучи в боях Отечественной войны, показала себя как смелый, отважный, инициативный командир. Своей выдержкой и спокойствием воодушевляла подчиненных на бесстрашные подвиги. Во время пребывания во 2‑м стрелковом батальоне показала себя как один из лучших командиров.

Особенно отличилась она 18 апреля 1945 года в боях за станцию Кодерсдорф (Германия). Будучи тяжело ранена, ни на шаг не отошла от своих позиций. Держалась до последнего, пока не была выполнена задача, поставленная перед командованием батальона».

 

– Чем же памятна для вас эта станция? – спросил я Мудрецову.

Инна Семеновна ответила:

– Здесь прозвучал мой последний снайперский выстрел…

Произошло все так, как бывает на войне. Кругом пусто, будто все вымерло. Инна подумала: «Дошла ты все‑таки, Мудрецова, до Берлина. А шла долго, извилистыми фронтовыми дорогами». В это время со станции ударили немцы. Оказалось, ударная группа, возглавляемая Мудрецовой, глубоко вклинилась вперед и находилась в полуокружении противника. Кольцо стало смыкаться. На станции лежали мешки с цементом. Инна решила их использовать в качестве заслона. Бойцы взяли мешки и поползли вперед с пулеметами, противотанковыми ружьями, снайперскими винтовками.

– А враг свирепствовал, бил нещадно по нас. Цемент наш начал сыпаться, – вспоминает Инна. – Но мы не отступаем. Сколько бой продолжался – трудно вспомнить. Только под вечер бить стали со всех сторон – с боков, сзади…

Три дня и три ночи держались солдаты. Никто почти не пил и не ел. Оборонялись уже немецким оружием, подобранным ночью на улице. Только для снайперской винтовки Инна оставила патроны. К исходу третьих суток у Мудрецовой осталось три человека, способных держать пулеметы. Командир батальона передал по рации: «Держитесь, идут танки». И бойцы держались. Вдруг раздался страшный взрыв. Мудрецова упала. Левая рука ее была перебита. Инна увидела бегущих немцев. Придвинула к себе снайперскую винтовку и, превозмогая боль, посмотрела в прицел. Бросились в глаза немецкие офицерские погоды.

– Гауптман, капитан… – сказала тихо и, как всегда, спокойно нажала на спусковой крючок. Потом попробовала рацию – работает. Сказала в трубку: – Огонь на меня. – И тут же потеряла сознание.

Очнулась Инна в медсанбате. Хотела пошевелить рукой, но руки уже не было. Страшно стало от мысли, что она инвалид. А тут письмо пришло из 2‑го стрелкового батальона 4‑й роты. Оно было трогательным, вдохновляющим:

 

«Всеми уважаемая лейтенант Мудрецова, примите привет и наилучшие пожелания в быстрейшем выздоровлении. Все солдаты и офицеры огорчены и соболезнуют вам. Личный состав никогда не забудет ваших боевых подвигов, стойкости и мужества.

Вы единственная женщина – боевой командир на передовой позиции. Вы всегда шли вперед и вели бойцов, завершая бой успехом…

Желаем успешного лечения.

Ваши братья по боям: Поздникин, Усков, Зайцев, Филиппов и другие».

 

На излечение Инну Мудрецову направили в Москву. Выписавшись из госпиталя, она пришла к знаменитому профессору Богоразу. На вопрос хирурга: «Чем могу помочь?», немного смущаясь, ответила вопросом же:

– Как мне жить без руки?

Наступила пауза. Взяв со стола карандаш, профессор постучал по своим ногам.

– Я потерял ноги двадцать лет назад. И все, что я совершил за это время в науке, совершил в этот период. Надо продолжать жить, дорогая.

И Инна Мудрецова живет и борется. Она и сейчас в строю – в строю бойцов за коммунизм.

3 августа 1960 года в газете «Советская авиация» был помещен снимок и описание складного мотороллера «Малютка». Вес его всего 20 килограммов, но он способен с 30‑километровой скоростью нести взрослого человека. В этом изобретении есть доля труда и Инны Мудрецовой, которая выполняла рабочие чертежи всех узлов и агрегатов. Она была первым помощником А. К. Сердюка – автора этого изобретения.

Инна Мудрецова – неутомимый пропагандист боевых традиций нашей армии, всего героического. Она ведет большую переписку. В прошлом году девушки из Кабардино‑Балкарии пригласили ее к себе в гости. Она побывала в десятках колхозов. И всюду ей был оказан теплый прием. А в одной семье ее удочерили. И недавно ее новый брат, который служит в рядах Советской Армии, поспешил порадовать свою сестру успехами в боевой и политической подготовке. В ответ полетела весточка с добрым советом служить Родине, как служили ее бойцы в грозовые годы Великой Отечественной войны.

 

М. Ребров

ПОДВИГ ИСПЫТАТЕЛЯ

 

Нина Ивановна Русакова – единственная в нашей стране женщина заслуженный летчик‑испытатель СССР. В авиации она служит более двадцати шести лет. Летала на сорока типах самолетов. Более пяти тысяч раз поднималась в воздух. Русакова награждена орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды и медалями.

 

Красавец ТУ‑104 прибывал в столицу нашей Родины Москву. Когда стройная стюардесса объявила об этом пассажирам, все повернулись к иллюминаторам. Каждому хотелось побыстрее окинуть взглядом Подмосковье.

Однако земля не была видна. Самолет летел за облаками, гораздо выше них. Вокруг до самого горизонта раскинулась белая равнина. А сверху сияло солнце. Прозрачный синеватый воздух стратосферы почти не задерживал его лучей, и веселые «зайчики» прыгали по стенам и потолку воздушного лайнера.

Все вокруг казалось праздничным. Люди отряхивали с ресниц остатки недавней дремоты и были готовы хоть сейчас броситься в объятия москвичей. Но их разделяла посадка – самый трудный этап полета.

Прошло совсем немного времени, и картина полета резко изменилась. Самолет вошел в облака. В кабине сразу потемнело. Машину начало потряхивать.

Болтанка сказалась на настроении пассажиров. Шутники примолкли, а в откровенных детских глазенках даже запрыгали искорки нескрываемого страха. И лишь один человек из всех сидевших в креслах оставался совершенно спокоен. Это была черноволосая женщина с простым русским пучком на голове. Для нее все происходящее было обычным явлением.

Через несколько минут за круглыми окнами самолета вновь посветлело. Теперь машина мчалась вдоль длинного светлого коридора, словно вырубленного в густом облачном массиве. Под колесами проносились шестигранники летного поля.

Полет завершился. А пассажиры так и не узнали, что солнцу, пробивающемуся сквозь тучи, и самой посадке они обязаны черноволосой женщине, летевшей с ними, – Нине Ивановне Русаковой, заслуженному летчику‑испытателю СССР.

Впервые ее имя стало известно советским людям летом 1940 года из короткого сообщения ТАСС. В нем говорилось:

 

«Сегодня, 27 июля, из города Хабаровска назначен старт двухмоторного самолета «Украина» в дальний беспосадочный перелет по маршруту Хабаровск – Львов, с посадкой на участке Мозырь – Львов.

В состав экипажа входят: командир самолета – капитан Мария Петровна Нестеренко, второй пилот – Мария Григорьевна Михайлова и штурман – старший лейтенант Нина Ивановна Русакова…»

 

Труден был этот полет. Много часов провели в воздухе три отважные женщины, борясь с разбушевавшейся стихией. Десять часов не снимали летчицы кислородных масок. Возможно, именно в этом полете, а может, и раньше загорелось в душе Нины Ивановны Русаковой страстное желание увидеть авиацию «всепогодной», летающей днем и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях.

Стране нужны были могучие самолеты‑гиганты с оптическими глазами, видящими в темноте, с механическими руками, могущими справиться с управлением в любых условиях. И перед мысленным взором молодой летчицы взлетали ввысь армады стальных кораблей. Они шли сквозь ночь и грозы. Люди смотрели на землю с огромной высоты и радовались.

Мечта, дерзание, смелость привели Русакову в семью летчиков‑испытателей. Ей, одной из немногих женщин‑воинов партия доверила опытные самолеты.

Нина Ивановна уверенно шла к намеченной цели. В стенах научно‑испытательного института решались проблемы завтрашнего дня нашего воздушного флота. Конструкторы предлагали самые, казалось бы, фантастические проекты самолетов. А Нина Ивановна постоянно думала о человеке, который будет управлять этими самолетами. Обеспечат ли ему необходимые удобства, безопасность, надежность управления? Сможет ли он вести уверенно свой воздушный корабль в облаках и за облаками, сажать в любую погоду? Ведь пока еще авиация очень зависит от метеорологических условий.

В пылкой голове летчицы созревали смелые планы, которыми она делилась со своими товарищами. Конечная цель – полная автоматизация не только полета, но и посадки. Пусть летчик лишь контролирует работу автоматических устройств. Вот идеал, к которому нужно стремиться.

 

Заслуженный летчик‑испытатель СССР Н. И. Русакова.

 

Русакова налетала в общей сложности свыше четырех тысяч часов – почти полгода непрерывно пребывала в воздухе. И какие только не испытывала самолеты: истребители, штурмовики, бомбардировщики, летала на трофейных машинах. И в каждом полете не забывала думать, претворять в жизнь свою заветную мечту о слепом полете, о пилотировании по приборам, о посадке сквозь облака.

На самолете множество приборов, и самых различных: с беспокойными стрелками, зеленоватыми фосфористыми цифрами. Глядя на них, летчик уверенно определяет положение самолета в пространстве, даже если не видно земли, безошибочно выводит его на нужный курс, выдерживает заданную высоту.

Но вот появились новые приборы. Как они поведут себя в полете, может ли летчик довериться им, как самому себе? Ответить на эти вопросы и предстояло Русаковой.

 

…Машина стремительно мчалась по прямой, стрелки приборов замерли на своих местах. Стоит слегка потянуть штурвал или «дать ногу», как магические помощники летчика оживают и говорят с ним на понятном ему языке: на столько‑то градусов изменился курс, самолет идет вверх, крен такой‑то.

Однако далеко не всегда приходится летать по прямой. Взять истребитель. Весь его полет, особенно во время воздушного боя, – это целый комплекс фигур горизонтальных и вертикальных, стремительных пикирований и быстрых подъемов. И что бы пилот ни делал, в любой момент приборы должны помочь ему найти ответы на многие вопросы.

Удостоверившись, что в полете по прямой приборы работают надежно, Нина Ивановна начала вторую, самую трудную часть испытательного полета. С огромной высоты скоростная машина стремительно мчалась к земле, потом траектория полета резко переламывалась, и самолет опять устремлялся ввысь. Одна за другой следовали несколько петель Нестерова, иммельманы, «бочки», боевые развороты.

Товарищи с земли внимательно следили за безукоризненно четким полетом своей соратницы. Даже бывалым летчикам было что посмотреть в этом состязании человека с машиной. Кто‑то стал подсчитывать фигуры пилотажа. Уже счет перевалил за первую сотню, потом за вторую, а самолет все продолжал легко и четко выписывать в небе замысловатые кривые.

Двести сорок фигур высшего и сложного пилотажа сделала Нина Ивановна за сорок минут испытательного полета. И когда самолет коснулся посадочной полосы, быстро промчался мимо наблюдавших за ним, бурные аплодисменты полетели вслед бесстрашной летчице.

 

Еще в то время, когда на фронтах Великой Отечественной войны раскатывались громы орудий, в тиши кабинетов научно‑исследовательского института думали о мирных днях. Уже не только в чертежах, но и в натуре красовались перед конструкторами первые опытные образцы новых пассажирских самолетов – будущих воздушных лайнеров. Особенно широко развернулась эта работа после нашей победы над немецко‑фашистскими захватчиками.

Один проект самолета сменялся другим, еще лучшим. Творцы воздушных кораблей думали над тем, какие двигатели установить на самолете, чтобы он летал выше и быстрее других подобных самолетов. А Нина Ивановна не переставала мечтать о «всепогодных» самолетах. И уже многое придумали, сделали наши ученые и конструкторы, чтобы отменить многие ограничения полетам.

Начали проводиться опыты по рассеиванию облаков над аэродромом с помощью охлажденной углекислоты. Русакова поднимает в воздух самолет, наполненный этим продуктом, пробивает облака и как бы посыпает их сверху белыми холодными хлопьями. Там, где прошел ее самолет, облака словно рассекаются, разводье в тучах ширится с каждой минутой, открывая аэродром. Нина Ивановна разворачивает машину, ныряет в голубую «прорубь» и приземляется.

Сколько труда она затратила, чтобы научиться быстро и безошибочно делать такие «проруби» в облаках! До нее никто толком не знал, как лучше «высевать» на облака углекислоту, сколько ее нужно, как прокладывать маршрут полета, никто не умел угадывать влияние ветра при этом. Добрую сотню раз поднималась Русакова в воздух, чтобы все это уточнить, проверить.

А потом начались испытания разнообразных технических систем слепой посадки. Начались новые, не совсем обычные полеты.

С земли все это обычно выглядит очень просто. Взлетает двухмоторный самолет, идет по кругу над аэродромом, потом выходит на приводную радиостанцию и начинает снижаться. Все ниже и ниже летит машина. Вот она уже на высоте 100… 70… 50 метров.

Но самолет не садится. Пролетев над посадочной, он снова набирает высоту, и все повторяется сначала.

Одна из особенностей такого испытательного полета та, что почти на всем маршруте летчик пилотирует самолет по приборам. Кабина закрыта плотным колпаком. Ни один луч дневного света не проникает снаружи. Изнутри не видно, что делается за бортом самолета. Где аэродром, где посадочная полоса – об этом летчик может судить только по показаниям стрелок.

По указателю радиокомпаса он заходит на посадочный курс, потом попадает в зону действия курсоглиссадной системы и теперь целиком полагается на показания приборов, ведущих самолет по глиссаде. На определенной, очень малой высоте летчик может откинуть закрывающий его колпак и удостовериться в точном выходе на посадочную полосу.

Каждый заход на ВПП тщательно фиксируется самописцами. Потом эти записи будут расшифрованы, сопоставлены одна с другой и летный состав получит четкую инструкцию, как заходить на посадку по данной системе. Но это будет потом, а сейчас…

Нину Ивановну Русакову целиком поглотило пилотирование. Чем ниже летел самолет, тем строже и точнее действия органами управления, тем сосредоточеннее взгляд на приборы. Медленно тянется время в приборном полете, особенно когда приходится отсчитывать каждую секунду нахождения самолета на посадочном курсе.

Нина Ивановна буквально слилась с машиной. А высотомер неуклонно отмечал потерю высоты. Вот потерян еще десяток метров, потом еще и еще. Летчица действует все осторожнее. Можно бы уже и прекратить снижение, но не таков неукротимый дух испытателя, коммунистки Русаковой, чтобы остановиться в своих дерзаниях на половине пути. Ведь, чем ниже она сумеет подвести самолет к земле, тем точнее будут данные о возможностях посадочной системы, тем большие результаты принесет ее полет. И Русакова, теперь уже не без риска, еще и еще приближала самолет к земле.

У земли воздушная масса не спокойна, и полет напоминает езду по ухабистой дороге. Хоть неровности воздуха не видны, они дают себя знать через броски машины. Все труднее парировать эти отклонения от линии горизонтального полета.

Самолет летел ниже, чем в предыдущем заходе. Но данные высотомера не позволяют снижаться дальше, а то бы ничто не удержало летчицу достигнуть самой минимальной высоты.

Пролетев по кругу, самолет снова заходит на посадочный курс. По невидимой для простого глаза, но четко обозначенной для радиочувствительных приборов глиссаде, он, словно с горы, скатывается со стороны леса к началу бетонной дорожки. Все ближе и ближе земля. Огромная стальная птица с убранными шасси пересекает границу аэродрома. Могучий поток закручивает песчинки, поднятые с земли, и отбрасывает их назад.

В жизни каждого человека бывают такие моменты, когда он должен принимать какое‑то ответственное решение. Большинство людей располагают для этого достаточным временем, чтобы взвесить все «за» и «против», обдумать различные варианты решений и остановиться на таком, которое во всех отношениях лучше остальных. У летчика‑испытателя для этого очень часто не бывает времени. Правильное решение должно быть принято за секунды, даже за доли секунд, иначе он может погибнуть.

Нечто такое пережила и Русакова. Самолет подходит к самой земле. Машина идет ровно. Хорошо! И тут в момент, когда, казалось, все уже сделано, внезапно тряхнуло самолет. Винты коснулись грунта. А в следующую секунду машина резко взмыла вверх…

Как это случилось? Нина Ивановна успела сделать тот единственный маневр (штурвал на себя), который нужно было сделать в эти секунды.

В последующих полетах уже многое сделала за летчицу автоматика. Каждый очередной заход на посадку приносил Русаковой новую частичку знаний о характере и возможностях новейшей техники. И когда коммунистка Русакова выступила на заседании ученого совета одной из академий с анализом достоинств и недостатков автоматики, с толковым предложением об изменениях в ее конструкции, профессора, доктора наук восторженно аплодировали ей, женщине‑летчику, исследователю.

 

На улице еще чуть брезжит рассвет, еще не зажигаются огни в домах, а Нина Ивановна Русакова уже на ногах. Наутро назначен вылет на другой аэродром для продолжения начатых испытаний. Что нового принесет сегодняшний день? Удастся ли разгадать еще один из многих вопросов, поставленных перед ней упрямым норовом машины. Может, удастся, может… Ведь это испытание. Испытание не только машины, но и человека, который ее покоряет.

Только семь часов, а Нина Ивановна уже в воздухе. Спокойно всматривается летчица в показания приборов. Временами ее взгляд переносится на стекло фонаря кабины, за которым клубятся белые облака. А на душе спокойно и радостно – так бывает всегда, когда Нина Ивановна берет в руки штурвал самолета.

Но на этот раз ее ожидала еще одна большая радость. Стоило командиру корабля Русаковой настроиться на волну московской станции, и она услышала бы волнующую новость. Как раз в это время диктор столичного радио зачитывал Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР. По всей стране разносились его слова:

– За многолетнюю творческую работу в области испытаний и исследований новой авиационной техники присвоить почетное звание «Заслуженный летчик‑испытатель СССР» Русаковой Нине Ивановне.

Узнать это в полете Нина Ивановна не могла. Самолетная радиостанция была настроена на аэродром посадки, и в наушниках шлемофона слышались другие слова, которые указывали путь самолету.

Не успела Нина Ивановна явиться на командный пункт, как один за другим ее стали поздравлять летчики и штурманы, инженеры и техники, товарищи по работе, знакомые и совсем незнакомые люди.

…И вот уже на воздушном лайнере в качестве пассажира заслуженная летчица страны возвращалась в любимую столицу. Ей ли не знакома такая посадка, когда самолет летит в облаках, плотным слоем закрывающих землю, когда облака неожиданно расступаются и огромная стальная птица уверенно приближается к бетонной полосе аэродрома.

В мире много, очень много дорог. Воздушные пути порой нам кажутся широкими, просторными и прямыми. Но это потому, что смотрим мы на них с земли. Воздушные дороги – самые длинные из всех путей. На них нельзя останавливаться, нельзя терять скорость.

 


[1]Л. Щербинина звала Крелию Силину Лией.

 

[2]Черепы – название деревни.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-08-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: