Обзор археологических культур среднего Поволжья




елшанский раскопка деревообрабатывающий раса

Елшанская культура

 

Следующий этап в развитии неолитического населения Самарского Поволжья связан с появлением памятников, содержащих керамику с гребенчато-накольчатой орнаментацией. В настоящее время в Средневолжском регионе исследовано более 20 стоянок подобного типа: Елшанская I и II, Ивановская, Захар-Калма, Виловатовская, Максимовская I и II, Малый Шихан, расположенные в бассейне р. Самары, Ильинка, Лебяжинка I, IV, V, Чекалино IV, Большая Раковка II, Чесноковка II, Красный Яр VII, Солонцовка, находящиеся в бассейне реки Сок, Лебяжье I и II, Мелекесс III и на р. БольшоЙ Черемшан, Подлесное III, V и VII, Пензенские стоянки в верховьях р. Суры.

Одним из наиболее выразительных комплексов этой серии являются материалы стоянки Ильинка. На площади раскопа в 250 кв. м обнаружено около 50 сосудов с примесью песка в глиняном тесте. Керамика плотная, толщина стенок 0,5-0,8 см, внешняя поверхность сосудов заглаженная, иногда до лощения. Верхние части сосудов прикрыты. Срезы венчиков округлые или плоские. Днища плоские, иногда слабо вогнутые, острых и округлых не обнаружено. Зачастую по срезам венчиков расположены насечки. Подавляющая часть сосудов под срезом венчика имеет горизонтальный ряд ямочных вдавлений, образующих по внутренней поверхности выпуклины - «жемчужины». Преобладают сосуды, украшенные наколами треугольной или овальной формы, нанесенные преимущественно в отступающей манере. Композиции весьма просты: горизонтальные или вертикальные (порой их сочетание) ряды наколов. Вторая по численности группа сосудов (13 экз.) украшена лишь горизонтальным пояском ямочных вдавлений под венчиком. Шесть сосудов орнаментированы прочерченными линиями в виде наклонных рядов или «косой решетки». Следующая группа (5 экз.) украшена коротким изогнутым зубчатым штампом. Композиции представлены горизонтальными рядами, вертикальным зигзагом, «шагающей» гребенкой. Имеются сосуды, украшенные «ногтевидными» насечками. Четыре венчика с S-видным профилем орнамента не имеют.

Несмотря на различия в технике нанесения орнамента, керамика Ильинской стоянки по технико-типологическим признакам составляет единый комплекс. На трех сосудах техника накола сочетается с зубчатой, а на одном - еще и с прочерками. Неорнаментированные сосуды имеют на внутренней стороне загладку зубчатым штампом, а иногда и оттиски этого инструмента.

Каменный инвентарь памятника насчитывает около 260 экземпляров изделий, изготовленных из однородного сырья. Среди 10 нуклеусов преобладают одноплощадочные - конусовидной или призматической формы. Из 49 орудий 33 изготовлены на ножевидных пластинах. Пластины по отношению к отщепам составляют около 20%. Среди орудий преобладают скребки концевого типа на продольных сколах, пластинах и отщепах. Имеются симметричные острия, пластины с регулярной ретушью, скобели, резцы на углу сломанной пластины, разнотипные наконечники стрел, рубящие орудия как с оббивкой, так и с пришлифовкой.

Не менее значим еще один комплекс с гребенчато-накольчатой керамикой - со стоянки Лебяжинка V, где обнаружено 272 фрагмента неолитической керамики. По технико-типологическим признакам посуда этого памятника почти не отличается от вышеописанной. По способу нанесения орнамента керамика данной стоянки подразделяется на несколько групп.

В первую группу входит 77 фрагментов (43 венчика и 34 стенки) толщиной от 0,4 до 0,7 см. Преобладают прямые венчики, хотя в единичных случаях встречены и профилированные. Ведущим элементом декора является горизонтальный пояс ямок под срезом венчика с негативами - «жемчужинами» изнутри или снаружи. К этой группе, видимо, относится острое дно.

Вторую группу составляют 116 черепков, среди которых 17 фрагментов венчиков от 14 сосудов, 10 фрагментов от одного развала и 89 стенок примерно от 60 сосудов. Орнаментация - гребенчатая, преобладает короткий изогнутый штамп. Композиции представлены вертикальным зигзагом, наклонными рядами, «шагающей» гребенкой.

Третья группа (23 венчика и 22 стенки) по примесям в глиняном тесте, толщине стенок, форме верхних частей сосудов и наличию «ямочно-жемчужного» пояска аналогична двум первым. Выделяется она по технике нанесения орнамента - наколом треугольной, овальной и ямчатой формы.

Еще одна группа (8 венчиков и 7 стенок) полностью идентична описанным, но украшена «ногтевидными» насечками, выстроенными в горизонтальные ряды или «елочкой».

Семь фрагментов от трех сосудов орнаментированы ямочными вдавлениями в виде горизонтальных рядов или зигзага. Два венчика орнаментированы прочерченными линиями. Примечательно, что во всех группах керамики присутствуют плоские днища, что еще раз подчеркивает единство всего комплекса.

Кремневый инвентарь также весьма показателен. Нуклеусы - призматические и конусовидные, ножи - прямолезвийные и саблевидные, скребки - концевого типа на отщепах или продольных сколах. Имеются симметричные острия, наконечники стрел различных типов, три оббитых и пришлифованных рубящих орудия.

Третьим относительно «чистым» комплексом можно считать коллекцию памятника Лебяжинка I. Неолитические материалы содержат около 140 сосудов, 86 из которых не орнаментированы. Сосуды прямостенные, с плоским дном. Днища больших диаметров, что отличает эту керамику от вышеописанной. Под срезами венчиков нанесены «ямочно-жемчужные» пояски, но, по сравнению с керамикой Ильинки и Лебяжинки V, «жемчужины» расположены на внешней поверхности сосудов. Орнаментальные композиции керамики с гребенчатым штампом, представлены горизонтальными рядами оттисков короткого гребенчатого штампа, вертикальным зигзагом, «шагающей» гребенкой, наклонными рядами, горизонтальным зигзагом, «косой решеткой».

Вторую группу составляют около 20 сосудов с горизонтальными рядами или двойным зигзагом, выполненных овальными ямочными вдавлениями. Фрагменты, украшенные в технике накола (как в строчку, так и разреженного) треугольной, овальной и квадратной формы, имеют простые схемы узоров - горизонтальные или наклонные ряды. Не выбивается из серии и группа сосудов, орнаментированных «ногтевидными» насечками. Орнаментальные композиции просты и повторяют узоры гребенчатого типа: горизонтальные ряды и вертикальный зигзаг.

Четвертым опорным памятником данной группы является стоянка Красный Яр VII, где обнаружены фрагменты керамики толщиной 0,5-0,9 см с примесью песка в глиняном тесте. Внешняя поверхность сосудов заглаживалась мягким предметом, а иногда зубчатым инструментом. Основная часть сосудов имеет прямостенную форму, хотя в ограниченном числе встречены венчики, отогнутые наружу. Днища плоские и острые. Характерная деталь декора - «ямочно-жемчужные» пояски. Орнамент наносился в основном треугольными наколами, преимущественно в отступающей манере, иногда - разреженными, прочерченными линиями и «ногтевидными» насечками.

Каменный инвентарь стоянки Красный Яр VII характеризуется отщепово-пластинчатой техникой расщепления. Нуклеусы призматические. Резцы либо на углу пластины, либо многофасеточные на отщепах. Скребки концевые на пластинах и округлые на отщепах. Острия симметричные или чуть скошенные. Достоверно к данному комплексу относятся пластинчатые наконечники стрел с черешком. Деревообрабатывающие инструменты представлены долотами и теслами.

Не менее значимый комплекс неолитических материалов обнаружен в среднем слое стоянки Чекалино IV. Толстостенные сосуды с примесью шамота в глиняном тесте заглаживались мягким предметом с внешней стороны. Стенки сосудов прямые, днища - острые. Срезы венчиков округлые или плоские. Узоры наносились по всей поверхности сосудов преимущественно длинным гребенчатым инструментом, хотя отмечено использование и короткого изогнутого штампа. Орнаментальные композиции представлены наклонными рядами, вертикальным зигзагом, «плетенкой», сочетанием горизонтальных и наклонных рядов.

На поселении Лебяжинка IV, помимо посуды елшанской культуры, обнаружена большая коллекция керамики с гребенчато-накольчатым орнаментом. В качестве отощителя в глину добавлялся шамот. Стенки имеют толщину от 0,5 до 1,0 см. Внешняя поверхность заглаживалась мягким предметом. Верхние части сосудов прямые или загнутые вовнутрь. Срезы венчиков округлые и плоские. Днища плоские и округлые.

Под срезом венчика с внешней или внутренней стороны сосуда в большинстве случаев проходит горизонтальный ряд ямок с негативами. Орнамент наносился либо длинным, либо коротким изогнутым гребенчатым штампом, наколами треугольной или овальной формы. Орнаментальные композиции представлены вертикальным зигзагом, горизонтальными рядами, «шагающей» гребенкой, сочетанием вертикальных и наклонных рядов, «косой решеткой». Небольшие, но достаточно выразительные коллекции получены при изучении стоянок Большая Раковка II, Солонцовка, Чесноковка II. В них представлена керамика, орнаментированная с применением накольчато-гребенчатой техники, а также насечками и ямками.

В более южных районах - в бассейне р. Самары, также исследованы памятники, содержащие сосуды с гребенчато-накольчатой орнаментацией. На Виловатовской стоянке обнаружено около 130 сосудов с накольчатым орнаментом. Керамика содержит примесь песка, реже - растительные остатки, а иногда - толченую раковину. Есть различия и в обработке внутренних и внешних поверхностей сосудов. У большинства посуды они заглажены мягким предметом, а на 20 горшках прослеживается обработка зубчатым инструментом. Толщина составляет 0,4-1,0 см. В основном, сосуды имеют прямую или несколько прикрытую профилировку, а у 40 сосудов профиль плавно изогнут. Срезы венчиков плоские (около 100 экз.), округлые и скошенные. Треть срезов орнаментирована. На половине сосудов под срезом венчика находится горизонтальный ряд ямок, оттиснутых снаружи, а на 20 сосудах - изнутри. Орнамент расположен на верхней трети сосудов; при этом имеется 14 орнаментированных плоских днищ. Наколы имеют треугольную, овальную или квадратную форму. Узоры представлены горизонтальными рядами зигзагами, сочетанием горизонтальных и волнистых рядов, наклонными рядами, треугольниками меандрами.

Вторую по численности группу неолитической посуды Виловатовской стоянки (около 100 сосудов) составляет керамика, украшенная гребенчатым штампом. Более половины фрагментов имеют заглаженную поверхность, а еще часть сосудов на внутренней стороне имеет следы штриховки зубчатым инструментом. Большинство черенков в толщину составляют 0,5-0,8 см, а остальные - от 0,8 до 1,1 см. Визуально различимые примеси - песок, шамот, реже - органика растительного происхождения, раковина. Верхние части сосудов либо прикрыты, либо прямостенны. Срезы венчиков плоские, округлые, иногда скошенные вовнутрь. Более половины сосудов имеют «ямочно-жемчужный» поясок, причем ямки наносились как с внутренней, так и с внешней стороны. Орнамент наносился преимущественно коротким изогнутым, в меньшем числе случаев - узким длинным гребенчатым штампом. Композиции представлены горизонтальными рядами, вертикальным или горизонтальным зигзагом, «шагающей гребенкой», «косой решеткой», наклонными рядами. Важно отметить, что около 10 сосудов несут на себе сочетание накольчатой и гребенчатой орнаментации.

Не менее значительная коллекция сходных материалов получена в процессе исследования Ивановской стоянки. Около 150 сосудов с накольчатой орнаментацией имеют в глиняном тесте примеси шамота и органики. Поверхность сосудов заглаживалась мягким предметом. Толщина стенок - от 0,5 до 0,9 см. Верхние части сосудов прямостенные (90 экз.), либо слабопрофилированные. Срезы венчиков округлые, плоские или скошенные. Треть срезов орнаментирована. Значительная часть сосудов имеет «ямочно-жемчужный поясок». Орнамент расположен преимущественно на верхней части сосудов и представляет собой оттиски палочки. Наколы - округлой и, в меньшем количестве, треугольной формы. Схемы рисунков представлены горизонтальными рядами, сочетанием зигзагов и горизонтальных рядов, вертикальными рядами, треугольниками.

Еще одна группа неолитической керамики Ивановской стоянки представлена 640 фрагментами от 100 сосудов средних и крупных размеров с примесью шамота и органики в глиняном тесте. Фрагменты толщиной от 0,7 до 1,0 см. Верхние части сосудов либо прямостенные или профилированные, либо прикрытые. Срезы венчиков округлые, плоские и скошенные. На части сосудов под срезом венчика проходит ряд ямочных вдавлений. Днища острые, круглые и плоские. Орнамент покрывал большую часть поверхности сосудов. Представлены как длинные гребенчатые отпечатки, так и короткие оттиски. Орнаментальные композиции представлены горизонтальными рядами наклонных оттисков, вертикальным зигзагом, сочетанием наклонных и вертикальных рядов, шагающей гребенкой. Три сосуда несут сочетание оттисков гребенки и накола. В бассейне р. Самары обнаружен еще ряд стоянок, содержащих посуду с гребенчато-накольчатой орнаментацией.

К северу от Самарского Поволжья в бассейне р. Камы (от Перми до Казани) расположены памятники камской культуры. Ее керамика представлена крупными сосудами яйцевидной формы, толстостенными фрагментами с примесью шамота и песка, закрытым верхом и наплывами на внутренней стороне сосудов, округлыми и острыми днищами, Сплошной орнаментацией поверхности, употреблением преимущественно длинного гребенчатого штампа, разнообразием орнаментальных композиций. При определенном сходстве с камской, гребенчатая керамика Самарского Поволжья имеет ряд отличий: сосуды средних пропорций, фрагменты относительно тонкостенны, верхние части сосудов прямые или слабопрофилированные, днища плоские, орнаментация относительно разреженная, употребляется короткий зубчатый штамп, представлен горизонтальный пояс ямочных вдавлений под венчиком, композиции достаточно просты.

Все это не позволяет отождествлять гребенчатую керамику Прикамья и лесостепного Поволжья.

Некоторое их сходство можно объяснить двумя причинами. Во-первых, на границе леса и лесостепи исследованы памятники с гребенчатой орнаментацией, более архаичные, чем поселения типа Лебединской и Хуторской стоянок развитого неолита Прикамья. Не исключено, что именно эти комплексы стали основой для сложения как зубчатой посуды средневолжской культуры, так и гребенчатой керамики Нижнего Прикамья. Во-вторых, в атлантическом периоде исследователи прослеживают смещение лесных массивов в лесостепь. Видимо, это позволяло племенам камской культуры на развитом этапе проникать по рекам Ик и Дема на юг (стоянки Муллино и Давлеканово). Это в определенной мере и отражалось на специфике гребенчатой посуды лесостепного Поволжья.

 

Средневолжская культура

 

К югу от Самарского Поволжья расположены памятники степных культур. Их керамика характеризуется прямостенными, закрытыми и профилированными сосудами с примесью песка и толченой ракушки в глиняном тесте. Срезы венчиков плоские и округлые. Днища округлые и плоские. Орнамент наносился преимущественно на верхнюю часть сосудов. Под срезом венчика зачастую проходит горизонтальный ряд ямочных вдавлений. Узоры наносились наколами треугольной и овальной формы в отступающей манере, прочерченными линиями. Композиции представлены как простыми (горизонтальные, вертикальные, волнистые ряды и их сочетание), так и усложненными (треугольники, меандры, ромбы) построениями.

Примечательно, что керамика накольчатого типа лесостепного Поволжья (особенно в бассейне р. Самары) также подразделяется на три группы. Первая характеризуется орнаментацией прочерченными прямыми линиями. Аналогичная ей посуда известна и в северной части лесостепи. Вторую группу представляет керамика, украшенная треугольными наколами в отступающей манере. При этом сходны не только мотивы, но и достаточно сложные композиции. Это позволяет предполагать определенное влияние степных культур на северные районы уже на раннем этапе развития средневолжской культуры. Не исключенно, что именно в этот период на памятниках бассейна р. Самары появляется часть геометрических микролитов, характерных для южного неолита. Третья группа средневолжской накольчатой посуды состоит из сосудов, украшенных наколами овальной формы. Важно подчеркнуть, что со степной керамикой ее сближают не только простые, но и весьма специфические композиции. Все это также позволяет допускать некоторую роль южных культур В развитии средневолжских древностей. Подтверждением развитого характера вышеописанных комплексов могут служить материалы стоянок сокского бассейна (Ильинка, Красный Яр VII), где обнаружена не только аналогичная керамика, но и кремневый инвентарь архаичного облика. Близкие в культурно-хронологическом плане материалы обнаружены на стоянках Ульяновского и Казанского Поволжья.

Завершающая фаза в развитии средневолжской культуры связывается с возобладанием гребенчатой традиции. Этот процесс прослеживается на востоке Волго-Уральского междуречья - Ивановка, в бассейне р. Самары - В Иловатое, в сокском микрорайоне - Чекалино IV и Лебяжинка I, на р. Б. Черемшан - Лебяжье», в верховьях р. Суры - Подлесное IV. Следует отметить, что, в силу обширности территории, этот процесс имел некоторую специфику в отдельном регионе, но не выходящую за рамки общекультурного единства.

Хронологические рамки памятников с гребенчато-накольчатой керамикой определяются исследователями от VI тыс. до н.э. до середины III тыс. до н.э., при отсутствии радиоуглеродных дат этот вопрос остается открытым. В предварительном плане его допустимо решать, двумя путями. По аналогии с комплексами верхневолжской и орловской культур (имеющих даты по радиоуглероду), можно предполагать время бытования средневолжской культуры как V тыс. до н.э., во-вторых, временной интервал может определяться поздними датами елшанской культуры и наиболее древними датами раннеэнеолитических комплексов Самарского Поволжья, то есть относиться ко второй половине VI тыс. до н.э. - V тыс. до н.э.

Ставить вопрос о наличии производящего хозяйства у носителей средневолжской культуры пока преждевременно в силу смешанности большинства ее памятников с более поздними культурно-хронологическими напластованиями и ограниченностью фаунистических остатков в чистых комплексах.

Дальнейшая судьба носителей средневолжской культуры связана с вхождением в новую эпоху - энеолит.

 


Заключение

 

Развитие неолита на территории Среднего Поволжья представляет собой интересный многоуровневый процесс, без которого невозможно было дальнейшее развитие археологических культур на данной территории.

Так на основании изученных работ и материалов можно сделать вывод о том, что Елшанская культура раннего неолита, объективно является наиболее древней керамической культурой в междуречье рек Волги и Урала, а при сопоставлении ее с другими неолитическими культурами Европы, она оказывается наиболее ранней и среди них. Данное обстоятельство вызывает к елшанской культуре повышенный интерес, поскольку ее своеобразный облик и хронологические сопоставления позволяют предполагать наличие самостоятельного очага раннего гончарства на Волге и существенно меняют взгляд на время начала эпохи неолита в Восточной Европе.

Также можно сделать выводы о том, что керамика Самарского Поволжья представлена крупными сосудами яйцевидной формы, толстостенными фрагментами с примесью шамота, мелкотолченой ракушки и песка, закрытым верхом и наплывами на внутренней стороне сосудов, округлыми и острыми днищами, сплошной орнаментацией поверхности, употреблением преимущественно длинного гребенчатого штампа, разнообразием орнаментальных композиций. При определенном сходстве с камской, гребенчатая керамика Самарского Поволжья имеет ряд отличий: сосуды средних пропорций, фрагменты относительно тонкостенны, верхние части сосудов прямые или слабопрофилированные, днища плоские, орнаментация относительно разреженная. Употребляется короткий зубчатый штамп, представлен горизонтальный пояс ямочных вдавлений под венчиком, композиции достаточно просты.

Все это не позволяет отождествлять гребенчатую керамику Прикамья и лесостепного Поволжья.

Хотелось бы также отметить, что перспективы изучения неолита Среднего Поволжья ещё достаточно велики. Из всего массива материалов исследованы лишь крупные скопления памятников. Выделение и изучение более мелких локальных культур дало бы новые фактические материалы для изучения неолита Среднего Поволжья и неолита всей Волго-уральской зоны.

 


Список литературы

 

1. Бадер Н., 1973. Волго-Камская этнокультурная общность эпохи неолита // МИА. 172.

2. Бадер О.Н., 1981. Некоторые итоги и перспективы изучения каменного и бронзового веков Урала // Вопросы археологии Урала. Свердловск.

3. Бобринский А.А., 1978. Гончарство Восточной Европы. М.

4. Бобринский А.А., Васильева Н.Н., 1998. О некоторых особенностях пластического сырья в истории гончарства // Проблемы древней истории Северного Прикаспия. Самара.

5. Васильев Н.Б., Выборнов А.А., 1988а. Неолит Поволжья (степь и лесостепь). Куйбышев.

6. Васильев Н.Б., Выборнов А.А., 1988б. Неолитические культуры лесостепного Поволжья и их взаимодействие с населением Волго-Камья // Проблемы изучения раннего неолита лесной полосы Европейской части СССР. Ижевск.

7. Васильев Н.Б., Пеннин Г.Г., 1977. Елшанские стоянки на реке Самаре в Оренбургской области // Неолит и бронзовый век Поволжья и Приуралья. Куйбышев.

8. Васильев И.Б., Выборнов А.А., 1988. Неолит Поволжья (степь и лесостепь). Куйбышев.

9. Выборнов А.А., Третьяков В.П., 1988. Неолит Сурско-Мокшанского междуречья. Куйбышев.

10.Выборнов А.А., 1992. Неолит Прикамья. Самара.

11.Выборнов А.А., 1988. Гребенчатая неолитическая керамика лесного Волго-Камья // Проблемы изучения археологической керамики. Куйбышев.

12.Выборнов А.А., Пенин Г.Г., 1979. Неолитические стоянки на реке Самаре // Древняя история Поволжья. Куйбышев.

13.Габяшев Р.С., 1976. Памятники неолита с накольчато-прочерченной керамикой приустьевой части Камы. // Из археологии Волго-Камья. Казань.

14.Габяшев Р.С., 1976. Памятники неолита с накольчать-прочерченной керамикой приустьевой части Камы. // Из археологии Волго-Камья. Казань.

15.Гусенцова Т.М., 1993. Мезолит и неолит Камско-Вятского междуречья. Ижевск.

16.Даниленко В.Н., 1969. Неолит Украины. Киев.

17.Догель В.А., 1981. Зоология беспозвоночных. М.

18.Кольцов П.М., 1988. Ранненеолитическое поселение Джангар // Археологические культуры Северного Прикаспия. Куйбышев.

19.Колев Ю.Н., Maмонoв А.Е., Ластовский А.А., 1995. Многослойное поселение эпохи неолита - позднего бронзового века у села Нижняя Орлянка на реке Сок // Древние культуры лесостепного Поволжья. Самара.

20.Кузьмина О.В., Ластовский А.А., 1995. Стоянка Красный Городок // Древние культуры лесостепного Поволжья. Самара.

21.Королев А.Н., Ластовский А.А., Мамонов А.Е., 1997. Мезолитический комплекс стоянки Чекалино II // Историко-археологические изыскания. Вып.2. Самара.

22.Лаврушин Ю.А., Спиридонова Е.А., 1990. Заключение по результатам геологического и палинологического изучения стоянок Лебяжинка IV и Чекалино IV в Самарской области // Архив археологической лаборатории СамГПУ

23.Мамонов А.Е., 1995. Елшанский комплекс стоянки Чекалино IV // Древние культуры лесостепного Поволжья. Самара.

24.Мамонов А.Е., 1988. Ильинская стоянка и некоторые проблемы неолита Лесостепного Заволжья // Проблемы изучения раннего неолита лесной полосы Европейской части СССР. Ижевск.

25.Мамонов А.Е, 1999. О культурном статусе елшанских комплексов // Вопросы археологии Поволжья. Вып. I. Самара.

26.Моргунова Н.Л., 1995. Неолит и энеолит юга лесостепи Волго-Уральского междуречья. Оренбург.

27.Матюшин Г.Н., 1996. Неолит Южного Урала. М.

28.Никитин В.В., 1996. Каменный век Марийского края. Йошкар-Ола.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: