Характеристика педагогической деятельности




Педагогическая деятельность имеет черты, общие с любой деятельностью, и вместе с тем отличается рядом особенностей.

Педагогическая деятельность, как и всякая иная деятельность, представляет собой систему, имеющую определенную структуру, внутренние переходы и превращения. В ней можно выделить следующие компоненты: мотивцельпредметспособы осуществлениярезультат.

От мотивов, побуждающих к педагогической деятельности, во многом зависит ее успех. Они существенно влияют на формирование склонностей и способностей к педагогическому труду. Мотивы педагогической деятельности проявляются на этапе профессионального самоопределения, что именно побуждает выбрать педагогическую профессию, посвятить себя образованию подрастающего поколения. Согласно данным социологических исследований, у современных студентов педагогических колледжей и вузов мотивы выбора профессии часто бывают недостаточно осознанными. Порой молодой человек не представляет главной цели будущей профессии, перспектив последней. Однако за годы обучения происходит перестройка мотивов, первоначально побудивших юношу или девушку к выбору профессии. Студенты проникаются значимостью педагогической профессии, осваивают ее содержание, технологию. Профессия приобретает личностный смысл, эмоциональную окрашенность, вызывает стремление к самосовершенствованию, к самоактуализации в интересах будущих воспитанников, учеников. Мотивы, побуждающие такую деятельность, называют смыслообразующими (А.Н. Леонтьев).

Цель педагогической деятельности определяется обществом. Она носит обобщенный характер, но у каждого педагога трансформируется в индивидуальную установку, которую тот пытается реализовать в своей деятельности. Например, цель воспитания разностороннее развитие ребенка - у многих воспитателей дошкольных учреждений конкретизируется как полноценная подготовка к школе, укрепление здоровья, формирование творческих способностей.

Согласно теории А.Н. Леонтьева, главное, что отличает одну деятельность от другой, это предмет, на который она направлена. Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета, объекта труда. В любой деятельности есть субъект (тот, кто ее выполняет) и объект (на кого направлены усилия субъекта). В педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта - воспитанник (ученик). Объект педагогического воздействия - материал, уникальный по своей ценности. Это развивающаяся личность, которая находится в постоянном изменении. Характер этих изменений во многом определяется позицией педагога. Если педагог учитывает особенности воспитуемого, его потребности, эмоции, возможности, стимулирует его активность, не подавляет своим авторитетом, то объект педагогической деятельности становится ее субъектом. В таком случае педагогическая деятельность из субъектно-объектной превращается в субъектно-субъектную, что делает ее сложной, нестандартной, творческой.

Во многих видах деятельности недобросовестно, некачественно выполненную работу можно переделать. В воспитании брак, допущенный педагогом, имеет необратимые последствия. Поэтому, учитывая хрупкость и ранимость детского организма, большую впечатлительность ребенка, педагог избегает небрежности, грубости, резкости в общении с воспитанниками. Если утром ребенка невзначай обидели, а вечером приласкали, след от обиды не исчезнет. То, что малыш недополучил в своем развитии сегодня (мало играл, потому что полдня заняли репетиции к предстоящему утреннику, или др.), нельзя компенсировать в другое время.

Психологические исследования ряда ученых (О.С. Газман, В.А. Петровский и др.) свидетельствуют о большой роли механизма неосознаваемого ребенком «заражения» чертами педагога, заимствования воспитанником особенностей поведения, манер воспитателя. В зависимости от типа личностных качеств педагога у детей проявляются особенности мышления (гибкость или, напротив, инертность мышления, оригинальность суждений или следование стереотипам), формируется предпочтительное отношение к одним или другим областям знаний и т.д.

Основные «орудия» педагогического труда - голос (темп, громкость, интонационная окрашенность, выразительность), мимика, пластика, жесты. Так называемая педагогическая техника - это разнообразные умения и приемы личного воздействия педагога на воспитанников с целью стимулирования их активности. Педагог должен уметь выбирать правильный тон и стиль общения с детьми в зависимости от конкретной ситуации. Немаловажна культура речи - хорошее владение словом, четкая дикция, интонационное разнообразие для выражения чувств, отношений. Педагогическая техника выполняет служебную (не смысловую) роль в воспитательном процессе, позволяет с меньшей затратой энергии добиваться лучших результатов.

Особенность педагогической деятельности заключается в том, что воспитателю, учителю, преподавателю не всегда удается пожинать плоды своего труда, воочию наблюдать его истинные результаты: они проявятся в будущем. Педагоги, осуществляющие профессиональное образование, могут никогда не увидеть, какого специалиста они подготовили, поскольку мастерство, основы которого были заложены в колледже, вузе, раскроется по прошествии времени. Воспитатель дошкольного учреждения не узнает, во что вылились его старания. Педагог, трудясь в настоящем, «растит будущее».

Еще одной особенностью педагогической деятельности является то, что невозможно определить меру вклада в развитие ребенка какого-либо конкретного лица. В процессе воспитания и обучения задействованы многие лица. Так, в дошкольном учреждении ребенок - объект воздействия воспитателей, помощника воспитателя, музыкального руководителя и др. Работа воспитателя связана с работой заведующего, методиста, медицинского персонала, психолога и других сотрудников. Хорошо, если все они представляют собой коллектив единомышленников: обсуждают цели, задачи, содержание воспитательной работы, вырабатывают единые подходы к педагогическому процессу в целом и к каждому ребенку в отдельности. Но и в этом случае говорить о «чистоте» полученных результатов не приходится, поскольку влияние семьи на развитие ребенка, особенно в первые годы жизни, значительнее влияния любого общественного учреждения. Потому современный педагог должен проникнуться мыслью, что воспитание ребенка коллективное дело, забота об успешных результатах требует единения (согласования подходов к воспитанию, его содержанию, приемов осуществления) сил всех заинтересованных взрослых., Инициатор такого единения - педагог как лицо, профессионально подготовленное к образовательной работе.

Педагогическая деятельность относится к разряду управленческих, поскольку ориентирована на стимулирование, организацию, коррекцию работы всех участников воспитательного процесса (детей, их родителей, коллег и др.). Любое воздействие педагога должно быть целенаправленным, вызывающим ту или иную деятельность (мыслительную, практическую), придающим ей позитивный характер.

Педагогическое творчество - непременное условие современного педагогического процесса, центральной фигурой которой стал ребенок (а не абстрактные дети, как это было в течение десятилетий). Ребенок, представляя собой неповторимую личность, требует и особых, индивидуализированных способов воздействия и форм общения. Значит, современный педагог поставлен перед необходимостью творчески взаимодействовать со своими воспитанниками, творчески преобразовывать их.

Присутствие творческого начала обусловлено самой сущностью образовательного процесса. Невозможно предусмотреть все ситуации, которые могут возникнуть в повседневной жизни воспитанников дошкольного учреждения, учащихся школы, колледжа. Следовательно, нельзя снабдить будущего педагога готовыми рецептами, однозначными рекомендациями. Проанализировав конкретную ситуацию, педагог должен самостоятельно принять грамотное решение, проявив быстроту мышления, инициативу, творческий подход. Трудные ситуации и проблемы возникают перед педагогом постоянно. Однако следует учитывать, что его труд предусматривает и репродуктивные действия, которые в результате повторения достигают автоматизма. Так, воспитатель дошкольного учреждения в определенном порядке собирает детей на прогулку, помогает им одеться, выработанными приемами держит в поле своего зрения всех воспитанников и т. п. Это экономит его силы и время, дает возможность на прогулке помогать одним детям организовать новую игру, внимание других привлекать к вороне, важно шагающей по снегу, с третьими вспоминать закличку «Приди, весна!..» и т.д. Значит, автоматизм и творчество не исключают, а дополняют друг друга.

В содержании работы, в подборе средств и методов воздействия на детей не должно быть шаблона и однообразия. Унылая монотонная работа, в которой отсутствует творчество, приводит к преждевременному профессиональному увяданию, даже старению личности, к прекращению интеллектуального роста, к снижению общей активности. Где нет творчества, там довольно часто имеют место примитивизм, формализм, что негативно сказывается на развитии детей. Удивительно современно звучат высказанные в начале века слова Л.Н. Толстого о том, что оконченность и совершенство в педагогическом труде «... недостижимы, а развитие и совершенствование бесконечны».

В последние годы образовательные учреждения получили правовую основу для творчества. В Законе РФ «Об образовании» коллективу школы, детского сада дается возможность самому определять тип своего образовательного учреждения, выбирать программу работы и т.д. Разрешается создавать собственную программу, экспериментировать. Но следует учитывать, что творчество в педагогическом процессе плодотворно и оправданно, если педагоги хорошо владеют основами своей профессии. Основы профессии определены государственными образовательными стандартами.

Любое профессиональное учебное заведение, в том числе и колледж, должно прежде всего обучить будущего специалиста стандарту. Совершенное владение стандартом позволяет достичь мастерства. Без фундамента в виде психолого-педагогической подготовки творчество может привести к очень тяжелым последствиям, так как педагог имеет дело со сложнейшим и универсальнейшим явлением, каковым является каждый ребенок. Иногда консерватизм бывает гуманнее, чем радикализм.

Права педагога определены Законом «Об образовании». Это права на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства, на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов и др. Закреплено право на шестичасовой рабочий день и сокращенную рабочую неделю, на удлиненный оплачиваемый отпуск, на получение пенсии по выслуге лет до достижения пенсионного возраста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: