СЛАЙД 4. В основу исследования положена следующая гипотеза
(СДЕЛАЙ ПАУЗУ):
групповое консультирование будет являться эффективным средством профилактики конфликтного поведения обучающихся, если:
1) в процессе консультирования будет обеспечиваться возможность добровольного участия, субъективный выбор активности, а психологическое воздействие будет направлено на снижение уровня проявлений конфликтного поведения.
2) в содержание группового консультирования будут включены информирование обучающихся, групповые дискуссии, практические психотехники и упражнения.
СЛАЙД 5. Для достижения поставленной цели нам предстояло решение следующих задач, КОТОРЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫНА СЛАЙДЕ (НЕ ГОВОРИМ)
1. Проанализировать теоретические подходы к исследованию конфликтов и конфликтного поведения в психологической литературе.
2. Определить актуальный уровень проявлений конфликтного поведения, обучающихся первого курса педагогического колледжа.
3. Разработать и апробировать программу группового консультирования, позволяющую оказать помощь в формировании неконфликтного поведения.
4. Проследить динамику изменений уровня конфликтных проявлений обучающихся первого курса до и после формирующего эксперимента.
5. Проверить достоверность результатов исследования с помощью методов математической статистики.
В нашем исследовании были использованы такие методы как:
СЛАЙД 6. Методы исследования
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Тестирование.
3. Наблюдение
4. Эксперимент.
5. Методы математической обработки данных.
В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы нами были обобщены основные понятия и сделаны выводы:
|
1. Проблема конфликта в психологической науке является важной, актуальной и многоаспектной.
2. Учёные по-разному объясняют причины конфликтного поведения. Они сходятся во взглядах, что такие причины связаны с уровнем развития личности, с условиями её жизнедеятельности и теми реальными отношениями, которые складываются в данный момент, а также с предыдущим опытом этих отношений.
3. Конфликтность является психологической характеристикой конфликтного поведения, определяющей его особенности.
СЛАЙД 7. Для проявлений конфликтного поведения характерно: агрессивная направленность личности во взаимоотношениях с другими людьми, склонность решать проблемы посредством насилия, тенденции использовать унижение партнера по общению как средства стабилизации самооценки, сокращение диапазона эмоциональной отзывчивости, затруднение в установлении эмоциональных контактов с людьми, стремление реализовать свои интересы в ущерб другому. Стратегия поведения в конфликте – соперничество, приспособление и избегание
СЛАЙД 8. Групповая консультация – это форма оказания психологической помощи для группы людей, объединенных для решения общей для них актуальной проблемы, заключающаяся в относительно добровольном посещении встреч клиентами, в свободном выборе участниками методов психологического обучения и воздействия
ГОВОРЮ!!!! Наиболее эффективной формой работы с обучающимися в профессиональном учреждении на наш взгляд является групповое консультирование, что подтверждается рядом аргументов:
|
1. Сама форма работы - групповая имеет большой потенциал-студенты могут приобрести групповой опыт, самораскрытья, проанализировать чужие проблемы.
2. Создает условия, позволяющие решить обучающимся свои поведенческие проблемы, приобрести качественно новые знания, навыки и умения, а также развить необходимые способности эффективного взаимодействия с окружающими людьми.
СЛАЙД 9 БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:
Исследование проводилось на базекраевого образовательного учреждения КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 2», в нем приняли участие обучающиеся 1-го курса специальности «Специальное дошкольное образование» в возрасте от 17 до 18 лет в количестве 26 человек.
СЛАЙД 10
В качестве основного конструкта нашего исследования мы выделяем следующие содержательные компоненты:
Когнитивный (познавательный) компонент характеризует, имеющиеся у личности представления о конфликте и конфликтном поведении. На основе данных знаний личность способна изменить свое отношение к конфликтному поведению с деструктивного на конструктивное.
Эмоциональный компонент заключается в умении управлять своим эмоциональным состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях, способности открыто выражать эмоции.
Поведенческий компонент - наличие системы практических умений и навыков конструктивного поведения в конфликте.
Слайд 11. Критерии конфликтного поведения
На основе проведенного нами теоретического анализа психолого-педагогической литературы нами были выделены критерии:
Виды агрессивных реакций (физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины).
|
Тип фрустрирующей реакции («с фиксацией на препятствии», «с фиксацией на самозащите», «с фиксацией на удовлетворении потребности») Обучающиеся фиксируют для себя наличие помехи, несовпадение желаний, готовы обвинять другого, сняв с себя ответственность.
Толерантность в общении
Стратегия поведения личности в конфликте (соперничество, избегание, компромисс, приспособление)
СЛАЙД 12. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
В соответствии с выделенными критериями был подобран диагностический комплекс
1. Методика «Диагностики показателей и форм агрессии» А. Басс и А. Дарки
2. Тест «Стратегии поведения личности в конфликте» К. Томас.
3. Методика «Диагностики общей коммуникативной толерантности В. В. Бойко;
4. Методика «Рисуночной фрустрации» С. Розенцвейг.
5. Наблюдение;
При обобщении всех проведенных методик в соответствии с выделенными критериями и уровнями мы смогли описать уровень конфликтного поведения обучающихся данной группы.