Цель: дать возможность участникам группы определить у себя преобладающую стратегию поведения в конфликте и проанализировать ее особенности. После знакомства с основными стилями или стратегиями поведения в конфликте разделитесь на группы в зависимости от той стратегии, которая, по вашему мнению, у вас ведущая. В течение 15 минут проанализируйте ситуацию и предложите пути урегулирования предлагаемой конфликтной ситуации. В ходе презентации решения, участникам других подгрупп необходимо отмечать особенности принимаемых решений, поведенческие проявления, вербальные и эмоциональные реакции, типичные для презентуемой стратегии.
Ведение дневника, который помогал участникам лучше подготовиться, более подробно сформулировать цели каждой встречи группы.
3.Упражнение «Я-высказывание» Цель: овладение навыками конструктивного взаимодействия с помощью «Я-высказываний. Студентам предлагалось сформулировать «Я-высказывание» как реакцию на предлагаемые ситуации, например.
1) сосед по парте во время теста заглядывает к вам в листок и тем самым навлекает на вас неприятности;
2) подруга взяла у вас конспект и не вернула в условленное время;
3) лучшая подруга показала ваш дневник вашему другу.
Слайд 18. Домашнее задание, которые были направленные на самопознание, и обучение участников техникам самостоятельной стабилизации эмоционального состояния.
Упражнения-вдохновения. Цель: Репетирование напряженной ситуации. 1 этап: целенаправленное расслабление всех мышцы в максимально удобных, комфортных условиях, при отсутствии помех.
2 этап:дифференцированная релаксация во время занятия какой-либо деятельностью: при письме, чтении, разговоре и т.п..
|
3 этап: нужно внимательно наблюдать за собой, замечать, какие мышцы напрягаются при волнении, страхе, тревоге, смущении, и затем мысленной командой, незаметно для окружающих, расслаблять напрягающиеся мышцы.
Встречи закончились составлением своей индивидуальной программы самосовершенствования и показом спектакля «Встреча через 5 лет».
Слайд 19 Динамика
Для оценки эффективности реализации программы мы провели второй диагностический срез, который показал, что у участников произошли изменения в уровнях проявления конфликтного поведения. Результаты представлены на слайде.
Удалось существенно снизить высокий уровень конфликтного поведения.
-у участников снизилась частота встречаемости агрессивных тенденций, вызывающие конфликты. Им менее свойственно демонстрировать импульсивность, вспыльчивость, склонность использовать ругательства или выражать агрессию косвенно, проявлять настороженность, подозрительность, обособленность в поведении, негативизм, обиду.
-Наиболее значительные изменения произошли, как и планировалось, в стратегиях избегания и приспособления в конфликте. Испытуемые стремились к компромиссу, но, тем не менее, в ряде случаев могли применять и другие методы отстаивания своих интересов. На наш взгляд – это наиболее эффективная модель в студенческом сообществе.
-обучающиеся научились реагировать на ситуацию фрустрации активным образом, выражать своё эмоциональное состояние, при этом у них обнаружилась тенденция к рациональному способу разрешения проблемной ситуации. В процессе взаимодействия участники стали использовать стратегию получения советов, а так же стратегию совместного решения возникшей проблемной ситуации.
|
По окончанию эксперимента у обучающихся появилась устойчивая система знаний, способствующая распознаванию свих эмоциональных состояний, способов поведения в конфликте. Обучающиеся научились управлять своим эмоциональным состоянием, высказывать свои претензии к одногруппникам с помощью Я-высказываний, обсуждать конфликт открыто.
Опираясь на полученные результаты, можно заключить, что внедренная нами программа групповых консультаций эффективна в целях формирования неконфликтного поведения обучающихся и снижение уровня конфликтных проявлений. Что подтверждает гипотезу исследования.
Слайд 20
Апробация теоретических положений и результатов исследования проводилась на заседаниях цикловой комиссии общепрофессиональных дисциплин КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 2».
Результаты диссертационного исследования были выставлены на обсуждение на XVII Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых «Современное начальное образование: проблемы перспективы», г. Красноярск, 19-20 мая 2016 г. По теме исследования имеются две публикации.
Спасибо за внимание!