Оценка успеваемости студентов складывается с учетом трех критериев:
1. Посещение занятий.
2. Выполнения заданий по самостоятельной работе
3. Результат работы на практических и семинарских занятиях.
Успеваемость студентов определяется оценками «5» («отлично»), «4» («хорошо»), «3» («удовлетворительно») и «2» («неудовлетворительно»).
К формам текущего контроля по дисциплине относится:
· устный опрос (групповой и индивидуальный);
· собеседование;
· проверка выполненных заданий;
· тестирование;
· контрольная работа;
· эссе.
· Уровни и критерии итоговой оценки результатов освоения дисциплины
·
Уровни | Критерии выполнения заданий ОС | Итоговый семестровый балл[1] | Итоговая оценка | |
Недостаточный | Имеет представление о содержании дисциплины, но не знает определение основных положений артпедагогики, не способен выполнить задание с очевидным решением, не владеет навыками | Менее 41 | Неудовлетворительно (не зачет) | |
Базовый | Знает содержание, формы и методы планирования образовательной, воспитательной, развивающей видов деятельности с артпедагогической направленностью. Умеет подбирать соответствующие средства и методы для реализации умений и навыков и полученных знаний. | 41 -60 | Удовлетворительно (зачет) | |
Повышенный | ПУ 1 | Знает содержание, формы и методы артпедагогической деятельности. Умеет подбирать соответствующие средства и методы для реализации умений и навыков творческой составляющей. Владеет современными технологиямикреативногопоиска. Использует методически правильно искусство в формах занятий физическими упражнениями. | 61 -80 | Хорошо |
ПУ 2 | Умеет работать с научно-методической литературой. Владеет способами творческого самообразования в педагогической деятельности. Демонстрирует импровизацию художественного образа в физической культуре. Способен выдвинуть идею, спроектировать и презентовать своё предложение. | 81 - 100 | Отлично |
Вопросы к экзамену.
Дайте определение «артпедагогика»(отрасль педагогической науки, базирующая на слиянии педагогики и искусства, и изучающая закономерности воспитания и развития человека посредством искусства. Артпедагогика занимается разработкой теории и практики, обеспечивает разработку теории и практики процесса художественного развития людей, формирует основы культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность. Суть артпедагогики состоит в воспитании, обучении и развитии средствами искусства личностей; формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими навыками в разных видах художественной деятельности.), «артпедагогическая среда», «артпедагогический процесс», «артпедагогические средства».
Чем отличается артпедагогика от арттерапии? В Российской системе образования в наши дни наблюдаются перемены, представляющие собой очередной этап становления новой школы, ориентированной на активное вхождение России в мировое образовательное пространство. Именно поэтому происходят существенные изменения в подходе к педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса: на первый план выдвигается новое содержание, новые подходы, новые права, отношения и типы поведения, а также новый педагогический менталитет.
Особую важность приобретает организация взаимодействия различных педагогических систем, апробирование на практике передовых инновационных технологий, составляющих дополнение и альтернативу государственной традиционной системе образования.
Можно утверждать, что государство осознало потребность в воспитании креативной личности, однако, четких технологий культурного и творческого развития пока не разработано. Актуальным на данном этапе может стать внедрение в традиционную педагогическую школу таких инновационных дисциплин, как «арт-педагогика» и ее смежная компонента «арт-терапия». Возникли эти дисциплины на границе слияния таких наук, как педагогика, психология, культуроведение и социально-культурная деятельность и находят широкое применение в практике альтернативного или специального образования. При этом необходимо отметить содержательное отличие «арт - педагогики» от более узкого термина «художественное воспитание». Основная цель, которую преследует арт - педагогика, является художественное развитие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.
Несомненно, понятие «арт - педагогика» в российской традиционной школе педагогики ещё не имеет точного определения. Так же многогранную трактовку имеют понятия «арт - психология» и «арт - терапия».
Артпедагогика - это особое направление в педагогике, где обучение, развитие и воспитание личности ребенка осуществляется средствами искусства в любом преподаваемом предмете. Данная дисциплина, отходя от приемов традиционной системы образования, трактует непосредственное творческое взаимодействие педагога, ученика и родителей. Ценно здесь то, что и педагог, и дети и родители являются носителями культуры, а арт - педагогика позволяет плодотворно работать с различными категориями учеников: от одаренных до девиантных. Артпедагогика формирует стремление к тому, чтобы обучение перешло в самообучение, воспитание - в самовоспитание, а развитие - непосредственно в саморазвитие.
Принципы арт - педагогики опираются на традиционные классические общепедагогические принципы, принципы специальной подготовки, принципы художественно-эстетического развития: принцип гуманистической направленности педагогического процесса, социально-личностного развития личности, принцип дифференцированного и индивидуального подхода, учета возрастных особенностей ребенка, принцип образовательной рефлексии, личностного целеполагания, принцип выбора индивидуального маршрута, интегративной связи предметов, продуктивного обучения, креативности.
Основными задачами арт - педагогики являются:
· формирование осознания ребенком себя как личности, принятие себя и понимание собственной ценности как человека;
· осознание своей взаимосвязи с миром и своего места в окружающем социокультурном пространстве;
· творческая самореализация личности.
Специальные образовательные технологии в арт - педагогике направлены на решение задач художественного развития ребенка, облегчение процесса учения, мыслительной деятельности. Они содействуют сохранению целостности личности, т.к. соединяют интеллектуальное и художественное восприятие мира, приобщают учащихся к духовным ценностям через целостную сферу искусства, вооружают педагога системой приёмов, обеспечивающих радостное вхождение в систему знаний, содействуют развитию всех органов чувств, памяти, внимания, интуиции, содействуют адаптации личности в современном противоречивом мире.
Основными технологиями артпедагогики являются игра и педагогическая импровизация, именно это дает основание для использования технологий арт-педагогики в сфере социально-культурной педагогики. Педагогическая импровизация - это изначально непредусмотренные действия педагога, которые обуславливаются незапланированными ситуациями, складывающимися под влиянием внутренних или внешних факторов. Успех импровизации обуславливается конструированием и прогнозированием форм, мотивированностью и перспективностью результатов.
Основным методом в арт - педагогике является проблемно-диалоговый метод, который ориентирован на развитие духовно-личностной сферы ребенка, нравственное воспитание, формирование этического и эстетического иммунитета. Основа данного метода - диалог, предполагающий не просто поочередный обмен информацией, а совместный поиск общих позиций, их соотнесение.
Структура и содержан ие арт - урока многовариантны, т.к. каждый ребенок приходит на занятия со своим багажом знаний, следовательно, образовательное пространство, содержание, методы, технологии создаются не только педагогом, но и учащимися.
. Помимо традиционных требований: высокий интеллект, развитое мышление и память, педагог должен быть психологически готовым к импровизации, испытывать потребность в самореализации, знать основы педагогического творчества, владеть основами риторики, драматургии, уметь применять их на практике, формировать свой стиль деятельности, педагогический вкус, ломать привычные стереотипы.
Теперь рассмотрим трактовку другой смежной дисциплины - арт-терапии. Сам термин «арт-терапия» (art therapy - исцеление искусством) означает исцеление посредством творчества с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния.
Терапия искусством представлена четырьмя направлениями: собственно арт-терапией (психотерапией посредством изобразительного творчества), драма - терапией (психотерапией посредством сценической игры), танцевально-двигательной терапией (психотерапией посредством движения и танца) и музыкальной терапией (психотерапией посредством звуков и музыки).
Основоположником российской школы арт-терапи, по праву, можно считать А.И. Копытина - его фундаментальные работы известны и в России, и за рубежом. А
В его разработках целью применения арт-терапии в образовании является сохранение или восстановление здоровья учащихся и их адаптация к условиям образовательного учреждения путем реализации психокоррекционного, диагностического и психопрофилактического потенциала.
Проведение занятий такого рода требует от педагога специальных знаний и навыков, характерных для арт-терапевтической деятельности