Перечислите основные идеи В.И. Столярова об интеграции искусства и спорта.




Цель данной статьи – привлечь внимание философов к важной теоретической и практической проблеме интеграции спорта с искусством и дать краткую характеристику основных подходов к ее решению.

Идея «наведения мостов» между спортом и искусством, их объединения, интеграции, синтеза – не нова. Она зародилась еще в Древней Греции. Достаточно сослаться, например, на следующее высказывание Платона: «Поскольку есть два таких элемента в человеке, то хотелось бы сказать, что бог дал людям две способности: музыку и гимнастику, для темперамента и для приверженности к мудрости... чтобы они гармонировали друг с другом, и необходимо каждый из них подтягивать и отпускать, пока они не будут звучать в согласии друг с другом, как и требуется». В последующие годы идея интеграции спорта и искусства высказывалась и поддерживалась многими учеными и общественными деятелями. Глубоким приверженцем этой идеи был основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертен. В своих работах он неоднократно указывал на не­обходимость укрепления связи спорта с искусством, подчеркивал, что «искусство должно соседствовать со спортом», «должно быть связано с практикой спорта», что «спорт надо рассматривать как источник и как повод для искусства».

Проблема интеграции спорта с искусством активно обсуждается и в настоящее время [1, 2, 4]. Можно выделить ряд основных подходов к решению данной проблемы.

1. Нередко основное направление интеграции спорта и искусства усматривается в преобразовании спорта в определенную разновидность искусства, т.е. фактическое их слияние, совпадение, отождествление. Такой подход вызывает серьезную критику, так как не учитывает принципиального различия этих элементов культуры [см.: 1, 2].

2. Среди многообразных попыток интеграции спорта и искусства важное место занимают акции, имеющие целью не полное их отождествление, а лишь некоторое «сглаживание» различия между ними, сближение спорта с искусством на основе развития эстетического и духовно-нравственного потенциала спорта. Возникают все новые виды спорта, имеющие ярко выраженную эстетическую значимость – например, фигурное (синхронное) плавание, прыжки на батуте, фристайл, спортивные танцы и др., а традиционные художественные виды спорта – фигурное катание, художественная гимнастика, прыжки в воду, прыжки на лыжах с трамплина и т.д. получают все более широкое развитие во всем мире. Характерно растущее стремление многих футбольных, баскетбольных, хоккейных команд мира показывать не только высокие спортивные результаты, но и вызывать восхищение у публики красотой своих действий. Наряду со стремлением повысить эстетическую значимость спорта ширятся акции, имеющие целью возрождение и дальнейшее развитие его духовно-нравственных ценностей, что также сближает спорт с искусством. К числу таких акций относится поощрение рыцарского поведения спортсменов на основе введения определенных призов и наград (например, призы Международного Комитета «Фэйр Плэй»). В последние годы наблюдается также тенденция определенной «спортизации» искусства – введения в эту сферу культуры элемента соревновательности, составляющей одну из важнейших характеристик спорта. Достаточно сослаться на стремительно расширяющееся число конкурсов в танцах, музыке, кино и др.

3. Попытки интеграции спорта и искусства связаны также с поисками путей их взаимообогащения. Иллюстрацией может служить использование опыта и средств пластических искусств в таких видах спорта, как фигурное катание, художественная и ритмическая гимнастика, фигурное катание и т.д. С другой стороны, наблюдается мощное воздействие спорта не только на моду в одежде, обуви, прическах, танцах и т.д., но и на искусство. Спорт издавна – со времен античности привлекал внимание художников, писателей, поэтов. Со спортом связано появление и развитие таких новых направлений художественной деятельности, как спортивное кино, спортивная фотография, балет на льду и др. В настоящее время регулярно организуются выставки-конкурсы работ художников, скульпторов и т.п. на спортивную тематику, фестивали спортивного кино и т.д. К этому направлению деятельности примыкают и выставки произведений искусства, авторами которых являются спортсмены. Примером могут служить международные бьеннале «Спортсмены – в искусстве» – художественные выставки, на которых собраны работы, выполнен­ные бывшими и действующими спортсменами (первая такая выставка была проведена в Барселоне в 1986 г.).

Стремление к синтезу спорта с искусством проявляется и в таких акциях, как создание «балета на льду», гимнастических эстрадных ансамблей, и т.д. Интересен опыт создания и работы в Германии «театров спорта и движения». Предпринимаются попытки использования музыки на спортивных тренировках и соревнованиях, создания футбольных команд, в составе которых – известные эстрадные певцы и другие лица, связанные с искусством, а также организации встреч спортсменов с деятелями искусства, придания этим встречам регулярного характера и т.д. Идея интеграции спорта и искусства (культуры в целом) лежала и в основе культурно-спортивных комплексов, которые создавались в нашей стране.

4. Еще один подход к обсуждаемой проблеме предусматривает укрепление союза спорта с искусством, их объединение, совместное использование для решения важных социально-культурных задач, так как они способны органично дополнить, взаимно обогатить друг друга в системе социально-педагогического и культурного воздействия на личность и социальные отношения.

Так, издавна предпринимались попытки совместного проведения спортивных соревнований и художественных конкурсов. В связи с этим можно вспомнить, что еще в Древней Греции на Истмийских, Панафинейских, Пифийских, Немийских играх проводились со­стязания не только спортсменов, но также певцов, музыкантов, орато­ров. Эту идею применительно к современным Олимпийским играм пытался реализовать и Пьер де Кубертен. В 1906 г. он предложил включить в программу Олимпийских игр художественные конкурсы («Penthatlon of the Muses») в 5 видах искусства: архитектуре, скульптуре, музыке, живописи и литературе. Такие конкурсы действительно проводились на Играх в период с 1912 по 1948 гг. В 1912 г. в художественных конкурсах приняли участие представители 31 страны. На Играх 1936 г. было проведено 15 художественных конкурсов. С 1952 г. по решению МОК они были заменены культурной программой (художественными кон­цертами, выставками и другими подобными мероприятиями) на Олимпийских иг­рах. В последние годы все шире практикуется проведе­ние фестивалей спорта и искусства, культурно-спортивных праздников и других подобных мероприятий, программа которых наряду с соревнованиями спорт­сменов включает в себя выступления артистов: танцоров, певцов, музы­кантов и др.

5. Принципиально новый подход к решению проблемы интеграции спорта с искусством предложен автором в новом гуманистическом проекте под названием «СПАРТ» (SpArt), которое расшифровывается как аббревиатура из слогов трех английских слов: S pirituality – духовность, «Sport» – спорт и «Art» – искусство [3].

В данном проекте предпринята попытка скоординировать и объединить различные частные, разрозненные программы интеграции спорта с искусством, ориентированные на какие-то ее отдельные, узкие аспекты, в широкую, единую, целостную программу (естественно, при этом осознавалось, что в рамках одной программы практически невозможно охватить все многообразие программ такого рода), т.е. объединить в единое целое, разработать комплексную, целостную программу интеграции спорта с искусством.

Комплексность программы проявляется прежде всего в том, что она имеет целью реализовать оба из указанных и обоснованных выше возможных направлений деятельности по интеграции спорта и искусства. С одной стороны, она предусматривает сближение спорта с искусством, «сглаживание» различий между ними в первую очередь за счет повышения эстетического и духовно-нравственного потенциала спорта, а также включения соревновательного начала в сферу художественного творчества, а с другой стороны, ставит своей целью всемерное укрепление связи, союза спорта и искусства, объединение их в единую целостную «спартианскую » социально-педагогическую и культурную систему.

Комплексность программы состоит и в разнообразии тех задач по интеграции спорта и искусства, на решение которых она нацелена. В программе ставится задача объединить спорт и искусство в процессе образования и воспитания, во время организации досуга различных групп населения, в рамках соревнований, турниров, фестивалей, в работе клубов, в деятельности нового гуманистического движения, содействовать гармоничному сочетанию спорта и искусства в жизни каждого человека, а также постоянному общению спортсменов с теми, кто занимается творчеством в сфере искусства (художниками, музыкантами, актерами и др.), науки, техники, с коллекционерами и другими лицами, близкими к сфере искусства, и т.д.

О комплексном характере спартианской программы свидетельствует и разнообразие предусматриваемых форм, методов и средств интеграции спорта с искусством. Она предусматривает разработку и использование на практике новых моделей организации и проведения соревнований, специальной образовательной программы, духовно-нравственного кодекса по­ведения, специальной системы призов и наград, активизацию просветительской, разъяснительной, пропагандистской работы, развертывание нового социально-культурного гуманистического движения, целый ряд новых акций в рамках олимпийского движения, изменение характера и уровня подготовленности специалистов и т.д. Следовательно, программа ставит своей целью поиск всех возможных (гуманистически ориентированных) направлений интеграции спорта и искусства, использование для этого максимально полного набора форм, средств и методов. Она не отбрасывает, а предполагает использование традиционных форм, методов, средств интеграции спорта и искусства, но основной акцент сделан на поиск и практическое использование новых, нетрадиционных направлений, форм, методов интеграции спорта и искусства.

Важная особенность программы состоит и в том, что интеграция спорта с искусством рассматривается не как самоцель, а как средство (одно из средств) решения важных социальных, социально-культурных и социально-педагогических задач – в первую очередь для преодоления все увеличивающегося разрыва между физическим и духовным развитием человека. Кроме того, она предназначена не для какой-то узкой группы, а для людей разного возраста, пола, разных профессий, разного уровня духовного и физического развития, в том числе для инвалидов.

Проект успешно реализуется в нашей стране с 1991 года [см. 4, 5].

 

5. Артпедагогическая направленность современного физического воспитания.

6. ктуальность исследования. Образовательная система России функционирует в сложных социально-экономических условиях, не отвечающих в достаточной степени требованиям развития социально, психофизически здорового и гуманного человека. Тенденция к утрате нравственных ориентиров, духовных и интеллектуальных ценностей откладывает отпечаток прежде всего на наиболее ранимую часть общества — детей и подростков.

7. Многочисленные социологические исследования подтверждают, что большинство молодых людей пессимистически воспринимают жизнь. Для них характерны нарастание тревожности, агрессивности, психического и эмоционального напряжения. У многих подростков наблюдается отсутствие познавательных потребностей и интересов, желания учиться и повышать свой интеллектуальный потенциал. Более того, современные школьные нагрузки часто уменьшают резервные возможности организма даже способных детей. Это ведет к переутомлению школьников и, как результат, к недомоганию и возникновению различного рода заболеваний. Официальная статистика свидетельствует о том, что 30-35 процентов детей, поступающих в школу, уже страдают хроническими заболеваниями, и за годы обучения количество больных детей не уменьшается, а значительно увеличивается в 4-5 раз (Б.И. Мишин, П.А. Рожков).

8. Такое состояние, по мнению исследователей В.Ф. Базарного, В.К Баль-севича, М.Я. Виленского, В.Н. Ирхина, Ю.А. Копылова, Л.Б. Кофмана, Л. Д. Лебедевой, Л.И. Лубышевой, В.П. Лукьяненко, Г.Б. Мейксона, Б.И. Мишина, И.П. Подласого, Г.М. Соловьева, Н.Х. Хакунова, Р.Х. Ярулина и др. не только результат влияния социально-экономических и экологических факторов, но и существующей образовательной практики школ, сориентированной в основном на информационно-объемную систему обучения учащихся и авторитарные механизмы управления учебно-воспитательным процессом.

9. Недостатком образования, подчеркивал ещё К.Д. Ушинский, является то, что учебные предметы в учебных планах существуют изолированно друг от друга и закладываются в сознание учащегося в виде разрозненной и несистематизированной информации.

10. В.П. Беспалько в этом же контексте отмечает, что в учебных планах общего среднего образования не существует такого стержня, вокруг которого могло бы отбираться, кристаллизоваться и систематизироваться содержание обучения различным предметам, трансформируясь в голове учащегося в виде обобщенного и осознанного опыта.

11. Закономерной реакцией педагогической науки на проблемы современной школы стал поиск путей обновления образовательной системы. В законе Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) в качестве ведущего принципа, на котором основывается государственная политика в области образования, утверждаются «гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности». В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года также отмечено, что «школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности».

12. Первоочередная задача школы, отмечал В.А. Сухомлинский, заключается в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально полнокровного труда, «распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант — значит, поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства».

13. В то же время драматический парадокс современной образовательной системы состоит в том, что, с одной стороны, наше общество нуждается в получении гармонически развитой, социально активной, интеллектуально одаренной и творческой личности, а с другой стороны, не обеспечивается в достаточной степени надлежащих для этого условий.

14. Несмотря на то, что в современных законодательных документах главной целью учебной дисциплины «Физическая культура» утверждается формирование физической культуры личности, ныне действующая образовательная система строится на основе традиционного, императивного обучения, где её объект рассматривается через призму лишь узких специфических показателей физической и спортивно-технической подготовленности.

15. Согласно исследованиям М.Я. Виленского, Г.М. Соловьева, Н.Х. Хаку-нова и др., физическая культура личности человека в свою структуру включает не только элементы физического совершенства, но и знания, интеллектуальные способности, мотивационно-ценностные ориентации, физкуль-турно-спортивную деятельность, а также социально-духовные ценности (по существу определяющие её как культуру).

16. В трудах исследователей, изучающих вопросы физической культуры в отечественной педагогике, отмечается, что одной из главных причин неэффективности физической культуры как учебной дисциплины является отсутствие творческого подхода в ее преподавании (В.К. Бальсевич, C.B. Бар-башов, С.Н. Бегидова, В.В. Белинович, М.Я. Виленский, Л.Б. Кофман, В.Н. Ирхин, А.Ю. Козырева, В.Н. Курысь, Л.И. Лубышева, В.П. Лукьяненко,

17. В.И. Лях, A.n. Матвеев, В.М.Минбулатов, В.А. Петьков, Л.Е. Савиных, Г.М. Соловьев, Н.Х. Хакунов, В.В. Черняев, B.C. Якимович, Ю.А. Янсон и др.), недооценка гуманистического потенциала физической культуры, интегрирующей интеллектуальные, духовные и физические начала в человеке (В.Ф. Балашова, B.C. Быков, И.М. Быховская, П.А. Виноградов, С. Волошин, Е.П. Воробьева, В.М. Выдрин, А.Ю. Ермаков, В.Н. Казанцев, Л. А. Казанцева, Ю.А. Копылов, Н.В. Кудрявцева, В.В. Кузин, В.П Люкевич, Г.Б. Мейксон, В.П. Моченов, В.В. Находкин, Ю.М. Николаев, В.И. Олияр, Т.В. Петрова, И.В. Работай, Т.В. Скобликова, В.И. Столяров, В.Н. Шаулин и др.).

18. Возможным направлением выхода из сложившейся ситуации В.Ф. Балашова, В.В. Белорусова, Л. Былеева, М.В. Видякин, Э.И. Гусинский, И.Н. Ре-шетень и др. считают внедрение в образовательный процесс междисциплинарного системного подхода. Предлагают ресурсы изобразительного и театрального искусства (Н.С. Боголюбов, Н. Ефименко и др.), хореографии (Н.А Белова, Г. Боброва, В.Н. Бойкова, Э,А. Кашкаева, Р.Н. Терехина и др.), литературы (М.М. Бахтин, Л.В. Богомолова, Е.В. Квятковский и др.), музыки (И. Абсолямова, Н.С. Боголюбов, М.Е.Бурцева, P.A. Варшавская, Э. Гусинский, Е. Жгун, Н.И. Иванов, Ю.Г. Коджаспиров, Г.А. Колодницкий, B.C. Кузнецов и др.), синтезированного искусства (Н.К. Карпова, Л.Г. Кожевникова, ГА. Колодницкий, ЕВ. Конорова, ЗЛ. Резуненко, Л.Г. Савенкова, II.IO. Шумакова и др.) в интересах эмоционального стимулирования, духовного, нравственного и физического обогащения личности.

19. На интеграцию физической культуры и искусства как способ осуществления гуманизации образовательного и воспитательного процессов указывают представители различных исторических эпох и поколений (Аристотель, Платон, Сократ, В.В. Белорусова, И.И. Бецкой, Н.М. Глушак, В.В. Гориневс-кий, О.В. Козырева, П. Кубертен, П.Ф. Лесгафт, Я.Г. Мор, Н.И. Новиков, В.И. Самусенкова, М.Я. Сараф, В.И. Столяров, М. Тертыш, А. Шписс и др.).

20. К настоящему времени в педагогике и психологии накоплен достаточно большой научный потенциал, раскрывающий различные аспекты гуманизации образования, внедрения в образовательную систему инновационных педагогических технологий, направленных на стимулирование свободного творческого развития личности человека, становление его культуры, психосоматического благополучия, развития интеллекта и интереса к обучению (ULLA. Амонашвили, М.Н. Берулава, ЕВ. Бондаревекая, М.А. Вейт, К.В. Гавриловен, О.С. Газман, H.A. Гусева, З.И. Калмыкова, Л.Г. Кожевникова, В.М. Короткое, С.В. Куленич, ИЛ. Лернер, М.А Молчанова, С. Д. Поляков, Н.Б. Ромаева, Л.И. Рувинский, В.А. Сластенин, И.П. Смольянинов, Л.П. Соколова, E.H. III ия но в, Т.В. Шуртакова и др.).

21. В то же время сегодня очевидно, что нынешнее состояние системы образования не учитывает возможность установления связи между предметами эстетического цикла и физической культурой, полноценного использования с этой целью интегрированных уроков и средств.

22. Все это подчеркивает то, что в условиях активной трансформации отечественного социума необходимо обновление системы образования на основе синтеза рационального знания и художественного целостного постижения мира, разработка технологического подхода, гуманизирующего образование школьников в сфере физической культуры.

23. О.С. Булатова, М.В. Гузева, Т.А. Добровольская МЛ. Князева, J1.H. Комиссарова, A.B. Крепица, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведева, Н.М. Назарова, Е.В. Таранова, Ю.С. Шевченко и др. обращают внимание на возможности внедрения артпедагогики в учебный процесс специальных образовательных учреждений для оказания комплексного воздействия на личность и рассматривают артпедашгику как область научного знания, технологию, формирующуюся на стыке педагогики, искусства и арттерапии, где посредством специально созданного художественного образа и творческой деятельности человек преодолевает психофизические комплексы и нравственно развивается.

24. Наши исследования свидетельствуют о том, что существующая система преподавания физической культуры в средних общеобразовательных учреждениях не предполагает использование артпедагогики в образовательно-воспитательном процессе учащихся.

25. В целом анализ состояния вопроса по проблеме исследования позволил вскрыть ведущие противоречия между:

26. - объективно существующей потребностью общества в создании образовательной системы, обеспечивающей становление психосоматического благополучия человека, и традиционно функционирующей системой образования в области физической культуры, не создающей в достаточной степени для достижения отмеченной цели специальных организационных и психолого-педагогических условий;

27. - потенциальными возможностями артпедагогики гуманизации образования в области физической культуры и бессистемностью, эпизодичностью, элементаризмом ее использования в учебно-воспитательном процессе;

28. - имеющимися научно-практическими предпосылками внедрения в учебно-воспитательный процесс по физической культуре артпедагогики и отсутствием комплексных, её обеспечивающих педагогических технологий;

29. - потребностью внедрения артпедагогики в учебно-воспитательный процесс современной школы и отсутствием должной компетентности у специалистов.

30. Научная проблема, в рамках которой разрабатывалась тема диссертационного исследования, заключается в теоретико-методологическом, технологическом и организационном обеспечении гуманизации образования в области физической культуры с целенаправленным привлечением ценностей сферы современного искусства.

31. Целью исследования является теоретико-методологическое, технологическое, организационное обоснование и разработка артпедагогики как гуманистической системы образования в области физической кульуры.

32. Объект исследования: 1уманизация образования учащихся в области физической культуры.. ■.,■

33. Предмет исследования: артпедагогика как гуманистическая система образования учащихся в области физической культуры.

34. Гипотеза исследования заключается в том, что гуманизация образования в области физической культуры учащихся будет осуществляться успешно, если:,

35. - обоснована и разработана артпедагогическая система, интегрирующая средства физической культуры и искусства;

36. - создана концептуальная модель внедрения артпедагогики в образовательный процесс, включающая в себя ведущую идею, цель, содержание, общие и технологические принципы формирования гуманной личности;

37. - учебно-воспитательная деятельность учащихся осуществляется по законам функционирования системы, взаимосвязи, взаимообусловленности и преемственности основных структурных элементов — физической культуры и искусства; —

38. - содержание педагогической технологии определяется диагностично поставленной целью, компонентами качеств, основу которых составляют гуманистические социально-духовные ценности физической культуры личности школьника;

39. - образовательная деятельность учащихся строится с учетом использования вариативной, индивидуальной, групповой дифференциации деятельности учащихся на каждом этапе обучения;

40. - создаются организационные и психолого-педагогические условия, обеспечивающие мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой компоненты гуманизации образования учащихся артпедагогической системой;

41. - обеспечивается мотивационная поддержка каждой дидактической единицы учебного материала на основе внедрения артпедагогики в процесс формирования физической культуры учащихся, их действий и деятельности;

42. - гуманизация образования в области физической культуры охватывает все образовательно-воспитательное пространство школы и воплощается

43. через атрпедагогическую технологию в определенную государственным образовательным стандартом и программой цель.

44. В соответствии с гипотезой исследования были определены задачи исследования.

45. 1. Рассмотреть гуманизацию образования как социальное явление и определить теоретико-методологические основания её осуществления в сфере физической культуры.

46. 2. Обосновать и разработать артпедагогическую систему гуманизации образования в области физической культуры.

47. 3. Определить основные структурные, содержательные и критериальные характеристики гуманизации образования учащихся в области физической культуры, детерминирующие содержание артпедагогической технологии с диагностируемой и проверяемой целью.

48. 4. Разработать педагогическую технологию гуманизации образования в области физической культуры на основе использования артпедашгики.

49. 5. Экспериментально обосновать ведущие принципы, организационные и психолого-педагогические условия, определяющие артпедагогику как систему гуманизации образования учащихся в области физической культуры.

50. 6. Определить эффективность влияния артпедагогики на гуманизацию образования в области физической культуры.

51. Методологическую основу исследования составили философские, педагогические теории и концепции о природе, сущности человеческой деятельности (Б.Г. Ананьев, H.A. Бердяев, И.И. Бецкой, П.Ф. Каптерев, C.JI. Рубинштейн, А.Г. Спиркин и др.), о ее целесообразном и творческом характере (Д.JI. Андреев, М. Бюлер, Е.И. Игнатьев, A.A. Мелик-Пашаев, A.B. Морозов и др), о взаимодействии логического и исторического при выявлении состояния и тенденций развития педагогических идей (H.H. Ви-зитей, JI. Винничук, Е.П. Воробьева, Б.Р. Голощапов, Л.Кун), о единстве духовного и телесного в структуре личности (И.М. Быховская, Н.Х. Вессель, М.Я. Виленский, Ю.М Николаев, Г.М. Соловьев, В.И. Столяров, Л.Н. Сляд-нева, Н.Х. Хакунов и др.), о новой образовательной парадигме, основанной на гуманистических концепциях (Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Э.И. Котова, И Л. Лернер, E.H. Шиянов и др.); идеи детерминизма и синергетики в развитии и саморазвитии личности ребенка (Л. Выготский, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс и др), ненасилия и толерантности (К.В. Гавриловен, А.Ю. Ермаков, В.Н. Казанцев, Л.И. Новикова, A.B. Мудрик и др.), художественно-образного познания мира и духовного развития личности средствами искусства (АЛ. Андреев, Н.С. Боголюбов, Н.К. Карпова, Н.Б. Крылова, Л.Д. Лебедева, Г.В. Плеханов,

52. Ю.У. Фохт-Бабушкин) преемственности, системности в образовании и воспитании (В.П. Беспалько, В.Н. Волкова, A.A. Денисов, Э.И. Гусинский, М.Р. Кудаев, В.Н. Курысь, C.B. Молчанов и др.)

53. < Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции отечественных и зарубежных ученых, педагогов, философов о сущности искусства в развитии личности (C.B. Асенин, А.ф. Еремеев, К. Бюхер, Г. А. Колодницкий, B.C. Кузнецов, Э.А. Королева и др.), эстетической выразительности (Е.Ф. Губский, Ю. Борев, Э.А. Егорова, А. Френкин, P.M. Чумичева, Т.В. Шуртакова и др.); эстетического воспитания (М.М. Бахтин, В.В. Бело-русова, Н.К. Карпова, С.Н. Куракина, Л.П. Печко, З.Л. Резуненко, И.Н. Ре-шетень, и др.); теории развитии личности (Г.С. Абрамова, Л.И. Божович, Р.С! Немов, A.B. Петровский, Е.И. Рогов и др.); физиологии индивидуальных и возрастных различий (И.А. Арямов, С.И. Гальперин, K.M. Гуревич,

54. A.A. Маркосян и др.); концепции гуманизации физического воспитания (Ю.М. Зотов, В.Н. Казанцев Н.В. Кудрявцева, О.В. Козырева, П.Ф. Лесгафт,

55. B.C. Родиченко, В.И. Столяров и др.); теории физической культуры личности и технологии её формирования (В.К. Бальсевич, М.Я. Вйленский, Л.И. Лубышева, В.А. Петьков, Г.М. Соловьев и др.): концепции модернизации общего образования (C.B. Барбашов, Л.Б. Кофман, В.В. Кузин,

56. B.П. Лукьяненко, В.М. Минбулатов, Л.Е. Савиных, B.C. ЯкиМович, Р.Х. -Ярулин и др.); теории развития творческих способностей (С.Н. Бегидова, Н.С. Боголюбов, Н.К. Вересов, Е.И. Игнатьев, АЛО. Козырева, Г.В. Лабунс-кая, А.Н. Лук, М. Монтессори, Е.Л. Яковлева С. Taylor, Е. Bono, J. Guilford, Е. Torrance, Г. Уоллес и др.); хореографии (Т.К. Барышникова, В.Н. Бойкова, Л.А. Бондаренко, Т.К. Васильева, A.A. Климов, Н.П. Базарова, Л.Д. Блок, А.Я. Ваганова, В. Ванслов, С.Н. Куракина, E.H. Фокина, С.Г. Шипилова и др.); музыкально-ритмического воспитания (С. Меркель, И А. Милехина, Т.Т. Ротерс,

57. C. А. Руднева;, В.Ю.Сосина, Э.М. Фиш и др.); художественного воспитания (К. Ауэр, H.H. Ростовцев, Л.Г. Савенкова, Г. И. Фриллинг, Б.П. Юсов и др.).

58. Методы исследования. В процессе проведения диссертационного исследования использовался комплекс методов:

59. - теоретические методы: теоретический анализ и синтез (историко-гене-тический и сравнительно-исторический, ретроспективный анализ и др.), обобщение опыта, абстрагирование и конкретизация;

60. - экспериментально-эмпирические методы: наблюдение (прямое, косвенное, включенное, самонаблюдение), диагностирование (тестирование, оценивание), интервьюирование, анкетирование, экспериментальные (констатирующий, формирующий эксперименты);

61. - статистические методы; количественная обработка экспериментальных данных методами математической статистики.

62. Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 1995 по 2005 гг. и включало три взаимосвязанных этапа.

63. На первом этапе, поисковом (1995 - 1996 гг.), анализировалось состояние учебно-воспитательного процесса в области физической культуры в общем образовании, изучалось состояние разработанности проблемы исследования в философской, психолого-педагогической литературе, рассматривались основные тенденции и парадигмы гуманистической педагогики. На основе полученной информации создавался банк данных, разрабатывались исходные теоретико-методологические позиции исследования.

64. На втором этапе, опытно-экспериментальном (1996 — 2002 гг.), анализировались детерминанты гуманизации образования в области физической культуры, конкретизировался исследовательский аппарат и методологическая база исследования; выявлялось значение артпедагогики как гуманистической системы образования учащихся в области физической культуры; осуществлялась апробация результатов диссертационной работы в учебном процессе общеобразовательных школ г. Ставрополя и Ставропольского края. На основе результатов исследования публиковались статьи, разрабатывались программы базовых и элективных курсов.

65. На третьем этапе исследования (2002 — 2005 гг.) осуществлялась апробация экспериментальной части диссертационной работы, обработка экспериментальных данных, их обобщение, систематизация, завершилось научное оформление диссертации.

66. Подготовлены к печати и изданы две монографии, учебное пособие, опубликованы семь статей в центральных журналах: «Теория и практика физической культуры», «Физическая культура в школе», «Адаптивная физическая культура», «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», «Детский тренер».

67. Основные положения, выносимые на защиту:

68. 1. Под гуманизацией образования учащихся в сфере физической культуры следует понимать стратегию деятельности образовательных учреждений, направленную на индивидуализацию личности учащегося, уважение и доверие к нему, принятие его физкультурных личностных целей, запросов и интересов, создание максимально благоприятных условий для целостного и гармоничного развития в единстве интеллектуального, духовного и физического компонентов, сохранение и повышение уровня здоровья, удовлетворение его потребностей в двигательной активности и творческой реализации своих психофизических возможностей и интересов через разнообразие форм физкультурно-спортивной деятельности, основной из которых является физическое самосовершенствование.

69. Гуманизация образования в области физической культуры опирается на комплексное и гармоничное развитие личности учащегося, обусловленное его творческой самореализацией и духовно-фюйческим самосовершенствованием, единством когнитивных и мотивацйонных установок, созданием положительной эмоционально-стимулирующей учебно-познавательной среды.

70. 2. С позиции физической культуры как сферы деятельности человека теоретическими основаниями гуманизации образования следует считать современные концепции модернизации общего образования в области физической культуры, существующую теорию физической культуры личности и технологию её формирования.

71. С позиции искусства теоретическими основаниями гуманизации образования следует считать гуманистическую теорию искусства, влияние искусства на сферу человеческой деятельности, теорию художественно-эстетической выразительности, творческой деятельности, музыкально-ритмического воспитания, хореографии. •

72. Методологическим основанием, обеспечивающим гуманизацию образования в области физической культуры, следует считать личностно-дея-тельностный, аксиологический, антропологический, культурологический, диалогический, технологический, системный и креативный подходы.

73. 3. Артпедагогика в области физической культуры представляет собой гуманистическую систему образования, разработанную на основе интеграции средств физической культуры и ценностей искусства, оказывающих комплексное воздействие на мотивационно-ценностную, духовную и физическую стороны личности учащегося, развивая его посредством творческой, эстетико-художественной и учебно-познавательной деятельности.

74. Основными составляющими артпедагогической системы в области физической культуры являются: информационная (цель, задачи, принципы реализации); инструментальная (программное, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение); социальная (профессионально-подготовленные и ориентированные на достижение цели педагогические кадры); организационно-структурная (технологический содержательно-операциональный компонент).

75. 4. Содержание артпедагогической системы имеет многокомпонентную структуру, включающую критериальные характеристики гуманистических качеств личности (доброжелательность, альтруизм, эмпатия, воспитанность), полимотивационные тенденции, детерминирующие содержание артпедагогической технологии с диагностируемой и проверяемой целью. Целью артпедагогической системы выступает духовно-нравственНое развитие в структуре физической культуры личности.

76. 5. Принципы артпедаго ги ч е с ко й системы должны базироваться на принципах физической культуры (содействие всестороннему и гармоничному развитию личности, оздоровительной, художественно-творческой, эстетической и гуманистической направленности), социально-личностного развития, единства требовательности и уважения к детям, взаимосвязи художественно-эстетической деятельности с искусством и физической культурой, комплексного подхода к развитию творческой деятельности личности средствами физической культуры и искусства, оптимизации педагогического процесса, вариабельности и многообразия, сочетания и развития у детей в учебно-воспитательном процессе всех типов мышления (эмпирического, формально-логического, диалектического, образно-эмоционального).

77. 6. Артпедагогические средства (артимпровизации, артигры, музыкально-ритмические упражнения, хореография, интеллектуальные знания), применяемые в урочных и неурочных формах занятий физическими упражнениями, стимулируют активность, самостоятельность и творческие способности учащихся, воздействуют на физическую подготовленность учащихся.

78. 7. Педагогическая технология, обеспечивающая реализацию артпедаго-гической системы в гуманизации образования, представляет собой функциональную систему алгоритмизированного управления учебно-познавательной и практической деятельности учащихся, основанную на интеграции средств физической культуры и искусства.

79. 8. Артпедагогика как гуманистическая составляющая образования в области физической культуры является эффективной образовательно-воспитательной системой, что подтверждается ростом показателей сформиро-ванности гуманистических качеств учащихся (доброжелательность, альтруизм, эмпатия, воспитанность) положительными тенденциями изменений физической подготовленности и физической культурой личности в целом. Эффективность реализации артпедагогической системы обеспечивается организационным



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: