В процессе усвоения дисциплины «Стратегическое планирование на предприятии» применяются следующие инновационные технологии активного обучения квази профессиональной деятельности студентов:
Лекции:
1. Вводная (установочная) лекция по теме №1 (1 час), где раскрываются методологические проблемы изучаемого содержания дисциплины «Стратегическое планирование на предприятии», систематизируются знания, выделяется их структура. Кроме того, раскрываются задачи и содержание предстоящей в семестре учебной деятельности.
На этой лекции будут озвучены требования к результатам обучения, формируемой компетенции, раскрыты пути их достижения через разработку учебного стратегического плана, требования к методу контроля занятий на практических занятиях.
Эта лекция должна стать фактором активизации самостоятельной деятельности обучающихся, способом формирования его профессиональной позиции.
Наряду с ориентацией в предметном содержании, лекция обеспечивает условия мотивации магистров для принятия ими ценностей профессиональной деятельности в области стратегического планирования и необходимых для её осуществления знаний. Лекция должна побудить обучающихся к решению профессиональных задач по разработке стратегического плана, начиная с определения объекта планирования.
Практические занятия:
В качестве инновационного метода используется метод проекта.
Результатом обучения на основе проектной технологии является освоение её обучающимися, а затем умение применить в своей практической деятельности в организациях малого и среднего бизнеса, как инструмента выявления рыночных возможностей организации и разработки стратегического плана.
|
Данная технология обучения предполагает активизацию мышления обучающихся, позволяет им самостоятельно осуществлять сбор информации, планировать возможные варианты решения проблем, делать выводы, анализировать свою деятельность.
Проект является инструментом построения сначала своего образовательного, а затем и жизненного проекта в процессе профессиональной деятельности.
В проекте четко обосновываются цели, содержание и план действий по их достижению. Таким образом, происходит отработка, развитие и закрепление компонентов формируемой компетенции с их последующей интеграцией в условиях реальной практики.
Разработка стратегического плана в форме проекта обеспечивает творческий характер занятий, освоение материала в сжатые сроки, предполагает обязательную презентацию.
Тип проекта стратегического плана – групповой, межпредметный мини-проект, практико-ориентированный, исследовательский, творческий.
Одновременно в рамках проектной деятельности реализуются и такой инновационный метод обучения как:
- тренинг коммуникативности (обучение аудитории в процессе взаимодействующей малой группы (команды).
Цель такой технологии обучения: формирование умений эффективно работать сообща во временных командах и добиваться качественных результатов.
Обучающиеся, обучаясь с использованием данной технологии, развивают:
- способность организовывать совместную деятельность, основанную на принципах сотрудничества;
- ответственность за общие результаты работы;
- умение вести деловое обсуждение, достигать согласие в спорных вопросах;
|
- стремление к общему успеху и коллективным достижениям.
Командное выполнение проекта предполагает общую оценку работы команды по разработке стратегического плана.
В процессе отношений в команде возникают следующие типы взаимозависимостей участников совместного обучения:
- зависимость от единой цели, которую участники могут достичь только в совместных усилиях;
- зависимость от источников информации: каждый участник владеет только частью информации, необходимой для успешного решения задачи;
- зависимость от формы поощрения.
Проект по разработке стратегического плана выполняются магистрами в рамках практических занятий и самостоятельной работы.
Этапы разработки стратегического плана в команде:
1. Формирование команды.
2. Выбор командного объекта стратегического планирования (предприятия).
3. Определение направлений сбора информации, её анализа, форм отчета по разделам стратегического плана. Распределение обязанностей и заданий между членами команды.
4. Сбор информации.
5. Анализ информации, оформление результатов исследований в виде текстового содержания разделов стратегического плана.
6. Анализ полученных показателей и расчетов, оценка проекта.
7. Представление презентации стратегического плана.
8. Защита.
9. Подведение итогов.
Кроме того в обучении применяется реальный профессиональный метод управления – экспертиза, который относится к деятельностному подходу. Это технология формирования опыта профессиональной деятельности.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов и оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины:
Оценочные средства:
Текущий контроль: контрольная работа.