ЛЕКЦИЯ 15.
Методы философии и ее внутреннее строение (этапы философии, основные картины мира).
Организационный момент.
2. Объявление темы, цели и плана урока. Цель – «Сегодня на занятии вы узнаете об этапах философии (античный, средневековый, Нового времени, ХХ века) и об основных картинах мира (философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век)».
План:
2.1. Повторение пройденного «Сначала мы повторим предыдущую тему».
2.2. Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века.
2.3. Основные картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век).
2.4. Самостоятельная работа.
Повторение пройденного.
3.1. В какой период оформились основные отличия русской философии?
3.2. Расскажите о религиозной философии.
3.3. Расскажите о концепции мирового всеединства.
3.4. Расскажите о русском космизме.
3.5. Расскажите о русской герменевтике.
3.6. Расскажите об идее соборности.
Изучение нового материала.
4.1. Сегодня мы подытожим то, что узнали ранее, и рассмотрим этапы философии и основные картины мира – философскую, религиозную и научную. Под запись. «В развитии философии видны следующие этапы:
1. Космоцентрический (от греч. kosmos - пространство, окружающий мир). Главный вопрос - каково первоначало окружающего мира и его устройство? В качестве первоначала рассматривалась или какая-то материальная субстанция (например, одна из природных стихий: вода, огонь, воздух и т. д.), или же нематериальная субстанция (например, число у Пифагора).
2. Антропоцентрический (от греч. anthropos - человек). Главный вопрос - изучение проблем, связанных с человеком: что собой представляет человек; что в нем преобладает - материальное или духовное; может ли он познавать окружающий мир; каков смысл человеческой жизни.
Оба эти этапа были заложены в античное время.
3. Теоцентрический (от греч. theos - Бог). Этот этап соответствует Средневековью. Главные вопросы связаны с Богом: что собой представляет Бог; это сверхличность или нет; может ли человек познать Бога рациональным путем; проявляет ли себя Бог в реальной действительности; почему существует несправедливость, зло и т. д. Считалось, что вся информация о Боге и окружающем мире скрыта в священных книгах (Библии и др.), поэтому средневековые философы занимались в основном их толкованием. На данном этапе религиозное мировоззрение полностью преобладало над философским.
4. Рационалистический (от лат. ratio - разум, мышление) пришелся на Новое время, XVII-XIX вв. Все явления окружающего мира рассматривались при помощи логических законов мышления; особый интерес вызывали общественные и этические проблемы, соотношение интересов личности и общества.
4. Современный (условно его можно назвать плюралистическим) (от лат. pluralis - многообразие). Характерная черта: отсутствие господствующего философского направления на фоне многообразия конкурирующих друг с другом школ и течений. Одно из самых влиятельных направлений - экзистенциализм (от лат. «экзистенция» - существование), которое занимается изучением этических проблем, поисками смысла человеческой жизни».
4.2. Теперь рассмотрим картины мира, которые сложились к настоящему времени. Подробно понятие картины мира будет рассмотрено во время самостоятельной работы. Под запись. «Известны три картины мира.
1. Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах – бытия, познания, ценностей и деятельности. Картины мира различных философов не похожи одна на другую, и объединяет их то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира, при котором человек познает мир в понятиях, умозрительно (в мысли, в слове). Философское знание, это знание или взгляд живого человека, продукта своего общества. Поэтому наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему.
2. Религиозная картина мира обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, человеческое и божественное – предмет религиозных размышлений. Причем мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу.
3. Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. Это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов, а также методология получения научного знания».
4.3. Самостоятельная работа на уроке. Запишите в тетради подзаголовок «Картина мира», перейдите по ссылке https://studopedia.ru/view_culturology.php?id=10, прочитайте и законспектируйте текст.