Изучение нового материала.




ЛЕКЦИЯ 15.

Методы философии и ее внутреннее строение (этапы философии, основные картины мира).

 

Организационный момент.

2. Объявление темы, цели и плана урока. Цель – «Сегодня на занятии вы узнаете об этапах философии (античный, средневековый, Нового времени, ХХ века) и об основных картинах мира (философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век)».

План:

2.1. Повторение пройденного «Сначала мы повторим предыдущую тему».

2.2. Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века.

2.3. Основные картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век).

2.4. Самостоятельная работа.

Повторение пройденного.

3.1. В какой период оформились основные отличия русской философии?

3.2. Расскажите о религиозной философии.

3.3. Расскажите о концепции мирового всеединства.

3.4. Расскажите о русском космизме.

3.5. Расскажите о русской герменевтике.

3.6. Расскажите об идее соборности.

Изучение нового материала.

4.1. Сегодня мы подытожим то, что узнали ранее, и рассмотрим этапы философии и основные картины мира – философскую, религиозную и научную. Под запись. «В развитии философии видны следующие этапы:

1. Космоцентрический (от греч. kosmos - пространство, окружающий мир). Главный вопрос - каково первоначало окружающего мира и его устройство? В качестве первоначала рассматривалась или какая-то материальная субстанция (например, одна из природных стихий: вода, огонь, воздух и т. д.), или же нематериальная субстанция (например, число у Пифагора).

2. Антропоцентрический (от греч. anthropos - человек). Главный вопрос - изучение проблем, связанных с человеком: что собой представляет человек; что в нем преобладает - материальное или духовное; может ли он познавать окружающий мир; каков смысл человеческой жизни.

Оба эти этапа были заложены в античное время.

3. Теоцентрический (от греч. theos - Бог). Этот этап соответствует Средневековью. Главные вопросы связаны с Богом: что собой представляет Бог; это сверхличность или нет; может ли человек познать Бога рациональным путем; проявляет ли себя Бог в реальной действительности; почему существует несправедливость, зло и т. д. Считалось, что вся информация о Боге и окружающем мире скрыта в священных книгах (Библии и др.), поэтому средневековые философы занимались в основном их толкованием. На данном этапе религиозное мировоззрение полностью преобладало над философским.

4. Рационалистический (от лат. ratio - разум, мышление) пришелся на Новое время, XVII-XIX вв. Все явления окружающего мира рассматривались при помощи логических законов мышления; особый интерес вызывали общественные и этические проблемы, соотношение интересов личности и общества.

4. Современный (условно его можно назвать плюралистическим) (от лат. pluralis - многообразие). Характерная черта: отсутствие господствующего философского направления на фоне многообразия конкурирующих друг с другом школ и течений. Одно из самых влиятельных направлений - экзистенциализм (от лат. «экзистенция» - существование), которое занимается изучением этических проблем, поисками смысла человеческой жизни».

4.2. Теперь рассмотрим картины мира, которые сложились к настоящему времени. Подробно понятие картины мира будет рассмотрено во время самостоятельной работы. Под запись. «Известны три картины мира.

1. Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах – бытия, познания, ценностей и деятельности. Картины мира различных философов не похожи одна на другую, и объединяет их то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира, при котором человек познает мир в понятиях, умозрительно (в мысли, в слове). Философское знание, это знание или взгляд живого человека, продукта своего общества. Поэтому наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему.

2. Религиозная картина мира обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, человеческое и божественное – предмет религиозных размышлений. Причем мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу.

3. Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. Это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов, а также методология получения научного знания».

4.3. Самостоятельная работа на уроке. Запишите в тетради подзаголовок «Картина мира», перейдите по ссылке https://studopedia.ru/view_culturology.php?id=10, прочитайте и законспектируйте текст.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: