Дисциплина «Экономика и организация отрасли»




СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Экономика и организация отрасли»

 

Дисциплина «Экономика и организация отрасли»

1. Отрасль: понятие, классификация, факторы, определяющие отраслевую структуру экономики.

2. Роль отрасли (торговли) в рыночной системе хозяйствования, классификация предприятий по подотраслям, их основные функции.

3. Организации розничной торговли: функции, задачи, классификация, пути развития в условиях конкуренции.

4. Организации общественного питания: понятие, виды, классификация, пути развития в условиях конкуренции.

5. Организации оптовой торговли: понятие, функции, роль в повышении эффективности функционирования отрасли.

6. Интеграционные процессы в отрасли, развитие сетевых структур, их конкурентные преимущества.

7. Особенности региональной структуры отрасли (торговли), актуальные направления ее развития.

8. Принципы и содержание государственного регулирования отрасли (торговли), органы регулирования и контроля, их права и обязанности.

9. Особенности и принципы размещения организаций оптовой, розничной торговли и общественного питания.

10. Ответственность организаций торговли при работе на потребительском рынке: законодательная база, виды ответственности.

11. Роль малого предпринимательства в отрасли, пути развития в современных условиях.

12. Концентрация капитала: понятие, условия, уровни и факторы, формы концентрации капитала и создания сетевых структур.

13. Экономическое содержание и формы концентрации капитала в торговле: горизонтальная и вертикальная интеграция.

14. Содержание и организация планирования хозяйственной деятельности предприятий отрасли, виды и система планов.

15. Экономическая сущность товарооборота отрасли: состав, структура и система показателей.

16. Торговая надбавка как источник доходов отрасли, размеры торговых надбавок.

17. Рынок труда и его значение в формировании кадров отрасли, организация оплаты труда.

18. Сущность прибыли, виды прибыли и пути ее увеличения в отрасли (торговле).

19. Рентабельность как показатель эффективности функционирования отрасли (торговли), система показателей рентабельности.

20. Издержки предприятий отрасли (торговли), классификация издержек и пути их снижения.

21. Основные фонды отрасли (торговли), и пути повышения эффективности их использования.

22. Оборотные средства отрасли (торговли), и пути повышения эффективности их использования.

23. Основные направления инновационного развития отрасли, пути повышения экономической эффективности.

24. Стратегия вертикальной интеграции, вертикальная интеграция в отрасли.

25. Стратегия горизонтальной интеграции, горизонтальная интеграция в отрасли.

26. Стратегия диверсификации, процессы диверсификации в отрасли.

27. Промышленная политика: содержание и направления развития.

28. Хозяйственные связи отраслей производственной и потребительской сферы их необходимость и эффективность.

29. Размещение предприятий как фактор эффективного функционирования отрасли.

30. Инвестиции и эффективность инвестиционной деятельности в отрасли.

 


 

 

1. Отрасль: понятие, классификация, факторы, определяющие отраслевую структуру экономики.

Отраслевое деление экономики лежит в основе одного из этапов экономического развития и построения социальных признаков государства.

В современной рыночной экономике отраслевая структура экономики является наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Задачи распределения и использования ресурсов решаются в рамках крупных отраслевых комплексов промышленного и потребительского сектора на основе стратегического планирования с учётом наиболее перспективных отраслей.

Отрасль – это совокупность предприятий, однородных по составу потребляемых или реализуемых товаров (ресурсов) или услуг производственно-технического или потребительского назначения, отличающихся единством материально-технической базы, хозяйственной инфраструктуры и кадрового обеспечения.

Отраслевая структура, образованная совокупностью компонент народнохозяйственного комплекса, отражает соотношения, связи и пропорции между группами крупных отраслей.

Весь народнохозяйственный комплекс подразделяется на следующие группы отраслей:

· отрасли производственной сферы: промышленность, строительство, сельское хозяйство и т.д.;

· отрасли потребительской сферы,

o отрасли торговли

§ оптовая торговля;

§ розничная торговля

§ общественное питание;

§ предприятия складирования и заготовок;

§ предприятия по оказанию услуг торговле и общественному питанию;

o отрасли сферы услуг:

§ жилищно-комунальное хозяйство;

§ бытовое обслуживание;

§ транспорт;

§ связь и т. п.

· сфера социальной защиты населения: отрасли государственного управления и обороны, наука, культура и искусство, здравоохранение, образование.

Факторы, определяющие отраслевую структуру экономики:

1. Уровень развития науки и техники (технический прогресс). 2. Уровень и характер специализации. 3. Уровень потребности народного хозяйства в продукции определенной отрасли. 4. Уровень потребности людей в определенных видах продукции. 5. Межгосударственная специализация и кооперирование между странами

 

2. Роль отрасли (торговли) в рыночной системе хозяйствования, классификация предприятий по подотраслям, их основные функции.

 

Торговая отрасль устойчиво занимает примерно 23-25% в ВВП России. Важнейшими функциями торговли являются:

· реализация потребительской стоимости созданной в производственном процессе;

· доведение товаров и услуг до потребителей;

· поддержание баланса спроса и предложения, с одновременным, активным воздействием на производство в части объема и ассортимента выпускаемой продукции;

· снижение издержек обращения в сфере потребления (сокращение затрат времени и денежных средств на приобретение товара), путем совершенствования технологий продаж, применения информационных технологий и.т.д.

· организация рыночных связей между производителями и потребителями.

В соответствии с отраслевым аспектом выделяют предприятия розничной торговли, оптовой торговли, предприятия общественного питания.

Предприятия розничной торговли:

1. По товарной специализации:

смешанные; специализированные; узкоспециализированные; комбинированные; универсальные.

2. По формам обслуживания:

с индивидуальным обслуживанием покупателей; по методу самообслуживания; реализующие товары по образцам, каталогам, по почте.

3. По видам и особенностям:

магазины; магазины-склады; павильоны; палатки; автомагазины.

4. По функциональным особенностям:

стационарные; передвижные; сезонные; посылочные; комиссионные.

Оптовые предприятия:

1. По масштабам деятельности:

общенационального уровня; регионального уровня.

2. В соответствии с товарной специализацией:

специализированные; универсальные.

3. По объему выполняемых функций и формам расчетов: предприятия, приобретающие права собственности на товары и осуществляющие полный набор закупочно-сбытовых операций; предприятия без приобретения прав собственности на товар, действующие только как посредники; предприятия-организаторы оптового товарооборота (создают условия для оптовой торговли).

Предприятия общественного питания:

1. По торгово-производственному признаку: заготовочные (цеха по производству полуфабрикатов); доготовочные (имеющие свою кухню); раздаточные (столовые без кухни); смешанные (фабрики-кухни).

2. По видам предоставляемых услуг: предприятия, производящие и реализующие продукты для непосредственного потребления; предприятия, имеющие, кроме производства и реализации, условия для организации отдыха посетителей (рестораны, кафе, бары).

3. По качеству предоставляемых услуг:

рестораны, кафе, бары (люкс, высшего и первого класса),обеспечивающие наиболее высокий уровень обслуживания и предоставляющие широкий спектр услуг;

общедоступные предприятия, удовлетворяющие потребности широких слоев населения и готовой кулинарной продукцией в течение всего дня (столовые, закусочные, пирожковые); столовые при заводах, учреждениях, учебных заведениях.


 

3. Организации розничной торговли: функции, задачи, классификация, пути развития в условиях конкуренции.

Розничная торговля – ведущее звено всей системы торгового обслуживания, т.к. непосредственно затрагивает интересы населения.

Предприятия розничной торговли реализуют продовольственные и непродовольственные товары в небольшом количестве для личного пользования потребителям. Розничная торговля предназначена для стимулирования потребления населением товаров и услуг. Основной задачей розничной торговли является доведение товаров и услуг до непосредственного потребителя и организация торгового обслуживания покупателя с предоставлением ему торговых услуг (по доставке товаров на дом, стол заказов, организация потребления, упаковка и т.д.)

Основная социальная задача розничной торговли - снижение затрат времени покупателей на приобретение необходимого товара или услуги путём сокращения их пребывания в каналах реализации / товародвижения. По различным оценкам примерно 40% времени пребывания на предприятиях розничной торговой сети теряется и не может быть компенсировано покупателю.

Розничная торговля осуществляется на торговых предприятиях, имеющих торговую площадь для выполнения своих функций. Это могут быть отдельные обособленные здания и помещения. В торговую площадь не включаются площади под помещениями для хранения, приёмки и подготовки товаров к продаже, подсобными, административными и бытовыми помещениями. Покупка в розничной торговой сети может быть совершена в присутствии продавца, который находится в непосредственном контакте с потребителем, независимо от того, каким способом он оказывает торговые услуги.

 

Виды:

1. Магазины-склады. Работают на вещевых, продуктовых и смешанных рынках. Они обслуживают население среднедушевой доход которых низок.

2. Уличные рынки. Примитивно оснащены, имеют минимальные расходы на аренду торговых площадей.

3. Универмаги, расположенные не в центре торговых зон.

4. Продовольственные и непродовольственные магазины.

5. Специализированные магазины.

6. Минимаркеты.

7. Крупные универмаги.

8. Магазины, находящиеся, главным образом, в центре и торгующие высококачественными товарами.

9. Супермаркеты.

В условиях становления рыночной экономики, обострений конкуренции появились новые подходы к развитию розничной торговли и ее предприятий. Концепция развития розничной торговли включает следующее:

1. создание в торговле различных ОПФ собственности;

2. все предприятия торговли должны осуществлять поддержку отечественных товаропроизводителей;

3. должна быть развита сеть магазинов с ориентацией на конкретные типы покупателей;

4. развитие специализированных магазинов;

5. уделить внимание развитию розничной торговли на селе;

основное внимание уделить корпоративному управлению торговым предприятием, обеспечить согласие интересов собственников, коллективов и наемных работников.

 


 

 

4. Организации общественного питания: понятие, виды, классификация, пути развития в условиях конкуренции.

 

Отраслевые особенности общественного питания проявляются в структуре затрат, или структуре издержек производства и обращения.

В условиях рынка солидное влияние на величину затрат оказывает объем и состав товарооборота, включая оборот по продукции собственного производства, оборачиваемость мест торгового зала, себестоимость кулинарной и кондитерской продукции и др.

В условиях экономических преобразований экономики предприятиям торговли и общественного питания соответствуют следующие тенденции, определяющие развитие:

  • устойчивый экономический рост в бюджетообразующих отраслях промышленности;
  • повышение конкурентоспособности реализуемых товаров и предоставляемых услуг по таким параметрам как качество и цена;
  • насыщение рынка недорогими товарами массового спроса;
  • насыщенность потребительского рынка.

Предприятия общественного питания:

1. По торгово-производственному признаку:

заготовочные (цеха по производству полуфабрикатов);

доготовочные (имеющие свою кухню);

раздаточные (столовые без кухни);

смешанные (фабрики-кухни).

2. По видам предоставляемых услуг:

предприятия, производящие и реализующие продукты для непосредственного потребления;

предприятия, имеющие, кроме производства и реализации, условия для организации отдыха посетителей (рестораны, кафе, бары).

3. По качеству предоставляемых услуг:

рестораны, кафе, бары (люкс, высшего и первого класса), обеспечивающие наиболее высокий уровень обслуживания и предоставляющие широкий спектр услуг;

общедоступные предприятия, удовлетворяющие потребности широких слоев населения и готовой кулинарной продукцией в течение всего дня (столовые, закусочные, пирожковые);

столовые при заводах, учреждениях, учебных заведениях.

Общественное питание претерпело наиболее существенные изменения в ходе реформирования экономики.

Чтобы преодолеть негативные последствия реформирования этой системы необходимо в масштабах региона проводить работу по восстановлению многообразий общественного питания, которое отвечало требованиям стабилизации рыночных отношении.

Основные направления развития системы общественного питания:

1. Приоритетное развитие общедоступной сети для различных групп потребителей.

2. Восстановление и расширение сети социально-ориентированных предприятий (для работников, студентов, школьников).

3. Развитие сети предприятий общественного питания, опирающиеся на индустриальные методы приготовления пищи и доставляющие ее по заказам потребителей (на дом, в офис).

4. Массовое развитие сети общественного питания в зонах гостиничного обслуживания, вдоль автомагистралей, аэропортов, на вокзалах.


 

 

5. Организации оптовой торговли: понятие, функции, роль в повышении эффективности функционирования отрасли.

 

Основой формирования оптовой торговли в современных условиях является ориентация ее на двухуровневую систему организации оптовой торговли.

Развитие оптового торгового звена должно предусматривать обеспечение типового и видового разнообразия оптовой организации.

Оптовые торговые предприятия выступают на рынке в качестве посредника между производственной сферой и предприятиям и розничной торговли. Оптовая торговля – коммерческая деятельность по реализации товаров и услуг для дальнейшей их перепродажи или использования в промышленных целях.

Основная задача оптовой торговли заключается в накоплении и перемещении товаров в пространстве и времени. предприятия оптовой торговли в юридическом и хозяйственном отношении не зависят от производителя и потребителя товаров и услуг, они занимаются в основном коммерческой деятельностью в целях получения финансового результата от продвижения товаров и услуг на рынок.

 

2 основных типа:

1. Крупные оптовые структуры общенационального (федерального) масштаба (оптовые предприятия первого уровня).

2. Оптовые предприятия регионального масштаба (оптовые предприятия второго уровня).

Оптовые предприятия первого уровня осуществляют широкие закупки товаров (у отечественных товаропроизводителей и за рубежом) в крупных объемах и должны обеспечить потребности федерального масштаба.

Оптовые структуры второго уровня. Они должны обеспечивать товарами народного потребления региональные потребности. Закупают товары у товаропроизводителей на данной территории, закупают товары в других регионах и у оптовых организаций первого типа.

Функции оптовой торговли:

1. По отношению к своим потребителям:

1.1 оценка потребностей в товарах и всего спроса;

1.2 организация продвижения товаров от производителей в сферу оптовой торговли;

1.3 преобразование промышленного ассортимента в торговый;

1.4 формирование необходимых размеров и хранение товарных запасов;

1.5 кредитование и информационное обслуживание своих покупателей.

2. По отношению к поставщикам товаров:

2.1 осуществление коммерческой деятельности и воздействие на производителей товаров, чтобы сориентировать покупателей и выпуск необходимых им товаров;

2.2 использование процесса перехода прав собственности на товар;

2.3 создание современной инфраструктуры, как условие повышения эффективности товародвижения;

2.4 осуществление мер по поддержке отечественных товаропроизводителей;

2.5 минимизация коммерческого риска.

Оптовые торговые системы:

1. Сбытовые подразделения местных промышленных предприятий.

2. Крупные розничные предприятия (организации).

3. Универсальные оптовые продовольственные рынки.

 


 

 

6. Интеграционные процессы в отрасли, развитие сетевых структур, их конкурентные преимущества.

Под интеграцией понимается объединение самостоятельных предприятий, углубление их взаимодействия и развития связей между ними. Интеграция возможна как на уровне национальных хозяйств, так и на уровне предприятий, фирм, компаний и корпораций. Она проявляется в расширении и углублении производственно - технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, а также в создании друг другу благоприятных условий экономической деятельности.

Эффективность интеграции определяется как степень соответствия результатов, проведённых интеграционных проектов их плановым показателям.

В рамках процесса интеграции устанавливаются такие взаимоотношения между предприятиями, которые обеспечивают долгосрочное сближение их генеральных целей. Интеграция является эффективным средством повышения конкурентоспособности, но интеграционные преобразования во многом зависят от внешних факторов функционирования организации и специфики отрасли.

Специфика торговли как отрасли общественного хозяйства состоит в организации рынка потребительских товаров, на котором продажа товаров населению становится предметом хозяйственной деятельности специальных торговых предприятий, решающих не только экономические, но и социальные задачи.

Для развития интеграционных торговых структур в российской торговой практике в настоящее время сложились и продолжают формироваться определенные предпосылки. Есть внешние причины которые являются стимуляторами развития интеграционных процессов:

1. рыночная неопределенность

2. падающий по различным причинам спрос

3. обострение проблемы реализации товаров

4. многочисленные осложнения на пути движения товаров потребителям, вызванные неразвитостью инфраструктуры торговой деятельности.

Основная внутренняя причина-это усиление конкуренции. С учетом мировой торговой практики можно предположить, что интеграционные процессы в торговле будут проходить на фоне возникновения таких объединений, как цепные торговые организации, кооперативы объединения торговой структуры, добровольные торгово-розничные цепи.

В российской торговле получают развитие такие формы объединений как:

1. торговые лиги

2. торговые промышленные палаты

3. специализированные торговые союзы

Основные задачи таких объединений:

1. Защита интересов внутренней торговли.

2. Осуществление концепций развития внутренней торговли.

3. Изучение и распространение отечественного и зарубежного опыта.

С учетом анализа мировой торговой практики интеграционные процессы в торговле будут связаны с образованием таких видов объединений как:

1. цепные торговые организации, характерные для розничного звена.

2. Оптовые структуры будут стремиться к объединению с розничными структурами, создавая оптово-розничные цепи.

Предприятия входящие в них самостоятельны, но общая сбытовая политика, общая коммерческая стратегия, по единым принципам формирования ассортимента и идет согласование других хозяйственных проблем.


 

 

7. Особенности региональной структуры отрасли (торговли), актуальные направления ее развития.

 

За годы реформ в регионе произошли определенные изменения в торговле, появилось много новых предприятий торговли с разными формами хозяйствования и в различных организационно-правовых формах. Главную роль на себя взял малый бизнес. Идет активное развитие рыночной торговли и она становится более цивилизованнее.

В настоящее время в крае крупные торговые фирмы продолжают развивать сеть магазинов, которые специализируются на определенном ассортименте, имеют прямые поставки от производителей. Некоторые из них созданы на основе привлечения отечественного капитала (Метро, Мосмарт, Магнит, Перекресток, 5-ка, Табрис).

Численность работников торговли растет из года в год, однако, наблюдается большая текучесть кадров.

В валовой продукт края торговля вносит свой вклад, удельный вес этого вклада составляет 13%.

В годы реформ значительно увеличилось число субъектов торговли.

Частная торговля стала определяющей (84%), государственные и муниципальные предприятия торговли 1,9%, другие не государственные 14,1%.

В региональный розничный рынок входят обычные продовольственные рынки, их в крае 380, 80-муниципальные.

В соответствии с действующим законодательством работает 80% этих рынков. 20% имеют проблемы (незаконное строительство, торговый процесс не отвечает требованиям) Работы по наведению порядка на рынках находятся в центре внимания департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края.

Актуальные направления развития торговли в регионе:

1. Торговый бизнес в настоящее время технологически сложен, поэтому необходимо наличие высокопрофессиональных кадров и объективной информации о состоянии рынка.

2. Создание интегральной торговой системы.

3. Инвестиционная привлекательность торговых предприятий края должна повышаться и будет расти.

4. Развитие торговли будет происходить в условиях усиливающейся конкуренции, поэтому необходимо предприятиям торговли постоянно поддерживать конкурентно способный статус.

5. Осуществляется экстенсивное развитие, т.е количество предприятий будет

 


 

 

8. Принципы и содержание государственного регулирования отрасли (торговли), органы регулирования и контроля, их права и обязанности.

Основные направления и принципы государственного регулирования.

Государственное регулирование представляет собой совокупность принципов и методов воздействия муниципальных органов власти на организацию экономики отраслей товарного обращения.

Типы регулирования: Рыночное;Нерыночное.

Цели государственного регулирования торговой отрасли:

1. Обеспечение производителям свободы хозяйственной деятельности и выхода на рынки сбыта.

2. Обеспечение потребителям свободы выбора товаров и услуг, безопасность их потребления.

Современный механизм хозяйствования строится на взаимодействии трех основных регуляторов: Рыночное саморегулирование; Государственное регулирование; Негосударственное регулирование. Методы государственного регулирования:

1. Экономические: регулирование цен на тарифы; регулирование тарифов на услуги; налоговое регулирование; таможенное регулирование; финансовое регулирование; кредитно-денежное регулирование.

2. Информационно-ориентирующие: статистическая информация; прогнозная информация; научно-техническая информация; информация о средне отраслевых показателях;

3. Законодательные: закон о защите прав потребителей; санкции в случае нарушения правил торговли; информация предприятиям о том, что запрещено;

стимулирование прогрессивного развития предприятий торговли и др. отраслей товарного обращения; антимонопольное законодательство.

4. Административные: лицензирование; стандартизация; сертификация.

На федеральном уровне государственным регулированием внешнеторговой деятельности и внутренней торговли потребительскими товарами занимается Мин. Промышленности и Торговли РФ. На федеральном уровне это министерство выполняет следующие основные задачи:

1. Содействие развитию конкурентной среды на потребительском рынке, стимулирование развития мелкого предпринимательства и современных форм интеграции торгового предпринимательства.

2. Разработка и реализация государственной политики развития торговли.

3. Координация работ по вопросам защиты потребительского рынка от некачественных импортных и отечественных товаров.

4. Взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов РФ по вопросам защиты прав потребителей, совершенствование организации торгового обслуживания, распределение передового отечественного и зарубежного опыта организации торговли и передовой технологии торговли.

5. Организация информационного обеспечения участников потребительского рынка.

6. Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Негосударственное регулирование осуществляет Торгово-Промышленная Палата (ТПП) РФ. Она объединяет 130 территориальных ТПП. Имеет 15 представительств в зарубежных странах. И постоянно действующие органы для разрешения споров между предпринимателями:

Международный Коммерческий Арбитражный Суд;

Морская Арбитражная Комиссия;

Третейский Суд;

33 Третейских Суда при территориальных палатах.

9. Особенности и принципы размещения организаций оптовой, розничной торговли и общественного питания.

 

В торговой отрасли в результате реформ были разрушены основы развития различных вводов и типов торговых предприятий, разорваны сложившиеся связи между розницей и оптом, между оптом и предприятиями-производителями, поэтому их возрождение является одним из желательных направлений развития предприятия торговли на новой основе.

Суть должна состоять в том, чтобы возродить предприятия определенных видов и типов, которые будут выполнять ведущую роль и способствовать внедрению новых форм организации торговли и современных технологических процессов. Это значит торговой отрасли надо развивать крупные торговые корпорации, финансово-промышленные группы, цепные торговые организации (как наиболее характерные структуры в торговле), кооперативные объединения торговых структур (по типу ассоциаций в рознице и опте) в концепции развития внутренней торговли в РФ определены особенности размещения предприятий розничной, оптовой торговли и общественного питания.

Розничная торговля.

В центре торговых зон универмаги, универсамы, супермаркеты.

В других районах – минимаркеты, магазины.

На селе: универмаги, минимаркеты, хоз. товары.

Оптовая торговля.

Предусмотрены 2 уровня:

1. федеральный

Задачи: крупные оптовые корпорации, торгово-финансово-промышленные группы, государственные предприятия стратегического назначения, их задача обеспечить всем необходимым и продовольственными и непродовольственными товарами федеральные нужды.

2. региональный

Задачи:

Снабдить свой регион всем необходимым.

Общественное питание.

Места размещения в гостиницы вдоль автомагисталей, аэроп., вокзалов.

Необходимо восстановить и расширить сеть столовых на предприятиях, учебных заведениях, детских учреждениях, школах и т.д.

Муниципальные столовые рассчитаны на различные группы потребителей.

 

 


 

 

10. Ответственность организаций торговли при работе на потребительском рынке: законодательная база, виды ответственности.

 

 

Государство является основным субъектом обеспечения безопасности деятельности торговли.

Безопасность торговли – готовность и способность института власти создавать и развивать механизм регулирования и защиты интересов производителей и потребителей.

Торговая отрасль – последняя инстанция где проверяется качество, поэтому они должны гарантировать качество и на прилавки не должны поступать не качественная и опасная продукция.

К сожалению это не всегда и не всеми соблюдается.

Государство стоит на стороне потребителя и гарантировала ему защиту и безопасность продукции принятием закона «О защите прав потребителей». Задача торговли его соблюдать.

Персонал магазина должен знать качественные признаки товаров.

Основные признаки их брака, правила хранения отдельных групп товаров, требования к подготовке их к продаже, а также содержание нормативной, технической документации (товаро-транспортная накладная, счет-фактура, свидетельство о качестве) могут негативно влиять на здоровье покупателя (перечень их утвержден Минздравом РФ) поэтому на них должно быть санитарно-гигиеническое заключение Государственной Санитарно-Гигиенической Экспертизы.

Работники торговли должны проверять качество, осмотреть, проверить сроки годности, хранение товаров должно быть в соответствии с требованиями, должен быть контроль за работой оборудования.

В Краснодарском крае была разработана и реализована губернаторская проблема качества.

Работники отрасли должны быть заинтересованы в торговле, товарами тех производителей которые являются участниками этой программы (имеют право на свой товар наносить свой знак качества).

 


 

 

11. Роль малого предпринимательства в отрасли, пути развития в современных условиях.

Сегодня предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности.

Отличительные черты:

самостоятельность;

экономическая свобода деятельности.

ГК РФ установил гражданские права и свободу и регулирует отношения между людьми, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

Наибольшее развитие предпринимательство нашло в торговой отрасли.

Были изданы и приняты законы, заставляющие поддерживать предпринимателей. В развитии малого бизнеса в большей степени заинтересованы региональные и местные власти.

Администрация края систематически занимается проблемами малого предпринимательства, нацеливает на эту поддержку судебные, прокурорские инстанции, органы власти на местах, банковские организации.

Проводится сплошное региональное обследование малого предпринимательства. Публикуется обширная информация о малом предпринимательстве в регионах.

В валовом доходе доля малого предпринимательства составила в 2014г. 12%, а в 2015-10,7%.

Государственная поддержка:

Вопросы развития малого предпринимательства и их проблемы неоднократно были предметами обсуждения в Правительстве, в Думе.

Приняты ряд законов, закрепляющих обеспечение сохранности частной собственности, а также направленные на поддержку малого предпринимательства.

В современных условиях имеются определенные трудности в развитии предпринимательства:

1. недостаточность средств для развития дела, т.к. увеличивающаяся величина затрат не обеспечивает необходимого размера прибыли.

2. у некоторых предпринимателей нет уверенности в стабильности рыночных отношений, что приводит к нежеланию вкладывать средства в дальнейшее развитие.

3. стремление иметь минимальную численность работников и осуществлять экономию на заработной плате приводит к отсутствию возможностей проведения грамотного экономического анализа хозяйственной деятельности, что является причиной банкротства многих малых предприятий.

 


 

 

12. Концентрация капитала: понятие, условия, уровни и факторы, формы концентрации капитала и создания сетевых структур.

Понятие концентрации имеет узкое и широкое значение. В узком смысле понятие концентрации применимо к отдельному предприятию, как монопрофильному, так и многопрофильному по номенклатуре производимой продукции. В широком смысле понятие концентрации целесообразно использовать преимущественно по отношению к различным типам корпораций. При различных вариантах концентрации должны использоваться разные показатели ее уровня и разные критерии оценки эффективности концентрации.

Концентрация и централизация капитала и производства, укрупнение размеров хозяйствующих единиц - это первые причины, обуславливающее процесс фундаментальной трансформации [6, C. 48].

Другими причинами, сокращающими сферу господства рыночной организации, по нашему мнению, являются:

1) действие объективной тенденции возрастания затратности и убывания доходности в результате ограниченности ресурсов,

2) возрастание роли инфраструктуры,

3) информации,

4) новых товаров,

5) увеличение затрат на трансакции в результате роста количества экономических субъектов, размеров экономической системы и информационного потока.

Рассмотрим указанные причины подробнее.

Действие объективной тенденции возрастания затратности и убывания доходности в результате ограниченности ресурсов. Данная тенденция может не требовать в целом более крупных хозяйствующих субъектов, так как только им под силу становится использовать возрастающую массу предметов труда, которые с течением времени обходятся человечеству дороже (переход к более бедным месторождениям и разработка ресурсов, находящихся дальше от мест традиционного использования).

Возрастание роли инфраструктуры. Инфраструктурные объекты - наиболее капиталоемкие, требующие к тому же значительных текущих затрат. Их сооружение не представляется возможным в рамках только рыночной экономической организации без использования контрактной системы и все более крупных фирм. Обслуживание инфраструктурных объектов под силу только сверхкрупным компаниям с развитой внутрифирменной иерархией (большинство из них являются естественными монополиями, так как инфраструктура часто является объектом естественных монополий (трубопроводы,транспортные системы, линии электропередач и проч.)).

Концентрация продавцов отражает относительную величину и количество фирм, действующих на рынке. Меньшее число фирм означает более высокий уровень концентрации. Если число фирм на двух рынках одинаково, то большей концентрацией обладает тот рынок, на котором размер фирм в большей степени изменяется между фирмами.

Эмпирический анализ подтверждает тесную взаимосвязь наличия монопольной власти на рынке и уровня концентрации продавцов. Вместе с тем показатели монопольной власти, как уже указывалось в предыдущей теме, имеют определенные сложности с использованием. Кроме того, не всегда показатели монопольной власти указывают на наличие монопольной власти по факту, но в ряде случаев, например, при выработке мер антимонопольного регулирования, необходимо оценить уровень потенциальной монопольной власти до принятия решений. По этим причинам широкое распространение при оценке степени несовершенства рынка получили показатели концентрации продавцов.

Очевидно, что чем больше уровень концентрации на рынке, тем сильнее фирмы зависят друг от друга, а, следовательно, тем важнее становится для фирм учитывать ответную реакцию конкурентов. Уровень концентрации также определяет стратегическое поведение компаний и возможность сговора в отрасли. В этой связи можно предположить, что чем выше концентрация на рынке, тем в меньшей степени этот рынок является конкурентным.

Можно выделить следующие основные показатели, позволяющие измерять уровен



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: