Нормирование труда позволяет установить каждому работнику количественную меру труда в виде норм (норм времени, выработки, численности, управляемости, обслуживания, нормированных заданий). Каждой норме труда соответствует определенная мера его оплаты, без этого невозможно обеспечить оплату труда в соответствии с его количеством.
Тарифная система позволяет дифференцировать заработную плату в зависимости от качества труда (его сложности, интенсивности, условий).
Формы и системы заработной платы – это механизм установления размера заработной платы в зависимости от количественного результата и качества труда, т. е. служат средством взаимосвязи оплаты труда с его результатами.
18. Сущность прибыли, виды прибыли и пути ее увеличения в отрасли (торговле).
Различают прибыль бухгалтерскую и чистую экономическую прибыль. Как правило, под экономической прибылью – понимается разность между общей выручкой и внешними и внутренними издержками.
В число внутренних издержек включают при этом и нормальную прибыль предпринимателя. (Нормальная прибыль предпринимателя - это минимальная плата, необходимая, чтобы удержать предпринимательский талант.)
Прибыль, определяемая на основании данных бухгалтерского учета, представляет собой разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками.
В настоящее время в бухгалтерском учете выделяют пять видов (этапов) прибыли: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, прибыль (убыток) от обычной деятельности, чистая прибыль (нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода).
Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности. Валовую прибыль рассчитывают по формуле
|
где ВР – выручка от реализации; С – себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг.
Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов:
где Ру – расходы на управление; Рк – коммерческие расходы.
Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные:
где Содр – операционные доходы и расходы; Свдр – внереализационные доходы и расходы.
В число операционных доходов включают поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.
|
Операционные расходы – это расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями.
Внереализационными доходами являются штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов).
К внереализационными расходами относят штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; курсовые разницы; сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов).
|
Прибыль (убыток) от обычной деятельности может быть получена вычитанием из прибыли до налогообложения суммы налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей (суммы штрафных санкций, подлежащих уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды):
где Н – сумма налогов.
Чистая прибыль – это прибыль от обычной деятельности с учетом чрезвычайных доходов и расходов (рис. 20):
где Чдр – чрезвычайные доходы и расходы.
Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. п.). К ним относятся страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т. п. В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т. п.).
В общем плане эти мероприятия по увеличению прибыли могут быть следующего характера:
- увеличение выпуска продукции;
- улучшение качества продукции;
- продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;
- снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;
- диверсификация производства;
- расширение рынка продаж и др;
- рациональное расходование экономических ресурсов;
- снижение затрат на производство и реализацию;
- повышение производительности труда;
- ликвидация непроизводственных расходов и потерь;
- повышение технического уровня производства.
19. Рентабельность как показатель эффективности функционирования отрасли (торговли), система показателей рентабельности.
Рентабельность один из важнейших показателей экономической эффективности производства на предприятиях, в объединениях, отраслях экономики и в народном хозяйстве в целом. /19/ Рентабельность характеризует конечный хозяйственный результат деятельности за определённый период и определяется величиной полученной прибыли в сравнении с размерами вложений в основные и оборотные средства. Рентабельность комплексно отражает степень использования материальных, трудовых и денежных ресурсов и эффективность применяемых авансированных средств. Прибыль и высокая рентабельность является движущим мотивом, целью производства и имеют своим источником прибавочную стоимость, получаемою в результате эксплуатации наёмного труда. Рост прибыли и рентабельности предприятий и монополий сопровождается ожесточённой конкурентной борьбой и сочетается с огромными потерями вследствие периодических кризисов и хронической недогрузки.
Предприятие может иметь прибыль, но быть не рентабельной.
Рентабельность предприятия - это показатель эффективности использования основных средств и производственных ресурсов.
Рентабельность производственной деятельности должна быть не ниже 15%. Рентабельность коммерческой деятельности (оптово-розничная торговля) - 20-25%, только в этом случае предприятию выгодно осуществлять данный вид деятельности, то есть получаемая прибыль не только получает расходы, но и обеспечивает возможность к стимулированию деятельности и расширенному воспроизводству.
Рентабельность служит необходимым условием формирования финансовых ресурсов государства для обеспечения высоких темпов расширенного воспроизводства.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина, показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании./14/
Показатели дают также возможность сравнивать между собой альтернативные варианты использования авансированных ресурсов и текущих затрат с точки зрения их эффективности.
В деятельности торговых предприятий широко применяется показатель рентабельности, характеризующий относительный размер прибыли.
В зависимости от цели расчетов наиболее часто рентабельность торгового предприятия определяют посредством процентного отношения прибыли к следующим показателям:
• товарооборот;
• издержки обращения;
• оборотные средства;
• основные средства;
• средства на оплату труда; •
• собственный капитал;
• капитал (совокупный капитал предприятия, включающий собственные и заемные средства).
20. Издержки предприятий отрасли (торговли), классификация издержек и пути их снижения.
Издержки обращения — это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, необходимые для доведения товаров от производителя (поставщика) до потребителя
Издержки обращения торговых предприятий классифицируются следующим образом.
/. По участию в образовании стоимости.
По этому признаку все издержки обращения делятся на чистые и дополнительные.
Чистые издержки обращения — это затраты торговых предприятий, которые, являясь общественно необходимыми, непроизводительны по своей сути. Существование чистых издержек обращения обусловлено тем, что процесс доведения товаров до потребителя производится путем купли-продажи и смены формы стоимости. К чистым издержкам обращения торговых предприятий относятся расходы, связанные с рекламой/денежным оборотом, ведением кассовых и бухгалтерских операций и др.
Дополнительные издержки обращения — это затраты торговых предприятий, которые обусловлены продолжением процессов производства в сфере обращения. К дополнительным издержкам относятся расходы на транспортировку, хранение товаров, их доработку, фасовку, упаковку и др.
В торговых предприятиях не ведется раздельного учета чистых и дополнительных издержек обращения, но отечественная и зарубежная практика свидетельствует, что существует тенденция постепенного уменьшения доли дополнительных и возрастания доли чистых издержек обращения в общей их сумме. Это связано с тем, что при наличии насыщенного рынка важнейшим фактором успеха торговых предприятий становится культура обслуживания покупателей.
Соответственно, более быстрыми темпами возрастают расходы, на правляемые именно на совершенствование процесса обслуживания, т.е. возрастает доля чистых издержек обращения в общей их сумме.
2. По подотраслям деятельности.
По этому признаку можно выделить издержки обращения:
• розничных торговых предприятий;
• оптовых торговых предприятий;
• предприятий внедомашнего питания.
Классификация издержек обращения по подотраслям деятельности обусловлена особенностями торгово-технологических процессов в различных торговых предприятиях. Специфика хозяйственной деятельности свидетельствует о том, что наиболее высокий уровень издержек, как правило, на предприятиях внедомашнего питания, а наиболее низкий — в оптовой торговле. Различия торговой технологии детерминируют различия в составе и структуре издержек торговых предприятий различных подотраслей деятельности (например, в затраты предприятий питания включаются не только издержки обращения, но и издержки производства), которые в конечном итоге в значительной степени предопределяют разницу в подходах к ценообразованию.
3. По выполняемым задачам.
По этому признаку все издержки обращения можно подразделить на операционные и административно-управленческие. Операционные издержки обращения — это расходы торговых предприятий, которые связаны с осуществлением основной деятельности, т.е. обусловлены непосредственным продвижением товаров из сферы производства в сферу обращения. К операционным расходам относятся транспортные расходы; расходы на заработную плату персонала; расходы по аренде и содержанию зданий, помещений, инвентаря; расходы на текущий ремонт; расходы по хранению и подготовке товаров к продаже и др.
Административно-управленческие издержки — это расходы торговых предприятий, которые связаны с деятельностью аппарата управления, т.е. обусловлены организацией хозяйственной деятельности конкретного предприятия. К административно-управленческим издержкам относятся расходы по заработной плате управленческих работников, почтово-телеграфные, канцелярские расходы и расходы на командировки и др.
4. По способу распределения по товарным группам.
По этому признаку все издержки обращения торговых предприятий делятся на прямые и распределительные (косвенные).
Прямые издержки — это расходы торгового предприятия, которые на основании имеющихся документов могут быть отнесены к определенной товарной группе без дополнительных расчетов.
Распределительные (косвенные) издержки — это расходы торгового предприятия, которые на основании имеющихся документов не могут быть отнесены к определенной товарной группе; вследствие этого их распределяют между товарными группами после предварительных расчетов.
5. По степени зависимости от изменений объема товарооборота.
По этому признаку все издержки обращения делятся на условно-переменные и условно-постоянные.
Условно-переменные издержки обращения — те затраты торговых предприятий, абсолютная сумма которых изменяется с изменением объемов товарооборота. К условно-переменным относятся транспортные расходы, расходы по оплате труда, расходы по хранению и подготовке товаров к продаже, потери товаров, проценты за пользование кредитом и др.
Условно-постоянные издержки обращения — это затраты торговых предприятий, абсолютная сумма которых остается постоянной при изменении объемов товарооборота. К условно-постоянным относятся расходы по аренде, содержанию и текущему ремонту зданий, помещений и инвентаря, износ спецодежды, расходы на рекламу, часть прочих расходов и др.
Деление издержек на переменные и постоянные в значительной мере является условным, так как учитывает влияние только одного фактора: изменения объема товарооборота. На практике на величину издержек обращения торговых предприятий одновременно оказывает влияние множество факторов, поэтому характер их изменения может быть различным в зависимости от конкретной ситуации.
6. По видам затрат.
Данный признак классификации издержек обращения является основным. По этому признаку затраты торговых предприятий можно разделить на следующие группы:
• оплата труда работников торговых предприятий;
• оплата услуг других отраслей экономики (транспорта, связи, коммунального хозяйства);
• материальное потребление в торговых предприятиях (износ основных фондов, расход упаковочных материалов, топлива, электроэнергии);
• материальные потери (убыль и потери товаров);
• другие расходы (подготовка кадров, охрана труда и социальное страхование).
В соответствии с классификацией по видам затрат для учета, анализа и планирования разработаны номенклатура статей и состав расходов, включаемых в издержки обращения и производства предприятий торговли. Эта номенклатура утверждается централизованно, обязательна к применению всеми торговыми предприятиями независимо от форм собственности и содержит 14 основных комплексных статей:
1. Транспортные расходы.
2. Расходы на оплату труда.
3. Отчисления на социальные нужды.
4. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря.
5. Амортизация основных средств.
6. Расходы на ремонт основных средств.
7. Износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов, других малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
8. Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд.
9. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров.
10. Расходы на рекламу.
11. Затраты по оплате процентов за пользование займом.
12. Потери товаров и технологические отходы.
13. Расходы на тару.
14. Прочие расходы'.
Содержание и сущность комплексной программы по снижению издержек зависят от специфики предприятия, текущего состояния и перспективы его развития. Но в общем плане в ней должны быть отражены следующие моменты:
комплекс мероприятий по более рациональному использованию материальных ресурсов (внедрение новой техники и безотходной технологии, позволяющих более экономно расходовать сырье, материалы, топливо и энергию; совершенствование нормативной базы предприятия; внедрение и использование более прогрессивных материалов; комплексное использование сырья и материалов; использование отходов производства; улучшение качества продукции и снижение процента брака и др.);
мероприятия, связанные с определением и поддержанием оптимального размера предприятий, позволяющие минимизировать затраты в зависимости от объема производства;
мероприятия, связанные с улучшением использования основных фондов (освобождение предприятия от излишних машин и оборудования; сдача имущества предприятия в аренду; улучшение качества обслуживания и ремонта основных средств; обеспечение большей загрузки машин и оборудования; повышение уровня квалификации персонала, обслуживающего машины и оборудование; применение ускоренной амортизации; внедрение более прогрессивных машин и оборудования и др.);
мероприятия, связанные с улучшением использования рабочей силы (определение и поддержание оптимальной численности персонала; повышение уровня квалификации; обеспечение опережающего роста производительности труда по сравнению со средней заработной платой; применение прогрессивных систем и форм оплаты труда; совершенствование нормативной базы; улучшение условий труда; механизация и автоматизация всех производственных процессов; обеспечение мотивации высокопроизводительного труда и др.);
мероприятия, связанные с совершенствованием организации производства и труда (углубление концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификации производства; внедрение бригадной формы организации производства и труда; внедрение научной организации труда; совершенствование организационной структуры управления фирмой и др.).
Кроме того, комплексная программа по снижению издержек производства должна иметь четкий механизм ее реализации. Планирование и реализация только отдельных мероприятий по снижению издержек производства хотя и дают определенный эффект, но не решают проблемы в целом.
21. Основные фонды отрасли (торговли), и пути повышения эффективности их использования.
Основные фонды предприятий торговли представляют собой совокупную стоимость материально-вещественных ценностей производственного и непроизводственного назначения, функционирующих и развивающихся в отрасли, необходимых для рационального и планомерного выполнения производственных функций торгового обслуживания населения, создания условий для высокопроизводительного труда работников торговли.
С точки зрения организации и осуществления торгового процесса состав основных фондов можно представить следующим образом:
- здания (стационарные, передвижные, разборные киоски и ларьки);
- сооружения (подъездные пути, погрузочно-разгрузочные эстакады, ограды, стенды, витрины);
- оборудование и инструменты (электродвигатели, насосы, аккумуляторы, лабораторное оборудование, хозяйственные инструменты);
- персональные компьютеры;
- мебель и торговый инвентарь (прилавки, емкости для хранения товаров и т.п.);
- весоизмерительное оборудование;
- измельчительно-режущее, упаковочное и тепловое оборудование;
- контрольно-кассовые машины;
- холодильное и компрессорное оборудование;
- торговые автоматы и полуавтоматы;
- подъемно-транспортное оборудование (подъемники, погрузчики, краны);
- транспортные средства (электрокары, тележки, транспортеры, повозки, автомашины);
- конторское оборудование;
- специальная одежда;
- печатные издания;
- прочие основные средства (ковры, зеркала и т.п.).
Износ – последовательно нарастающая утрата потребительских свойств имущества, результат воздействия времени и эксплуатации объекта. Физический износ – износ имущества, возникающий вследствие старения или под влиянием внешних (прежде всего климатических) условий. При этом следует различать фактический возраст имущества (срок эксплуатации) и его долговечность (предельный срок службы). При этом элементы объекта имеют разный срок службы. Моральный износ – утрата полезности активов в результате разработки более совершенного оборудования, изменения стиля или других причин, не имеющих отношения к физическим свойствами активов. Моральный износ может быть выявлен в результате сравнения с другими объектами одного и того же функционального назначения, как правило, по стоимостным, либо качественным параметрам.
Амортизация – снижение стоимости капитальных ресурсов в течение определенного периода времени их функционирования и постепенное перенесение их стоимости на производимый продукт; целевые отчисления денежных средств и их накопление для последующего использования на возмещение износа основных фондов. Нормы амортизации рассчитываются исходя из сроков полезного использования объектов, которые должны определяться самими хозяйствующими субъектами при принятии объекта к бухгалтерскому учету. Если срок полезного использования отсутствует в технических характеристиках объекта, то его определяют исходя из ожидаемого срока использования объекта основных средств в соответствии с ожидаемой производительностью и мощностью его применения, ожидаемого физического износа, который может зависеть от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы планово-предупредительных ремонтов. В России согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденному приказом Минфина России от 30.03.2001 г. № 26н, используются применяемые в международной практике бухгалтерского учета четыре следующих способа для определения амортизационных отчислений: линейный способ; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ); способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.
Выбранный способ амортизации объекта (или группы объектов) не должен меняться в течение всего срока его полезного использования. В противном случае финансовые результаты работы предприятия в конкретном периоде могут быть искажены.
Для оценки эффективности использования фондов целесообразно использовать как общие показатели, характеризующие эффективность использования всей совокупности фондов, так и частные, характеризующие эффективность использования отдельных групп фондов.
К обобщающим показателям эффективности следует отнести показатели фондоотдачи, рентабельности, фондоемкости, фондовооруженности, интегральный коэффициент эффективности использования основных фондов.
Фондоотдача определяется отношением объема реализации товаров к среднегодовой стоимости основных фондов:
Фотд = Т / Фсг,
где Фотд — фондоотдача;
Т — розничный товарооборот;
Фсг — среднегодовая стоимость основных фондов.
Рентабельность основных фондов определяется отношением прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов:
Р = П / Фсг.
Фондоемкость определяется отношением среднегодовой стоимости основных фондов к объему товарооборота:
Фе = Фсг / Т.
Фондовооруженность определяется отношением активной части основных фондов к численности работников:
Фр = Фасг / Ч.
Для общей оценки эффективности использования основных фондов рассчитывается интегральный показатель: _______
Уоф = √Фотд * Р.
Частные показатели: использование торгово-производственных помещений характеризуется следующими показателями: товарооборот на 1 м2 общей площади, на 1 м2 торговой площади, на одно посадочное место (предприятия общественного питания); соотношение площади торгового зала и посадочных мест, прибыль на 1 м2 общей площади, на 1 м2 торговой площади. Показателями использования оборудования торговли являются: коэффициент сменности работы оборудования, коэффициент использования установленного оборудования, коэффициент использования мощности оборудования и др.
Предприятия торговли должны изыскивать резервы для улучшения использования ОС. Для этого необходимо, помимо сказанного выше, увеличивать пропускную способность предприятия. Это может быть достигнуто путём:
- сокращения времени ремонта, инвентаризации, переучётов;
- правильного выбора типа торгового предприятия и рационального размещения оборудования и предприятий с учётом интенсивности покупательских потоков;
- совершенствования организации труда;
- внедрения прогрессивных форм обслуживания.
22. Оборотные средства отрасли (торговли), и пути повышения эффективности их использования.
Оборотные средства представляют собой авансированную в денежной форме стоимость для формирования и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения в минимально необходимых размерах, обеспечивающих нормальный (непрерывный) торгово-технологический процесс.
Оборотные фонды – это часть производственных фондов, целиком потребляемая в технологическом процессе в одном цикле и полностью переносящая свою стоимость на стоимость готовой продукции. Затраты по обращению оборотных фондов относятся на издержки производства и обращения. Оборотные фонды используются как в процессе эксплуатации основных фондов, так и для подготовки товаров к продаже покупателям.
Фонды обращения – это совокупность материальных ресурсов и денежных средств: запасы товаров, денежные средства и средства в расчетах (дебиторская задолженность). На предприятиях торговли подавляющая часть производственных фондов – это товарные запасы в виде фондов обращения. Предприятиям необходимо иметь определенный запас наличных денег для осуществления товарных и нетоварных платежей: в кассах предприятия, на расчетном счете в банке и в пути, а также денежные документы. Расходы по обороту этих фондов отражаются на издержках обращения.
По источникам формирования оборотные средства подразделяются на собственные и заемные (привлеченные). Наличие собственных оборотных средств является необходимым условием финансовой устойчивости предприятия. Источниками их образования служат уставной капитал, отчисления от прибыли (в резервный фонд, в фонды специального назначения), целевое финансирование и поступления, арендные обязательства, вклады учредителей. Заемные оборотные средства, привлекаемые главным образом в виде банковских кредитов, покрывают дополнительную потребность предприятия в средствах.
Исходя из принципов организации и регулирования производства и обращения оборотные средства подразделяются на нормируемые и ненормируемые. Нормируемые оборотные средства – это собственные оборотные средства, рассчитанные по экономически обоснованным нормативам (производственные запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов, готовая продукция на складе). Ненормируемые оборотные средства являются элементом фондов обращения (продукция отгруженная, но не оплаченная; средства в расчетах; денежные средства на расчетном счете и в кассе). Управление этой группой оборотных средств предотвращает их необоснованное увеличение, способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств в сфере обращения.
Потребность в оборотных средствах предприятия торговли определяется на основе данных по каждому элементу (товарные запасы, денежные средства и прочие товарно-материальные ценности).
Потребность в запасах товаров на планируемый период определяется на основе объема товарооборота по себестоимости (оптово-закупочным ценам) и расчетных норм оборачиваемости (в днях).
Потребность в денежных средствах определяется на основе предстоящих расходов: прогнозируемые потоки денежных платежей; оплата труда персонала; отчисления во внебюджетные фонды; уплата налогов, в первую очередь налога на добавленную стоимость, налога на имущество предприятия, на прибыль, на рекламу, различные финансовые санкции; отдельные статьи издержек обращения, такие как оплата коммунальных услуг, плата за аренду помещения и оборудования, расходы на рекламу и т.п. Расчет потребности денежных средств в кассе предприятия определяется на основе установленного банком лимита их в абсолютной сумме или в днях оборота. Как правило, лимит в днях оборота не превышает 0,5 дня однодневной выручки предприятия по розничным ценам.
Определение потребности предприятия в прочих товарно-материальных ценностях (тара, малоценный инвентарь и т.п.) осуществляется на основе сложившейся тенденции расходования их в отчетном периоде и предполагаемых изменений, связанных с ростом цен и изменением конъюнктуры рынка в планируемом году.
Эффективность использования оборотных средств связана с временем их обращения, которое измеряется длительностью одного оборота и коэффициентом оборачиваемости.
Длительность одного оборота в днях определяется по формуле:
Одн = (ОА * Д) / Т,
где Одн - оборачиваемость в днях;
ОА – средний запас оборотных средств;
Д – количество дней в рассматриваемом периоде;
Т – товарооборот.
Коэффициент оборачиваемости средств – число оборотов, совершенных за конкретный период, рассчитывается по формуле:
Ко = Д / Одн.
Сумму оборотных средств, высвобождаемых в процессе ускорения их оборота, можно определить по формуле:
Эос = Оф – Оп * Ро,
где Эос - достигаемая сумма экономии оборотных средств;
Оф - фактическая оборачиваемость за отчетный период, в днях;
Оп - оборачиваемость в предшествующем периоде, в днях;
Ро - однодневный объем реализации за рассматриваемый период.
Уровень эффективности использования оборотных средств может также характеризоваться коэффициентами фондоотдачи и фондоемкости (загрузки) средств в обороте.
Коэффициент фондоотдачи характеризует величину товарооборота на 1 руб. оборотных средств и рассчитывается как отношение товарооборота к среднему запасу оборотных средств.
Коэффициент фондоемкости (загрузки) средств в обороте - определяется путем деления средних запасов оборотных средств на товарооборот, что показывает размер оборотных средств в одном рубле оборота продаж. Чем меньше коэффициент загрузки оборотных средств, тем эффективнее они используются.
Можно выделить следующие пути ускорения оборачиваемости оборотных средств:
- совершенствование товародвижения и оптимизация размещения оборотных средств;
- совершенствование расчетов с поставщиками и покупателями;
- ускорение оборота денежных средств за счет инкассации торговой выручки;
- недопущение дебиторской задолженности;
- минимизация запасов хозяйственных материалов, МБП, инвентаря, расходов будущего периода и др.
23. Основные направления инновационного развития отрасли, пути повышения экономической эффективности.
Основными тенденциями в развитии предприятий розничной торговли современных форматов в России следует считать:
– устойчивый рост торговой сети и качественное улучшение ее структуры;
– опережение темпов роста торговых площадей над темпами роста сети;
– высокий уровень товарного насыщения потребительского рынка;
– появление новых форм розничной торговли;
– поляризацию розничной торговли, которая проявляется в том, что высокой прибыльности добиваются как магазины с широким ассортиментом с высокой степенью диверсификации, так и узкоспециализированные торговые предприятия;
– глобальное расширение крупнейших розничных торговых предприятий;
– торговлю вне магазинов;
– формирование современного комплекса услуг торгового предприятия.
В настоящее время большое влияние информационных и компьютерных технологий (ИКТ) на сферу торговли как источника инновационных процессов в торговых предприятиях.
Среди основных направлений инновационного развития в торговой отрасли выделяются следующие:
− во-первых, при формировании продукта в условиях бурного развития ИКТ необходимо тщательно анализировать, каким образом компьютерные технологии повлияют на традиционное торговое предпринимательство, а также какие новые возможности открываются для расширения бизнеса. В частности, новые технологии позволяют уменьшить негативное воздействие свойств торговой услуги («5Н» − неpазрывность производства и потребления услуги, неосязаемость, непостоянство качества, несохраняемость и др.) на реализацию услуг, открывают дополнительные возможности дифференциации стратегий в сфере услуг торговых предприятий;
− во-вторых, наряду с известными особенностями воздействия ИКТ на ценовую политику, следует выделить инновационные подходы. Они сконцентрированы, прежде всего, вокруг возможностей применения ИКТ для изучения и учета индивидуальных особенностей покупателя, оценки его ценностей;