Индекс концентрации (concentration ratio)




Индекс Херфиндаля-Хиршмана (Herfindal-Hirshman Index)

Индекс энтропии

Индекс Джини

 


 

 

13. Экономическое содержание и формы концентрации капитала в торговле: горизонтальная и вертикальная интеграция.

 

Понятие концентрации имеет узкое и широкое значение. В узком смысле понятие концентрации применимо к отдельному предприятию, как монопрофильному, так и многопрофильному по номенклатуре производимой продукции. В широком смысле понятие концентрации целесообразно использовать преимущественно по отношению к различным типам корпораций. При различных вариантах концентрации должны использоваться разные показатели ее уровня и разные критерии оценки эффективности концентрации.

Концентрация и централизация капитала и производства, укрупнение размеров хозяйствующих единиц - это первые причины, обуславливающее процесс фундаментальной трансформации.

Другими причинами, сокращающими сферу господства рыночной организации, по нашему мнению, являются:

1) действие объективной тенденции возрастания затратности и убывания доходности в результате ограниченности ресурсов,

2) возрастание роли инфраструктуры,

3) информации,

4) новых товаров,

5) увеличение затрат на трансакции в результате роста количества экономических субъектов, размеров экономической системы и информационного потока.

Рассмотрим указанные причины подробнее.

Действие объективной тенденции возрастания затратности и убывания доходности в результате ограниченности ресурсов. Данная тенденция может не требовать в целом более крупных хозяйствующих субъектов, так как только им под силу становится использовать возрастающую массу предметов труда, которые с течением времени обходятся человечеству дороже (переход к более бедным месторождениям и разработка ресурсов, находящихся дальше от мест традиционного использования).

Возрастание роли инфраструктуры. Инфраструктурные объекты - наиболее капиталоемкие, требующие к тому же значительных текущих затрат. Их сооружение не представляется возможным в рамках только рыночной экономической организации без использования контрактной системы и все более крупных фирм. Обслуживание инфраструктурных объектов под силу только сверхкрупным компаниям с развитой внутрифирменной иерархией (большинство из них являются естественными монополиями, так как инфраструктура часто является объектом естественных монополий (трубопроводы,транспортные системы, линии электропередач и проч.)).

Возрастание роли информации. Информационные системы являются частью инфраструктуры, поэтому все, что справедливо применительно к инфраструктуре, справедливо и применительно к ним. Здесь самостоятельным аспектом является именно возрастание роли информации. Поэтому вполне уместно говорить и об информационном обществе, и об информационных технологиях, и т. д.

Роль новых товаров. Разработка, подготовка к производству, массовое производство товаров с принципиально новыми свойствами вряд ли под силу мелкому и среднему капиталу. Это удел крупных и сверхкрупных компаний (есть даже такая монополистическая политика - “быть второй”, т. е. быть за спиной некрупной компании - инноватора и успеть вовремя перехватить у нее производство нового товара). Само же производство новых товаров также требует и контрактных трансакций, и отношений внутрифирменной иерархии.

Ученые обычно выделяют три основные разновидности корпоративной интеграции:

горизонтальная интеграция – означает установление фирмой контроля над другими самостоятельными фирмами, находящимися на одной и той же стадии производственного процесса. В этом случае организуется фирма, напоминающая картель, т.к. объединяются предприятия, заключающие соглашение о цене, объеме производства, разделе рынка сбыта, стремящиеся монополизировать рынок. Это вызывает особый интерес со стороны государственных органов по антимонопольной политике;

вертикальная интеграция – определяет установление компанией контроля над другими самостоятельными фирмами, находящимися на последовательных стадиях производственного процесса. В этом случае объединяются компании, добывающие сырье и выпускающие первичную продукцию, перерабатывающие их и даже самостоятельно реализующие продукцию на рынке. На таком рынке также устанавливается контроль над собственностью предприятия или его поведением, но при этом объединяемые единицы относятся к разным стадиям технологической цепочки;

конгломеративная (универсальная, многоотраслевая, диверсифицированная) интеграция представляет собой установление контроля двумя или более разными фирмами, функционирующими на разных продуктовых рынках. Следовательно, диверсифицированная компания – это многопродуктовая компания, работающая на различных рынках.

 

 


 

 

14. Содержание и организация планирования хозяйственной деятельности предприятий отрасли, виды и система планов.

 

Планирование – важнейшая функция экономического управления торговым предприятием в рыночной экономике.

Отказ от централизованного планирования повлек резкое ухудшение экономического положения большинства торговых предприятий.

Планирование – это:

1. умение увязать ресурсы предприятия с его рыночными целями;

2. важнейший способ управления экономикой, регулирование темпов ее развития;

3. комплекс работ по составлению и организации выполнения планов экономического и социального развития, осуществляемый на разных уровнях управления экономикой.

Планирование в торговле – экономическая деятельность людей по управлению и регулированию товарного обращения.

Планирование на уровне предприятия – это разработка и корректировка планов, включающая предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного субъекта на ближайшую и отдаленную перспективу.

Функции планирования на уровне торгового предприятия:

1. выделение целей предприятия и установление его соответствия целям развития национального хозяйства, а также развитию социальных и рыночных процессов;

2. определение параметров и темпов хозяйственных процессов на торговых предприятиях;

3. планомерное распределение и эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов для достижения общих и частных целей хозяйствующего субъекта.

Таким образом, планирование – это формирование стратегических задач и текущих целей фирмы, разработка ее политики, определение ожидаемых результатов и расчет предполагаемых технико – экономический показателей плана.

Сущность планирования:

· оно базируется на выборе из множества возможных альтернатив развития фирмы в будущем;

· планирование есть непрерывный процесс принятия решений, в ходе которого устанавливаются и постоянно корректируются цели и задачи развития фирмы; определяются пути и способы их достижения; разрабатываются и увязываются планы, отражающие различные стороны ведения экономики фирмы;

· отправной точкой планирования фирмы является достижение целей фирмы, предусматривающей получение и обеспечение высоких результатов ее хозяйственной деятельности.

Алгоритм планирования на торговом предприятии:

· определение целей и задач развития предприятия;

· анализ хозяйственной и рыночной деятельности предприятия;

· прогнозирование возможных вариантов увязки ресурсов предприятия и его целей;

· разработка окончательного плана;

· контроль за исполнением плана и его корректировка.

В настоящее время разрабатываются краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и бизнес – планы.

Основой предприятия является бизнес – план. Он оказывает предпринимателям помощь в конкуренции.

Задачи бизнес – плана:

· изучить емкость и перспективы развития потребительского рынка;

· оценить расходы торгового предприятия;

· определить варианты ценообразования, позволяющие за счет доходов определить намечаемую прибыль;

· обнаружить возможные негативные стороны и способы устранения.

Бизнес – план рекомендуется составлять на несколько лет с выделением показателей по годам.

Разделы бизнес – плана:

· описание главных видов деятельности;

· оценка емкости потребительского рынка;

· маркетинговые задачи (реклама, стимуляторы продажи товаров);

· материально – техническая база (собственная и арендованная);

· персонал предприятия;

· финансовый план, который представляет собой баланс доходов и расходов предприятия.

Долгосрочный план – составляется на срок 3 или 5 лет и является прогнозом стратегического характера. Стратегическое планирование на разработку комплекса мер по расширению емкости потребительского рынка (фирмы, потреб. союзы, крупные кооперативы, универсальные магазины).

Составная часть долгосрочного плана – различные программы развития материально – технической базы.

Среднесрочный план – развитие торговли может быть установлено на 2 года.

Краткосрочный план – составляется на каждый очередной год, а внутригодовые планирования содержат задания по кварталам. Текущие планы охватывают основные показатели деятельности торгового предприятия.

Показатели деятельности торгового предприятия.

Любой план работы предприятия находит отражение в конкретных показателях; правильное вычисление и экономическая обоснованность показателей определяет научный характер планирования и эффективность планирования.

Требования, предъявляемые к показателям:

· адекватность – отражать реальные процессы;

· достаточность – обеспечивает точность отражения планируемого процесса;

· измеримость – возможность количественного измерения показателей;

· динамичность – обоснование планируемых расчетов и учетом их развития в динамике;

· достоверность – объективность, правдивость;

· определенность- однозначность в понимании;

· документальность – обеспечение связи с отчетностью предприятия.

Необходимость высокого уровня обоснованности планов и рост эффективности торговли предопределяет систему показателей плана. Показатели, применяемые в планировании, можно подразделить на количественные и качественные, объемные и удельные, натуральные и стоимостные.

 


 

 

15. Экономическая сущность товарооборота отрасли: состав, структура и система показателей.

Товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается экономическая, социальная и другая деятельность отрасли. Он включает продажу товаров, как населению для личного потребления, так и учреждениям, организациям и предприятиям за наличный расчет для коллективного использования и хозяйственных нужд, а также в целях последующей продажи на рынке.

Товарооборот как процесс проявляет себя посредством обмена товаров на деньги. Владельцы товаров / продавцы – предприятия отрасли – в обмен на деньги передают товар в собственность прочим юридическим или физическим лицам. Как экономический показатель товарооборот характеризует масштабы процесса движения товаров посредством торговых операций купли-продажи. С точки зрения экономической теории товарооборот характеризуется наличием одновременно двух признаков:

· Объекта торговой операции, собственно товара;

· Именно продажи как формы товародвижения от производителя к потребителю;

Товарооборот отрасли можно рассматривать:

во-первых, как результат деятельности отрасли в целом, т.е. как экономический эффект от её функционирования;

во-вторых, как один из показателей уровня жизни, в социально-экономическом аспекте, т.е.товарооборот на душу населения (показатель товарного снабжения населения).

В торговле товарооборот выражается в объёмах денежной выручки за проданные товары. По величине товарооборота определяется и доля того или иного торгового предприятия на потребительском рынке.

Количественная характеристика товарооборота составляет объём реализации в денежном исчислении, качественная связывается со структурой. Структура товарооборота отрасли – это доли отдельных товарных групп в общем объёме продаж отрасли. Структура товарооборота торгового предприятия называется ассортиментным составом.

Состав товарооборота отрасли представляет собой перечень группировок объёмов выручки по видам продаж:

· товарооборот розничной торговли;

· товарооборот оптовой торговли;

· товарооборот общественного питания.

Система показателей товарооборота отрасли включает следующие отраслевые показатели:

· объём товарооборота в денежном выражении в текущих ценах;

· объём товарооборота в денежном выражении в сопоставимых ценах;

· структура товарооборота по отдельным группам товаров (в денежном выражении и в процентах);

· однодневный объём товарооборота;

· объём товарооборота в расчёте на одного работающего, в том числе на работника торгово-операционного персонала;

· объём товарооборота на 1 м 2 общей площади, в т.ч. на 1 м 2 торговых площадей

· время обращения товаров, дней оборота;

· скорость товарооборота, число оборотов.

 

 


 

 

16. Торговая надбавка как источник доходов отрасли, размеры торговых надбавок.

 

Основным для торговой организации является доход от торговой деятельности, представляющий собой сумму торговых надбавок и торговых скидок, приходящихся на реализованные товары. По источникам образования различают доход, полученный за счет торговых надбавок, и доход, полученный за счет торговых скидок.

Торговая надбавка является основным источником формирования дохода от реализации.

Роль торговой надбавки заключается в том, что этот элемент цены представляет доход торговой организации, характеризует цену торговых услуг, оказываемых покупателям при реализации товаров и услуг, является исходной основой хозяйственного расчета, создания условий для самофинансирования и т.п.

Основные требования, предъявляемые к обоснованию торговых надбавок, заключаются в следующем: они должны создавать условия для прибыльной работы торговой организации, отражать специфику реализации отдельных групп товаров, стимулировать эффективное использование имеющихся ресурсов, учитывать территориальное различие производства (поставщиков), пути продвижения отдельных товаров к потребителю и т. д.

Уровень торговой надбавки определяется с учетом конъюнктуры рынка, соотношения между спросом и предложением на конкретный товар, размера свободной отпускной цены, расходов по реализации, прибыли и ставок косвенных отчислений по формуле:
(11.4)

где ТН? уровень торговой надбавки, %;
  Р? сумма фактических расходов;
  П? сумма нормальной прибыли;
  КО? обязательные отчисления, взимаемые за счет валового дохода;
  ОС? отчисления на пополнение собственных оборотных средств;
  Пс? покупная стоимость товаров.

 

Торговая надбавка определяется в процентах к отпускной цене предприятия-изготовителя. Другим источником образования дохода являются торговые скидки. Торговые скидки устанавливаются в прейскурантах в процентах к розничной цене, как и уровень дохода. Средний размер торговой надбавки пересчитывается в уровень дохода по формуле:
(__._)
где??ндс – 1 + индекс ставки НДС,

??нпр – 1 + индекс ставки налога с продаж.

Индекс ставки НДС определяется путем расчета средневзвешенной ставки НДС по организации по формуле:

(____.___)

где ? средневзвешенная ставка НДС;
  0,10,20? ставки НДС в % к сумме покупной стоимости товара и торговой надбавки;
  Дт0, Дт10, Дт20? удельный вес в товарообороте реализации товаров, облагаемых НДС по соответствующим ставкам.

Под дифференциацией торговых надбавок следует понимать установление различного уровня торговых надбавок. Торговые надбавки могут быть дифференцированы по следующим основным признакам:

1. по товарным группам (социальнозначимые и другие товары);

2. по торговым системам (социальнозначимые для потребкооперации и государственной торговли);

3. по торговым организациям. В основу такой дифференциации положена различная удаленность торговых организаций от источников поступления товаров, ее целью является выравнивание условий хозяйствования. Осуществляется при помощи коэффициента дифференциации.

Распределение торговых надбавок между оптом и розницей представляет собой процесс деления этих надбавок между оптовым и розничным звеньями, через которые проходил товар, с целью покрытия их расходов и образования прибыли. Критерием распределения торговой надбавки является уровень расходов по реализации оптового и розничного звена и обеспечение нормальной прибыли для каждого из них.

В потребкооперации распределение торговых надбавок обычно осуществляется на уровне областного звена. Основную часть расходов несет розничное звено, что обусловливает предоставление ему преобладающей части торговой надбавки (70%). На уровне облпотребсоюза составляется шкала распределения торговой надбавки, в которой предусматриваются размеры торговых надбавок для опта и розницы в разрезе товарных групп.

При поступлении товаров в розницу транзитом надбавка в пользу оптового звена составляет около 1% от покупной стоимости товара.

Методика экономического анализа доходов торговой организации. В процессе анализа доходов устанавливается степень соответствия фактических (ожидаемых) значений плановым, выполнения заданий по доходам. В ходе анализа определяется динамика доходов, устанавливаются причины их роста или снижения. В связи с тем, что существуют определенные расхождения в формировании цен на товары, поставляемые из различных источников, целесообразно организовать учет доходов в зависимости от того, по каким каналам поступает товар на торговую организацию для его последующей реализации конечному потребителю.

В процессе анализа рассчитываются следующие показатели:

o % выполнения плана доходов по абсолютной сумме;

o показатели динамики доходов по абсолютной сумме;

o абсолютное отклонение фактической суммы доходов от плана и предшествующего года;

o размер изменения уровня дохода;

o темп изменения уровня дохода (с какой скоростью он изменился);

o относительное изменение дохода.


 

 

17. Рынок труда и его значение в формировании кадров отрасли, организация оплаты труда.

Рынок труда — сфера формирования и реализации спроса и предложения рабочей силы. Он неоднороден, существуют многочисленные федеральные рынки рабочих мест, профессий, а также региональные и местные рынки. Особенностью современного отечественного рынка труда является наличие многочисленных барьеров, ограничивающих свободное перемещение рабочей силы.

Сущность рынка труда проявляется в следующих его основных функциях:

- согласование экономических интересов субъектов трудовых отношений;

- обеспечение пропорциональности распределения рабочей силы в соответствии со сложившимся общественным распределением труда;

- поддержание динамического равновесия между спросом и предложением рабочей силы;

- формирование кадрового резерва для обеспечения непрерывности общественного воспроизводства;

- стимулирование эффективной и рациональной занятости;

- регуляция индивидуальных доходов работников;

- содействие формированию оптимальной профессионально-квалификационной структуры кадров.

Структура современного рынка труда. В качестве основных компонентов современного рынка труда принято выделять:
а) субъекты и объекты рынка труда;

Основными субъектами рынка труда являются:

- контрагенты трудовых отношений - работники и работодатели;

- посредники между работодателями и наемными работниками;

- представители органов власти, вырабатывающие принципы правовой регламентации отношений на рынке труда, осуществляющие государственное регулирование рынка труда и контроль за соблюдением законодательства;

- представители интересов работников и работодателей - такие общественные организации, как профсоюзы, ассоциации, союзы предпринимателей, потребителей и т.д., осуществляющие защиту интересов субъектов трудовых отношений.

6) рыночный механизм формирования объема спроса и предложения рабочей силы, а также равновесной цены на труд как экономический ресурс;

в) законодательное обеспечение функционирования рынка труда (контрактное право, минимальный уровень оплаты труда, права безработного, право молодежи на первое рабочее место);

г) резервную армию труда;

д) рыночную инфраструктуру (служба занятости, служба миграции, пресса, страхование безработицы и т. д.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: