В4. Соотношение полномочий суда и прокурора в стадиях досудебного производства




Соотношение полномочий прокурора и суда:

· разрешительные (совершать какие то действия, об избрании меры пресечения и др.)

· контрольные (рассмотрение жалоб на действие д/л, на решение прокурора, следователя, органа дознания)

· п. 2 ч.1 ст.6 УПК РФ защита личности от ограничений прав и свобод.

Основания для осущ. судебного контроля:

· причинение ущерба конституционным правам и свободам участникам уголовного процесса,

· затруднение доступа граждан к правосудию,

· последующий судебный контроль за следст. действиями, которые могут проводиться только с разрешения суда.

 

Соотношение полномочий прокурора и суда

 
Прокурор Суд
ПН осуществляется постоянно Судебный контроль носит периодический характер
ПН осуществляется по инициативе третьих лиц и прокурора СК возможен только по инициативе третьих лиц
ПН осуществляется за законностью и обоснованностью всех решений, осуществляемых в предварительном расследовании СК осуществляется лишь по вопросам, затрагивающим конституционные права и свободы граждан и по вопросам, затрудняющим гражданам доступ к правосудию

 

Судебный контроль и ПН независимы друг от друга.

До недавнего времени надзор за исполнением законов в досудебных стадиях уголовного процесса был монопольным правом (и, разумеется, обязанностью) прокуратуры. Суд не мог вмешиваться в ход расследования, пока не получал законченное дело с обвинительным заключением.

Сейчас ситуация изменилась. Как отмечалось выше, ограничение конституционных прав и свобод граждан теперь происходит только на основании судебного решения.

Таким образом, осуществление правовой реформы, укрепление самостоятельности и независимости судебной власти привели к значительному расширению сферы судебного контроля за соблюдением законности, прав и свобод граждан.

В то же время государство, сообразуясь с объективными потребностями общества, не только сохранило централизованную систему прокурорского надзора за исполнением законов, но и возложило на прокуратуру ряд иных полномочий.

Все эти изменения в правовом регулировании механизма обеспечения законности требуют четкого определения соотношения судебного контроля и прокурорского надзора за законностью. Концепция развития прокуратуры на переходный период, признавая, что постепенно расширяющийся судебный порядок защиты прав граждан, в том числе и в сфере уголовного судопроизводства, является наиболее надежным и эффективным, вместе с тем исходила из того, что судебный контроль не заменяет и не подменяет прокурорский надзор за законностью, а судебная система не может и не должна выполнять надзорные функции прокуратуры, поскольку суд в силу многих причин весьма ограничен в своих возможностях. Данный вывод сохраняет свою актуальность и может быть положен в основу решения рассматриваемой проблемы.

Рассмотрим положения, которые, на наш взгляд, раскрывают соотношение судебного контроля и прокурорского надзора в досудебном производстве:

1. Если говорить о сферах распространения компетенции суда и прокуратуры в контроле (надзоре) за законностью, то, с одной стороны, они в значительной степени совпадают, а с другой — прокурорская значительно шире судебной. Прокурор не ограничивается рассмотрением вопросов о дозволении совершать те или иные действия оперативно-розыскным или следственным органам. В поле зрения прокурора — и соблюдение законности при регистрации, учете и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях во всех правоохранительных органах. Отсюда и значительно более широкий круг лиц, попадающих в сферу прокурорского надзора.

Способы осуществления судом и прокуратурой своих контрольно-надзорных полномочий принципиально отличаются. Суд реализует их только по инициативе заинтересованных лиц, по мере поступления конкретных заявлений и жалоб граждан, материалов следственных и оперативных органов и, как правило, публично, путем судебного разбирательства. Надзор прокуратуры действует постоянно и непрерывно. Прокуратуре, в отличие от суда, не обязательно ждать поступления обращения заинтересованных лиц, чтобы начать проверку. Прокурорский надзор в досудебных стадиях имеет всеобъемлющий и регулярный характер. Судебный же контроль по своей сути носит выборочный и в какой-то мере случайный характер: распространяется только на отдельные меры процессуального принуждения и вступает в действие только в связи с обращениями граждан. Поэтому расширение судебного контроля на досудебных стадиях уголовного процесса не должно повлечь свертывания или ослабления прокурорского надзора.

Одно из важнейших свойств прокурорского надзора, отражающее особенность его полномочий, — это инициативность. Таким свойством не обладает и не может обладать по объективным причинам судебный контроль. Как отмечалось, любое дело, дающее суду возможность осуществлять контроль за законностью, возбуждается в суде исключительно по обращениям сторон. Судья, с какими бы нарушениями закона, прав и свобод граждан не сталкивался, сам, по своей инициативе ничего сделать для устранения этих нарушений не в состоянии до тех пор, пока ущемленная в правах сторона или прокурор не обратятся в суд! Здесь следует учитывать и другой существенный момент: есть немало нарушений закона, по которым ни одна из сторон не заинтересована обращаться в суд, а следовательно, без инициативного вмешательства прокурора данные нарушения не могут быть устранены в судебном порядке. Речь идет, к примеру, о незаконных решениях следователя о прекращении уголовного дела о хищениях государственной собственности, злоупотреблении властью и т.п., необоснованномосвобождении от уголовной ответственности лиц, причинивших ущерб. В этом заключается объективная ограниченность судебного контроля, которому не присуща проверочная деятельность, а значит, способность не только фиксировать и устранять нарушения закона, но и выявлять и пресекать их. Напротив, прокурор, исходя из постоянного и непрерывного характера надзора, обязан самостоятельно, по собственной инициативе проверять законность действий и решений органов дознания и следователей с целью выявления, пресечения и устранения нарушений закона, восстановления нарушенных прав.

Втоже время полномочия суда по контролю за законностью обладают императивностью. Кроме того, по ряду вопросов судебный контроль за законностью носит исключительный характер, а постановления суда, вступившие в законную силу, окончательны и обязательны для всех. Такое сочетание активного по своим полномочиям прокурорского надзора и обязательного по своим окончательным решениям судебного контроля служит организационной основой для взаимодействия суда и прокуратуры, укрепления законности и правопорядка в стране.

Надзорная деятельность прокурора сориентирована в первую очередь на предупреждение возможных нарушений закона при расследовании преступлений, о чем свидетельствует характер полномочий, предусмотренных ст. 37 УПК РФ. Речь прежде всего идет о даче согласия прокурором в соответствии с УПК на производство отдельных следственных и процессуальных действий следователя, не требующих судебного решения. Ту же цель предупреждения нарушений закона, наряду с обеспечением всесторонности, полноты и объективности расследования, преследует участие прокурора в дознании и предварительном следствии, личное проведение отдельных следственных действий и расследования в целом.

Помимо предупреждений нарушений закона, прокурор призван активно выявлять и устранять их. Надзорная деятельность по предупреждению, выявлению и устранению нарушений закона при расследовании преступлений является специфической прерогативой прокурора.

Проведенное сравнение свидетельствует о том, что контроль, осуществляемый судами, в силу объективно присущих им закономерностей функционирования не может и не должен заменять прокурорский надзор. Каждая из этих систем занимает свою нишу в правовом государстве, основанном на принципе разделения властей, где суд является самостоятельной ветвью государственной власти, а прокуратура вместе с другими учреждениями образует систему «сдержек и противовесов». По масштабам и направленности судебный контроль на досудебных стадиях не только не тождественен прокурорскому надзору, но и не дублирует его. Передача в соответствии с Конституцией Российской Федерации в компетенцию суда полномочий по разрешению производства наиболее важных процессуальных действий, а также введение судебного порядка обжалования законности и обоснованности действий и решений органов расследования и самого прокурора, относящихся к конституционным правам и свободам участников уголовного процесса, безусловно, в этой части ограничили компетенцию прокурора, однако это не дает оснований говорить об изменении процессуального статуса прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства, как утверждают некоторые авторы.

Вместе с тем соотношение прокурорского надзора и судебного контроля требует дальнейшего совершенствования как в аспекте теоретической проработки указанной проблемы, так и путем создания надлежащего правового механизма, полно регулирующего это взаимодействие. ПравА.Д. Бойков, когда, анализируя доводы против замены прокурорского надзора судебным контролем, пришел к выводу, что речь должна идти не об устранении прокурорского надзора за применением мер процессуального принуждения и замене его судебным контролем, а о сочетании этих функций прокурора и суда в интересах обеспечения как уголовного преследования, так и защиты прав граждан, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства.

 

 

В5. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 12 июля 2010 г. № 276 “Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства”

 

С целью обеспечения реализации норм федеральных законов от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», прав граждан на доступ к правосудию, надлежащего надзора за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, приравненным к ним прокурорам других территориальных, военных и иных специализированных прокуратур использовать имеющиеся полномочия для организации надлежащего прокурорского надзора за исполнением федеральных законов от 30.04.2010 № 68-ФЗ и № 69-ФЗ, обеспечением прав граждан на судопроизводство и исполнение судебных актов в разумные сроки, в том числе за соблюдением органами предварительного следствия и дознания разумного срока уголовного судопроизводства.

1.1. Требовать от правоохранительных органов в целях обеспечения неуклонного исполнения уголовно-процессуального законодательства соблюдения сроков рассмотрения сообщений о преступлениях и расследования уголовных дел, предупреждения фактов нарушения разумных сроков на досудебной стадии уголовного судопроизводства.

В соответствии с компетенцией осуществлять системный анализ причин, обусловивших продление установленных ч. 1 ст. 162 и ч. 3 ст. 223 УПК РФ сроков предварительного следствия и дознания.

При наличии фактов волокиты, допускаемой органами предварительного следствия и дознания при расследовании уголовных дел, принимать меры реагирования с постановкой вопроса об ответственности виновных должностных лиц.

1.2. Особое внимание обращать на соблюдение процессуальных сроков проведения доследственных проверок, законность и обоснованность их продления.

Пресекать факты немотивированной пересылки заявлений и сообщений о преступлениях, материалов проверок и уголовных дел из одного органа предварительного расследования в другой.

1.3. Во избежание многократных отмен постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и проведения дополнительных проверок по одному сообщению о преступлении, в том числе по результатам рассмотрения жалоб участников уголовного судопроизводства, разработать порядок контроля за разрешением материалов до принятия законного и обоснованного процессуального решения, требуя обеспечения полноты первоначально проводимых проверок.

По фактам нарушения сроков осуществления проверочных мероприятий, принятия решений, вынесения заведомо незаконных и необоснованных решений инициировать проведение служебных проверок с уведомлением прокуроров о принятых к виновным должностным лицам мерах ответственности.

1.4. Последовательно реализовывать предоставленные законом полномочия по устранению нарушений уголовно-процессуального законодательства, допускаемых при вынесении постановлений о приостановлении предварительного следствия и дознания при отсутствии оснований, установленных ст. 208 УПК РФ. Решительно пресекать факты вынесения незаконных постановлений о приостановлении предварительного следствия и дознания вместо продления сроков предварительного расследования.

1.5. При рассмотрении жалоб участников уголовного судопроизводства на нарушение разумных сроков в ходе досудебного производства по уголовному делу учитывать такие обстоятельства, как сложность квалификации преступных действий, установления обстоятельств совершения преступлений, сбора доказательств по уголовному делу, поведение участников уголовного судопроизводства, ритмичность, достаточность и эффективность действий должностных лиц органов предварительного расследования, производимых в целях своевременного осуществления уголовного преследования.

В случае удовлетворения жалобы, поданной на нарушение органами дознания разумных сроков предварительного расследования, в постановлении указывать процессуальные действия, необходимые для ускорения производства по уголовному делу, и сроки их осуществления.

Постановление направлять начальнику органа дознания для исполнения, копию приобщать к надзорному производству.

Признавая обоснованными доводы заявителя о несоблюдении органами предварительного следствия разумных сроков, направлять требование руководителю следственного органа об устранении выявленных нарушений.

1.6. Контролировать ход рассмотрения актов прокурорского реагирования и добиваться их точного и своевременного исполнения.

При отказе руководителей следственных органов в удовлетворении требований прокурора вышестоящим прокурорам изучать обоснованность заявленных требований и причины принятого решения об отказе в их удовлетворении. При наличии оснований добиваться устранения допущенных нарушений закона, в том числе путем представления необходимых материалов в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для рассмотрения вопроса о направлении соответствующих требований и постановлений руководителям федеральных следственных органов.

1.7. Поддерживая ходатайства о продлении срока содержания под стражей, исходить из целей, указанных в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, а также руководствоваться принципами Конвенции о защите прав человека и основных свобод и позициями Европейского Суда по правам человека о разумных сроках содержания под стражей.

В каждом случае изучать возможность применения иной, более мягкой, меры пресечения по сравнению с арестом, оценивать объективность представляемых следователем оснований для продления содержания под стражей, устанавливать, имеются ли иные обстоятельства, кроме указанных в ч. 1 ст. 108 УПК РФ, свидетельствующие о необходимости изоляции лица от общества.

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:

2.1. Не реже одного раза в полугодие обобщать и анализировать состояние исполнения требований федерального законодательства о соблюдении разумного срока уголовного судопроизводства, в том числе результаты прокурорского реагирования, на основании практики рассмотрения судами заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок в случаях, когда требования о присуждении компенсации вызваны длительным досудебным производством по уголовным делам. Соответствующую информацию отражать самостоятельным разделом в докладных записках по итогам полугодия, составление которых предусмотрено приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27.11.2007 № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве».

По результатам анализа принимать меры, направленные на совершенствование организации надзора, при необходимости о складывающейся ситуации информировать соответствующих руководителей следственных органов.

2.2. По итогам текущего года провести анализ причин длительного (свыше трех лет) расследования не оконченных производством уголовных дел, по которым установлены подозреваемые или обвиняемые. По результатам анализа принять адекватные сложившейся ситуации меры прокурорского реагирования.

2.3. Рассмотреть в I полугодии 2011 г. на координационном совещании руководителей правоохранительных органов вопрос об исполнении органами предварительного расследования требований закона о соблюдении разумного срока уголовного судопроизводства, при необходимости разработать межведомственный организационно-распорядительный документ об исполнении соответствующих положений законодательства и настоящего приказа.

В дальнейшем проблемы, связанные с соблюдением разумного срока уголовного судопроизводства, выносить на рассмотрение коллегий, координационных и оперативных совещаний по мере необходимости.

2.4. О спорных или вызывающих затруднения вопросах применения положений УПК РФ, требующих решения на федеральном уровне, информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

3. Начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации по направлениям деятельности в порядке и сроки, определенные приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27.11.2007 № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» не реже одного раза в полугодие анализировать состояние исполнения требований федерального законодательства о соблюдении разумного срока уголовного судопроизводства.

4. Начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур в ходе выездных комплексных и тематических проверок нижестоящих прокуратур в обязательном порядке проверять исполнение настоящего приказа, результаты отражать в итоговых документах, представляемых Генеральному прокурору Российской Федерации, руководителям прокуратур.

5. Первому заместителю Генерального прокурора Российской Федерации - Председателю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации Бастрыкину А.И. порядок исполнения подчиненными работниками федеральных законов от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» определить в соответствующем организационно-распорядительном документе.

6. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, прокурорам городов и районов, других территориальных, военных и иных специализированных прокуратур, а также довести его до сведения руководителей федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих предварительное расследование.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: