История Агиа Триады
В новодворцовый период поселение достигает наибольшего расцвета. В этот период строится – XVII в. д.н.э. - роскошный дворцовый комплекс. Примерно в 1450 г. д.н.э. Агия Триада и Фест были разрушены. Через полвека (об этом периоде ничего пока неизвестно) в Агие Триаде строятся новые здания, а дворцовый комплекс Феста был заброшен. Город же был окончательно заброшен в 1250г. д.н.э. В эллинистический и римский период здесь были возведены два святилища.
После катастрофы, приведшей к гибели минойской цивилизации около 1450 до н. е., Агиа-Триада была отстроена заново и оставалась населенной в 2 ст. до н. е. Позднее, во времена римского владычества, здесь была построена вилла.
Рядом с городом находятся две церкви — Святой Троицы и Святого Георгия, построенных в венецианский период. В 1897г. заброшенная деревня Агиа Триада была разрушена турками.
Раскопки Агиа Триады
В южном Крите поселения находятся близко одно от другого особенное области Мессары и её окрестностях. Впервые появляются теперь круглые гробницы по всей равнине и далее до холмистой подножья Иды.
Большая часть сохранившихся толосов (круглое святилище или гробница) построена обособленно на естественной плоской поверхности скалы, но в Агиа Триаде и в Калатиане гробницы лепятся по склону холма. В Агиа Триаде были раскопаны большая круглая гробница и инвентарь.
Архитектура. Постройки в Агиа Триаде отнесены к средне микенскому 1 периоду. Дома, возможно, были возведены на старых фундаментах или представляли собой перестройки более ранних домов[1].
Небольшой дворец, возможно, был выстроен в начале С. М. 3 т. к у него были характерные признаки, присущие этому периоду: отсутствие на полу отложения этого периода (объясняется тем, что этот пол был непрерывно использован до конца данного периода), здесь, как и в Фесте, мы находим перистиль (открытое пространство, как правило, двор, сад или площадь, окружённое с четырёх сторон крытой колоннадой.), который, по видимому, составлял отличительную черту архитектуры Южного Крита (во всяком случае, в Кноссе он встречается только раз, да и то лишь с трех сторон, у юго-восточного дома).
|
Как выглядели колонны дворца мы можем увидеть на миниатюрных фресках и на "сосуде с кулачным бойцом". На них колонны изображены служебными кверху и и увенчанные продолговатой плитой, украшенной дисками. В книге P. of M., 3, высказано предположение, что эти диски могли служить поддержкой для навеса. Однако представляется более вероятным, что они должны были, в соответствии с условным приёмом египетской перспективы, показать, что столбы находятся позади другого, а не поставлены один на другой. Теперь уже не только бутовая кладка скрепляется деревянными балками. Очевидно, этой конструкции стали придавать эстетическое значение; появляются хорошо обтесанные каменные блоки между деревянными балками. Эти блоки теперь тщательно прилажены один к другому и между ними нет такой толстой прокладки из связующего раствора, как в С.М.2 периоде. Пол по большей части состоит из гипсовых плит вместо прежней "мозаики". Нижняя часть стен часто покрыта панелью из рисовых плит. Косяки двери деревянные, с массовыми основаниями.
Практика расписывания рельефом на штукатурке достигает наибольшего развития в С.М 3(б) периоде. Были найдены крупные фрагменты колоссального рельефа, представляющего говорящегося к нападению быка, ритон (сосуд для вина в виде рога) из жировика(стеатита) и несколько фрагментов типа миниатюр, изображавших кулачных бойцов(это самые ранние сосуды, которые были найдены.) На коническом ритоне с поверхностью, разделенной на 4 пояса, находятся рельефные изображения кулачных бойцов(3), а четвертый-оживленную сцену тавромахии(бой быков). Бойцы изображены великолепно, интересную особенность их облачения составляют поножи наподобие краг, ремень на руке и запястье –по-видимому, так называемый кест, следы которого хорошо заметны на рисунке и массивные шлемы с защитным выступали для щек, которые носят все за исключением одного бойца.
|
Фрески С.М.П 1 На них отсутствуют изображения человека, в Агиа Триаде найдены фрески, изображающие исключительно сцены из жизни дикой природы. Кошка,ползком подкрадывающаяся к фазанов и косуля, скачующая среди скал и цветов, т е моментально схваченные впечатления от живой природы.
Каменные сосуды и т.п. С.М п 3 Формы каменных сосудов более разнообразны, чем в с.м 1 и с.м 2 периодах. Миниатюрные сосуды выходят из употребления. Многие из форм повторяют керамику, для лучших сортов которой они и явились заменой. Носики, ручки, а иногда и горлышки изготовлять отдельно. Излюбленным материалом в с.м 3а периоде был коричневый известняк. Чаще встречается "чаша-цветок" и "птичье гнездо" сноска B.S. A., 28, 251. Распространённая находка в Агиа Триада(близ "храмовых кладовых") молоты из брекчии, имеющие шарообразную форму и 2 выступа один против другого.
|
Статуэтки, найденные в гробницах, археологи относят к Р.М. п 3. они были из слоновой кости и представляли собой так называемый продукт местного производства Ласити. Это примитивные фигурки с изображением людей, стоящих в "закрытой позе", т.е со скрещенными руками на груди, в одежде с рукавами, были близкими к Месопотамии образцам статуэток. Есть предположение, что образец статуэток был заимствован из Сирии.
Письмо С.М. п 3 В начале С.М. 3(а) периода старое иероглифическое письмо было вытеснено более совершенным линейным письмом, в котором приблизительно только для одной трети знаков можно установить иероглифические прототипы[2]. Надписи имеются также на каменных сосудах, коврах и жертвенниках, в некоторых случаях одни и те же формулы встречаются на нескольких сходных предметах, как, например, на столах для возлияний (Принесение вина в жертву богам в начале трапезы у древних). Вообще письмо, по-видимому, получило в это время очень широкое распространение, как показывают граффити на домашней гончарной утвари и на стенах в домах. Употребление чернил, очевидно, указывает на то, что для письма употреблялись менее прочные материалы, чем глина, -кожа, письмо, какой-либо вид папируса или, согласно Диодору, пальмовые листья.
Внешние отношения. Найденные в гробнице Агиа-Триады скарабеи и печати скорее всего принадлежат Р. М, 3 отложениям. Печать в виде пуговицы и мотив скарабея и фигуры животного в оформление ручки типичны для Египта, так что существует возможность того, что эти вещи пришли в Агиа Триаду из Египта. Многие параллели настолько близки, особенно если их сопоставить с предметами ввоза, что в них нельзя не видеть доказательства существовавшей в этот период Р.М 3 непосредственной связи с Мессарой, откуда после эти вещи могли попасть в Агиа Триаду. Франкфорт указал, что многие печати могли быть заимствованы Египтом из Сирии. Печати представляют собой одиночные фигуры животных, на нескольких видны сцены сражений, а на одной -часть колесницы, в которую напряжены две лошади -первое изображение этого животного на Крите. Кроме самих печатей, часто находят также глиняные оттиски от каменных печатей и металлических колец с печатями. На одном экземпляре из Агиа Триады мы видим сцену битвы, напоминающую такую же сцену на золотом кольце из 4 стартового погребения в Микенах. Попадаются сцены сакрального содержания(богине преподносят чашу перед её святилищем и две жрицы в высоких тиарах совершают жертвоприношение.)
В среднеминойский 1 период из пристройки к большой гробнице происходит амулет из слоновой кости, изображающий обезьяну. Это тоже, по мнению Эванса, пришло в Агиа Триаду из Египта.
Керамика. На юге Крита преобладает накладная техника орнамента, которая распространилась на все изделия из керамики. Орнаментированные таким образом кувшины, которые особенно часто встречаются в пристройке к гробнице в Агиа Триаде, по-видимому, типичны для этой южной области. Они довольно приземистые, имеют низкий, почти горизонтальный носик с тремя ручками. Орнаментированный рисунок состоит только из цветных полос и одиночной спирали. Многие экземпляры одноцветны, и однообразный мотив шипов лишь кое -где прерывается круглой или зубчатой плоской поверхностью. Сосуды отнесены к среднеминойскому 1 периоду
Найденные сосуды в Агиа Триаде отнесены к Р.М.3 это были приземистые чаши с коротким босиком, окрашенные. Керамика было чрезвычайно мало, Дж. Пендлберри считает, что период, к которому принадлежали эти сосуды, был непродолжительным.
Гробницы С.М 1. По всему о. Криту продолжали применяться круглые гробницы, В саркофагах из Агиа Триады были найдены 2 сосуда периода С. М 2. Предположительно, эти сосуды были из Толоса сноска A.Banti, Annuario, 12-14, 240.
Королевская вилла Royal Villa
Королевская вилла или небольшой Минойский дворец Агиа Триада, как его назвали итальянские археологи, начавшие раскопки в начале прошлого века, найден в 4 км к западу от Феста. Дворец был построен около 1600 г. до н.э. на холме, и является одним из величайших памятников минойской архитектуры с уникальными находками. Считается, что он служил в качестве летней резиденции царя Феста, в то время как другие исследователи считают, что сюда переехал царь Фестос после разрушения его дворца, одна мог использоваться и параллельно с ним.
После разрушения дворца в 1450 до н.э. на северной стороне виллы было построено большое здание минойского типа. В Геометрический период (8 век. до н.э.), резиденция стала местом поклонения. Впоследствии, в эллинистический период (4-1 века до н.э.), место стало святилищем, посвященным Зевсу Велхано. Во время венецианской оккупации на месте двора резиденции была построена церковь Святого Георгия Галатаса (14й век нашей эры).
Строительный комплекс Агии Триады считается небольшой виллой или дворцом, как и Кносский дворец. Имеет два крыла, которые образуют букву L неправильной формы и, хотя он и не имеет размеров дворцов Фестоса и Кносса, представляет все особенности дворцовой архитектуры. Комплекс располагает множеством дверных проемов, комнат, систем складирования, хранилищ, лестниц, аркад, дворов, террас, балконов, мощеных улиц и дворов. Вилла потрясающе декорирована, ее стены были выложены гипсокаменными пластинами и украшены фресками, которые своим количеством превосходят все фрески минойского Крита.
В южной части здания была построена серия номеров, выходящих в длинный узкий коридор, где находились, по предположениям ученых, подсобные помещения. В одном из них был найден знаменитый каменный кубок. В северо-западной части здания располагались апартаменты царя. Полы здесь были выкрашены в красный цвет. Центральный зал соединялся с помощью двух входов с колоннадным двором. В северо-восточном зале был найден архив с множеством глиняных печатей и фресками с изображением лилий и диких кошек.
В минойском памятнике архитектуры Агии Триады найдены, помимо множества прекрасных предметов из керамики, образцы резьбы по камню, три каменные вазы с рельефами, чаша подношений и другие важные исторические объекты.
Заключение
На Крите есть много уникальных мест для раскопок, одним из них является заброшенная деревня Агиа Триада, однако раскопки там не производятся т.к основное было давно найдено.
Список использованной литературы
Л. И. Акимова «Саркофаг из Агиа Триады и ритуал жертвоприношения в античности» М. 1997. В книге введение в храм.
Дж. Пендлберри "Археология Крита" 1950г.
Статья из журнала «Советская Археология № 4» 1988г. стр. 37- 51
Сайты
https://www.interkriti.org/visits/agtriada/agtriada.htm
https://www.uk.digiserve.com/mentor/minoan/agtriada.htm
https://www.grekomania.ru/attractions/archea/147-agia-triada
https://www.crete.elpiadis.com/agia-triada-troicza.html
[1] Pseira, 9; A.J.A., 13, 274; B. S. A., 9, 300; J.H.S. 33, 365; T. V. M., 79.
[2] P. of M., 1, 612, сл.