Сфера услуг как базовая часть современной сервисной экономики
Степень развития сферы услуг стала выступать критериальным признаком развитости общества. В настоящее время страна не может быть причислена к развитым странам мира, если в ее сфере услуг создается меньше 60% ВНП.
Речь идет в первую очередь о развитии науки и научного обслуживания, образования, здравоохранения, разнообразных профессиональных услуг, связи, информационного обслуживания и т.д.
В условиях развития рыночных отношений, а также экономических и политических катаклизмов, происходящих в нашей стране, наблюдаются и существенные изменения в сфере услуг. Тенденции увеличения объемов производства услуг, возрастания доходов от сервисной деятельности, роста занятости в этой сфере, обострения конкуренции, увеличения экспорта и импорта услуг характерны для современной мировой экономики. Изменения, происходящие в сервисном секторе, определяют современную экономику как сервисную. В настоящее время, по оценкам Мирового банка, вклад сервисного сектора составляет около 70% мирового ВВП. Доля сферы услуг в ВВП России 2012 г. — 58%, а число занятых в этой сфере экономики составляет 62,7%, что несколько ниже мирового уровня.
Среди приоритетных направлений развития сферы услуг в современных условиях следует отметить следующие
- Повышение роли науки, образования, здравоохранения и культуры, увеличение спектра социальных и управленческих услуг.
- Трансформацию образования в стратегический фактор общественно-экономического и научно-технического прогресса, расширение доступа к деловому образованию
- Включение в процессы интернационализации рынков услуг, участие в новых организационных формах международной интеграции сервисных предприятий.
|
Особенности государственного и муниципального управления в сфере услуг.
Отличие государственного управления от муниципального в объекте и субъекте управления.
Субъектами государственного управления выступают государственные институты, органы и должностные лица.
Муниципального - муниципальные органы и должностные лица.
Объектами государственного управления являются: Российская Федерация (федеральное государственное управление) и субъекты РФ (государственное управление субъекта федерации).
В свою очередь, муниципального управления – муниципальное образование (муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения, городское поселение и сельское поселение).
Отличия вытекают из самого характера муниципальной деятельности, ориентированной на удовлетворение потребностей населения в различных услугах, на обустройство территории, на создание условий для воспроизводства и развития самого человека. В этом смысле муниципальный менеджмент можно рассматривать как менеджмент социальный.
Если рассматривать государственное управление комплексным методом, то следует отметить, что оно является системой взаимодействующих между собой государственных структур и их должностных лиц, которые
осуществляют регулирование общественных отношений, возникающих на общегосударственном уровне.
Отличием этих двух понятий является так же то, что правовые акты государственных органов управления носят обязательный характер для исполнения во всем государстве, а акты органов муниципального менеджмента носят подзаконный и локальный характер (имеют юрисдикцию на местном уровне).
|
Основные сегменты сферы сервиса и их краткая социально-экономическая характеристика
Большое разнообразие потребностей, ожиданий, восприятий, покупательских привычек заставляет фирму ориентироваться не на весь рынок, а на определенный круг потребителей, т.е. свой целевой сегмент.
Сегментация проводится с целью выбора и обслуживания более узкого целевого рынка. Она позволяет предлагать услуги в соответствии с запросами потенциальных потребителей, более точно определять емкость рынка, проводить нацеленную адресную рекламу, а также создавать основу для разработки рыночной стратегии предприятия. Сегментация рынка является ключом к развитию конкурентных преимуществ предприятия, основанных на дифференциации услуг, низкой себестоимости или фокусировании.
Потребителей услуг при сегментации в первую очередь необходимо разделить на две группы:
− индивидуальныклиенты;
− клиенты-организации.
Анализ рынка разнообразных видов услуг позволил выделить наиболее общие группы потребителей:
1) клиенты, «сверхчувствительные» к обслуживанию;
2) клиенты, выбирающие поставщиков услуг в зависимости от характера своих потребностей;
3) клиенты, ориентирующиеся на «самостоятельность» в сфере услуг
К критериям сегментации рынка услуг личного характера можно отнести следующие:
− Возраст клиентов и их распределение по группам (моложе 25 лет, 26 – 30, 31 – 40, 41 – 50, старше 50).
|
− Пол (мужчины и женщины).
− Местопроживания (город, поселок).
− Другие демографические характеристики (национальность, семейное положение, состав семьи и т.д.).
− Среднийуровеньдоходовклиентов.
− Уровеньобразования, социальноеположение.
− Стиль жизни (род занятий, интересы, взгляды и убеждения).
− Частота обращения к услугам (часто; периодически; изредка, но регулярно; никогда).
− Мотивы обращения в организацию (удовлетворение текущих потребностей, демонстрация достатка, вкуса, экстренная ситуация и т.д.).
− Выгоды при покупке услуги (надежность, качество, изящество, удобство, сервис и т.д.).
К критериям сегментации рынка деловых услуг относятся:
− Отраслевые характеристики предприятий и организаций.
− Размерыпредприятий, являющихсяклиентами.
− Реальноеместорасположение.
− Периодсуществования.
− Средний объем их реализации (в месяц, в год).
− Ихфинансовоеположение.
− Частота обращения к услугам компании.
− Информация о лицах, которые непосредственно общаются с персоналом фирмы и о лицах, которые принимают решения о том, в какую организацию обратиться.