THE ROLE OF TEACHING OF IMAM ABU HANIFA IN SPREADING OF THE IDEAS OF HUMANISM AND TOLERANCE




УДК 2.335

С. Ш. Абдуллаева

РОЛЬ УЧЕНИЯ ИМАМА АБУ ХАНИФЫВ РАСПРОСТРАНЕНИИ ИДЕЙ ГУМАНИЗМА И ВЕРОТЕРПИМОСТИ

В статье автор рассказывает о знаменитом мусульманском ученом Абу Ханифе, учение которого сыграло важную роль в деле распространения идей человеколюбия и веротерпимости. Абу Ханифа внес огромный вклад в развитие религиозно-правовой мысли ислама, впоследствии основав одну из крупнейших школ мусульманского мира – ханафитский мазхаб. С именем Абу-Ханифы знакомы и сторонники иных конфессий и мировоззрений, оно стало достоянием общемировой правовой культуры. Исследование выполнено в рамках работ по гранту РФФИ (проект № 18-31100269/18).

Ключевые слова: религия, гуманизм, наука, ученый, факих, исламское право, фикх, мазхаб, религиозно-правовая школа, хадисы.

«…Тот, кто хочет познать мир, − должен обладать большими и глубокими познаниями; тот, кто хочет поклоняться Богу, − должен обладать знанием, глубоким пониманием и поступать в соответствии с ними» [7, c. 14].

Абу Ханифа

 

Исторически ислам сложился не только как система верований и обрядов, но и как рациональная система представлений об устройстве государства, общества и права, включающая в себя различные науки [2, с. 85]. Ислам придает большое значение познанию, процессу передачи и приобретения знаний. Позитивное отношение ислама к развитию наук неоднократно отмечали многие ученые, историки и обществоведы, например, такие, как А. Мюллер (нем. Friedrich August Müller: 03.12.1848 – 12.09.1892) – немецкий ориенталист; В. В. Бартольд (03.11.1869 – 19.08.1930) – российский и советский востоковед, арабист, исламовед; Л. Бернард (англ. Bernard Lewis: 31.05.1916 – 19.05.2018,) – британский и американский историк, востоковед; В. М. Порохова (14.05.1940) – российский профессиональный переводчик-синхронист с английского языка и мусульманский общественный деятель; К. Армстронг (англ. Karen Armstrong: 14.11.1944) – британский религиовед, философ и публицист и др. [9, с. 6].

Для исламского мировоззрения характерны высокая оценка разума и знания как некий закон поиска истины. Разум, знание и истина – это взаимосвязанные понятия, которые занимают особое место в исламской культуре. Исламское вероучение рассматривает себя, прежде всего как понимание о правильном устройстве земной жизни. Знание высоко оценивается в Коране, а его изыскание – это обязанность каждого мусульманина. «Ищите знания, хотя бы и в Китае, ведь поиск знания – обязанность мусульманина» [10, с.13]. Получение знаний стало одним из требований исламской культуры, которое заставляет странствовать ради обретения ценных познаний, тем самым фиксируя их в рукописях и книгах, собрания которых составляли целые библиотеки. Исламская этика побуждает ученого никогда не отказывать в обучении других, поскольку знания – не есть индивидуальное достояние обладателя и ученый не имеет право оставлять его только для себя. «Один из хадисов называет ученых наследниками пророков; если учесть, что эпоха пророчества, согласно исламскому учению, завершилась со смертью Мухаммеда, получается, что ученым отдана высшая ступень в иерархии живущих» [10, c. 13].

После смерти пророка Мухаммеда развитие исламской системы мировоззрения как некой рациональной системы, впоследствии включившей в себя различные науки, не прекратилось, особенно в области общества и права. Характерной чертой ислама является то, что он никогда не разделял жизнь на духовную и мирскую, вследствие этого во многих мечетях открылись образовательные центры, в которых преподавали многие ученые мусульманского мира.

Необходимо подчеркнуть, что Коран (араб., أَلْقُرآن‎ – аль-К̣ур’а̄н) и Сунна (араб., سنة – Су́нна) по своей сути не являются исходным, то есть «чистым» источником определения правовых норм. Для того чтобы превратить тот или иной отрывок коранического текста или положения, зафиксированного в хадисах в правовую норму, обладающую несомненным авторитетом, необходима серьезная и кропотливая работа факихов (араб., факи́х – فقيه‎ ‒ ученый). Дело в том, что текст Корана и Сунны – это не юридический документ, предполагающий ясное и недвусмысленное определение всех деталей правоведения. Оснастить весьма расплывчатые (с юридической точки зрения) указания Корана и Сунны всем необходимым, превратив их в текст, устанавливающий правовые нормы и есть обязанность факиха. Однако далеко не во всех случаях Сунна и Коран высказываются однозначно по одному и тому же вопросу, и чтобы установить конкретную юридическую норму, обосновав свое решение, факиху требуется эрудиция и серьезная квалификация. Нередко единства мнения среди факихов не удается достичь, и разные школы исламского права ‒ мазхабы (араб., مذهب –мазха́б) ‒ высказываются различным образом по одним и тем же вопросам [10, c. 32]. Одним из таких знаменитых и выдающихся ученых был имам Абу Ханифа, с именем которого неразрывно связано само понятие мусульманской правовой науки – фикха (араб., فقه‎ – фикх) и одной из крупнейших школ исламского права – ханафитского мазхаба. Деятельность грамотного религиозного просвещения Абу Ханифы сыграла важную роль в деле распространения идей человеколюбия и веротерпимости.

Еще на ранней стадии формирования фикх разделился на несколько мазхабов, главными из которых считались пять, получивших названия по именам их основателей. Это – ханафитская (араб., حنفية‎), или иракская школа, основателем которой был АбуХанифа (ум., в 767 г., по христианскому летоисчислению); маликитская (араб., المالكي), или мединская школа, основатель − Малик б. Анас (араб., مالك ابن أنس الأصبحي, ум., в 795 г., по христианскому летоисчислению); шафиитская (араб., الشافعي‎), основатель − аш-Шафии (араб., محمد بن إدريس الشافعي‎, ум., в 820 г., по христианскому летоисчислению); ханбалитская (араб., حنبلى), основатель − Ахмад б. Ханбал (араб., أحمد بن حنبل‎, ум., в 855 г., по христианскому летоисчислению); джафаритская (араб., الجافر), или имамитская, основатель − шестой имам шиитов-имамитов Джафар ас-Садик (араб.,جعفر الصادق‎, ум., в 765 г., по христианскому летоисчислению). Четыре из вышеуказанных школ являются мазхабами суннитского направления в исламе, пятая школа представляет собой мазхаб шиитского направления в исламе [9, c. 23 – 25].

Полное имя Абу Ханифы: Абу́ Хани́фа ан-Нума́н ибн Са́бит аль-Ку́фи (араб., ابو حنيفة النعمان بن ثابت بن الكوفيّ). Согласно наиболее достоверным сообщениям родился он в 80 г. по Хиджре (5 сентября 699 г., по христианскому летоисчислению) в городе Куфа в Ираке. Абу Ханифа с детства учил Коран наизусть и был глубоко верующим человеком, выросшим в религиозной семье, где знание Корана было чем-то само собой разумеющимся. Прославился же он тем, что часто читал Коран вслух, цитируя наизусть [7, c. 10, 12].

Во многом успех Абу Ханифы на религиозно-научном поприще определил и город, в котором он рос и получил образование, поскольку Куфа, наряду с Басрой, была крупным религиозно-научным центром не только Ирака, но и всего халифата. Именно этому городу того времени предстояло стать сосредоточением оживленной научной деятельности, какой не было, по всей вероятности, в те времена ни в каком другом месте. Такие науки, как мусульманское богословие, арабская грамматика и филология получили свое начало именно в Ку́фе (араб., الكوفة‎ − Эль-Ку́фа, или Ку́фа) иБа́сре (араб., البصرة‎). В области фикха (исламского права), эти города представляли рационалистическую тенденцию в исламской науке и в этом качестве противостояли традиционалистской школе, представленной на родине ислама − в Хиджа́зе (араб., الحجاز‎) (Мекке и Медине). Школа Хиджаза была ориентирована на буквальном понимании исламских первоисточников − Корана и Сунны, не выходя за их рамки. В Ираке религиозная традиция подвергалась рациональному осмыслению со стороны факихов, благодаря которому вопросы решались, в том числе и с помощью умозрительных методов. Как правило, данное различие объясняется тем, что в Хиджазе исторически проживало много сподвижников пророка Мухаммеда − основных носителей традиции, выраженной в передаваемых из уст в уста хадисах (изречениях пророка), в то время как иракская школа мусульманской учености формировалась сравнительно далеко от родины ислама и не имела в своем арсенале такого же количества хадисов, что в итоге побудило неоднократно обращаться к умозрительным приемам [8].

К изучению исламского права, или фикха, Абу Ханифа приступил в двадцать два года, его занятия проходили в центральной куфийской мечети. На занятиях обучающиеся всецело были поглощены наукой и получением знаний, ночи напролет разбирая сложные вопросы фикха. Будущий ученый сразу же осознал, что следует учиться не у одного, а у нескольких правоведов, что поможет изучить многие аспекты фикха с разных сторон, избрав лучшего из факихов, который бы позволил завершить его образование и чьи советы были бы для него предпочтительны. Таким наставником стал один из выдающихся ученых того времени Хаммад ибн Аби Сулайман (араб., حماد بن ابي سليمان), у которого было много учеников, но самым талантливым из них оказался Абу Ханифа, ставший достойной сменой своему наставнику после его смерти (120 г., по Хиджре, 738 г., по христианскому летоисчислению). Абу Ханифа занял место в одной из мечетей города Куфа, где разбирал сложные юридические дела и выносил решения по многим важным правовым вопросам того времени. Именно в этот период особенно ярко проявились его блестящие дарования и определены правовые нормы, составившие основу ханафитского мазхаба как одной из мусульманских правовых школ [7, c. 15 – 17].

Особенностью этой школы является то, что Коран принимается как источник права целиком и безоговорочно; Сунна принимается как независимый источник, но только после тщательного отбора хадисов; иджма́ (араб., إجماع ‒ согласованное мнение), унаследованное от предшественников, учитывается только в том случае, если оно исходит от тех же людей, которые считаются передатчиками достоверных хадисов. Однако при исследовании новых вопросов принимается иджма всякой другой группы авторитетных лиц и таким образом создается возможность возникновения региональных иджма. Кия́с (араб., قياس ‒ суждение по аналогии) может строиться на любом достоверном материале и не всегда в порядке его авторитетности, но обязательно с глубоким логическим обоснованием. Как метод, с помощью которого может быть исправлено решение на основании кияса, если таковое ведет к вредному или абсурдному результату, применяется истихса́н (араб., استحسان ‒ предпочтительное решение). Мазхаб Абу Ханифы допускает широкое применение обычного права урф (араб., عرف ‒ один из источников исламского права, представляющий собой традиционно распространённые в исламском обществе мнения) как вспомогательного, но независимого источника права, что позволяет упрощать деловые отношения, вступать в деловые и бытовые контакты с иноверцами, получать значительные послабления в быту [5, с. 274].

Средневековый мусульманский учёный-историк, хафиз Хатиб аль-Багдади (араб., الخطيب البغدادي, 1002 – 1071 гг.) в сочинении «История Багдада» приводил слова самого имама Абу Ханифы: «Я даю предписания на основании Книги Аллаха. Если я чего-то не обнаруживаю, то обращаюсь к Сунне пророка. Если же я не обнаруживаю доказательной основы для правового предписания и там, то я обращаюсь к высказываниям сподвижников пророка. Делая это, я не выхожу за пределы того, что ими сказано. Причем я не ставлю между ними (сподвижниками) различий » [6].

К особым наставникам Абу Ханифы многие ученые-исламоведы относят представителей рода пророка Мухаммеда. Во время своих поездок в Хиджаз Абу Ханифа встречался с несколькими из них. В Медине он виделся с Мухаммадом ибн Зайн-аль-Абидином (араб., محمد بن زين العابدين), которого за его глубокие познания называли аль-Бакыр (араб., الباقر) − вскрывающий. В то время он уже предстает как знаменитый факих, который прославился своими рациональными методами в праве, хотя самостоятельным факихом Абу Ханифа стал только в 40 лет. Следует отметить, что его жизнь была достаточно богата на встречи с выдающимися современниками, у многих из которых он черпал знания. В его биографиях часто упоминаются те ученые, которых следует считать его учителями, такие как Амир ибн Шурахбиль (араб., امير بن شورخبيل), Шааби Куфи (араб., شابي كوفي), Зияд ибн Илака (араб., ذايد بن ايلاك), Ади ибн Сабит (араб., عدي بن ثابت), Катада Басри (араб., كتاد بصري), Мухаммад ибн Мункадир Мадни (араб., محمد بن مونكادير مادين), Симак ибн Харб (араб., سيماك بن خابر), Кайс ибн Муслим Куфи (араб., قيس بن مسلم الكوفي), Мансур ибн Умар (араб., منصور بن عمر) и многие другие, которые являлись одними из самых выдающихся ученых своей эпохи и внесли немалый вклад в развитие религиозно-правовой мысли будущего знаменитого факиха Абу Ханифы [8].

Следует отметить, что имам Абу Ханифа за свою жизнь разобрал множество сложных и запутанных дел, вынес большое количество остроумных решений. Абу Ханифа записывал и изучал очень много вопросов по фикху, однако не все его сочинения дошли до нас, несмотря на это Абу Ханифа оставил после себя немало книг: «Китаб-уль-Асар» (араб., كتاب العصر) − книга, созданная на основе семидесяти тысяч хадисов; «Аль-Фикх аль-Акбар» (араб., الكامه بن مرتاد) − важный фикх (труд по исламскому праву); «Китабуль Рад аляль Кадирия» (араб., كتاب الرد على القادرية) − ответ кадаритам (араб., قدرية − сторонники концепции об абсолютной свободе воли человека); «Алим-уаль-мутааллим» (араб., عليم الموتاليم) − наука и ее изучение; «Рисаля» (араб., رساله) − трактат, научный труд; «Джамиуль Масанид» (араб., جمل مسند) − научный труд, включающий в себя 118 хадисов из раздела молитв; «Аль-Уасия» (араб., الوصية) − «завещание» и др. Многие мусульманские учёные полагают, что труды Абу Ханифы также отражены в книгах, написанных его учениками, такими как Абу Юсуф (араб.,بو يوسف) 112 – 183 гг., по Хиджре; 730 – 799 гг., по христианскому летоисчислению) и Мухаммад Шайбани (араб., محمد شعبان, ум., в 189 г., по Хиджре; 805 г., по христианскому летоисчислению).

У Абу Ханифы было много учеников и последователей, которые классифицировали и записывали его решения по самым различным вопросам, а также переданные от Абу Ханифы хадисы пророка Мухаммеда, например, Ибрахим бин Тахман, учёный Хорасана; Асад бин Амру аль Баджили; Исмаил бин Яхья Сайрафи; Хасан аль Каззаз; Хафс бин Абдурахман аль-Кади, его сын Хаммад; Дауд Ттаи; Зуфар бин Хузейль; Саад бин Сильт; Сулейман бин Амру аль-Нахаи; Абдуллах бин аль-Мубарак; Мухаммад бин Хасан Шайбани; Яхья бин Аюб Мисри; Кади Абу Юсуф и десятки других учеников и современников. Количество учеников Абу Ханифы – имамов, записавших его труды в ханафитском мазхабе, – достигает 40 человек, а учёный Абуль Муайяд Мухаммад бин Махмуд Ховарезми (араб., أبو المؤيد محمد بن محمود خوارزمي) собрал все переданные от Абу Ханифы хадисы в одном сборнике, достигшем 800 страниц, который был издан в Египте в 1326 г. по Хиджре (1908 г., по христианскому летоисчислению) [4]. Впоследствии этому благородному делу посвящали себя не только те, кто был лично знаком с Абу Ханифой, но и те, кто уже не застал его в живых. Все они систематизировали и упорядочивали суждения ученого, которые составили основу особого ханафитского мазхаба [7, с. 28].

Сегодня ханафитский толк является традиционным мазхабом для большей части мусульман Российской Федерации, стран СНГ, Сирии, Египта, Северной Африки, не говоря уже о Хиджазе и Ираке, и до сих пор многие правовые вопросы, связанные с бытом, решаются согласно этому мазхабу, который в свое время стал в Османской империи основой всего законодательства [1, c. 3].

В настоящее время в соответствии с политической обстановкой ислам испытывает сильное религиозно-психологическое давление со стороны целого ряда влиятельных политических центров, ведущих войну за обладание «черным золотом» − нефтью. С таких позиций в СМИ конструируется образ ислама как воинствующей и агрессивной религии. Исторически данная религия возникла и распространила свое влияние на географических территориях, богатый нефтью, что часто порождало политическое давление на эти страны, в ответ на которое появлялись радикальные движения, готовые на совершение террористических актов и военных действий. Эти движения используют «психологическую промывку мозгов», особенно среди молодежи, выявляя и привлекая религиозных фанатиков с неустойчивой психикой и сознанием, поддающимся пропаганде. Религиозная неграмотность многих верующих дает возможность манипулировать ими с помощью разного рода вербально-психологических воздействий, особенно с помощью таких терминов как «джиха́д» (араб., الجهاد‎ − усердие на пути Аллаха) и «газава́т» (араб., غزوات − вторжение, нашествие, набег, внезапное нападение, налет), которые неправильно трактуются со стороны руководителей маргинальных сект и некоторых религиозных деятелей, преследующих политические и иные цели, тем самым используя религию как средство духовно-психологического влияния [3, с. 144 – 145]. Поэтому очень важно всегда и во все времена стремиться получать истинные знания, обучаться у грамотного религиозного деятеля, для которого религия не является оружием экстремизма. Именно таким ученым был имам Абу Ханифа, учение которого играло и продолжает играть важную роль в деле распространения идей гуманизма и веротерпимости. Ханафитский мазхаб приобрел достаточно широкую популярность благодаря своей толерантности и уважительному отношению к свободе мысли, свободе слова, благодаря своей рациональности, а также благодаря тому, что это учение бережно относится к региональным традициям народов, исповедующих ислам. Одна из самых главных отличительных черт ханафитского учения, как в целом и всего ислама, – это человеколюбие [1, c. 3].

В мусульманском мире Абу Ханифа как суннитский ученый религиозно-правовой мысли ислама занимает особое место среди остальных мусульманских факихов, являясь крупнейшей фигурой в истории классической религиозно-правовой мысли ислама, чье наследие самым действенным образом актуально для мусульман и сегодня. Последователи его школы ханафитского мазхаба встречаются на всех континентах земного шара и исчисляются сотнями миллионов. С именем Абу-Ханифы знакомы и представители иных конфессий и мировоззрений, ведь оно стало достоянием общемировой правовой культуры [8].

 

Литература

1. Абдальхамид М. Т. Ханафитский фикх. Т. 1 / пер. с араб. А. Нирша; под общ. ред. Д. В. Мухетдинова. М.: Изд. дом «НУР», 2013. 366 с.

2. Абдуллаева С. Ш. Ислам и наука // Вестник ВлГУ. Социальные и гуманитарные науки / Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. 2017. № 2 (14). С. 85 – 90.

3. Абдуллаева С. Ш. Религиозно-психологическое воздействие на верующих через понятие «джихад» в исламе // Вестник ВлГУ. Педагогические и психологические науки / Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. 2016. № 25 (44). С. 143 – 150.

4. Имам Абу Ханифа. Биографии ученых, история [Электронный ресурс]. URL: https://islamcivil.ru/imam-abu-xanifa/ (дата обращения: 08.03.2019).

5. Ислам: энцикл. слов. / Г. В. Милославский [и др.]. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. 340 с.

6. Ислам: энцикл. слов // Академик: [сайт]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/islam/848/%D0%A5%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 (дата обращения: 09.03.2019).

7. Мухаммад Али ал-Кутб. Основатели четырех мазхабов: пер. с араб. СПб.: ДИЛЯ, 2013. 84 c.

8. Рустам Батыр. Жизнь и наследие Абу-Ханифы [Электронный ресурс]. URL: https://darulfikr.ru/node/5463 (дата обращения: 20.03.2019).

9. Санаи М. Мусульманское право и политика. М.: ИФРАН, 2004. 96 с.

10. Смирнов А. В. История арабо-мусульманской философии. М.: Академический Проект, 2013. 225 с.

 

S. Sh. Abdullayeva

THE ROLE OF TEACHING OF IMAM ABU HANIFA IN SPREADING OF THE IDEAS OF HUMANISM AND TOLERANCE

The author tells in the article about the famous Muslim scientist Abu Hanifa. His teaching played an important role in spreading of the ideas of humanity and tolerance. Abu Hanifa made a great contribution to the development of religious legal thought of Islam, later established one of the largest schools of Muslim world – the Hanafi mazhab. The Abu Hanifa’s name is familiar to the followers of other faiths and ideologies, his name became the heritage of the global legal culture. The study was performed out within the framework of RFFI grant (project № 18311-00269/18).

Keywords: religion, humanism, science, scientist, faqih, Islamic law, fiqh, mazhab, religion-school of law, hadiths.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

 

АБДУЛЛАЕВА Сабина Шихсеидовна – преподаватель Колледжа инновационных технологий и предпринимательства Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, аспирант третьего курса кафедры философии и религиоведения ВлГУ, профиль «Философия и религиоведение»

 

amirseiidova.sabina@yandex.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: