17.04
Группа 4
Всеобщая история
Тема:
Особенности развития государств Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами.
Цель:
Образовательная:
· Систематизировать и углубить знания об историческом развитии стран Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами;
· Подробно рассмотреть причины подъема антиколониальных движений в этих странах.
Развивающая:
· развивать мыслительные навыки: формулировать понятие, выделять существенные признаки; анализировать исторические события;
· отрабатывать навыки работы с текстом учебника, грамотной устной речи;
· формировать логичность мышления, развитие навыков коллективной деятельности (ответственность), формирование способности высказывать и отстаивать свою точку зрения (самостоятельность).
Воспитывающая:
· подвести школьников к осознанию необходимости овладевать умениями поведения и общения на принципах уважения культур, толерантности и диалога.
Тип урока: комбинированный.
- Большинство стран Азии и Африки в начале 20 века продолжали существовать в статусе колоний индустриальных государств. Метрополии, невзирая на капиталистическую эпоху, продолжали эксплуатировать колониальные земли классическими феодальными методами: насильственный вывоз драгоценных металлов, создание системы работорговли, высокое натуральное и денежной налогообложение. О каких странах мы будем сегодня говорить? (ответы учащихся)
- Тема нашего урока: «Особенности развития государств Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами» И сегодня попытаемся вместе определить, как менялась экономическая, политическая и социальная жизнь в этих странах во времена перемен после окончания Первой мировой войны и до начала Второй.
|
План изучения темы:
1. Первая мировая война и страны Азии, Африки.
2.Страны Азии: Япония, Китай, Индия, Турция.
3.Страны Африки и Латинская Америка.
- После Первой мировой войны произошел территориальный передел мира. Побежденная Германия лишилась своих колониальных владений. В 1918 г. великие державы декларативно провозгласили право народов на самоопределение. Для его реализации была создана мандатная система управления колониями. Ее предложили Англия и Франция с целью узаконить захваченные ими германские колонии в Африке, Азии, на Тихом океане и владения Османской империи на Ближнем Востоке.
В конечном итоге положение колоний после Первой мировой войны мало изменилось. Колониальные страны навязывали народам модель развития, нарушавшую местные исторические традиции, но политическое и экономическое положение метрополий после войны стало сложным. Поэтому еще во время войны колонии почувствовали ослабление колониального гнета, т.к. метрополии были заняты боевыми действиями друг с другом и, к порабощенным, пришло понимание того, что против колонизаторов можно воевать.
Не последнюю роль в возрастании национального сопротивления сыграли СССР и Коминтерн. Россия (позже СССР) оказывала антиколониальному движению дипломатическую поддержку, а порой помогала деньгами и оружием (Китаю, Турции, Монголии). Под влиянием Октябрьской революции во многих странах Азии и Африки появились коммунистические партии и группы. Коммунисты считали восточные страны созревшими для социализма, поэтому выступали за проведение социалистической революции и установление диктатуры пролетариата.
|
-Мировой экономический кризис охватил какие страны и когда? (1929 -1933 США, Европа)
- Одной из причин кризиса стало перепроизводство. Повлияв на метрополии, кризис не мог обойти и колонии. Т.к. произошло свертывание мировой торговли, то это привело к росту недовольства торговцев, а значит и национального рабочего класса и крестьянства. А результатом стало активизация национально-освободительного движения. Национальная буржуазия была недовольна засильем иностранного капитала, который тормозил развитие национальных экономик. Крестьяне и ремесленники были недовольны высокими налогами и рыночной экономикой, которая ассоциировалась у них с колонизаторами. Интеллигенция видела в колонизаторах главного виновника отсталости и ограбления.
Национально-освободительное движение выступало за:
1.Продолжение модернизации и создание сильных процветающих государств.
2. Использование религиозных идей. Так, Гандизм опирался на свойственные индуизму традиции терпимости и ненасилия. Суньятсенизм использовал конфуцианские идеи государства-покровителя. Исламский национализм призывал к восстановлению демократических идей ислама. И только кемализм носил светский характер.
3. Совмещение интересов буржуазии и простых людей и даже звучал призыв к социальной гармонии, к опеке богатых над бедными.
Формы борьбы за реализацию этих идей:
Индия – ненасильственная борьба (сатьяграха);
Китай и Турция – вооруженная борьба;
|
Египет, Индонезия – сочетание пропаганды и вооруженной борьбы.
Кроме национальных партий, в Азии и Африке были созданы коммунистические и профашистские организации. Компартии одержали победу только в Китае, так как партия требовала диктатуры пролетариата (малочислен и слаб) и отказа от религии. Профашистские организации: «Молодой Египет», «Стражи бычьей упряжки».
2. Работа над вторым и третьим пунктами плана проходит самостоятельно. Учащиеся изучают материал, составляют сложный план ответа, который поможет в воспроизведении текста. Работа с учебником по вариантам.
Домашнее задание
1. На основе текста учебника составить конспект:
Япония – стр.89- 91;
Китай – стр. 91 – 93;
Индия – стр. 93 – 94;
Турция – стр. 94 – 95;
Страны Африки – стр. 95 – 96;
Латинская Америка – стр. 96 – 97.
Параграф 9
Срок с 17.04 до 24.04