Тренинг «Эффективная самопрезентация» (тренерская работа, основные выводы).




Самопрезентация – инструмент, используя который каждый человек сможет добиться значительных успехов. Освоение навыков самопрезентации – это путь к саморазвитию. Совершенствуя свой стиль общения, установления контакта, проявляющийся в осанке, мимике и жестах, манере говорить, человек создаст свой уникальный имидж. А он позволит каждому добиваться поставленных целей легко и играючи.

Однако процесс усвоения навыков потребует личного вклада. Это работа на внешнем и на внутреннем уровне, направленная на осознание своих зон роста и ресурсов, способствующих будущей успешности. Самое главное – вера в себя и свои способности. Тогда открывается путь к собственным изменениям!

Введение.

Мы начинаем с самопрезентации. Именно поэтому я – тренер, рассказываю о себе. И участники тоже, называя свое имя, указывают две характеристики их яркости и неповторимости.

На первом тренинге участников 12 человек. В основном это девушки и двое юношей, которые чувствуют себя несколько неловко. Получив инструкцию, многие сталкиваются с проблемой назвать два положительных качества, описывающих их самих. Наша культура скорее поощряет самоуничижение, чем успешность. Поэтому тренер помогает участникам придумать характеристики, указывая на наличие этого факта.

«Тренер (далее Т): Почему тебе так сложно говорить о себе?

Катя (девушка участница 20 лет): Я к этому не привыкла. Родители часто говорили, что выделяться не надо. Надо быть как все. Да и в жизни о себе говоришь редко, чаще про других.

Т: А если взять желаемый образ. Какой бы Катей ты хотела быть? Опиши!

Катя: Красочной, красивой.

Т: Спасибо!»

Уже благодаря разминке, появилась возможность обозначить поле, которое обычно упускается при освоении навыков. И это поле наших страхов быть неуспешным, неудачливым.

Цель упражнения заключалась в том, чтобы снять первичное напряжение между участниками, а также всем познакомиться. Что и удалось, благодаря второй части, когда участники должны вспомнить и назвать качества любого другого участника.

На втором и третьем тренинге. Где участников было по 7 человек. Проблемы возникали аналогичные. Только группа, где было больше юношей (шесть из семи), делала все по-своему, игнорируя инструкцию и слова тренера. А чисто женская группа третьего тренинга (тренинга корпоративного) впадала в ступор после представления первой характеристики. И все остальные участницы бросались на помощь.

Т.о., была выявлена первая причина неуспешности в самопрезентации – неумение преподносить себя, говорить о себе.

Из наблюдений за группами, я заметила, что в смешанной группе девушки следуют инструкциям более четко, подтягивая юношей. А юноши чаше выступают лидерами в упражнениях. В однополых группах в этом смысле есть заметные перекосы в одну или в другую сторону. Следовательно, стиль ведения тренинга в таких группах должен быть различен по манере подачи материала, по способам управления группой.

«Т: Пожалуйста, рассчитайтесь на первый – второй. Первые номера направо, вторые налево. А сейчас ваша задача дать определение самопрезентации. На это у вас 3 минуты. Постарайтесь дать наиболее полное определение».

Работа в группе уже предполагает коммуникацию между людьми. Выявляет лидерство, особенно, если участники не были до этого знакомы.

Интересное замечание, что если работает чисто мужская группа, то при выявлении явного лидера остальные участники отказываются работать. На мой вопрос, все ли у них готово. Ответ был прост: «Мы выявили общие закономерности, зачем идти дальше!» При этом отвечал именно лидер, остальные сидели молча. Для того чтобы вовлечь остальных участников, я предложила каждому высказаться прямо здесь и сейчас. И предложила начать одному из участников, назвав его по имени. Это вызвало легкое недоумение, но и активизировало его на работу. Остальные участники группы тут же включились в процесс.

В этом случае примером была женская группа, которая четко следовала инструкции, подтягивая своим примером менее активных участников. В смешанных группах активнее были юноши, девушки же обрабатывали их идеи и структурировали примеры для составления общего определения. При этом лидерами выступали именно девушки.

Т.о., получается, что на самопрезентацию и на установление контакта очень сильно влияет и межполовое взаимодействие. Поэтому при создании скрипта тренинга стоит учитывать и этот фактор. Особенно, если в мужской группе только одна девушка.

Основные выводы, которые были сделаны. В самопрезентации должно быть три фактора. Тот, кто самопрезентует, то, что презентует (цель), и тот, для кого осуществляется самопрезентация. Получается, что в самопрезентации перед тем, как начать достигать своей цели необходимо установить контакт

Следующий вопрос на первом тренинге был, когда мы используем самопрезентацию. Так как он показался довольно простым, то в последующем я заменила его на вопрос, зачем, с какой целью мы используем самопрезентацию. Это нововведение было связано и с тем фактом, что про цель самопрезентации многие забывали, считая ее уже входящий в сам акт. А не связывая цель с предпосылкой, причиной самопрезентации. Сама же я руководствовалась так же и тем, что задействуя внутренний пласт, в дальнейшем будет легче выйти на причины, мешающие быть успешным в самопрезентации.

Интересно, что вопрос о цели поставил многих в тупик. И участники снова начинали говорить о когда, а не о зачем. Я могу предположить, что связано это было с тем, что для большинства цель отождествляется с тем, для чего я делаю, а не с причиной, почему. Именно этот фактор и повлиял на иной исход упражнения. Что же является мотивом для самопрезентации? Вот, что прозвучало: желание добиться цели, желание произвести впечатление на других, желание быть лучше, чем есть на самом деле, желание выделиться.

«Т: Спасибо! А теперь давайте вернемся в общий круг. Сейчас я попрошу каждого из вас высказаться. Зачем вам нужна самопрезентация? Что вы хотите получить от тренинга? Какие ваши цели на этот день?»

Можно выделить три группы мотивов самих участников:

1. Решить собственные проблемы (связанные с первым контактом, с коммуникацией, с собственной робостью).

2. Отшлифовать навыки. Делать это не просто хорошо, а виртуозно!

3. Научиться самопрезентоваться правильно.

В первом тренинге группа говорила в основном о необходимости решения своих собственных проблем, связанных с самопрезентацией. Участники второго тренинга указывали все три мотива. Участницы третьего говорили о мотивах второй и третьей группы.

После сбора ожиданий, я рассказывала о самопрезентации, о ее структуре, о том, что мы учимся делать еще в детстве, что мы используем неосознанно. Во второй раз, я решила подключить группу и попросила ее набросать спонтанно список того, что может помочь, а что помешать успешной самопрезентации.

Вот что получилось:

"+" "-"
благоприятная обстановка не слышу и не слушаю
я позитивный (настрой) не хочу делать, а надо
четко знаю, что хочу агрессия
Уверенность невнятная речь
подстройка под другого не ориентируюсь в ситуации
Манипуляция неуверенность
сбор информации не знаю, чего хочу
замотивированность моя и другого Зажатость телесная
Настойчивость Закрытость эмоциональная
быстрота реакции плохое самочувствие
внешность моя и собеседника (имидж)  

В итоге сформировался образ успешного в самопрезентации человека. Он знает, чего хочет, и действительно хочет именно этого. Он манипулятор, который пользуется своей внешностью, легко подстраивается под другого. Быстр и настойчив. Уверен в себе. Оптимист.

Зачем нужен образ успешного человека. Этот образ задает модель, картинку, на которую ориентируются участники. Он же дает возможность обращаться к тем факторам, которые выпадают из этого образа. А следовательно работать с причинами.

В первый раз упражнения «рукопожатие» не было. Я как тренер ввела его уже на втором тренинге. Причина – акцент на отработку навыков согласно выведенному образу успешного человека. Цель – закрепление навыков, выявление моделей поведения, которые мешают быть успешными.

В первый раз группа сразу же пошла на работу с причинами, поэтому упражнение «Рукопожатие» для них было не актуально.

Задание для упражнения – пожать как можно большему количеству человек руки. Потом сбор обратной связи. Как чувствовали себя участники, когда им пожимали руку. Насколько успешен был контакт. Что помогало, что мешало при установлении контакта таким образом.

«Иван: Я сконцентрировался на цели. Пожать как можно больше рук. И совсем забыл про контакт. Зато уверен, что руки всем пожал (улыбается).

Т: Т.е. для тебя важен количественный, а не качественный показатель?

Иван: Получается, что так! (задумчиво). Для меня не человек важен, а цель. Для ее достижения я готов на всеL (расстроено) Но зато я в свои 22 уже многого добился!!!

Семен: А я руки жал всем. Очень сильно. Когда мне руку слабо жали, как будто подмазывались!

Люда: А мне наоборот неприятно было, когда меня как грушу трясли! Да еще в глаза не смотрели… (как будто хотела еще что-то сказать, но передумала).

Саша: Не люблю, когда у человека рука влажная. Сразу мысль появляется, что чудак не чистоплотный (смеется).

Лёва: Я так вообще в день раз сто руку жму. В деловом мире это необходимо! Бывает, что когда так слегка пожали, думаешь, что что-то с чуваком не так! Наверняка и переговоры не будут удачными!

Т: При установлении контакта очень важно учитывать настрой собеседника, с которым вы контактируете. Если вы пожмете его руку сильнее или слабее, или она будет влажной от волнения, вы произведете неблагоприятное впечатление. Оно ухудшится, если вы еще и в глаза смотреть не будете. Визуальный контакт очень важен! Таким образом, мы даем понять собеседнику, что мы его видим, что мы впускаем его в сове пространство и готовы к сотрудничеству!»

В третьем корпоративном тренинге ситуация была практически аналогичная. Еще один важный показатель – жать руку очень долго («мы трясли руки друг друга, пока нам не надоело)! Выводы, которые были сделаны участницами – стараться понять своего собеседника, не создавать дискомфортную ситуацию, даже несмотря на свое волнение.

Т.о., в этом упражнении вырисовалась модель поведения, когда я не уверен в себе, когда я не замечаю своего партнера, он для меня не важен, когда я избегаю партнера. При этом в мужской группе явно чувствовалось нежелание признавать себя вне уже привычной модели. Принять, что я делаю что-то не так, было очень тяжело.

В мужской группе участникам было очень сложно разотождествиться с образом собственной успешности. Признаться себе в том, что я могу быть разным. Во многом залипание на этом не позволило участникам продвинуться дальше. И работа велась во многом на поверхностном уровне.

Это дало мне понимание, что работать в такой группе надо также на мужской энергии, но по-другому. Не включаться в противостояние, кто лучший. А показать, что можно иначе взаимодействовать!

Следующее упражнение «Просьба» было, по сути, продолжением упражнения «Рукопожатие». Суть заключалась в том, что каждому следовало попросить как минимум 2-х участников об одолжении. Далее следовал разбор, как устанавливался первый контакт, удалось ли произвести положительное первое впечатление, что можно было изменить в поведении участника, чтобы в следующий раз он был более эффективен. Цель – отработка навыков установления контакта, создания положительного впечатления о себе, отражение привычных моделей поведения.

Основные выводы, сделанные участниками:

· просьба должна быть конкретной

· просьба должна учитывать интересы другого человека

· не стоит набрасываться на другого и напирать на него

· очень важна улыбка

· открытость при установлении контакта

· отказаться от ожиданий

· принимать сложившуюся ситуацию

· просить о том, что действительно важно

К этому моменту уровень энергии группы заметно понижался. Это было необходимо для того, чтобы далее начать более глубинную работу с собственными ограничениями. Перерыв и разминка, чтобы вход не был столь болезненным.

Упражнение «Сказочная самопрезентация» я давала только на корпоративном тренинге. Его цель была показать участникам, что, используя навыки самопрезентации и абстрагируясь от своих собственных моделей поведения, можно быть очень успешным в самопрезентации.

Задание заключалось в том, что каждый получивший бумажку с персонажем, должен был устроить самопрезентацию от его имени, выбрав при этом отдел и должность, на которую персонаж претендует. Остальные участники из хода самопрезентации должны были угадать, что же это за персонаж.

Скорее это упражнение касалось ресурсов, которые позволяют быть более успешным в самопрезентации, таких как спонтанность, креативность. В случае корпоративного тренинга это создало такой энергетический подъем, что для многих участников потом было очень сложно переключиться и работать с собственными ограничениями.

В последующих тренингах это упражнение я давала в конце программы, предъявляя участникам факт наличия у них этих ресурсов.

«Т: Давайте обсудим, что вы заметили в ходе выполнения данного упражнения. Легко ли было выбирать должности и службы для персонажей, легко ли было их представлять?

Люда: Ой! Я такое удовольствие получила. Мне когда Баба Яга попалась, я даже не знала, что с ней делать, ну вот куда ее? А потом подумала, что она же может и не злой быть. Вот тогда получилось всеJ Это ж надо как здорово! И персонажи легко угадать!

Т: Что ты для себя поняла из этого упражнения?

Люда: Что если знаешь, о чем говоришь и как, то все получается легко!

Катя: А для меня это упражнение на креативность было! Мое качество креативная и персонаж креативный попался, - царевна лягушка! Я сразу поняла, что делать буду. И теперь я всегда буду креативность свою задействовать, она такая полезная, оказывается!

Инна: У меня был серый волк. Узнаваемый персонаж. Я сначала думала его отправить туда, где никто не догадается. А потом решила, что надо быть проще. И в жизни у меня так, сначала усложняю все, чтобы было интереснее. А когда все проще, то даже лучше получается.

Юля: Мне очень понравилось упражнение. Я была Кощеем. Сначала думала, что он директор, а потом его на склад водителем погрузчика отправила. Он же не ест, будет работать больше! Каждый должен быть на своем месте, где пользы больше приносит. Я вот поняла, что логистика мне нравится, и это здорово. Я знаю, что делаю! И говорить об этом сразу просто!

Т: Получается, что когда мы вроде должны соединить несоединимое, то рождается новый красивый образ. И создать его помогают те качества, которые вы можете использовать и в своей самопрезентации. Главное быть естественным и не переигрывать. Ведь во многом самопрезентация это игра, в которой мы играем самих себя».

Упражнение «Карусель». Задание участникам, внешний круг должен замотивировать на выполнение просьбы внутренний круг. Потом оценка степени мотивации внешним кругом чего удалось добиться и оценка своей степени замотивированности внутренним кругом внешнего. Соотнесение оценок, сбор обратной связи. Работа внутреннего круга на освоение навыков активного слушания.

Цель – выявить причины, мешающие участнику быть эффективным в самопрезентации. Через получение обратной связи изменение текущей модели поведения.

Все три группы участников работали на разном уровне. Первая группа работала очень глубоко. Вторая и третья более по поверхности. Но каждый участник что-то вынес для себя из этого упражнения.

Наташа: «Очень сложно было придумать цель, а потом еще и транслировать собеседнику. В итоге я сосредоточилась на себе и забыла о партнере. Мне было важно что-то говорить. Я поняла, что мне всегда нужны четкие инструкции. Без них я не могу поверить в то, что все реально. И еще то, что я в себе. Мне теперь нужно учиться расслабляться и замечать другого.

Ксюша: А мне чуть обидно, что я не смогла уговорить Катю. Я выбрала не ту тему для разговора. Но продолжала говорить, потому что надо было время не вышло. И все о том же!

Т: А ты спросила у собеседника, интересна ли ему тема?

Ксюша: Нет! Я должна была ее поменять.

Т: А почему не спросила?

Ксюша: Он бы все равно не ответил.

Т: И что бы ты чувствовала?

Ксюша: Что мне очень обидно!!! Ведь это я виновата, что начала говорить о том, что ему не интересно!

Т: Эта тема была тебе интересна?

Ксюша: Да! Но она не была интересна партнеру.

Т: А почему ты при всем при этом игнорируешь себя, обвиняя? Что ты виновата, что говорила не о том, что другому интересно. При этом рассказывала, что интересно тебе.

Ксюша (после паузы): Я очень часто так в жизни поступаю. Думаю о других. Забываю себя. Я и с незнакомыми людьми не общаюсь, только если компания большая тех, кого знаю. Тогда я чувствую поддержку. Мне даже лучше быть одной. Мне страшно, что меня проигнорируют и бросят.

Т: А если сказать о своих чувствах.

Ксюша: Тяжело. Надо попробовать будет. Спасибо!

Т: Скажи сейчас.

Ксюша: Мне очень обидно, что ты меня не слушаешь…

Ира: А я поняла, что у меня есть страх мужчин. Я не могу с ними общаться. Лучше сама сделаю. Поэтому и упражнение не удалось. Я скорее себя уговаривала уговаривать.

Т: Надо же было вдохновить?!

Ира: Я даже услышала уговорить! Вот это да! Чудеса!

Марина: А я подстраивалась под партнера, выявляя, что же ему будет интересна. Нашла. Убедила. Обрадовалась, что выиграла. И поняла, что мне был важен процесс соревновательности с другими. И мне был не важен партнер, потому что я достигала своих целей. И по сути его бросила.

В целом, выводы были связаны с тем, что мешает устанавливать контакт, мешает открыто общаться, показывать себя такими, какие мы есть.

После второго тренинга, когда я заметила, что участники не готовы идти глубже, я стала задавать больше вопросов. На мой взгляд, самым уместным было работать в режиме коучинга, практически один на один с участником. Но в результате, третья группа не была готова иди глубоко. Очень много защит, которые не так сложно преодолеть, особенно если участник не хочет. Как тренер я поняла, что цель упражнения не всегда может быть достигнута так, как я того ожидаю.

Не всем легко и комфортно сталкиваться с той частью себя, которую не принимаем по большому счету. И такое зеркало, которым для нас выступает собеседник, не всеми принимается легко. И вот именно такая сложность принятия себя возникла в двух группах. Интересно, что и в той и в другой было по участнику, которые были готовы работать очень глубоко. И цель их была в том, что понять, что им мешает, а не как сделать еще лучше. И обратная связь, которую они давали, была именно о работе с собой.

Я это связываю с тем, что эти участники, назовем их Маша и Артем, уже задумывались о себе, в попытках понять и прояснить, что их ограничивает в жизни. И это уже дало им возможность даже в условиях поверхностной работы группы идти дальше.

Что было увидено в качестве ограничивающих моделей:

1. не внимание к собеседнику (Петр: До этого, я и не понимал, что просто не вижу партнера. Шел к своей цели на пролом. Снося все на пути. А сейчас понимаю, что собеседник очень важен». Он же: «То, что я говорил, про невнимание к собеседнику, связано с моей неуверенности в себе. Я так хочу скрыть ее от себя, что перемешаю всю активность на внешние факторы».)

2. узость горизонтов видения (Артем: «Я делаю то, что мне говорят. Есть задание, вот им и руководствуюсь. А сам-то хочу другого. Я хочу партнера найти. Почему я этого не сделал. Потому что мои горизонты очень узкие. Я не позволяю себе видеть больше, чем вижу сейчас!». Анна: «Я всегда знаю, чего хочу, и выбираю, как мне кажется, самый правильный путь. Но не всегда добиваюсь результатов. Я поняла, что мне нужно шире смотреть. Иногда ответ в самом собеседнике. Это же так просто. И не нужно сложностей!»)

3. отсутствие собственной мотивации (Семен: «Если я не хочу что-то делать, а надо. То мой пыл угасает. Я пытаюсь сам поверить. И других обмануть. А не получается. Почему не делаю, что сам хочу? Не верю, что у меня получится. Думаю, что это обман».)

4. неуверенность в себе (Марианна: Я боюсь проявляться, боюсь быть самой собой. Этот страх связан с тем, что я очень боюсь быть отвергнутой, поэтому мне легче подстраиваться под других, чем быть искренней с самой собой».)

5. страх осуждения, критики со стороны других людей (Карина: «Я очень боюсь выступать публично. Даже самой знакомиться мне тяжело. Мне все время кажется, что меня осудят, что подумают обо мне как-то не так. И я тогда буду совсем отвергнута. Поэтому я стараюсь как можно реже быть в центре внимания. Даже на экзаменах мне трудно, если больше одного преподавателя. Я в такие моменты теряюсь и впадаю в ступор)

Примечание: Карина отказалась рассказывать на тренинге по себя, применив правило «стоп». Я даже немного растерялась, думая, что делать, как побудить ее работать. Тогда мы вместе выработали компромисс, что ее собеседник будет задавать ей вопросы. А она в своем темпе отвечать, желательно искренне. И это помогло ей раскрепоститься. И увидеть свой страх, который ее тормозит.

6. страх провала, не успешности (Лева: Это как же меня не примут? Я такой успешный, а могу ляпнуть что-то не то. И это подгоняет меня говорить как можно быстрее. Ради этого я даже отказался от своей спонтанности в проявлении чувств. Ведь в бизнесе это не примут»)

7. не внимание к себе, к своим желаниям, целям (Маша: «Я вроде себя и не вижу никогда. Стараюсь под других подстроиться или просто думать, что мне это не надо. А сейчас увидела, что я собеседнику интересна. И стала задумываться, чего же я сама хочу. Поняла, что хочу работу, которая была бы оплачиваемой. Я же со своими знаниями кое-что стою!»)

8. непринятие отказа (Наташа: Я всегда говорю то, что хочет услышать другой. Смотрю на него и предполагаю, что это может быть. А вот поняла, что я боюсь, что мне откажут. И тогда я останусь одна. И тогда обо мне подумают, вот не смогла. Не сумела».)

9. отсутствие четкого понимания, что хочу донести (Инна: «Если у меня самой нет структуры, что говорить и зачем, я начинаю сбиваться. И потом просто все бросаю на пол пути. Расстраиваюсь очень, а возвращаться боюсь. Вдруг снова не получится. Вот и маюсь!»

10. страх неудачи

11. страх потери контроля (Саша: «Когда меня просто молча слушают, мне кажется, что человек думает про меня черт знает что. И это меня напрягает. Расслабиться не могу».)

12. стремление к постоянным оправданиям (Лева: «Я видел, как работают другие. Я вижу, что не правильно. Нет, я не говорю, что они не правы, я не критикую. Но это же так элементарно. Надо просто понять, как надо делать.»)

13. скромность, стеснительность (Дима: «Мне очень мешает моя скромность при установлении контакта. Я с ней пытался бороться, потом понял, что мне она даже помогает. Но все равно понимаю, что без нее, было бы гораздо проще»)

Примечание: Лева подошел ко мне в перерыве. Мы с ним заговорили о моделях поведения. Я отзеркалила ему, что его оправдания связаны с тем, что он не признает факт попадания в отрицаемую им модель поведения. Деление на черное и белое упростило его жизни. Дав ему понимание, как себя вести. Но многое остается за пределами этой модели. И именно это заставляет его постоянно оправдываться, потому что он не знает, как можно по-другому.

У многих ограничивающие модели схожи. Это страхи, неуверенность в себе. Емкость видения своих и чужих моделей дала каждому участнику возможность продвинуться к осознанности.

Марианна: «На тренинге мне было важно отследить поведение других людей. Кто как себя чувствовал в данный момент. Кто-то был безумно скован, кто-то боялся произносить «не то», кто-то был пофигистом и пр. Я через них увидела себя в разных ситуациях».

Выявление причин в разных группах происходило по-разному. Но всегда это было на уровне осознанности. Были участники, которые не хотели осознавать, что их ограничивает в жизни. И всячески старались остаться на поверхности. В таких случаях я использовала инструмент коучинга. Я задавала вопросы, работая с каждым из участников индивидуально. Интересно, что не все принимали даже собственные инсайты. Как сказал Леонид. «Да, я теперь вижу, что у меня это есть. Но ничего делать с этим не хочу. Меня все устраивает».

Очень хотелось «вылечить» всех. Но внутри меня останавливало то, что спасти не тонущих не возможно. Поэтому я отставляла в сторонку своего Спасателя и работала дальше.

Один из ярких примеров работы на поверхности. Работа Светы. До того момента, как я к ней обратилась, она общалась полушепотом со своей напарницей Элей.

«Т: Света, что ты поняла из этого упражнения?

Света: Я всегда хорошо говорила. И говорю сейчас очень профессионально. Я этим деньги зарабатываю.

Т: Удалось ли тебе замотивировать твоего напарника?

Света: Ну, да. Мы же знакомы. И я знаю, чем Элю можно подкупить.

Т: А если бы человек был незнакомый?

Света: Ну, я же хорошо говорю (начиная злиться).

Т: Как бы ты узнала, что человеку это будет действительно интересно?

Света: Спросила бы?

Т: Как бы ты узнала, что ответ искренний?

Света: Мне не нужен искренний ответ. Он если сказал да, значит, сделает.

Т: Ты часто в жизни следуешь своим желаниям, а не желаниям других людей?

Света (с явной агрессией в голосе): Я хорошо говорю. Если мне что-то нужно, я смогу побудить другого это сделать. И все!

Т: Света, из нашего разговора. Ты сказала, что если человек согласился, ты принимаешь его согласие, даже если оно не искреннее. И тебе важен результат, которого ты достигаешь.

Света: Да. Я всегда ориентируюсь на результат. И своей речью я пользуюсь как инструментом для его достижения.

Т: Спасибо!».

В результате была явно видна модель, что нацеленность на результат, не дает Свете увидеть своего собеседника. Она следует своим целям. Но участница отказалась принимать это отражение. И это был ее выбор.

Итак, в результате упражнения «Карусель» участники смогли выявить причины их не успешности в самопрезентации. Посмотреть на те ограничения, которые возникают у других участников. И сделать выводы по дальнейшей работе с ними.

Упражнение «Экспедиция» направлено на то, чтобы выявить скрытые ограничения, побывав в стрессовой ситуации собеседования. Увидеть свои жизненные модели.

То, что увидела в этом упражнении первая группа, касалось их стратегий в сфере бизнеса. Что для многих работа и деньги стоят на двух полюсах. Что чаще идешь за тем, что надо, а не за тем, что хочешь. Что манипулятивные стратегии карателя и жертвы скорее раздражают других, не давая никаких результатов для манипулятора.

Также они получили возможность поработать командно. Принимая вместе решения о принятии или непринятии участника в команду экспедиции. И умение договорить между собой, услышать других, привело к осознанию, что понимание общих целей внутри команды, дает ей возможность быть слаженной и мобильной, не подавляя никого из участников.

Упражнение проводилось только в первой группе. Когда я провела «Карусель», то увидела, что упражнение позволяет по-максимуму выявить те ограничения, которые в человеке есть. Та обратная связь, которую каждый из участников получил, дала им возможность продвинуться дальше. И уже выходить в зону осознания собственных ресурсов.

Для этого я ввела упражнение «Текучесть». Но заменила его упражнением «Пожелания» в мужской группе. Понимая, что 5 мужчин не будут взаимодействовать телесно на узком отрезке пола.

Тренерский опыт. Почему я не решилась дать упражнение. В ходе тренинга я обращала внимание на взаимодействие мужчин в группе. Очень явно была видна соревновательность между собой. Это сказывалось в позах, в том, что они держались на расстоянии друг от друга. Наличие постоянной критики, шуточки в адрес друг друга. И на мой взгляд мне не удалось раскрепостить группу настолько, чтобы она начала работать сплоченно.

В следующий раз я бы ввела больше промежуточных упражнений на установление телесного контакта. На знакомство в мини группах. И правило о критике написала бы большими буквами.

Поскольку шуточки и критика были постоянно, то мне все время приходилось возвращать к правилам. Мне же хотелось сплотить группу, установить больший уровень доверия и открытости.

Поэтому я заменила его другим. Каждый участник тянул бумажку с именем и желал своему партнеру некое позитивное напутствие.

Упражнение получилось очень живым. Многие воспряли духом, услышав о себе столько приятных слов. Это же позволило увидеть собственные ресурсы. Поверить в то, что их возможности не ограничены и все еще впереди.

Упражнение также было хорошо в плане сплоченности. Услышать о себе приятное из уст того, кого опасаешься, расслабляет. Возможно, и по этой причине эмоциональный настрой группы в конце был очень высоким.

Целью «текучести» был выход на ресурсное состояние. Возможность увидеть те зоны роста, которые стоят за ограничениями. И все же в первом и третьем тренинге чувствовалась некая скованность участников. Поскольку оно предполагает тесные телесный контакт. А многие, пожалуй, не были к этому готовы. В результате, эффект получился несколько смазанным.

Обратная связь, которую я получила в конце от участников касалась их осознаний и желанием работать с ними. Кто-то даже проваривал программу дальнейших действий.

1. осознание своих слабых и сильных сторон (Карина: «Я знаю, что коммуникабельность моя сильная черта. Мне просто установить контакт с любым человеком, но я увидела, что мне еще нужно учиться видеть и слышать другого человека, чтоб его понимать»).

2. видение возможностей дальнейшей работы с ограничениями (Иван: «Я осознал, что у меня очень узкое видение. Я вижу одно, пропуская мимо себя массу возможностей. Т.о. я сам себя ограничиваю. Я решил играть в слова. Каждый вечер буду загадывать слово и находить как минимум 5 возможностей, как можно его показать»).

3. достижение поставленных в начале тренинга целей (Яна: «Для меня важным было понять, как можно эффективно использовать самопрезентацию уже в имеющейся работе. И вот сейчас я увидела, что это дает возможность роста. И даже составила себе план, что я буду делать, чтобы продвинуться по карьерной лестнице»).

Итак, в ходе тренинга мне удалось организовать работу участников на внешнем и на внутреннем уровне. Внешний касался работы с навыками. Это первое впечатление, установление контакта, введение беседы. Внутренний уровень относился к работе с ограничениям и страхами участников.

Что касается тренерской работы, то я увидела, что есть еще огромное поле для работы. Что удалось. Удалось почувствовать энергию группы и даже управлять ею. Удалось подвести группу к целям и задачам, которые ставились в начале тренинга. Удалось предоставить возможность участникам поработать на внутреннем уровне. А так же получилось проявить гибкость при изменении упражнений. Удалось создать атмосферу, которая помогала работать.

Не получилось управлять группой и вести ее за собой. Не хватило мастерства, чтобы управлять группой на 100%. Мало было работы голосом как инструментом тренера. Были ляпы с подачей инструкций для выполнения упражнений.

Что касается гипотезы, то она частично оправдалась. Не все участники готовы к изменениям. И этот факт тормозит их на пути изменений. Поскольку путь к изменениям лежит через зону дискомфорта. С комфортом расставаться готовы не все.

Поэтому моя гипотеза и не может считаться абсолютно истинной! Возможно, что осознание данной ситуации и более осознанный подход к жизни в дальнейшем, приведет участников к изменениям.

В связи с этим гипотеза могла бы звучать так: проработка внутренних причин неудач в самопрезентации приводит к осознанию текущей модели поведения участника только в случае его внутренней готовности.


Заключение

То, что мне удалось сделать, - это выявить мотивы, которые движут людьми при самопрезентации. Основное заключение: те участники, которые открыты, которые готовы работать не только на внешнем, но и на внутреннем уровне, действительно более готовы менять модели поведения. Работа с ограничениями позволит им более осознанно подходить к самопрезентации в дальнейшем. Что сделает ее эффективной.

Осознание своих ограничений и зон роста, дает участникам уверенность в том, что у них получится самопрезентоваться без внутренних трудностей после тренинга.

Задача тренера – помочь группе преодолеть барьер отчуждения и стать открытыми не только по отношению друг к другу, но и по отношению к себе. Именно этот факт позволит работать на более глубинном уровне.

Что касается гипотезы, то она подтверждается на половину. Но многое зависит от готовности участников и от мастерства тренера, который может помочь участникам выйти к осознанию собственных границ.

Именно это и даст возможность проработать не только свои ограничения, осознать их наличие в жизни и влияние на жизнь человека. Но и пойти дальше, работать с внутренними и внешними границами. Что в дальнейшем приведет к самопрезентации уже на другом уровне, когда ее не будет определять фактор успешности или эффективности, которые являются социальной оценкой. А когда самопрезентация станет представлением человека себя как части вселенной.

Это про осознанность, открытость, доверие, истину и т.д. Основные ценности, которые незыблемы, которые не отчуждают человека от Вселенной, а соединяют с ней. Такая самопрезентация целостна сама по себе. И мне кажется работа с участниками на таком уровне, работа более глубинная, приведет к значительным результатам в их жизни.

Поэтому, моя новая цель – написание такого тренинга, где самопрезентация будет взята во вселенском масштабе!


Список литературы

1. Е.В. Михайлова Самопрезентация. Теории, исследования, тренинг. СПб, Речь, 2007

2. Кен Уилбер Никаких границ. Восточные и западные пути личностного роста. Москва, 2004

3. Ошо Близость. Доверие к себе и к другому. СПб, Весь, 2005

4. Эверетт Шостром Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. Москва. Эксмо-Пресс, 2002

5. Ульям Голви Работа как внутренняя игра. Москва, Альпина Бизнес Букс, 2005

6. Кови Семь навыков высокоэффективных людей. Москва, Альпина Бизнес Букс, 2007

7. Карл Фоппель Энергия паузы. Москва, 2005

8. Нина Хрящева Психогимнастика в тренинге. СПб, Речь, 2006

9. Ирина Шевцова Тренинг личностного роста. Санкт-Петербург, Речь, 2003

10. В.Г. Пузиков Технология ведения тренинга. Санкт-Петербург, Речь, 2006

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: